Врачебная этика происхождение и функции. Деонтология и врачебная этика

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Н.П.ПЕТРОВА

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ.

МЕДИЦИНСКАЯ ЭМБЛЕМАТИКА

Учебно-методическое пособие по истории медицины для студентов медицинских вузов 1 курса медико-диагностического факультета по специальности «Медико-диагностическое дело»

Рецензент:

К.м.н., доцент кафедры общественно-гуманитарных наук учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»

М.Е.Абраменко

Петрова Н.П.

П Медицинская этика. Медицинская эмблематика: Учебно-методическое пособие по истории медицины для студентов медицинских вузов 1 курса медико-диагностического факультета по специальности «Медико-диагностическое дело» / Н.П.Петрова ― Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет». 2010. ― с.

Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины по теме: «История медициной этики. Медицинская эмблематика». Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

© Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2010

ВВЕДЕНИЕ

«Лечи каждый день, помогай каждый час, утешай каждую минуту».

Медицинская поговорка

Профессиональная медицинская практика свидетельствует о том, что врач ежедневно решает не только клинические задачи, но сталкивается и с моральными проблемами выбора того или иного действия. Чтобы избежать ошибки, врач должен уметь принять правильное решение, что требует специального морально-этического знания.

Этика как наука помогает понять наши действия и поступки. Подобно тому, как логика помогает избежать ложных суждений, так и этика помогает осознать принципы, по которым тот или иной поступок оценивается как верный или неверный.

Знание и умение следовать выработанным медицинским сообществом этическим принципам и правилам определяет одно из оснований профессионализма врача - его нравственную культуру. Нет доктора, который не признавал бы значения для лечебного процесса нравственных взаимоотношений с пациентом. От нравственной культуры врача непосредственно зависит важнейший фактор успешного лечения, а именно: доверие больного к врачу, перед которым всегда встает вопрос, как добиться этого доверия. Медицинская этика раскрывает, что основным условием его возникновения является готовность и умение врача подчинить свои интересы интересам пациента. Это умение служит, в свою очередь, главному - задаче облегчения страдания больного.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНОЙ ЭТИКИ

Во все времена к врачам относились с почтением. Ведь люди этой профессии приходят на помощь в самые критические моменты жизни человека, начиная с появления на свет и до предсмертного часа.

С древних времен врач считался человеком, выполняющим высоко моральное дело. Например, надпись на храме Асклепия в Акрополе гласит: «…он, как Бог, должен быть одинаковым спасителем рабов, бедняков, богатых людей и наследников престола и быть для всех братом, вот какую помощь он должен оказывать». В свою очередь и к больным было также особое отношение. Ярким примером тому служит деятельность рыцарского ордена госпитальеров Святого Иоанна в Иерусалиме, основанного в конце XI века. При официальном посвящении в это братство каждый член ордена приносил древний обет: «Собратья Госпиталя должны служить нашим господам, больным, с усердием и преданностью, как если бы они были рабами своих господ».

Врачам приходится принимать решения, связанные с жизнью, здоровьем, достоинством и правами людей. Медицинская помощь не может быть полноценной, если самый высокопрофессиональный врач не обладает этическими качествами. Поэтому этика – принципы нравственности и основанные на их правила поведения, т.е. деонтология – занимает в медицине особое место.

Этика – учение о моральных нормах и правилах, определяющих взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности. Слово «этика» произошло от греческого ethos ― обычай, нрав. Термин «этика» был предложен Аристотелем (384-322 гг. до н.э.).

Медицинская этика ― совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

В профессиональной медицинской этике исходным сле­дует считать принцип гуманизма.

Гуманизм - это воззрение, рассматривающее человека как высшую цен­ность, защищающее его свободу и всестороннее развитие. Несмотря на то, что сам термин «гуманизм» возникает лишь в эпоху Возрождения, идея гуманности (человеко­любие как добродетель, как определенная нравственная ценность) формируется уже в середине первого тысяче­летия до н. э., встречается в Библии, у Гомера, в древ­неиндийских, древнекитайских, древнегреческих философ­ских источниках VI-IV вв. до н. э. В этот исторический период врачи Древней Греции давали этическое обязательство - «Клятву» Гиппократа (460-377 гг. до н. э.). Идея гуманности заложена уже в знаменитом «золотом правиле нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

У Гиппо­крата идея гуманизма имеет конкретные выражения: «В какой бы дом я ни во­шел, я войду туда для пользы больного... Я направлю режим больных к их выгоде... воздерживаясь от причине­ния всякого вреда и несправедливости...». К ярчайшим проявлениям гуманизма этики Гиппо­крата следует отнести заповеди о врачебной тайне и о без­условной ценности любой человеческой жизни.

Медицинский гуманизм в своем исходном значении утверждает человеческую жизнь в качестве высочайшей ценности, определяет ее защиту и помощь ей как основную социальную функцию медицины, которая должна выпол­нять эту свою задачу, руководствуясь научными знаниями и профессиональным мастерством.

Подтверждением этой истины явилась организация в 1981 г. движения «Врачи мира за предотвра­щение ядерной войны». В движении врачей планеты про­тив угрозы ядерной войны в широчайших исторических масштабах проявился нравственный принцип заповеди ме­дицины о ценности человеческой жизни, заповеди, являю­щейся подлинным началом профессиональной медицинской этики.

Медицинская этика требует уважать страдания чело­века, даже если речь идет о плененном враге, что отражено в Международной конвенции Красного Креста об отноше­нии к военнопленным (1929 г.).

Из истории медицины известно, что еще в 3 веке до н.э. в сочинении индийского народного эпоса «Аюрведа» («Книга жизни») нашли отражение вопросы отношения врача к больному и взаимоотношений между врачами. О личности врача здесь сказано, что он должен быть скромным в жизни и в поведении, не выставлять на показ свои знания и не подчеркивать, что другие знают меньше тебя.

Медицинская этика требует конкретности в отношениях между всеми членами коллектива, невзирая на чины и звания. Почтительное обращение к коллегам, так же как и белый цвет медицинского халата, подчеркивает чистоту и высокий смысл профессии. Особенно строго этого принципа нужно придерживаться, если общение происходит в присутствии больного. Врач в глазах пациента не должен ставить под сомнение профессионализм коллеги. Ситуацию с коллегой необходимо обсудить очно и наедине.

Уважительно врачи должны относятся к среднему и младшему медицинскому персоналу. Современная медсестра – высококвалифицированный работник, знающий и умеющий очень много. Она первый помощник врача, без которого лечебный процесс невозможен. Уважительные отношения с медсестрами особенно молодому специалисту позволяют многому научиться и избежать массы ошибок.

1. Равенство и справедливость.

2. Благо и добро.

3. Профессиональный долг.

4. Ответственность.

5. Честь, достоинство, совесть.

Равенство и справед­ливость.

Медицинская эти­ка требует видеть в больном, прежде всего больного, уста­навливая известное равенство всех людей перед лицом болезни и смерти. Нравственное чувство людей особенно чутко реагирует на неравенство распределения «медицин­ских услуг» в обществе.

Никто из медиков не вправе забывать, что в стационаре и в поли­клинике (диспансере) они всегда имеют дело с массой больных, значительная часть работы с каждым из которых (лечение каждого) осуществляется на глазах у окружаю­щих. Первый этический экзамен перед своими пациентами каждый медик сдает по предмету «ра­венство». Прием кого-то из больных в обход очереди (без медицинских на то показаний) является многократным моральным злом: проявлением неуважения ко многим людям одновременно, пренебрежением к состоянию больных, циничной, вызы­вающей демонстрацией медиками аморального поведения.

В то же время медицинская этика не может оставить без внимания и вопросы, касающиеся «этики пациента». Этичной будет такая позиция пациента, когда он с пони­манием отнесется к любому случаю справедливого нерав­ного внимания, которое врач уделяет некоторым больным в силу естественных различий течения болезней у них.

Б лаго и добро.

В медицинской практике, прежде всего, следует обра­тить внимание на такие проявления блага, как жизнь и здоровье. Улучшение состояния больно­го, случайное совпадение способствующих успеху лечения обстоятельств, неосведомленность значительной части больных относительно прогноза их заболе­вания - все это есть благо. Добро (как и зло) есть самое общее моральное понятие. Даже когда действия чело­века не увенчаются в силу каких-то внешних обстоятельств практическим успехом, сам по себе правильно сделанный им моральный выбор позволяет говорить о данном челове­ке, что он не изменил себе как человек, так как стремился сделать добро.

Благо больного - приоритетнейшая цель профессиональной деятельности врача. В медицинской практике больной в известном смысле олицетворяет категорию «бла­га», а врач (медик) - категорию «добра».

В представлении больного образцовый врач - это чело­век долга, для которого оказание помощи больному не только должностная обязанность, но подлинно моральное деяние. Истинный врач всегда преодолеет эгоистические или корыстные соблазны, которые могут затруднить выполнение им врачебного дол­га. Об этом свидетельствуют бессмертные строки «Клятвы Гиппократа»: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного...».

Верность профессио­нальному долгу требует и мудрости, и своего рода мораль­ной стойкости, моральной закаленности. В этом случае, говоря о мудрости, мы имеем в виду меру развития, зре­лости разума врача, осознания им коллективного нравственно-этического опыта коллег, а главное - способность делать разумные выводы не только из собственных успехов, но и из ошибок. Под моральной стойкостью следует понимать приобретение врачом своеобразного нравствен­но-этического опыта в преодолении различного рода иску­шений.

Категория «ответственность» . От­ветственность есть конкретная мера долга. Общепризнанным считается, что ответственность ме­диков в их деле огромна. У от­дельных людей порой складывается гипертрофированное представление об ответственности медицинских работников.

Ответственность - не­сомненно важнейшее моральное качество медика, именно сознание, чувство ответственности питает его профессиона­лизм в целом, это «гормон роста» самой его личности. Нравственная энергия профессиональной ответственности медицинского работника концентрируется затем во мно­жестве конкретных деонтологических императивов, напри­мер, таких: ни при каких обстоятельствах не нару­шать обещание, данное больному, в отношении с больными врачу запрещены антипатия, раздражения, обида, спешка, нетерпеливость, забывчивость.

Понятие профессиональ­ной ответственности в медицине имеет также юридический смысл.

Понятие «чести» отражает оценку личности обществом, а также отношение самой личности к этой оценке. Не уронить себя в глазах других людей, прежде всего своей социальной группы, профессионального окружения - внутреннее зако­нодательство каждого человека. Белый халат и шапочка как бы символизируют незапятнанность чести медицинских работников. Чувство профессиональной чести должно быть у студента-медика уже на I курсе. В профессиональном чувстве чести меди­цинских работников, как в едином сплаве, заключается и гордость за медицинский гуманизм, и сознание огромной социальной значимости медицинского труда, и вера в силу научного медицинского звания.

Получающий право врачевания, должен работать с такой ответственностью, которой требуют законы и традиции ме­дицины. Несоответствие должному профессиональному уровню недопустимо с точки зрения профессиональной чести.

Как и всякому челове­ку, врачу дорого самоуважение. Сознание профессионального достоинства не вырабатывается у сту­дента-медика сразу, оно является плодом внутрен­ней духовной работы, нравственного самовоспитания.

Профессиональное достоинство врача собирательно характеризует его нравственные качества. Самостоятельность, независимость, сво­бода нравственных решений - слагаемые личного до­стоинства человека. Сознание и чувство личного досто­инства исключает малодушие, льстивость, самоунижение и неверие в себя.

Отношения медиков с больными требуют особого так­та, соблюдения своеобразного этикета. Ог­ромное воспитательное значение имеет пример старших коллег. Целью воспитания (и самовоспитания) является выработка сознания и чувства собственного до­стоинства, которые определяют в итоге правила профессио­нального этикета врачей, медицинских сестер.

Если достоинство есть стремление личности не вступать в разлад с собой, то совесть - это стремление личности не вступать в разлад с правдой жизни

Этическая категория совести призвана играть важнейшую роль в решении всех противоречивых проблем, порождаемых медицинской прак­тикой. Делом со­вести врача является постоянная самооценка своего отно­шения к медицине - к ее прошлому и будущему, к ее исторической судьбе.

Исторические принципы и модели медицинской этики.

Медицинская этика весьма динамична, поэтому необходимо постоянно уделять пристальное внимание самым разным ее аспектам. Для того чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биомедицинской этики, следует хотя бы кратко охарактеризовать их развитие в различные исторические эпохи.

1. Модель Гиппократа и принцип “не навреди”.

Моральные принципы врачевания были заложены «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.). Они лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве» Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом и своими коллегами по ремеслу. Один из важнейших принципов - «не навреди». В “Клятве” говорится: “Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости”. Принцип “не навреди” фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия. Модель Гиппократа содержит исходную профессиональную гарантию, которая рассматривается как условие и основание признания врачебного сословия не только обществом в целом, но и каждым человеком, который доверяет врачу, ни много ни мало - свою жизнь.

Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом, являются не просто отражением специфических отношений в конкретно-исторической эпохе. Они наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их реализации. В силу этого, несколько изменяясь, они соблюдаются и сегодня, приобретая в том или ином этическом документе.

Примером документа, созданного на основе “модели Гиппократа” служит “Клятва врача Республики Беларусь».

Модель Парацельса и принцип («делай добро») - модель врачебной этики, которая сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

«величайшая основа лекарства – любовь».
Парацельс учил своих учеников: “Сила врача - в его сердце…»; «важнейшая основа лекарства - любовь”;, «врач должен денно и нощно думать о своем больном»; «врач не смеет быть лицемером, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть справедливым человеком».

3.Деонтологическая модель и принцип “соблюдения долга”.

Соответствие поведения врача определенным этическим нормативам составляет существенную часть медицинской этики. Это ее деонтологический уровень, или “деонтологическая модель”.

Термин “деонтология” (от греч. deontos - должное) был введен в советскую медицинскую науку в 40-х годах ХХ века профессором Н.Н. Петровым. Он использовал этот термин, чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики - врачебную этику.

Деонтологическая модель врачебной этики - это совокупность “должных” правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером такой модели может служить хирургическая деонтология. Н.Н. Петров в работе “Вопросы хирургической деонтологии” выделял следующие правила:

“хирургия для больных, а не больные для хирургии”;

“делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека”;

“для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после”;

“идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного”;

“информирование больного”, которое должно включать упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений.

С точки зрения Н.Н. Петрова “информирование” должно включать не столько “адекватную информацию”, сколько внушение “о незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции”.

Принцип “соблюдения долга” - основной для деонтологической модели. “Соблюдать долг” - это, значит, выполнять определенные требования. Недолжный поступок - тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества и его собственной воли и разума. Если человек способен действовать по безусловному требованию “долга”, то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.

4. Биоэтика и принцип “уважения прав и достоинства человека”.

Бурное развитие науки и технологии в XX веке и привело к тому, что наука и, в частности, биология и медицина получила колоссальные возможности вмешиваться в существование биологических объектов и человека. Это позволило наряду с надеждами высказать и опасения, связанные с границами допустимого манипулирования биологическими процессами, особенно имеющими отношение к людям.

Рождению биоэтики способствовало сочетание факторов. Во-первых, медицинские эксперименты нацистов на узниках концентрационных лагерей усилили обеспокоенность относительно уязвимости людей в медицинских исследованиях. Во-вторых, в связи со стремительным прогрессом медицины, в том числе охраны репродуктивного здоровья, трансплантации органов и генетики, возникли вопросы о цели и пределах медицинских технологий. В-третьих, послевоенные движения за гражданские права привели к усилению внимания к нарушению соотношения сил между врачами и пациентами и к вытекающей из этого необходимости расширить возможности пациентов контролировать свои решения относительно медицинской помощи.

Поэтому в 60-70-х годах ХХ века формулируется такая форма медицинской этики как биоэтика, которая начинает рассматривать медицину в контексте прав человека.

Биоэтика - междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских и этических проблем, возникающих в связи с бурным развитием медицины, биологических наук и использования в здравоохранении высоких технологий. Формирование и развитие биоэтики связаны с процессом трансформации традиционной этики вообще, медицинской и биологической этики, в частности. Они обусловлены прежде всего резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине - это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество проблем, требующих решения, как с точки зрения права, так и морали. Существуют ли пределы оказания медицинской помощи и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует отсчитывать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Вот лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а также перед широкой общественностью при современном уровне развития медицинской науки.

Таким образом, биоэтика – это система знаний о взаимоотношениях врача и пациента.

Авторство термина “биоэтика” принадлежит Вану Ренсселеру Поттеру, который в 1971 году в своей книге “Биоэтика: мост в будущее” определил эту дисциплину как “соединение системы биологического знания с познанием системы человеческих ценностей”. Он предлагал рассматривать биоэтику как своеобразный вид знания, задача которого – указать, как именно следует применить данные науки для достижения социальных благ. С его именем связывают взгляд на биоэтику как на науку о выживании.

Основным моральным принципом биоэтики становится принцип уважения прав и достоинства человека. Под влиянием этого принципа меняется решение “основного вопроса” медицинской этики - вопроса об отношении врача и пациента. Сегодня же остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения. Это далеко не “вторичное” участие оформляется в ряд новых моделей взаимоотношения врача и пациента. Среди них - информационная, совещательная, интерпретационная. Каждая из них является своеобразной формой защиты прав и достоинства человека.

Конкретной формой разрешения возможных противоречий в области биомедицины являются биоэтические общественные организации (этические комитеты).

Этические комитеты (комиссии) - разнообразные по составу и статусу аналитически-консультативные, а в отдельных случаях и контролирующие органы, призванные вырабатывать нравственные правила функционирования конкретных исследовательских и медицинских учреждений, а также давать этическую экспертизу и рекомендации по конфликтным ситуациям, возникающим в биомедицинских исследованиях и медицинской практике. Этические комитеты построены на междисциплинарной основе и включают, помимо медиков и биологов, юристов, психологов, социальных работников, экспертов в области медицинской этики, пациентов и их представителей, а также представителей общественности.
Таким образом, теоретические особенности и морально-этические принципы каждой из перечисленных исторических моделей являются реальными элементами целостной системы профессионально-этического знания и составляют ценностно-нормативное содержание профессиональной современной биомедицинской этики.

  • Translate the sentences into English. 1. Производство сенсорных экранов для новой модели смартфона было поручено разным производителям
  • V1: Раздел 2. Модели и теории поведения человека в организации
  • V1: Раздел 2. Модели и теории поведения человека в организации. V2: Тема 2.4. Теории изменения поведения
  • V2: Тема 2.2. Основные модели человека в экономических теориях

  • Формирование врачебной этики началось буквально с первых шагов возникновения профессии врачевания. Как свидетельствуют папирусы, в Древнем Египте уже существовали деонтологические предписания врачу. Например, оговаривались варианты решений врача в зависимости от прогноза заболевания: «я буду его лечить», или «я буду бороться», или «я не буду его касаться».

    Еще в III в. до н.э. в первой медицинской книге Китая «Хаун-ди Нэй- цзин шу-вэн лин-шу», или сокращенно «Нэй-цзин» {«Книга о природе и жизни»), были определены основные принципы деятельности врача. Так, ему рекомендовалось отвлекать больного от печальных мыслей о болезни, внушать уверенность в выздоровлении. Врач должен был направлять образ жизни пациента с целью укрепления организма, создания положительного эмоционального настроя.

    Данные о древней медицине Индии дошли до нас через «Книгу жизни» {«Аюрведа»). Насколько были высоки требования к поведению и даже внешности врача, можно судить по наставлениям из этой книги. Врачу полагалось иметь правильной формы глаза, рот, нос и губы; голос не должен быть гнусавым. Ему надлежало иметь твердый характер, быть благопристойным, не вспыльчивым, не жадным, не ленивым, желающим блага всему живому. Есть и такое наставление: «Врач, который желает иметь успех в практике, должен быть здоров, опрятен, скромен, терпелив; носить коротко подстриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями одежду; выходить из дому не иначе как с палкой или зонтом; в особенности же избегать болтовни и шуток с женщинами и не садиться на одну кровать с ними. Речь его должна быть тихая, приятная и обнадеживающая. Он должен обладать чистым, сострадательным сердцем, строго правдивым характером, спокойным темпераментом, отличаться величайшей умеренностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро».

    Как видим, большое значение придается и чертам характера врача, и его поведению, и внешности. Древние эскулапы подметили силу нравственнопсихологического воздействия врача на больного, которое в те времена было не менее весомым для выздоровления, чем весь остальной арсенал терапевтических средств.

    В «Аюрведе» получили формулировку многие нравственно-регулятивные принципы медицинской этики и деонтологии. Врач был обязан усиленно посещать и тщательно исследовать больного, со всей душой заботиться о его лечении, даже рискуя собственной жизнью. Для больного врачу полагалось быть отцом, для выздоравливающего - охранителем, для здорового - другом. Гуманность должна стать религией врача. Чужестранцев, а также больных сирот рекомендовалось лечить даром.

    Нравственной обязанностью врача было поддержание у больного надежды на спасение. Врач не должен был делиться с ним своими мрачными предположениями, следовало бороться за его жизнь до конца.

    О происходящем в доме больного не полагалось болтать. В случае неуверенности в правильности диагноза и лечения врачу рекомендовалось дружелюбно обратиться к другим врачам и попросить у них совета.

    Вместе с тем были и рекомендации, которые вряд ли украсили бы врача- гумаписта: запрещалось оказывать медицинскую помощь преступникам и женщинам, пришедшим к врачу без сопровождающих лиц, а также выписывать лекарства людям, находящимся в немилости у раджи.

    Особо отметим, что уже за 1,5 тыс. лет до н.э. индийские врачи давали профессиональную клятву. В этом же регионе развивалась тибетская медидина и, соответственно, - профессиональная этика, требующая от врачевателя человеколюбия, доброты, ума, справедливости и твердого характера. Тибетские целители, как и их индийские коллеги, торжественно принимали определенные обязательства, вступая в профессию. Приведем некоторые из них, известные по медицинскому трактату «Джуд ши» и отражающие специфику врачевания:

    • - ко всем людям относиться как к родственникам и друзьям;
    • - к больным относиться как к детям своим;
    • - к гною и крови относиться как к свинье и собаке.

    Обратим внимание, что первые два обязательства отражают присущее медицинской профессии человеколюбие, распространяющееся на всех людей и особенно - на нуждающихся в помощи и заботе. Последнее обязательство отражает специфическое требование к врачу - не быть брезгливым в своей профессиональной деятельности.

    Однако наиболее выдающаяся разработка профессиональной этики врача в истории медицины принадлежит знаменитому греческому целителю и врачу Гиппократу Великому Косскому (460-377 гг. до н.э.) и его школе. Самым знаменитым медико-этическим произведением древности является известная во всем мире клятва Гиппократа. Ее часто называют «10 заповедей Гиппократа», сравнивая с десятью библейскими заповедями Моисея. Труды («Корпус Гиппократа») медицинской школы на острове Кос содержат и другие произведения, посвященные профессиональной этической тематике: «О благоприличном поведении», «Закон», «О враче», «Наставления», «Об искусстве», «О древней медицине».

    Универсальный гуманизм врача, по Гиппократу, заключался в умении видеть в больном только нуждающегося в помощи человека, вне зависимости от пола, расы, национальности, религии, положения в обществе.

    Исторические параллели

    В середине XX в. была принята Женевская декларация, в которой записано: «Я не позволю соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этнической или национальной клановости, партийно-политической идеологии, расовой принадлежности, сексуальной ориентации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом».

    Для Гиппократа идеалом врача являлся врач-мудрец: «Все, что ищется в мудрости, все это есть в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами». Отец научной медицины выразил свое нравственно- профессиональное кредо словами: «Любовь к врачебному искусству - это есть любовь к человечеству».

    Гиппократом были выдвинуты два важнейших деонтологических принципа: «отнесись к больному так , как бы ты хотел , чтобы отнеслись к тебе в час болезни» и «прежде всего не вреди».

    В русле принципа «не навреди» Гиппократ формулирует запреты:

    • - не давать никому смертельного средства и нс показывать пути для подобного замысла;
    • - не давать беременной женщине абортивного пессария;
    • - не заниматься теми видами лечения, коими не владеет;
    • - не разглашать врачебной тайны;
    • - не вступать в иные отношения, кроме профессиональных, с больным и его домочадцами.

    Гиппократ утверждал по отношению к пациенту так называемый патерналистский подход - лечить по своему разумению, но для пользы и выгоды больного, и, соответственно, сообщать только то, что будет полезно для него.

    Гиппократом разработаны нравственные нормы взаимоотношения с коллегами. Учителя полагалось считать равным своим родителям; его детей считать равными братьям: лечить, учить и помогать им безвозмездно. С другими коллегами полагалось не ссориться, не высмеивать, не унижать; не стыдиться обращаться к ним за советом и профессиональной помощью и самому помогать в случае необходимости. Здесь Гиппократ предостерегает врачей от одного из самых распространенных нарушений (и по сей день!) профессиональной этики - негативного отношения к коллегам, особенно конкурентам, попыткам подорвать их авторитет в глазах пациентов и широкой публики. Это предостережение не распространяется на шарлатанов от медицины, которые, не имея необходимых знаний и умений, позорят профессию и, интересуясь только наживой, наносят вред здоровью пациентов. С такими нсевдоцелителями следовало бороться.

    Настоящий врач, по Гиппократу, достоин высокого гонорара, но далек от алчности и не ставит на первое место вопрос об оплате своего труда, особенно в период разгара болезни, а некоторых пациентов (например, неимущих и иностранцев) лечит вообще бесплатно.

    В античные времена высоко ценились здоровье и красота, поэтому авторитет профессии врача был высок. Искусные целители были в почете и получали крупные гонорары, в честь самых великих из врачей возводили стелы и даже строили храмы. И наоборот, нарушившие клятву строго наказывались (штраф, отсечение руки, изгнание из полиса). Безнравственный врач подвергался адоксии - объявлялся потерявшим свою профессиональную честь.

    В Римской империи, в отличие от Греции, развивалась государственная организация здравоохранения: врачи получали жалованье от государства, выполняли служебные обязанности по отношению к определенному контингенту населения, но имели право заниматься и частной практикой. По мере роста престижности профессии врачи стали выдвигаться на почетные должности в общественных структурах и освобождались от налогов и личных повинностей. Лучшие из них продолжали традиции Гиппократа и не требовали гонорара с пациента во время его болезни, а бедных лечили бесплатно. В почете был образованный, скромный и заботливый врач, любящий свою профессию и больного. Величайший врач той эпохи Гален (129-200) учил, что врач должен быть гуманным, благоразумным, тактичным и сохранять при этом свое профессиональное достоинство. Недостойное поведение врачей подвергалось резкой критике и зло высмеивалось обществом и коллегами. Так, Гален гневно обличал коллег, позорящих профессию: «Многие заботятся лишь о приобретении расположения богатых и влиятельных лиц, гордясь этим, шляясь с ними по улицам, участвуя в оргиях, корча из себя шутов. Другие стараются ослепить неспособную к оценке толпу великолепием своих одежд, драгоценными камнями и другими предметами роскоши». Еще более резко Гален критикует коллег за «низкую жадность», которая делает их способными на любые постыдные действия и, по сути, уподобляет разбойникам, с той лишь разницей, что последние грабят в горах, а врачи - в Риме.

    Оценивая в целом гуманизм древней медицины, не следует идеализировать его уровень. Врачевание состоятельных граждан существенно отличалось от помощи, оказываемой неимущим и тем более рабам. Рабов в Риме обычно не лечили, а отправляли умирать на остров Асклепия на реке Тибр.

    История врачебной этики насчитывает более трех тысячелетий. В Древней Индии врачи давали клятву еще в сер. II тыс. до н. э. Так, ученик обязывался почитать своего учителя вплоть до личного самопожертвования, вести аскетический образ жизни, ставить нужды пациента выше своих личных интересов, должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости; не позволять себе преступлений, хранить в тайне профессиональные секреты.

    Для европейской медицины непреходящее значение имеет этика древнегреческого врача Гиппократа (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.), воззрения которого, изложены в книгах «Корпуса Гиппократа»: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления» и др. В «Клятве» Гиппократ определил фундаментальные принципы традиционной медицинской этики, многие из которых являются актуальными и на сегодняшний день. В первой части сочинения древнегреческий врач подчеркивает, что отношение ученика, который обучается искусству врачевания, должны строиться на почтении и уважении к учителю. Вторая часть «Клятвы» посвящена отношению врача к больному. В ее основе лежат следующие идеи:

    Воздержание от причинения всякого вреда и несправедливости по отношению к больному («Не навреди!» );

    Запрет на использование смертельного средства, даже если об этом просит больной;

    Запрет на аборт;

    Воздержание от всего неправедного и пагубного, от интимных отношений с больными;

    Забота о пользе больного;

    Запрет разглашать врачебную тайну.

    В других текстах Гиппократ отмечал, что врачу должны быть присущи трудолюбие, постоянное совершенствование в профессии, серьезность, приветливость, чуткость, приличный и опрятный вид. Анализируя идеи Гиппократа, необходимо учитывать социокультурный контекст, в котором они возникли. Тем не менее, основополагающим принципом медицинской профессии и на сегодняшний день остается принцип, заданный Гиппократом – «Не навреди!».

    В эпоху Средневековья и Возрождения нравственные ориентиры медицинской профессии определялись христианскими ценностями – любовью к ближнему, состраданием, милосердием. Знаменитый врач эпохи Возрождения Парацельс (1493–1541) учил своих учеников: «Сила врача – в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь». Христианским мировоззрением был задан важнейший моральный принцип медицины – «Делай добро!».

    Дальнейшее развитие врачебная этика получила в эпоху Нового времени. В это время происходит переосмысление значения медицины в обществе: целью медицины теперь становится не только индивидуальное, но и общественное здоровье. Врачебная этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность. Работы авторов этой эпохи, в особенности Т. Персиваля (1740–1804), отразили множество разных аспектов внутрипрофессиональных взаимоотношений в медицине. Персиваль уделял особое внимание требованиям этикета во взаимоотношениях между врачами: «Медики любого благотворительного учреждения являются в какой-то степени... хранителями чести друг друга. Поэтому ни один врач или хирург не должен открыто говорить о происшествиях в больнице, что может нанести вред репутации кого-нибудь из его коллег... Следует избегать непрошенного вмешательства в лечение больного, находящегося на попечении другого врача. Не следует задавать никаких назойливых вопросов относительно пациента…, нельзя вести себя эгоистично, стараясь прямо или косвенно уронить доверие пациента к другому врачу или хирургу». Что касается отношения к пациентам, то врач у Персиваля выступает как филантроп, несущий им благо и получающий от них соответствующую признательность. Врач должен вести себя с пациентами «деликатно, уравновешенно, снисходительно и авторитетно».

    Значение и необходимость медицинской этики отмечали русские и белорусские врачи в XIX в. На основе клятвы Гиппократа в Российской империи было создано «Факультетское обещание» русских врачей. Идеи этики Гиппократа пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М.Я. Мудров . Он подчеркивал, что важнейшими ориентирами в деятельности врача должны быть бескорыстие, честность, терпение, внимание к нуждам больного, сохранение врачебной тайны, постоянное совершенствование своих знаний и навыков, уважение к коллегам. Ярким примером практической реализации принципов медицинской этики стала врачебная деятельность Ф.П. Гааза , известного своим афоризмом: «Спешите делать добро!». Этот замечательный врач все свои силы отдавал самым обездоленным – ссыльным, каторжанам, малоимущим, проявляя удивительное сострадание и милосердие по отношению к своим больным. Обсуждение проблем медицинской этики можно встретить в трудах многих русских врачей XIX в. – Н.И. Пирогова, В.А. Манассеина , В.В. Вересаева .

    Идеи филантропии (благотворительности) и сострадания отстаивали в своей профессиональной деятельности и белорусские врачи – И.К. Стржалко, И.С. Фейертаг, И.У. Зданович, А.Ф. Недзведзский . На добровольных началах многие из них работали в медицинских учреждениях благотворительных обществ, оказывая медицинскую помощь неимущим слоям населения.

    Развитие медицинской этики в Советском Союзе во многом было обусловлено формированием новой политической идеологии и системы здравоохранения. Задача разработки новой медицинской этики, которая бы соответствовала изменившимся реалиям, не ставилась. Тем не менее, некоторые традиционные моральные проблемы медицины становились предметом дискуссий (проблемы аборта, врачебной тайны, врачебной ошибки). В 20-е годы острые дискуссии развернулись вокруг проблемы врачебной тайны. Нарком здравоохранения Н.А. Семашко провозгласил курс на уничтожение врачебной тайны, которая понималась как пережиток буржуазной медицины. В этот период традиционную медицинскую этику было принято критиковать за обоснование и утверждение корпоративно-сословной буржуазной морали, связь с религиозной традицией, чуждой классовым интересам пролетариата. Поэтому вместо термина «медицинская этика» в советской медицине чаще употребляли термин «деонтология». Под деонтологией понимали совокупность правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером такого понимания может служить хирургическая деонтология Н.Н. Петрова , который в 40-е гг. в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие моральные правила, которыми должен руководствоваться хирург: хирургия для больных, а не больные для хирургии; делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека; для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после; идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного и др. Широкое же обсуждение проблем деонтологии началось в 60-80-е гг. В 1971 г. был утвержден текст «Присяги врача Советского Союза», которую должны были принимать все выпускники медицинских ВУЗов.

    В середине ХХ в. появляются международные организации – ВМА, ВОЗ, ЮНЕСКО, Совет Европы, одной из целью которых стала разработка регламентирующих современную медицинскую науку и практику этических документов. Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации были приняты Международная клятва врачей, Международный кодекс медицинской этики и др. документы.

    В 1994 г. в нашей стране был утвержден текст Клятвы врача Республики Беларусь , которую принимают выпускники высших медицинских учебных заведений, получающие диплом врача, а в 1999 г. был принят Кодекс врачебной этики . В этих документах закреплены основополагающие моральные принципы и правила, которыми обязаны руководствоваться в своей профессиональной деятельности врачи Республики Беларусь.В последней трети ХХ века начинается новый этап в развитии медицинской этики. Она перестает быть сугубо корпоративной и становится частью биомедицинской этики, которая предполагает широкое общественное обсуждение проблем, возникающих в результате стремительного прогресса биомедицинских технологий.

    Темы рефератов и докладов:

    1. Клятва Гиппократа и современные этические кодексы.

    2. Христианские моральные ценности и медицинская этика.

    3. Идеи благотворительности в медицине Беларуси.

    4. Проблемы медицинской этики в «Записках врача» В.В. Вересаева.

    5. Медицинская этика в художественных произведениях Чехова А., Булгакова М. и др.

    6. В.Ф. Войно-Ясенецкий. Этика хирурга.

    7. Деонтология Н.Н. Петрова.

    8. Роль Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) в развитии современной медицинской этики.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Какие особенности характеризуют профессиональную этику?

    2. Каково значение медицинской этики в профессиональной деятельности врача?

    3. Как соотносятся между собой понятия «медицинская этика» и «медицинская деонтология»?

    4. Назовите основные этапы в развитии медицинской этики. Кратко охарактеризуйте каждый из них.

    5. В чем заключается суть принципа «не навреди», сформулированного Гиппократом?

    6. Какие принципы формируются в медицинской этике благодаря христианскому мировоззрению?

    7. На какие моральные принципы ориентировались в своей профессиональной деятельности русские и белорусские врачи ХIX в.?

    8. Ф. Гааз призывал – «Спешите делать добро!». Приведите примеры из профессиональной жизни известных врачей, которые иллюстрируют это высказывание.

    9. Назовите особенности медицинской этики советского периода.

    10. Перечислите нормативные этические документы, которые задают ориентиры медицинской профессии в наше время.

    11. В последней трети ХХ в. медицинская этика перестает быть сугубо корпоративной. Чем обусловлен интерес широкой общественности к проблемам медицинской этики?

    Этика, медицинская этика, биомедицинская этика: определение понятия, история вопроса

    Термин “этика” предложен греческим философом-энциклопедистом Аристотелем (от греческого ethos -привычка, мораль, обычай) и означает он учение о нравственных, моральных нормах и правилах поведения, которые определяют взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности. Медицинская же этика - это свод требований (принципов, правил и норм) к профессиональной деятельности (поведению) врача (медицинского работника) и к его нравственным качествам. Основы медицинской этики сформировались в глубокой древности. Наиболее четкое выражение они получили в трудах Гиппократа (IV в. до н.э.). Уже тогда был определен круг извечных проблем медицинской этики: взаимоотношения между врачом и обществом, врачом и больным, врачом и родственниками больного, самими врачами, врачебная тайна, эвтаназия (“Я не дам никому просимого у меня смертельного средства”), врачебные ошибки и т.д.

    Деонтология, медицинская деонтология. Исторические этапы развития медицинской этики

    Деонтология является разделом общей этики, в котором рассматриваются специфические критерии долга, моральных требований при исполнении профессиональных обязанностей. Понятие деонтологии получило широкое распространение после издания в 1789 г. книги английского философа И.Бентама “Деонтология как наука о морали”. В этом труде указывалось: “Основание деонтологии - принцип пользы... это значит, что определенный поступок является хорошим или плохим, достойным или недостойным, заслуживающим или не заслуживающим одобрения в зависимости от его тенденции увеличивать или уменьшать сумму общественной пользы”. Медицинская деонтология рассматривает и обосновывает принципы поведения врачей в их практической и научной деятельности. По существу, понятие медицинской деонтологии близко (у большинства авторов идентично) к понятию медицинской этики. Это, в частности, отмечено в большой медицинской энциклопедии: “То, что теперь составляет предмет деонтологии медицинской, в конце XIX века называлось врачебной этикой”.

    Таким образом, можно констатировать: классическая (Гиппократова) медицинская этика (деонтология) определяет систему традиционных морально-этических требований, предъявляемых как к профессиональной деятельности врача (медицинского работника), так и к его нравственным качествам. гиппократ этика медицинский деонтология

    Термин “биоэтика” введен американским биологом В.Р.Поттером, выпустившим в 1969 г. книгу “Биоэтика - мост в будущее”. В ней он обозначил биоэтику как соединение биологических знаний и человеческих ценностей, понимая её как “науку о выживании и улучшении условий жизни”, как дисциплину, “определяющую меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практике”. Эта дефиниция не устоялась, и спектр её значения трактуется весьма широко. С нашей точки зрения, за основу можно взять определение, предложенное Страсбургским симпозиумом по биоэтике (1990), согласно которому биоэтика, будучи комплексной областью знаний, изучает моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии. Во многих зарубежных публикациях наряду с термином “биоэтика” широко употребляется, по существу, его синоним “биомедэтика”, “биомедицинская этика”.

    Формирование биоэтики как новой области знаний (новой научной дисциплины) было обусловлено прежде всего небывалым прогрессом медицины, связанным с начавшейся в 60-е годы научно-технической революцией. Широкое внедрение в практику новейших, на грани фантастики, технологий вызвало к жизни комплекс морально-этических и правовых проблем, решение которых в рамках традиционной медицинской этики оказалось весьма затруднительным, а порой и невозможным, причем эти проблемы касались всех периодов жизни человека - от зачатия до смерти. Хорошо известно, например, какие острые моральные коллизии возникают в связи с размножением in vitro, суррогатным материнством, определением пола будущего ребенка. Не меньшего драматизма полна ситуация, когда приходится отвечать на вопрос: не следует ли прекратить лечение больного, находящегося несколько месяцев (а то и лет) в устойчивом вегетативном (бессознательном) состоянии? Нельзя не отметить и остроту этических проблем, возникающих с развитием трансплантологии (проблема донорства, констатации смерти, коммерческого использования органов и тканей).

    Ведущей причиной развития биоэтики стало также движение за демократические права, массовое распространение и утверждение в общественном сознании населения западных стран либерально-демократических идей об индивидуальных правах и свободах, о примате прав человека, в контексте которых не могли не получить нового осмысления и права пациента как их составная и наиважнейшая часть. В этике Гиппократа либеральных трактовок прав пациента попросту не существовало. В то же время к правам пациента стали относить положения, традиционно считавшиеся прерогативой врачей. Как итог указанных тенденций происходит смена традиционной патерналистской схемы отношений между врачом и пациентом на модели, основанной на признании принципов самоопределения, автономии пациента, на модели информационного и совещательного характера. Например, из обязанностей медика ставить больного в известность о предполагаемом способе медицинского вмешательства возникло право пациента на информацию и выбор (вплоть до отказа) метода лечения.

    Кроме этих двух основополагающих причин, следует упомянуть и о таких факторах, способствующих формированию и развитию биоэтики, как:

    • - необходимость контроля (этического, правового, общественного) за исследовательской деятельностью во многих областях медицины, ибо эта деятельность затрагивает фундаментальные ценности общества и человека;
    • - возрастание роли биомедицинского права (ряд проблем уже не может быть урегулирован традиционными этическими нормами, для этого требуется правовой контроль);
    • - необходимость этического и правового регулирования экспериментальных исследований на животных и людях, размах которых возрастает в геометрической прогрессии, и соответственно решение важнейшей задачи - минимизации риска, страданий и боли для испытуемых, защита их интересов;
    • - медикализация как двуединый процесс: феномен чрезвычайного возвышения ценности здоровья и гигантски возросшая роль медицинской науки и практики в современном обществе;
    • - нарастающее внимание к проблеме реализации принципа социальной справедливости в системе здравоохранения (особенно в условиях страховой медицины, коммерциализации медицинских услуг) и социальной помощи (вопросы распределения все более ограниченных ресурсов);
    • - возрастающее значение морального плюрализма при разрешении тех биоэтических ситуаций, когда вовлеченные в них люди вынуждены брать на себя ответственность за установление пределов своего собственного существования, сознательно преступая границы собственной религиозной, этнической, политической, расовой и сексуальной идентичности;
    • - глобализация биоэтических проблем, наличие и решение которых затрагивает интересы всего человечества (отнюдь не случайно коллективный поиск моральных решений в области медицины возглавляет Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ, а в последнее время и Всемирная медицинская ассоциация - ВМА).

    Анализ литературных источников, в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы соотношения (взаимоотношения) между традиционной врачебной этикой и биоэтикой, позволяет, на наш взгляд, отразить существо проблемы в следующих трех положениях.

    Первое. У большинства авторов, обсуждающих проблему генезиса биоэтики, не вызывает сомнения, что своими корнями она уходит в глубь веков, к клятве Гиппократа, что традиционная медицинская этика является естественной исторической предшественницей биоэтики.

    Второе. Существует - на этом настаивают многие зарубежные авторы - более широкое толкование биоэтики. Оно включает в себя ряд аксиологических проблем, связанных с системой здравоохранения и с отношением человека к животным и растениям. Иными словами, есть ряд принципиальных различий между двумя обсуждаемыми предметами, которые мы попытались представить в таблице в обобщенном виде.

    Третье. Многие авторы специально фиксируют внимание на тесной, сущностной связи между этикой Гиппократа и биоэтикой. Рядом ученых (здесь прежде всего следует указать на публикации А.Я.Иванюшкина) обосновывается точка зрения о том, что “по происхождению и содержанию своих проблем биоэтика остается частью профессиональной медицинской этики”(подчеркнуто нами - авт.) и что “биоэтику можно определить как такой уровень предметной медицинской этики, в которой отражаются новые нравственные проблемы медицины и прикладной биологии эпохи научно-технической революции”. По существу, если исходить из представленной выше точки зрения, то можно постулировать следующее (не скроем, близкое нам, авторам) положение. Первая часть - классическая традиционная этика, основу которой составляют заповеди (догматы), буква и дух клятвы Гиппократа, а ее содержание фактически исчерпывают “две проблемы: манеры поведения медицинского персонала и внутрикорпоративные обязанности врачей по отношению друг к другу”. Вторая часть - биоэтика (биомедэтика) по своей сути (о чем мы уже упоминали) насыщена социальным содержанием, выходит за рамки медицины, а в прикладном плане пытается решить возникающие в современной клинической практике сугубо конкретные задачи нравственного и правового характера, обусловленные применением новейших технологий, затрагивающих святое святых - начало и конец жизни.

    Исходя из изложенного выше, нам представляется, что современная медицинская этика, её основное содержание и предназначение на современном этапе развития общества (права пациента) и медицины (новейшие технологии) могли бы быть обозначены термином “медицинская биоэтика”. Впрочем, это предложение не является оригинальным. Оно как бы витает в воздухе. Так, заведующая кафедрой философии Красноярской медицинской академии Л.А.Шевырногова метко подметила: ”Наши коллеги от медицины совершенно сознательно и серьезно биоэтику сводят к медицинской биоэтике”. Мы далеки от такой прямолинейной подмены одного понятия другим. Но с учетом того, что биоэтика занята философским осмыслением ряда фундаментальных медицинских проблем (а), имеет несомненное прикладное значение для клинической медицины (б), решает, пусть и с других принципиально новых позиций, центральную проблему медицинской профессиональной этики (деонтологии) любой эпохи - проблему взаимоотношения врача и больного (в), мы считаем, что выделение из нее (в ней) особой медицинской части под именем “медицинская биоэтика” выглядит вполне корректным (здесь уместны аналогии с генетикой и медицинской генетикой, демографией и медицинской демографией и т.п.).

    Таким образом, под медицинской биоэтикой мы понимаем предмет, возникший на стыке традиционной медицинской этики и биоэтики, и определяем его как профессиональную этику врача (медика) на современном этапе развития общества и медицины.

    Вполне очевидно, содержание медицинской биоэтики как предмета преподавания должно покоится на трех китах: на основах философской, традиционной медицинской и биомедицинской этики. Сложность вопроса в другом. Как избежать эклектики, механического смешения трех названных дисциплин? Как суметь доказать (показать, убедить), что, с одной стороны, он пришел на смену этике Гиппократа, не потеряв (сохранив) при этом ее вечные ценности, а с другой - воплотил в себе (вобрал в себя) достижения либеральной философской мысли, идею прав человека?

    Содержание предмета медицинской биоэтики могло бы быть обусловлено следующей целью: анализ этических дилемм, вызванных современным развитием медицины, биологии и общества и выработка умения и навыков принятия жизненно значимых решений на основе гуманистического мировоззрения. Для того, чтобы достичь поставленной цели, с нашей точки зрения, необходимо решить следующие задачи:

    Предмет должен быть разделен на общую (пропедевтическую) и специальную (частную, клиническую) части.

    В общей части преподавание должно начинаться с философских основ - этики. Это необходимо по ряду причин:

    • 1) этика дает возможность осмыслить значение нравственных ценностей (добро, долг, справедливость и т.д.) как главного стержня общечеловеческих ценностей (жизнь, здоровье и т.д.);
    • 2) философские основы нравственности позволяют понять генезис, эволюцию и закономерности развития профессиональной этики в контексте динамики и изменений в обществе с точки зрения ценностных приоритетов;
    • 3) и, наконец, без знакомства с этическими теориями, их воплощением как в прошлом, так и в настоящем трудно будет сформировать ”биоэтическое мировоззрение”.

    В общем разделе преподавания медицинской биоэтики предполагается изучать следующие вопросы: 1) биоэтика как социальный институт, общественное движение и мировоззрение; 2) медицинская биоэтика как область познания; 3) философские основы медицинской биоэтики: а) биоэтика - этика жизни, или нравственное отношение к живому; б) гуманизм, утилитаризм, деонтологизм как теоретические основания медицинской биоэтики; в) принцип моральной автономии личности; г) справедливость как моральный идеал; 4) этические дилеммы ценностных доминант: а) здоровье и болезнь в системе ценностных доминант современного человека; б) жизнь и смерть как основы человеческого бытия и проблемы самоидентификации, смысл жизни; 5) моральный плюрализм в мультикультурном обществе и проблемы биоэтического согласия.

    В качестве связующего звена между первой и второй частями предмета предлагается тема, в которой будут рассмотрены этические нормы классической медицинской этики с исторической и гносеологической точек зрения, где особое место займет вклад представителей отечественной медицины в становление гуманистической направленности медицинской деонтологии.

    3. Специальная (клиническая) часть, на наш взгляд, должна включать в себя анализ следующей проблематики: современные модели взаимоотношения врача и пациента в свете биоэтических реалий; эксперименты на человеке; аборт, контрацепция, стерилизация; новые репродуктивные технологии; трансплантация систем и органов; генетика, генетический скрининг и генная инженерия; самоубийство и отказы больных от лечения по жизненно важным показаниям; эвтаназия (активная и пассивная) и ее альтернативы; психиатрия и права душевнобольных; СПИД и этические аспекты социальной адаптации; анализ концепций социальной справедливости и определение политики в области здравоохранения. Клиническая часть также предполагает изучение медико-этических стандартов, освоение документации ВОЗ, ВМА, а также российского законодательства.

    Для выработки определенного умения и навыков применения решений медико-этического характера основу практических знаний должны составить клинико-этические разборы (разборы казусов).

    Российский философ П.Д.Тищенко, размышляя о феномене биоэтики, подчеркнул: “Если у нашего общества есть будущее - без биоэтики ему не обойтись. Это положение призвано убедить читателя в том, что развитие современного российского общества в русле демократии не станет реальным без биоэтического как движения, так и мышления и образования. Оно в полной мере относится и к российской медицине - к здравоохранению в целом и к медицинскому образованию в частности. Последнее можно обозначить как нонсенс, если в его системе не занимают (не займут) достойного места изучение биоэтических проблем и вопросов. Успешно же решить данную задачу, на наш взгляд, можно путем преподавания медицинской биоэтики и организацией соответствующих кафедр (курсов).

    Медицинская биоэтика как наука и предмет преподавания в медицинском вузе соединит в единое гармоничное целое достижения мировой, в том числе знаменитой русской начала ХХ века философской, этической мысли (а), традиции классической (Гиппократа) и отечественной врачебной этики (б), изучение современных, социальных, правовых и этических последствий использования новейших биомедицинских технологий (в). Этим самым в системе медицинского образования, с одной стороны, заполнится часть имеющегося вакуума гуманитарного (идеологического) содержания, а с другой - начнет осуществляться полноценное преподавание профессиональной этики врача, отвечающей реалиям сегодняшнего развития общества и медицины.

    I. Цель занятия:

    1. Освоить понятия: этика, медицинская этика, биоэтика.

    2. Изучить историю развития этики и формирование основных принципов.

    3. Ознакомиться с основными этическими документами: «Конвенция о правах человека и биомедицине», «Клятва Гиппократа», «Клятва российского врача».

    II. Мотивационная характеристика:

    Проблемы медицинской деонтологии и врачебной этики в последние годы привлекают все большее внимание ученых, практиков, широкой медицинской общественности. Это обусловлено многими причинами, среди которых, прежде всего, следует назвать возрастающую важность нравственных, моральных, этических факторов во взаимоотношениях людей. Усложнение лечебно-диагностического процесса, постоянное внедрение в него новшеств, порожденных современной наукой требует от врача знаний этических норм, регулирующих поведение медика и основных документов, содержащих эти нормы.

    III. Оснащение занятий:

    2. Задачи по теме занятий.

    3. Тексты: «Конвенция о правах человека и биомедицине», «Клятва Гиппократа», «Клятва российского врача».

    IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:

    1. Первый известный источник концепции медицинской этики?

    а) Библия

    б) Книга « Аюрведа»

    в) «Клятва Гиппократа»

    г) «Канон врачебной науки»

    2. Покровитель врачевания в древнегреческой мифологии?

    а) Асклепий

    в) Аполлон-целитель

    г) Артемида

    3. Год принятия «Конвенция о правах человека и биомедицине»?

    4. Кому принадлежат слова: «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва»?

    а) Авиценна

    б) Платон

    в) Парацельс

    г) Аристотель

    5. Как назывались частные лечебницы в Древней Греции?

    а) Асклепионы

    б) Ятрейи

    в) Госпитали

    г) Лечебницы

    6. В честь какого российского врача был назван институт в Бомбее?

    а) Заболотным

    б) Савенко

    в) Самойлович

    г) Хавкин

    7. Кто ввел в обиход термин «деонтология»?

    б) Бентам

    8. Классик советской деонтологии?

    а) Иванов

    б) Петров

    в) Павлов

    г) Мечников

    9. Основная нравственная идея «Канона» Авиценны?

    а) Прагматизм

    б) Гуманизм

    в) Скептизм

    г) Стоицизм

    10. В каком документе впервые в России было определено наказание врачей за пренебрежительное отношение к своим обязанностям?

    а) Воинский устав

    б) Морской устав

    в) Земский устав

    г) Городской устав

    11. Кем был предложен термин биоэтика?

    а) Поттером

    б) Фрейдом

    в) Персивалем

    г) Кантом

    Эталоны ответов: 1-б, 2-а, 3-г, 4-а, 5-б, 6-г, 7-б, 8-б, 9-б, 10-а, 11-а.

    Профессия врача одна из самых древних и почитаемых профессий на земле. Она является выражением потребности человека оказывать помощь страждущему. Во все времена и у всех народов врачевание ценилось очень высоко. Это можно понять и по высказыванию Гомера: «Многих воителей стоит один врачеватель искусный». Медицина очень тесно связана с судьбой человека, с его здоровьем и жизнью. Отсюда вытекают и особые требования к нравственному облику врача. Наиболее полно они определяются понятием гуманизм. Без гуманизма медицина вообще теряет смысл, т.к. тогда ее научные принципы вступают в противоречие с основной целью медицины – служить человеку. Гуманизм составляет этическую основу медицины. Возникает вопрос, что такое этика. Этика – это философская наука объектом изучения, которой является мораль (Аристотель). Мораль это совокупность норм-запретов, идеалов, требований, предписаний – принятая и разделяемая в данном обществе. Эти нормы закреплены в его культуре и в достаточно стабильном виде передается из поколения к поколению. Особенностью этики является тот факт, что в отличие от права, она сформировалась и развивалась, как свод неписаных правил. А также этика понимается как раздел философии не столько изучающий природу человека, сколько научающий, как себя ему надлежит вести.

    Что же такое этика врача? Это наука о нравственных ценностях поступков и поведении врача в сфере его деятельности. Г.И. Царегородцев так определил врачебную этику: «совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности ….». Таким образом, принципы врачебной этики рассматривают отношение врача не только к конкретному больному, но и к здоровью людей вообще. С развитием общества менялось и положение в нем врача, однако, вне зависимости от социально-общественных формаций обязательным условием успешного врачевания всегда было и остается соблюдение определенных морально-этических принципов, во взаимоотношениях врача и пациента.

    Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 706 | Нарушение авторских прав


    | | 3 | | | | | | | | |