Порядок подтверждения ставки ндс 0 по экспорту. НДС при экспорте: возврат налога и применение нулевой ставки

Александр Лавров : Состав пакета необходимых документов установлен . В него входят экспортный контракт, таможенные декларации с отметками таможни, а также транспортные, товаросопроводительные и (или) иные документы с отметками таможни о вывозе товара. Все документы на подтверждение нулевой ставки НДС представляются в виде копий. И лишь для таможенных деклараций установлено исключение: их копии можно заменить на реестр. С 01.10.2015 такое право будет у экспортера и в отношении документов, подтверждающих вывоз товара, например накладных ().

На сбор документов у экспортера есть 180 дней с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. Если компания не уложилась в этот срок, она должна начислить налог по ненулевой ставке: 18 или 10 %. Однако начисленный в этом случае НДС покупателю не предъявляется, цена договора на него не увеличивается и к выручке он прямого отношения не имеет.

Как подтверждать нулевой НДС с 01.10.2015?

Наталья Лайша : С этого момента у экспортеров и импортеров появится возможность представлять в налоговые органы вместо копий таможенных деклараций и перевозочных документов на бумажных носителях реестры этих документов в электронном виде через оператора ЭДО. Это значит, что подтвердить обоснованность применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов по экспортным и импортным операциям будет намного проще, а объем документооборота существенно сократится.

Чтобы еще упростить процесс представления документов в налоговую инспекцию, реестры можно будет готовить и передавать в систему интернет-отчетности Контур.Экстерн из сервиса для таможенного декларирования Контур.Декларант . В сервисе могут работать сразу несколько пользователей с различной ролью даже из разных офисов или городов. При этом пользователь-бухгалтер получает доступ к архиву всех «выпущенных» таможенных деклараций: может выгружать сведения в книгу покупок, сверять данные по счетам-фактурам, формировать реестры таможенных деклараций, делать подборку информации для подтверждения применения нулевой ставки НДС.

Как отразить в бухучете сумму НДС, начисленного по неподтвержденному экспорту?

Александр Лавров : Существуют два основных варианта. Первый рекомендован Минфином России в письме . В соответствии с ним нужно отражать начисление НДС по неподтвержденному экспорту по ненулевой ставке проводкой Дт 68 «НДС к возмещению» Кт 68 «НДС к начислению».

Но такой НДС в бухгалтерском балансе не должен влиять на состояние расчетов с бюджетом, так как на дату начисления налога у организации еще не возникает права на его вычет (возмещение). Значит, его отражение на счете 68 может запутать бухгалтера и привести к ошибке в отчетности. Поэтому логичнее отразить начисленный при неподтверждении экспорта НДС на счете 19 или 76 (см. табл.).

Отражение НДС, начисленного при неподтверждении экспорта

Как подтвердить нулевую ставку после начисления ненулевого НДС?

Александр Лавров : Если компания соберет все документы, можно принять к вычету тот НДС, который был начислен по истечении 180 дней. На это отводится три года после окончания периода, в котором произошла отгрузка товаров на экспорт (пп. 1 п. 1, п. 9 , п. 2 НК РФ, письмо Минфина России от 03.02.2015 ).

Если документы так и не будут собраны, то начисленный НДС нужно списать на прочие расходы ( «Расходы организации»). Эти расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль (Постановление Президиума ВАС РФ , письмо ФНС России ).

Признать расходы в налоговом учете можно уже на момент начисления (пп. 1 п. 7 ст. ). В бухучете же все зависит от оценки организацией ситуации и вероятности подтвердить нулевую ставку. Если организация решила не подтверждать экспорт, выполняется требование абз. 4 : расходы признаются, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов. Поэтому, как и в налоговом учете, уже на дату начисления НДС можно списать его на прочие расходы.

Если все же есть уверенность, что необходимые документы будут собраны, а нулевая ставка подтверждена, в бухучете с признанием расходов нужно подождать. Да и в налоговом учете в этом случае лучше не торопиться с отражением расходов: если впоследствии экспорт будет подтвержден, то расходы в виде НДС придется аннулировать, скорее всего, с доплатой налога и пенями.

Операции, в отношении которых применяется ставка НДС 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

В частности, нулевую ставку НДС организации вправе применять при реализации:

  • товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работ (услуг), связанных с вывозом товаров и ввозом товаров в Россию (подп. 2.1-3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подтверждение права на применение нулевой ставки НДС

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС, организация должна:

  • собрать пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ (п. 9 ст. 165 НК РФ);
  • заполнить соответствующие разделы декларации по НДС и сдать ее в налоговую инспекцию вместе с собранным пакетом документов (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Состав документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт за пределы Таможенного союза и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, зависит от вида транспорта, с использованием которого перевозится товар , и от вида оказываемых работ (услуг).

Основными документами, которые подтверждают право на применение нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, являются:

  • контракт (копия контракта);
  • таможенные декларации (их копии или реестры);
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками соответствующих таможенных органов (или реестры таких документов).

Организация может экспортировать товар из России в иностранное государство через другую страну - участника Таможенного союза. В этом случае для применения нулевой ставки какие-либо дополнительные документы, которые подтвердят факт вывоза товара за пределы этой страны - участника Таможенного союза, предоставлять не надо. А дата пересечения ее границы никак не повлияет на момент определения налоговой базы. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 30 июня 2015 г. № 03-07-08/37574.

Срок подачи подтверждающих документов

Документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки НДС, нужно представить в налоговую инспекцию в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, одновременно с налоговой декларацией (п. 9 и 10 ст. 165 НК РФ). При этом окончание 180-дневного срока связано не с периодом, в котором истекает срок подачи декларации, а с налоговым периодом, за который подается налоговая декларация.

При реализации работ (услуг), связанных с вывозом товаров на экспорт (ввозом товаров), порядок определения 180-дневного срока для подачи документов зависит от вида работ (услуг) и от вида транспорта, с использованием которого перевозится товар .

Контракт

Контракт (копия контракта) на поставку экспортируемых товаров или на выполнение работ (оказание услуг), связанных с вывозом товаров (ввозом товаров), является обязательным документом, который сдается в налоговую инспекцию для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС (подп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ).

С 2016 года контракт разрешено подавать не только как один документ. Его могут заменить несколько документов. Главное, чтобы в них стороны сделки достигли письменного согласия по всем ее существенным условиям: предмет договора, цена, сроки исполнения обязательств, наименование сторон сделки. Так записано в пункте 19 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Если контракт у организации отсутствует, например, если за границу вывозятся товары, покупателем которых является российская организация, применять нулевую ставку НДС нельзя. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 8 мая 2013 г. № 03-07-08/16131, ФНС России от 17 октября 2013 г. № ЕД-4-3/18594 (размещены на официальном сайте налогового ведомства в разделе «Письма, направленные в адрес территориальных налоговых органов»).

Если товары реализуются через посредника, организация-экспортер представляет:

  • посреднический договор;
  • контракт между посредником и иностранным контрагентом, предусматривающий поставку товаров, принадлежащих организации-экспортеру.

Такой порядок предусмотрен подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

При реализации работ или услуг, связанных с вывозом товаров (ввозом товаров), предоставляются:

  • контракты, заключенные с российскими контрагентами, - если заказчиками работ (услуг) являются российские организации;
  • контракты, заключенные с иностранными контрагентами, - если заказчиками работ (услуг) являются иностранные организации.

Это следует из положений подпункта 1 пункта 3.1, подпункта 1 пункта 3.2, подпункта 1 пункта 3.3, подпункта 1 пункта 3.4, подпункта 1 пункта 3.5, подпункта 1 пункта 3.6, подпункта 1 пункта 3.7, подпункта 1 пункта 3.8, подпункта 1 пункта 4, подпункта 1 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Таможенная декларация

Таможенные декларации (их копии) являются обязательными документами для подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов:

1) при вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта (подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ). Особенности оформления и представления таможенных деклараций в налоговые инспекции представлены в таблице ;

2) при реализации:

  • работ (услуг) по транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы России, трубопроводным транспортом (подп. 3 п. 3.2 ст. 165 НК РФ);
  • услуг по организации транспортировки природного газа, вывозимого за пределы России (ввозимого на территорию России), трубопроводным транспортом (если производится таможенное декларирование таких операций). Если таможенное декларирование не производится, вместо таможенных деклараций в налоговую инспекцию нужно представить документы, подтверждающие факт оказания соответствующих услуг (подп. 3 п. 3.3 ст. 165 НК РФ).

Причем подтвердить ставку НДС 0 процентов можно только полной таможенной декларацией. Временная декларация на товары, которую оформляют в соответствии со статьей 214 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ, для этих целей не подходит. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 23 октября 2015 г. № 03-07-08/60952.

Для целей таможенного контроля таможенная декларация может быть оформлена в электронном виде (п. 2 ст. 99 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ). Однако в налоговую инспекцию таможенную декларацию нужно подавать на бумажном носителе. Чтобы решить проблему, нужно обратиться на таможню и получить там распечатку электронной таможенной декларации со всеми необходимыми отметками. Такая бумажная копия тоже может служить подтверждением права на нулевую ставку НДС (письмо ФНС России от 8 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5943).

Начиная с IV квартала 2015 года вместо таможенных деклараций экспортеры могут подавать в налоговые инспекции их электронные реестры. Формы, форматы и порядок составления таких реестров утверждены приказом ФНС России от 30 сентября 2015 г. № ММВ-7-15/427.

Транспортные и товаросопроводительные документы

Представление в налоговые инспекции копий транспортных, товаросопроводительных и (или) других документов для подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов участниками экспортно-импортных операций является обязательным.

1. При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Документы должны подтверждать факт вывоза товаров за пределы России. Исключение составляет вывоз товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач - при таких вариантах экспорта копии транспортных и товаросопроводительных документов не представляются (подп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ).

2. При реализации услуг по международной перевозке товаров.

При реализации услуг, связанных с вывозом товаров на экспорт, документы должны быть оформлены в .

При реализации услуг, связанных с ввозом товаров в Россию (в т. ч. через территорию стран - участниц Таможенного союза), документы должны быть оформлены с учетом следующих особенностей:

  • при ввозе товаров водными судами (морскими, речными, смешанного плавания (река-море)) в налоговую инспекцию представляется копия коносамента, морской накладной или любого другого документа, подтверждающего факт приема товаров к перевозке. При этом в графе «Порт погрузки» должно быть указано место, которое находится за пределами таможенной территории Таможенного союза;
  • при ввозе товаров воздушным транспортом в налоговую инспекцию представляется копия грузовой накладной, где в качестве аэропорта погрузки (перегрузки) указан аэропорт, который находится за пределами таможенной территории Таможенного союза;
  • при ввозе товаров автомобильным транспортом в налоговую инспекцию представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российской таможни, подтверждающей ввоз товаров в Россию.

Это следует из положений подпункта 3 пункта 3.1 и подпункта 2 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

3. При реализации работ (услуг) в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу России. При реализации работ (услуг), связанных с вывозом товаров, документы должны быть оформлены в порядке, установленном для экспортеров (содержать те же реквизиты и отметки таможенных органов) .

При реализации работ (услуг), связанных с ввозом товаров водными судами (морскими, речными, смешанного плавания (река-море)), в налоговую инспекцию представляется копия коносамента, морской накладной или любого другого документа, подтверждающего факт перевозки товаров. При этом в графе «Порт погрузки» должно быть указано место, которое находится за пределами России, а сам документ должен содержать отметку таможни, действующей в пункте пропуска товаров.

Это следует из положений подпункта 3 пункта 3.5 и подпункта 2 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

4. При реализации услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для перевозки экспортируемых товаров по территории России в налоговую инспекцию представляются копии документов с отметками российских таможен, которые должны подтверждать, что перевозимые товары помещены под таможенную процедуру экспорта (подп. 3 п. 3.7 ст. 165 НК РФ).

5. При реализации работ (услуг) по перевозке экспортируемых товаров по территории России организациями внутреннего водного транспорта в налоговую инспекцию представляются копии документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России (подп. 3 п. 3.8 ст. 165 НК РФ).

Начиная с IV квартала 2015 года вместо самих транспортных и товаросопроводительных документов экспортеры могут подавать в налоговые инспекции их электронные реестры . Формы, форматы и порядок составления таких реестров утверждены приказом ФНС России от 30 сентября 2015 г. № ММВ-7-15/427.

Если сведения из реестра не совпадут с данными, полученными инспекцией от таможни, в ходе камеральной проверки у экспортера могут запросить сами документы, сведения о которых включены в реестр. Документы нужно будет подать в течение 20 календарных дней после получения запроса. На них должны быть отметки российской таможни.

Такой порядок следует из положений пунктов 15-18 статьи 165 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 18 мая 2015 г. № 03-07-08/28231, ФНС России от 6 августа 2015 г. № СД-4-15/13789, от 29 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/7427.

Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Специально для компании «Такском»

С 4 квартала 2015 для документального подтверждения применения нулевой ставки НДС и получения налоговых вычетов налогоплательщики могут предоставлять свои сведения в виде реестров документов.

Реестры предоставляются по целому ряду операций, в частности:

  • реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
  • осуществление услуг международной перевозки товаров;
  • выполнение определенных видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
  • по иным основаниям. Полный перечень операций установлен в ст.165 и ст.164 НК РФ.

Реестры соответствующих документов могут представляться экспортерами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота вместо бумажных копий соответствующих документов, предусмотренных в положениях ст.165 НК РФ для каждой конкретной операции.
С развитием электронного документооборота налогоплательщики предпочитают дистанционные способы общения с органами власти, ведь это экономит не только время, но и ресурсы компании. Подтверждение права на нулевую ставку по НДС в виде реестров сведений через оператора электронного документооборота по ТКС также дает налогоплательщику уверенность в правильности применяемого формата документа, исключая наличие технических ошибок при передаче.

Какие документы можно представить в виде реестра

В соответствии с п. 15 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, экспортер может представить в налоговый орган в электронной форме реестр соответствующих сведений в зависимости от вида совершаемых экспортных операций в отношении:

  • таможенных деклараций с указанием регистрационных номеров этих деклараций,
  • транспортных, перевозочных, товаросопроводительных и других документов,
  • документов, подтверждающих факт оказания отдельных услуг.

Есть несколько основных видов реестров, предоставляемых в налоговую инспекцию в электронном виде:

  • Реестр №1. Вместо копий таможенных деклараций, предусмотренных пп. 3 и 5 п. 1 ст. 165 НК РФ, представляется реестр этих деклараций, с указанием в нем их регистрационных номеров.
  • Реестр №5. Вместо копий таможенных деклараций, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных пп. 3 и 4 п. 1 (за исключением вывоза с территории РФ припасов) ст. 165 НК РФ, представляется реестр указанных документов.
  • Нас же интересует Реестр №6. Вместо копий таможенных деклараций, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных абзацем пятым пп. 3 и абзацем восьмым пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ (при вывозе с территории РФ припасов) представляется реестр указанных документов.

Налогоплательщик самостоятельно выбирает способ подтверждения применения им нулевой ставки НДС в отношении экспортируемых товаров (за исключением реализации товаров с участием посредника и реализации, производимой в счет погашения задолженности Российской Федерации и бывшего СССР или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам, (п. п. 2, 3 ст. 165 НК РФ)).
Таких способов несколько:

  • в виде реестра таможенных деклараций, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, в электронной форме, + копия контракта с иностранным лицом на бумажном носителе;
  • в виде реестра таможенных деклараций в электронной форме + копии контракта, транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории, на бумажном носителе;
  • все подтверждающие документы представляются в налоговый орган на бумажном носителе «по старинке».

Таким образом, получается, что единственный документ, который еще не включен в электронные реестры, это контракт с иностранной компанией на поставку товара.
При этом контракт или контракты могут быть представлены налогоплательщиком в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонам. Или и в виде комплекта документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем условиям сделки и содержащих необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения. Данное положение теперь закреплено в п.19 ст.165 НК РФ Федеральным законом от 23.11.2015г. №323-ФЗ.

Формат и порядок представления реестра в электронной форме

Форма и порядок заполнения реестров, а также формат и порядок представления их в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 30.09.2015 №ММВ-7-15/427 "Об утверждении форм и порядка заполнения реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а также форматов и порядка представления реестров в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.11.2015, регистрационный N 39598).

Ознакомиться с формами реестров можно на официальном сайте ФНС России

В общем случае транспортные, товаросопроводительные и (или) иные документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы РФ по соответствующей операции по реализации товаров (работ, услуг) содержат:

  • номер документа (указываются по графе 6 реестра). В случае отсутствия номера на документе, вне зависимости от вида транспорта в реестре указывается значение "б/н".
  • дату документа (указывается по графе 7 реестра).

При составлении международной товарно-транспортной накладной (CMR) номер CMR может быть указан в правом верхнем углу, а дата ее заполнения и наименование населенного пункта, где составлялась CMR, - в графе «21» «Составлен в/дата». Это связано с тем, что в соответствии со статьей 6 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в г. Женеве 19.05.1956) международная товарно-транспортная накладная должна содержать место и дату ее составления (но не номер документа).

При составлении реестра по транспортной железнодорожной накладной следует указать номер отправки, а также одну из следующих дат:

  • дату документального оформления приема груза к перевозке,
  • дату заключения договора перевозки.

В накладной и дорожной ведомости, а также в дорожной ведомости и квитанции о приеме груза графе "Календарные штемпеля, документальное оформление приема груза к перевозке" проставляется календарный штемпель с указанием даты документального оформления приема груза к перевозке.
Кроме всего прочего накладная должна содержать номер отправки и дату заключения договора перевозки (в соответствии со статьей 15 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) от 1 ноября 1951 года (с изменениями и дополнениями на 01.07.2015))
При этом указывается номер отправки, присвоенный перевозчиком в графе "Накладная №" в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 №39.

В целях обеспечения возможности направления налогоплательщиками документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в налоговые органы в соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК РФ приказом ФНС России от 29.06.2012 №ММВ-7-6/465@ (в ред. Приказов ФНС России от 31.08.2012 №ММВ-7-6/587@,от 17.03.2015 №ММВ-7-6/113@, от 28.11.2016 №ММВ-7-6/643@) утвержден формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В утвержденном формате предусмотрена возможность представления 11 видов документов в виде сканированных образов. Речь идет о тех документах, которые изначально были составлены на бумажном носителе (или в электронном виде в произвольном формате), и могут быть переданы в налоговый орган по ТКС в форматах jpg или tif.

  • счет-фактура (скан счета-фактуры можно передать в инспекцию лишь в случае, если она изначально была составлена в бумажном виде; составить электронный счет-фактуру в произвольном формате нельзя);
  • корректировочный счет-фактура;
  • товарно-транспортная накладная;
  •  акт приемки-сдачи работ (услуг);
  • грузовая таможенная декларация/транзитная декларация;
  • добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации;
  • спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости);
  • товарная накладная (ТОРГ-12);
  • договор и дополнительные соглашения (в т.ч. контракт (и дополнения к нему) с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза).

Тут нужно отметить, что ФНС России 18.01.2017г. издало Приказ № ММВ-7-6/16@ «Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (документ вступил в силу 30.05.2017г.). В рамках данного Приказа будет организован прием любых документов налогоплательщика в виде сканированных образов без ограничений по их видам.

Порядок истребования документов при предоставлении реестров

Представление реестров в электронном виде не дает налогоплательщику стопроцентной гарантии, что соответствующие документы не нужно будет представлять в налоговый орган на бумажном носителе. В пункте 15 статьи 165 НК РФ установлен ряд случаев, когда у налогоплательщика могут быть запрошены документы, сведения из которых включены в представленные реестры.
Если налогоплательщик принял решение представлять реестры сведений вместо копий документов, то в ходе камеральной проверки могут запрашиваться в рамках ст.93 НК РФ только те документы, которые были указаны в представленных реестрах, с учетом особенностей отдельных положений п.15 ст.165 НК РФ.

Кроме того, налоговый орган вправе запросить отдельные документы у налогоплательщика при выявлении несоответствия сведений об экспортных операциях, полученных от таможенных органов, данным, содержащимся в представленных реестрах налогоплательщика.
Срок предоставления документов, установленный п.15 ст.165 НК РФ, равен 20 календарным дням с даты получения налогоплательщиком соответствующего требования. И, если запрошенные документы не будут представлены в установленный срок, право на применение ставки 0% будет считаться неподтвержденным.

Декларация по НДС за 1 кв. 2018 г. (ч.2.)

Каковы особенности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров?

При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение НДС производится по ставке 0% (п. 1 ст. 164 НК РФ). Нулевая ставка НДС при экспорте применяется при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ . На сбор пакета документов дается 180 календарных дней, начиная с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (абз. 1 п. 9 ст. 165 НК РФ). Порядок действий экспортера такой:

  1. При отгрузке товаров на экспорт продавец должен выписать счет-фактуру с 0 ставкой НДС при экспорте в обычном порядке, но регистрировать этот счет-фактуру в книге продаж пока не нужно. Налоговая база по НДС возникает на последний день квартала, в котором собраны документы, подтверждающие право на нулевую ставку (п.9 ст.167 НК РФ). Поэтому «нулевой» счет-фактура будет зарегистрирован в книге продаж того квартала, в котором продавец соберет документы для подтверждения нулевой ставки НДС.
  2. Если документы удалось собрать до истечения 180 дней , то, как уже говорилось, счет-фактуру с нулевой ставкой НДС нужно зарегистрировать в книге продаж и соответственно отразить в Разделе 9 декларации по НДС того квартала, в котором собраны документы. Исчисление НДС по таким операциям отражается в Разделе 4 декларации по НДС. Одновременно с представлением декларации в налоговый орган должен быть представлен и пакет документов (п.9 и п.10 ст.165 НК РФ).

Если по истечении 180 календарных дней собрать пакет документов не удалось, реализация товаров облагается НДС по ставкам 10% или 18% (п. п. 2, 3 ст. 164, абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ). Причем налог необходимо рассчитать за тот квартал, в котором состоялась отгрузка товаров на экспорт (п.9 ст.167 НК РФ).

Для этого налогоплательщику необходимо составить новый счет-фактуру в одном экземпляре, исчислив по отгруженным товарам НДС по ставке 10% или 18% и зарегистрировать его в дополнительном листе книги продаж того квартала, в котором произошла отгрузка экспортных товаров (п. 22(1) Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Кроме того, необходимо представить уточненную декларацию по НДС , отразив операции с неподтвержденной нулевой ставкой в Разделе 6 декларации, предварительно уплатив недоимку и соответствующие пени (ст. 81, абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ).

НДС, исчисленный к уплате при не подтверждении экспорта можно будет принять к вычету, если впоследствии налогоплательщику все-таки удастся собрать пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС (п. 9 ст. 165, п. 3 ст. 172 НК РФ).

Если налогоплательщик не собирается подтверждать ставку 0% в будущем, то на основании п.п.1 п.1 ст.264 НК РФ НДС, исчисленный по ставке 18% или 10% можно учесть в составе прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Датой признания таких расходов является 181-й день с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (Письмо Минфина России от 27.07.2015 N 03-03-06/1/42961, Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15047/12, Письмо ФНС РФ от 24.12.2013 N СА-4-7/23263).

Обратите внимание, при расчетах в иностранной валюте налоговая база по НДС при экспорте товаров в любом случае определяется по курсу ЦБ РФ, действующему на дату отгрузки товаров (п.3 ст.153 НК РФ), даже если от покупателя была получена предоплата. Поэтому при получении аванса в счет экспортной поставки, налоговые базы по НДС и налогу на прибыль будут различны.

Также отметим, что при применении нулевой ставки НДС в некоторых случаях вычет НДС, относящегося к таким операциям, производится в особом порядке.

Чем отличается НДС при экспорте товаров в Белоруссию и другие страны ЕАЭС от НДС при экспорте товаров в «страны дальнего зарубежья»?

При экспорте (вывозе) товаров в страны ЕАЭС (Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению) также применяется нулевая ставка НДС. Но порядок подтверждения нулевой ставки установлен Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее Протокол). Перечень документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, приведен в п.4 Протокола (это договор, транспортные и товаросопроводительные документы и др.).

В отличие от «обычного» экспорта для подтверждения нулевой ставки НДС вместо таможенной декларации необходимо представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме , предусмотренной отдельным международным межведомственным договором. Такое заявление с отметкой своего налогового органа российскому продавцу должен передать иностранный покупатель.

Обязательно ли применять нулевую ставку НДС?

До 2018 года применение нулевой ставки НДС было обязательно. Ведь ставка налога - это не льгота, и нормы НК РФ не предусматривают выбор ставки налогообложения (Определении ВС РФ от 20.02.2015 г. N 302-КГ14-8990 (См. Письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@).

Но с 1 января 2018 г. налогоплательщики получили возможность отказаться от применения нулевой ставки НДС , правда лишь в некоторых случаях и при определенных условиях. Отказаться от ставки 0% можно только при экспорте товаров, а также по работам и услугам, связанным с экспортом и указанным в пп. 2.1 - 2.5, 2.7 и 2.8 п.1 ст. 164 НК РФ, например, по международным перевозкам экспортируемых товаров (п.7 ст.164 НК РФ). Но все не так просто.

Отказаться применять нулевую ставку можно только в отношении всех операций, по которым такой отказ предусмотрен п.7 ст.164 НК РФ и только по ним.

Например, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС в соответствии с п.7 ст.164 НК РФ, он автоматически отказался от нулевой ставки и при экспорте товаров и при международной перевозке экспортируемых товаров, но он обязан применять нулевую ставку НДС, если будет оказывать услуги перевозки импортируемых товаров, поскольку отказ от ставки 0% по таким услугам не предусмотрен.

Также обратите внимание, что нельзя отказаться от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию , т.к. при экспорте товаров в страны ЕАЭС действует международное соглашение (ст.7 НК РФ), устанавливающее обязательное применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС (п.1 ст.72 Договора о Евразийском экономическом союзе и п. 3 Протокола).

Поэтому, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров, экспорт товаров в страны ЕАЭС все равно должен облагаться по нулевой ставке.

Как отказаться от применения ставки 0%?

Чтобы не применять нулевую ставку НДС необходимо представить соответствующее заявление в налоговую инспекцию, причем сделать это нужно заранее - не позднее 1-го числа квартала с которого налогоплательщик хочет отказаться (п.7 ст.164 НК РФ). Т.е. если у налогоплательщика «случайно» возникла разовая экспортная операция, а он заранее не отказался от применения нулевой ставки НДС, ему придется применять ставку 0 %.

Отказаться от применения нулевой ставки можно не менее чем на 12 месяцев .

Какие последствия ждут продавца и покупателя, если вместо нулевой ставки НДС продавец сразу предъявит налог по ставке 18%?

Самые существенные налоговые риски у российских покупателей услуг и работ, облагаемых по нулевой ставке НДС . Т.е. если, например, по услугам международной перевозки товаров (в т.ч. по транспортно-экспедиционным услугам) заказчик получит счет-фактуру со ставкой НДС 18%, и примет к вычету эту сумму налога, налоговый орган откажет в вычете НДС. Причем судебная практика в таких ситуациях не на стороне налогоплательщиков (Определение ВС РФ от 03.09.2014 N 307-ЭС14-314, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.11.2014 по делу N А33-3050/2013; Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 N 302-КГ14-8990). Кроме того, неправомерно предъявленный НДС покупатель не может учесть в расходах , уменьшающих налогооблагаемую прибыль (п.2 ст.170, п.19 ст.270 НК РФ).

У экспортеров-продавцов есть риск, что покупатель взыщет с него незаконно предъявленные 18% НДС как неосновательное обогащение (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16627/11 по делу N А40-127287/10-89-913, Постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу N А19-10351/2011, от 20.12.2010 по делу N А33-437/2010, ФАС МО от 08.02.2012 по делу N А40-8404/07-37-86, от 25.01.2012 по делу N А40-7806/11-22-60).

Кроме того, если на экспорт отгружались сырьевые товары или налогоплательщик неправомерно предъявил 18% НДС по работам или услугам, облагаемым по ставке 0%, есть риск «доначисления входного НДС». Т.е. налоговые органы уберут вычеты, произведенные до определения налоговой базы и (или) на дату отгрузки товаров (работ, услуг) восстановят суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким операциям. Это связано с тем, что при применении нулевой ставки НДС по вышеперечисленным операциям действует особый порядок вычетов (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

Как принимать к вычету НДС при экспорте товаров?

Ответ на данный вопрос зависит от того какой товар отгружается на экспорт, а также когда товары (работы, услуги), задействованные в экспортных операциях были приняты к учету.

С 1 июля 2016 года налоговый вычет по НДС при экспорте товаров, не относящихся к сырьевым, производится в обычном порядке после отражения приобретений в учете (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

Если же на экспорт отгружаются товары, относящиеся к сырьевым или в экспортных операциях задействованы «старые» приобретения (т.е. товары, работы, услуги, принятые к учету до 01.07.2016), то входной НДС по ним подлежит вычету в особом порядке. Такие вычеты производятся на момент определения налоговой базы по НДС, т.е. в квартале, в котором подтверждена нулевая ставка НДС. А если в течение 180 дней собрать пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС не удастся, то вычеты НДС будут произведены на дату отгрузки товаров (в уточненной декларации).

Соответственно вычеты НДС, относящиеся к экспорту сырьевых товаров или по «старым» приобретениям отражаются в книге покупок только при определении налоговой базы по экспорту, а в декларации по НДС суммы таких вычетов отражаются в «экспортных» разделах: в Разделе 4 (если ставка 0% подтверждена) или в Разделе 6 (если в течение 180 дней собрать пакет документов не удалось).

Нужно ли восстанавливать НДС при экспортной отгрузке товаров?

Если на экспорт отгружаются несырьевые товары, принятые к учету с 01.07.2016 г. и позднее , то восстанавливать НДС или каким-либо образом вести раздельный учет входного НДС не нужно. Минфин РФ также разъясняет, что суммы входного НДС по «новым» товарам (работам, услугам), принятым к вычету на момент их приобретения, восстановлению в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по экспортируемым несырьевым товарам, не подлежат (Письмо Минфина России от 12.12.2016 N 03-07-08/73930).

При экспорте сырьевых товаров или по «старым» приобретениям, относящимся к экспорту несырьевых товаров, как уже говорилось, налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС, т.е. такие вычеты производятся только на момент определения налоговой базы по НДС. Поэтому в случае, когда налогоплательщик не предполагал использовать такие товары в экспортных операциях и принял к вычету НДС, НДС, ранее принятый к вычету, придется восстановить при отгрузке товаров на экспорт. Принять его к вычету можно будет только при определении налоговой базы (п.3 ст.172 НК РФ).

Пример:
В 1-м квартале 2018 года налогоплательщик отгрузил на экспорт несырьевые товары. Причем часть отгруженных товаров была приобретена им еще в мае 2016 года, а часть в 2017 году. НДС по ним был принят к вычету. В этом случае при отгрузке товаров на экспорт в 1-м квартале 2018 налогоплательщик должен восстановить НДС по части экспортированных товаров, которые были приняты им к учету в мае 2016 года. А по экспортированным товарам, которые были приобретены в 2017 году восстанавливать НДС ненужно. Если, например, продавец соберет пакет документов во 2-м квартале 2018 года, налог, восстановленный в 1-м квартале, продавец заявит к вычету, отразив его сумму в Разделе 4 декларации по НДС.

Нужно ли восстановление НДС по экспортной отгрузке товаров в Белоруссию или Казахстан?

При экспорте товаров в страны ЕАЭС вычеты производятся в порядке, установленном нормами НК РФ (п. 5 Протокола). Поэтому обязанность по ведению раздельного учета входного НДС и соответственно по восстановлению НДС возникает в тех же случаях, что и при экспорте товаров в страны «дальнего зарубежья» , т.е. при экспорте сырьевых товаров или по товарам (работам, услугам), относящимся к экспортным операциям, если эти приобретения были отражены в учете до 01.07.2016 г.

Какие товары относятся к сырьевым?

В целях главы 21 «НДС» НК РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (п.10 ст.165 НК РФ). Коды видов таких сырьевых товаров, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) определяются Правительством Российской Федерации. Но до сих пор данный Перечень не утвержден.

Если налогоплательщики не готовы к спорам с налоговыми органами, им следует самостоятельно сориентироваться с определением кодов сырьевых товаров . Так, наименования разделов V , VI , I X , XIV , XV и группы 44 ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 полностью повторяют формулировки наименований товаров, указанных в п.10 ст.165 НК РФ и относимых к сырьевым. Поэтому, если коды ТН ВЭД ЕАЭС товаров, реализуемых налогоплательщиком на экспорт, названы в вышеуказанных разделах ТН ВЭД ЕАЭС и группе 44 ТН ВЭД ЕАЭС, то товары следует считать сырьевыми. Соответственно при экспорте таких товаров следует принимать к вычету НДС в особом порядке, предусмотренном п.3 ст.172 НК РФ.