«тропа здоровья» как средство улучшения эмоциональнопсихического состояния дошкольников. Как дорожка в саду превращается в «тропу здоровья» Цель и результат тропа здоровья

«ТРОПА ЗДОРОВЬЯ» КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность: К сожалению, с каждым годом здоровье детей становится всё хуже. Дети либо уже рождаются с различными патологиями, либо приобретают в первые годы жизни заболевания, перерастающие в хронические. Экология нашего города создаёт дискомфортные условия для формирования физического и психического здоровья дошкольников.

Отечественной психологией накоплены данные, позволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования физически развитой личности. От работ А.Ф. Лазурского и Г.Я. Трошина до работ современных исследователей, мы можем проследить достаточно глубокие взаимосвязи между появлением личностных новообразований, физическим развитием и особенностями эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович).

Аннотация: В статье представлена информация о комплексе мероприятий, направленных на улучшение эмоциональнопсихического состояния у дошкольников в условиях образовательного учреждения. В период летней оздоровительной компании для здоровьесбережения дошкольников используется «тропа здоровья» с фитонцидными зонами.

Ключевые слова: эмоциональнопсихическое состояние, фитонцидные зоны, закаливание, здоровьесбережение, «тропа здоровья».

Приоритетными направлениями деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского – сада №282 городского округа Самара (далее – МБДОУ) являются улучшение эмоциональнопсихического состояния и укрепление здоровья дошкольников, приобщение их к ценностям здорового образа жизни и охрана жизни дошкольников.

Деятельность МДОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно­-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами.

В МБДОУ создана необходимая материально­-техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях детского сада и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, уголки здоровья, спортивная площадка.

В период летней оздоровительной кампании особое внимание уделяется эмоциональнопсихическому состоянию и здоровьесбережению дошкольников. В оздоровительную компанию вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в МБДОУ оборудована "Тропа здоровья".

Основными целями организации "Тропы здоровья " являются:

  • улучшение эмоционально­психического состояния детей;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • улучшение функций сердечно­сосудистой и дыхательной систем;
  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

Описание «тропы здоровья».

На территории нашего дошкольного учреждения на протяжении многих лет функционирует «Тропа здоровья» - это пешеходная дорожка с участками различных природных материалов (гравий, песок, крупные камни, древесная стружка и т.д.). Длина дорожки 400 м.

Поверхность дорожки, состоящая из участков с различными природными материалами, оказывает дозированное стимулирующее воздействие на биологически активные точки (БАТ), заложенные в коже стопы дошкольников. Раздражителями являются: мелкий и крупный песок; галька крупная и мелкая; крупные и гладкие графитные камни; скошенная трава, опилки, холм с деревянными ступеньками. Вдоль «тропы здоровья» высажены растения – фитонцидоносители: можжевельник, туя, мята, календула. Концентрация фитонцидов на отдельных участках тропы в воздухе на уровне дыхания дошкольников достигает предельных значений, что обуславливает высокий оздоровительный эффект в комплексе с закаливанием стоп при ходьбе по участкам с природными материалами. Это способствует более качественному дыханию, снятию бронхоспазмов, снижению артериального давления, кроме того улучшению настроения, снятию нервного напряжения.

Во время пребывания в детском саду, ребенок переживает множество стрессовых ситуаций. Учеными доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка, а использование «тропы здоровья» является универсальным средством снятия стрессового состояния. Хождение босиком по «тропе здоровья» – это лечебно-профилактическая и оздоровительная процедура, выполнение которой проходит под контролем инструктора по ФИЗО и старшей медицинской сестры.

Методика использования «Тропы здоровья».

Перед тем, как пойти по «тропе здоровья», следует присесть на скамеечку и провести самомассаж стоп: обхватить одной рукой стопу и уложить её на колено. Другой рукой сделать несколько разминающих движений в направлении от пятки к пальцам, обращая внимание на энергичное растирание и поколачивание свода стопы. Этим снимается неприятное ощущение, появляющееся при прохождении первых участков «тропы здоровья».

Пользоваться «тропой здоровья» следует постепенно, по определенным режимам с учетом состояния здоровья и степени закаленности дошкольников. При недомогании повышенной температуре тела пользование «тропой здоровья» не рекомендуется. Если во время закаливающей процедуры появились признаки острого недомогания, резкие боли, головокружение, тошнота, микротравмы на стопах или ушибы на других участках тела, например при падении, необходимо процедуры прекратить и обратиться за обращением к медицинской сестре в медицинский пункт.

При пользовании «тропой здоровья» не рекомендуется отвлекаться, громко разговаривать, обмениваться репликами, делать какие-либо замечания другим лицам, принимающими эту процедуру. Во время выполнения этого вида закаливания следует соблюдать темп и продолжительность ходьбы, назначенные инструктором по ФИЗО.

Ходьба по «тропе здоровья» обязательно сочетается с проведением глубоких дыхательных упражнений через каждые 75-100 метров по 5-6 вдохов и выдохов. При этом следует обращать внимание на выдох. Он должен быть достаточно глубоким. Для этого следует на выдохе сжать грудную клетку скрещиванием рук и втягиванием во внутрь брюшной стенки живота.

После завершения процедуры закаливающей ходьбы обмыть стопы в ванне проточной водой, растереть их полотенцем и надеть обувь.

Для получения прочного и длительного оздоравливающего эффекта рекомендуется использовать «тропу здоровья» не менее 3 –х раз в неделю в течении 3 –х месяцев, затем перерыв месяц. Далее курс можно повторить.

Ежедневное использование "тропы здоровья" в летний оздоровительный период позволили добиться следующих результатов:

  • улучшение эмоционально­психического состояния дошкольников (увеличение посещаемости в летний период);
  • улучшение и укрепление иммунной системы организма;
  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период (снижение уровня заболеваемости на 15,2%);
  • тренировка и качественное улучшение работы стопоназального рефлекса;
  • предотвращение и уменьшение развития плоскостопия у дошкольников;
  • предотвращение развитие ультрафиолетового голодания, следовательно, развития рахита у дошкольников;
  • положительная динамика росто­весовых показателей;
  • формирование правильной осанки, улучшение ее у детей с нарушением опорно­двигательного аппарата;

Заключение.

Использование «тропы здоровья» в период летней оздоровительной компании способствовало снижению психоэмоционального напряжения дошкольников: улучшению состояния вегетативной нервной системы, выходу всех негативных эмоций, формированию положительного эмоционального фона, способствующего появлению эмоций радости и ощущения общего спокойствия; стабильно повышая настроение и обеспечивая снижение уровня тревожности дошкольников.

Список литературы

  1. Вераксы, Н. Е. Комаровой, Т. С. Васильевой М. А. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под ред. М.: Издательство: Мозаика-Синтез, 2013.
  2. Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе дифференцирования подвижных игр / Н.И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII международный научный конгресс. - Москва, 2003. - Т-1. - С. 230-232.
  3. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2000, С-88
  4. Концепция физического образования детей и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003 - №1. - С. 5-10.
  5. Никонорова, Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников / Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж, 2007.
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  8. Чупаха, И.В. Программа «Здоровый ребёнок» в рамках реализации программы «Здоровьесберегающие технологии» / Научно – практический сборник инновационного опыта. Ставрополь: «Народное образование», 2003 г.

Отличным развлечением для детей станет тропинка здоровья для босых ножек. Когда, если не летом, ходить босиком по траве, песку, камешкам — это не только весело, но и полезно для здоровья. Массаж стоп, закалка — вот для чего нужна такая тропинка. Сделаем ее сами!

laimigamgimenem.lv

Почему полезно ходить босиком?

Не зря же наши прабабушки и прадедушки много ходили босиком. Они прекрасно понимали, что это укрепляет защитные силы организма, помогает бороться с простудой и забыть о многих болезнях. Китайские целители говорят о том, что на стопе находятся активные точки, которые связаны со всеми органами и системами человека. А Сократ и Сенека отмечали, что ходьба босиком способствует физическому и умственному развитию.

Ходить босиком полезно и детям, и взрослым!

Как сделать тропинку здоровья своими руками

zozhlegko.ru

Сделать тропинку для босых ножек несложно, понадобятся различные материалы: мелкие камешки, песок, трава, деревянные брусочки и спилы, шишки, фасоль, рис, щепки, каштаны, желуди, яичная скорлупа, вата, коврики, вода и др. Главное, чтобы было разнообразие материалов для различных тактильных ощущений.

peuteractiviteitenweb.com

Выберите на участке место для тропинки. Можно вообще сделать ее сборной-разборной, тогда вы сможете переносить ее, куда захотите и прятать от дождя и снега. Сколотите одинаковые ящички подходящего размера: с невысокими бортиками, по размеру, чтобы поместились ножки. Хорошенько зашкурьте доски, чтобы никакие щепки не поранили нежную детскую кожу. Гвозди и прочие скрепляющие детали конструкции тоже не должны нигде торчать.

В каждый ящичек насыпьте разный наполнитель и установите их на ровной поверхности друг за другом, чтобы получилась тропинка.

arslastochka.ucoz.ru

Можно сделать и стационарную тропинку. Разметьте ячейки и залейте бетоном секторы. Где-то могут быть вклеены пробки, где-то камешки или плитка, в одну из ячеек насыпьте песок, щебень, щепки, деревянные кругляши и пр. Обязательно оставьте живую травку.

gamejulia.ru

Отличным массажным эффектом обладают донышки пластиковых бутылок: ножкам не больно на них наступать. Обрежьте бутылки до середины, наполните их песком и вкопайте на одинаковую глубину.

dach.ru

Поищите песок разной фракции. Ощущения меняются, если наступать босыми ножками на мелкий речной песочек, крупный строительный или тот, где рассыпаны небольшие мячики.

status-style.ru

Приучайте детей к дорожке здоровья постепенно. Сначала можно пройтись в носочках, медленно ощупывая ступнями содержимое каждой ячейки, затем босиком.

dsiskorka.ru

Защитой от дворовых котиков и собачек будет крышка. Уходя, накрывайте дорожку здоровья. Так вы будете уверены, что песок чистый и никакого постороннего мусора, которым можно поранить ножки не появилось.

www.sibghk.ru

Дорожку здоровья можно сделать в виде лабиринта или извилистой тропки, вписать ее в ландшафт участка.

www.maam.ru

Крупные и колючие поверхности должны чередоваться с мягкими и ворсистыми, чтобы тактильные ощущения сменяли друг друга.

mdou3adamroo.ucoz.ru

Если собралась компания из нескольких ребятишек, можно поиграть в игру. Пройтись с завязанными глазами по дорожке и угадать, на что наступаешь. После прохождения такой тропинки полезно сделать ванночку для ног, водные закаливающие процедуры.

Уважаемые читатели. Расскажите о своем опыте обустройства дорожки для босых ножек. Нравятся ли малышам такие закаливающие процедуры?

Разделы: Работа с дошкольниками

Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются одной из приоритетных задач, стоящих перед коллективом МОУ Центра-десткого сада № 381 Красноармейского района г.Волгограда.

Немаловажное значение для её решения имеет создание в детском саду необходимых материально-технических условий. Именно поэтому на участке дошкольного учреждения функционирует “Тропа здоровья”, построенная совместными усилиями педагогов и родителей.

Основными целями организации "Тропы здоровья" являются:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально-психического состояния детей;
  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На “Тропе здоровья” размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

Концепции построения “Тропы здоровья”

Тропа здоровья предназначена:

  • для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;
  • для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
  • для решения задачи закаливания дошкольников;
  • для развития их сенсорных способностей.

1. Требования, предъявляемые к снарядам для “Тропы здоровья”:

  • прочность;
  • устойчивость к переменам погоды;
  • большая пропускная способность.

Спортивные снаряды сделаны из оструганных бревен и металлических труб, окрашенных устойчивой к коррозии краской. Во избежание раскачивания, основания стоек шведских стенок, рукоходов, дугообразных металлических мостиков, модулей для подлезания и преодоления препятствий углублены на 0,70 м и залиты щебёночно-цементным раствором. Металлические конструкции соединены сваркой.

Около шведских стенок, рукоходов и снарядов, на которых выполняются прыжковые упражнения, оборудованы ямы, заполненные просеянным песком, перемешанным с опилками. Это предохранит детей от травм в случае падения со снаряда.

Все снаряды, установленные на “Тропе здоровья”, максимально безопасны в пользовании. Поверхность деревянных снарядов ошкурена и окрашена, металлические конструкции не имеют заостренных углов, выступающих болтов, концов труб и т.

2. Маршрут "Тропы здоровья" проложен по периметру территории дошкольного учреждения и включает в себя 12 станций (см. Приложение 1 ). Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке детского сада, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. Каждая станция в свою очередь включает в себя несколько объектов или модулей.

3. Существующая структура (разделение на “станции”) позволяет в случае необходимости индивидуализировать процесс развития и совершенствования тех или иных способностей (одновременно на “Тропе здоровья” могут работать несколько специалистов с разными группами детей, совершенно не мешая друг другу).

4. На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей, как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.

Преимущество нашей концепции построения “Тропы здоровья” в том, что она позволила всем участникам здоровьесберегающего процесса и детям и взрослым по-новому воспринимать и эффективно использовать на уже имеющееся на территории дошкольного учреждения спортивное и игровое оборудование. Устройство такой тропы малозатратно, что само по себе уже немаловажно.

Технология работы на “Тропе здоровья”

Для полноценного и эффективного использования всех объектов “Тропы здоровья” разработан режим её функционирования, составлено расписание организованной оздоровительной деятельности воспитателей и всех специалистов, обеспечено медицинское сопровождение и взаимодействие с родителями воспитанников, созданы простейшие программы работы на “станциях”.

Создание программ работы на “станциях” облегчает работу воспитателей. Программа работы на каждой “станции” включает в себя:

  • перечень упражнений с подробным описанием содержания;
  • комплексы (например, для формирования правильной осанки, или развития выносливости, постановки правильного дыхания др.) составленные из упражнений, о которых говорилось выше.

Включение в маршрут “Тропы здоровья” станций, на которых занятия с детьми проводят такие специалисты дошкольного учреждения, как психолог, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования по экологии, инструктор ЛФК, существенно повышает ее эффективность. В конечном счете, она действительно является “тропинкой” к обретению дошкольниками здоровья как физического, так и психического (см. Приложение 2 ).

Рассмотрим в качестве примера несколько станций.

В Тенистом саду расположилась станция “Лесной дом сказок”, на этой станции с детьми занимается педагог-психолог. Глубинная потребность общения с природой заложена в каждом, а Тенистый сад дошкольного учреждения – прекрасное место, где можно получить удивительную целительную энергию от растений, птиц, воды, солнца, воздух. Например, упражнения с использованием ароматерапии способствуют формированию осознанного представления о необходимости заботиться о своем здоровье через механизм лечебного воздействия приятных запахов, приносящих успокоение, здоровье и внутреннюю гармонию. Влияние ароматов не ограничивается чисто химическим воздействием на человеческий организм, они обладают мощным эмоциональным воздействием, изменяют энергетику и биоритмы человека.

Упражнение “Разведчики природы” помогает развивать чувство экологической эмпатии. Дети наблюдают и прислушиваются ко всему, что происходит в природе, чтобы рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особое внимание уделяется тем признакам, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.

Хороший оздоровительный эффект даёт водная терапия. Упражнения у фонтана и в фонтане, который расположен на территории Тенистого сада, приносят детям истинное наслаждение в жаркие летние дни.

Станция “Музыкальная полянка” находится на теневом участке с газонным покрытием; по периметру участка проложены дорожки из тротуарной плитки, границы участка оформлены цветущими растениями. Здесь с детьми занимаются музыкальные руководители дошкольного учреждения. Используя программу М. Л. Лазарева “Здравствуй” (раздел “Целебные звуки”: серия звуков “Тканевая вибрация” и “диафрагмальные толчки”), педагоги учат детей слушать свой организм и оказывать ему помощь, правильно пользоваться дыханием во время физических нагрузок, заниматься релаксацией, обучают умению жалеть свой организм.

Упражнения системы игрового стретчинга с использованием природных персонажей помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений и музыкальный слух, развивают творческие способности ребёнка. Ухоженный газон позволяет заниматься босиком. Хорошее состояние газона на “Музыкальной полянке” помогают поддерживать дети: регулярно поливают его после занятий, 1 раз в две недели после стрижки газона, вместе с воспитателями сгребают скошенную траву. Часть травы идёт на корм кроликам, остальная высушивается на сено для корма животным в зимний период.

Станция “Природа – на здоровье!” позволяет детям старшего возраста познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма. Занятия с детьми в форме совместной проектной деятельности проводит педагог дополнительного образования по экологии. В ходе реализации проекта дети узнают многое, например, если появилась ссадина, к ней надо приложить лист подорожника, заболела голова – приложи ко лбу лист мать-и-мачехи, устал – подыши ароматом мяты и настроение поднимется.

Обеспечение медицинского сопровождения функционирования “Тропы здоровья”

Организация здоровьесберегающего режима на “Тропе здоровья” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада. Старшие медицинские сёстры систематически осуществляют контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья" в летне-оздоровительный период, ежедневно проверяют санитарное состояние “Тропы здоровья”, делая соответствующую запись в “Журнале санитарного состояния “Тропы здоровья”. Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на “Тропе здоровья” в соответствии с концепцией её построения и функционирования.

Система оздоровительной работы и её результативность

На наш взгляд в МОУ Центре-детском саду № 381 сложилась эффективнаясистема физкультурно-оздоровительных мероприятий на “Тропе здоровья” в летний период, включающая в себя следующие факторы:

  • эколого-гигиенические и закаливающие факторы
  • психологические факторы
  • средства физического и музыкального воспитания
  • лечебно-профилактический фактор

Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов:

  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
  • положительной динамики росто-весовых показателей;
  • формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
  • улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Оздоровительная деятельность на “Тропе здоровья” продолжается и в холодный период года: ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры (обливание всего тела холодной водой).

И в заключение хочется напомнить вам одно справедливое высказывание: “Здоровье – не всё, всё без здоровья – ничто”.

Желаем здоровья вам и вашим воспитанникам!

В этой статье мы расскажем, как дорожка в вашем саду может превратиться в «тропу здоровья» .

Дорожка в саду - очень важный элемент окружающего ваш дом ландшафта. И даже совсем на небольших участках этот элемент должен быть продуман. Ну что тут, казалось бы, можно изобрести?

Задача дорожки в саду очень проста - связать объекты в саду так, чтобы было удобно. Но важно, чтобы она стала и настоящим украшением Вашего сада.

Для того, чтобы дорожка украсила Ваш сад и привела туда, куда вы захотите необходимо учесть:

  • В каких направлениях Вы будете гулять по саду (это лучше сделать на бумаге);
  • какое назначение дорожек, от этого будет зависеть и ширина дорожки, и ее конфигурация (например, к бассейну, к детской или спортивной площадке, к барбекю или к хозяйственной зоне нужно предусмотреть ширину от 1 м до 1,3 м, т то время как, дорожки к уединенным участкам сада могут быть 50 см-70 см);
  • в зависимости от функции выбирается и материал мощения: камень, гравий, галька, деревянные настилы, измельченная кора, кирпич, брусчатка, даже мозаика.

Еще несколько советов: если запроетировать дорожки с изгибами, чередование пространств открытых и закрытых, то можно зрительно увеличить размер сада. Но тут главное не перегнуть палку: слишком извилистые дорожки могут "искусить" гуляющего сократить путь по газону)))

Нужно учесть, что множественные изгибы дорожек маленький участок сделают еще меньше.

Теперь о том...

Как превратить дорожку в саду в "тропу здоровья"?

С каждым годом ландшафтные дизайнеры все больше и больше обращает взоры на экологическую составляющую своего творчества, сегодня ландшафт - не только украшение города, но и его спасение. Умиротворяющее, расслабляющее воздействие ландшафтных парков ощутил на себе каждый, кто прогуливался по ним, например в Крыму, или в Софиевке, или в Краснокутском ботаническом саду и т.д.

Пейзажетерапия (лечение пейзажами), маринотерапия (лечебное "созерцанием" моря), специотерапия (лечение пространством), фитотерапия и др. - терапевтический эффект этих направлений в доказательствах не нуждается и используется повсеместно на лечебных курортах.

А теперь попробуем создать «маленький курорт» в своем собственном саду с помощью еще одного элемента ландшафтотерапии - это «тропа здоровья». В основу этого метода терапии положена древняя наука рефлексотерапия, которая использует для лечения наиболее активные зоны человеческого тела - кисти рук, ушные раковины и стопы. Не трудно догадаться, что использует рефлекторную возможность стопы.

Древняя медицина с помощью массажа определенных точек на ступнях ног проводила серьезное лечение. Ведь на кожных покровах ног есть проекции всех внутренних органов. Воздействуя на стопы можно регулировать работу внутренних органов, снимать боль, восстанавливать кровообращение. Поэтому очень полезно ходить босиком.

Справка: механизм действия системы оздоровления через стопы заключается в том, что при воздействии на зону проекцию больного органа, в ней генерируется электромагнитная волна, которая несет лечебный эффект к больному органу. Стопа человека стоит на втором месте после кисти по сходству со строением тела человека. Большой палец - соответствует голове, а продолжение ниже по стопе - туловищу, 2 и 5 пальцы - это руки, 3 и4 - это ноги, а продолжение между ними - органы малого таза. Левая стопа - это левая сторона тела, а правая стопа, соответственно - правая сторона тела.

Перечень рефлексогенных зон можно увидеть на рисунке.

Проектирование тропы здоровья сводится к тому, что на участке, где предусмотрены дорожки, нужно чередовать различные типы покрытия определенной длины. Дорожку лучше спроектировать кольцевого очертания или в виде восьмерки. Каждый вид мощения производит выборочное рефлекторное воздействие:

  • песок, мелкая галька, мощение из досок разных пород дерева - оказывают успокаивающее действие на организм
  • крупная галька, деревянные срезы - оказывают тонизирующее действие
  • щебень, мраморная крошка - оказывают возбуждающее действие.

Задача - ходить по тропе босиком определенное время. Для оздоровления время воздействия таково: сначала на крупном мощении, затем на мелком гравии, следом по доске и по песку:

  • 1-2 мин всей стопой
  • 1-2 мин на пятках
  • 1-2 мин на пальцах
  • 1-2 мин на внешней боковой поверхности стопы
  • 1-2 мин на внутренней поверхности стопы

Если Вы захотите воздействовать целенаправленно на какой-то орган, то оздоравливающую прогулку нужно проводить в соответствии с биоритмами человека, учитывая максимальные ритмы работы того или иного органа .

  • с 3 до 5 часов утра - легкие
  • с 5 до 7 часов утра - толстый кишечник
  • с 7 до 9 часов - желудок
  • с 9 до 11 часов и с15 до17 часов - мочевой пузырь
  • с 17 до 19 часов - почки
  • с 19 до 21 часов -перикард (околосердечная сумка)
  • с 21-до 23 часов - система трех обогревателей
  • с 23 до 1 часа - желчный пузырь
  • с 1 до 3 часов - печень

Итак подведем итоги. Дорожка в саду, кроме своих обычных утилитарных функций - связь между объектами на участке, и эстетических - доставлять удовольствие при созерцании сада, может нести еще и оздоравливающий эффект. Опираясь на исследования ученых, на вашу креативность и на вышеперечисленные советы вы смело можете превращать свою дорожку в саду в "тропу здоровья".

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3»

Новоусманского муниципального района Воронежской области

Принято Заведующий МКДОУ

На педагогическом совете

№____от____________2014 г. _______________ Путрина М.Н.

«__»____________2014 г.

Проект

«Тропа здоровья на участке детского сада».

Инструктор по физвоспитанию

С. Новая Усмань

Одной из главных задач дошкольного воспитания и образования является сохранение и укрепление здоровья детей. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н.М. Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Эта задача должна решаться не только с помощью медицины, но и с использованием педагогических методов, путем внедрения способов и средств неспецифической профилактики заболеваний. Следовательно, решение проблемы физического развития и здоровья детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование у дошкольников навыков и умений здорового образа жизни, знаний о собственном организме и здоровье, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка. А также, развитие установки на поддержание здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, интереса к оздоровлению собственного организма, ответственность за свое здоровье.

Особое внимание уделяется применению здоровьесберегающих технологий в период летних оздоровительных мероприятий, в которые вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Где основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья в летний период, особенно для профилактики и коррекции плоскостопия, нарушений осанки, функций опорно-двигательного аппарата, закаливание с использованием естественных, природных, целительных факторов и была организована в нашем детском саду «Тропа здоровья».

Цель проекта: «Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме в естественных условиях окружающей среды.

Основные задачи:

  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшения функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма;
  • повышение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям и закаливание детей;
  • улучшение эмоционально-психологического состояния детей;
  • положительная динамика росто–весовых показателей;
  • приобщение к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат:

*укрепление здоровья детей;

*снижение уровня заболеваемости;

*поддержание здорового образа жизни в семье;

*повышение интереса детей к занятиям физическими упражнениями на воздухе с использованием естественных материалов (песок, вода, дерево, камень и т.д.).

Тип проекта: практико-оздоровительный.

Длительность проекта: летний период.

Участники проекта: руководитель по физической культуре, воспитатели, родители, дети.

Алгоритм организации «Тропы здоровья».

I этап: создание творческой группы, проведение информационных совещаний по реализации проекта.

Состав группы: заведующий МКДОУ, руководитель по физическому воспитанию, старший воспитатель, педагог по изодеятельности, музыкальный руководитель, медицинский работник, воспитатели групп, педагог-психолог.

На обсуждение были вынесены вопросы:

Методика оздоровления детей с помощью «Тропы здоровья»;

Охрана жизни и здоровья детей во время пребывания на объекте;

Ландшафтный дизайн (схема «Тропы здоровья» приложение 1)

Режим функционирования(схема «Тропы здоровья» приложение 2)

II этап: проведение работы с родителями, воспитателями групп по оказанию посильной помощи (приобретение материалов), привлечение к самому процессу реализации проекта.

III этап: практическая работа.

Администрацией МКДОУ были разработаны следующие документы:

Приказ об организации функционирования «Тропы здоровья» в летний период (приложение 3)

Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья»

График работы специалистов в летний период (приложение 5)

План закаливающих мероприятий (приложение 6)

Расположение «Тропы здоровья»:

Длина 10м, ширина 50-60 см; участки от 1м – до 2 м (10 отрезков) имеют разное покрытие :

* деревянные спилы и песок;

* морской песок с мелкими камешками;

* керамзит;

* бросовый материал (пластиковые бутылки и крышки забетонированные в песок);

* природный материал (каштаны);

* морская галька;

* ребристый «мостик», массажные коврики;

* емкость с водой и галькой.

Большая часть поверхности «Тропы здоровья» представляет собой травяной покров, но есть песчаные участки.

«Тропа здоровья» расположена по периметру спортивной площадки, где есть тенистая и одновременно хорошо освященная солнцем местность.Здесь же расположен ребристый мостик, гимнастическое бревно, вкопанные в землю покрышки, резиновые массажные коврики, ребристые дорожки,гимнастические скамейки, расставленные по периметру искусственного травеного покрытия.Дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны и закаливающие процедуры (хождение босиком по различной поверхности, обливание стоп водой). Необходимо при этом соблюдать температурный режим воздуха и воды, а также питьевой режим.

Оборудование «Тропы здоровья»:

  1. спортивное (бревна, скамейки, ребристые бревнышки, мостики различные, канат, кегли, тоннели для лазания, массажные мячи, обручи, фитболы и т.д.);
  2. игровое (наглядные материалы: картины с изображением животных, шапочки и маски для театрализации, мягкие модули, игрушки);
  3. нетрадиционные атрибуты (изготовленные руками родителей и педагогов: "корабль" - для морского путешествия; дорожка со следами человеческими и звериными - "путешествие в сказочный лес"; деревянные домики - где живут сказочные персонажи и т.д.

Этапы реализации проекта.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально в течении всего дня.

1 этап: мониторинг; анкетирование родителей; определение проблемы; обсуждение с родителями и педагогами предстоящих задач и мероприятий на лето; изучение литературы и подготовка оборудования (май – апрель).

2 этап: консультирование родителей по использованию «тропы здоровья» в вечернее время самостоятельно, составление плана работы и графика посещения «Тропы здоровья» групп ДОУ (май – июнь).

3 этап: проведение физкультурных занятий с использованием «Тропы здоровья», развлечений, «Дней здоровья» и собственно упражнений на коррекцию и профилактику плоскостопия у детей; укрепление здоровья часто болеющих детей; закаливание; дыхательных упражнений, элементов массажа и самомассажа стоп, кистей рук.

Основное содержание проекта.

Главное заключается в формировании правильного отношения к своему здоровью, гармоничному развитию ребенка, воспитанию культуры здоровья и особенно укрепление в летний период.

Методы реализации проекта:

- Информационно-аналитические. Анкеты, опросы, беседы, консультации. Темы: «Как закаливать ребенка в летний период», «Если у ребенка плоскостопие», «Поговорим о правильной осанке», «Ровная спина».

- Просвитительско-профилактические и практические. Различные формы совместной деятельности детей и взрослых (родителей), совместная спортивная деятельность ("Дни здоровья", физкультурные развлечения, профилактические и коррекционные упражнения с детьми.

План реализации проекта.

  1. Совместные мероприятия:

«День здоровья» (июнь)

«Летний праздник», «Здравствуй лето» (июль);

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (август).

  1. Упражнения на «Тропе здоровья»:

Упражнения б/п (ходьба,бег по траве, песку; корригирующая ходьба: пятки, носки, внешняя и внутренняя стороны стоп; с высоким подниманием бедра; бег с захлестыванием голени;со скользящим движением ног; лазание по ребристому мостику, гимнастическому бревну на четвереньках, "паучком");

- упражнения с предметами, оборудованием и различными приспособлениями (ходьба по гимнастической скамье, по ребристой доске, мостику, массажным коврикам, по "следам", канату, узкой рейке, гимнастическому бревну, с гимнастическими палками или обручем, с мячами за головой, спиной, по различным поверхностям (песку, траве, гальке, "спилам"и т.д.); перешагивание через кубики, палки, веревку и т.д.;

- упражнения для укрепления стоп (захват и сбор пальцами ног мелких предметов, бросового материала: каштанов, желудей, мелких шариков, "грибочков" и т.д. и т.п.);

Подвижные игры : «Мы идем в поход», «Волшебная тропа», «Пятнашки», «Зоопарк», "Веселые ножки"и др.

Нетрадиционные формы проведения физкульно - оздоровительных упражнений

1.Дыхательные упражнения по Стрельниковой : вдох – 1 счет, на - 4 счета выдох; (Н-р:«Ветерок», «Часы», «Маятник», «Насос», «Лыжник», «Петушок»).

2.Мимическая гимнастика : «Барабан», «Язычок», «Удивленное лицо», «Какие мы разные», «Скучно, скучно так сидеть».

3. Психогимнастика : «Сотвори в себе солнце», «Ты дрозд и я дрозд».

4. Упражнения для горла и для глаз : «Дождик», «Ворона», «Лошадка», «Самолет», «Шарики воздушные».

5. Закаливающие упражнения : ходьба босиком, по различным поверхностям, обливание ног водой, контрастный душ, солнечные ванны, полоскание горла.

6. Элементы релаксации : «Золотой песок», «Берег моря», «Я на солнышке лежу».

7. Массаж стоп, кистей (с использованием мелкого природного материала: палочек, шишек, желудей, каштанов и т.д.); самомассаж крыльев носа, ушной раковины; массаж спины с использование фитболов и массажных мячиков, валиков.

8. Подвижные игры с водой : брызгалки, мыльные пузыри, пенная игра, обливание.?

9. Эстафеты, соревнования с элементами коррекции и закаливания : «Кто быстрей», «Кто ловчее», «Медвежата», Самый меткий глаз», "Дядя Степа", и др.

Самостоятельное использование «Тропы здоровья» родителями. Вечером, когда родители приходят за детьми, они могут самостоятельно и с удовольствием, провести вместе с ними время на «Тропе здоровья» и восстановить силы после рабочего дня:

* посидеть на скамье 2-3 минуты с закрытыми глазами;

* вытянуть ноги, расправить спину, отвести руки назад;

* сделать несколько дыхательных упражнений;

* походить босиком по различному покрытию;

* выполнить коррекционные упражнения для стоп (покатать желуди, каштаны, палки ступнями ног и т.д.);

Литература:

  1. Интегрированная методика коррекции нарушений функции опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья часто болеющих детей. Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н.
  2. Корректирующие занятия «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ» Моргунова О.Н.
  3. Нетрадиционная методика оздоровления детей «Познаю себя» Давыдова Г.П., Корепанова М.В.
  4. «Я и мое здоровье» Т.А. Тарасова, Л.С. Власова.
  5. «Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
  6. Психогимнастика Чистякова М.И.
  7. Дыхательная гимнастика Стрельниковой
  8. «Как воспитать здорового ребенка» Алямовская В.Г.
  9. «Еще раз о пользе ходьбы босиком» Апарин В.Е. – М.: физкультура и спорт, 1984г.- 40с.

Приложения:

  1. Схема «Тропы здоровья»
  2. Режим функционирования (график посещений)
  3. Приказ об организации
  4. Инструкция по охране здоровья и жизни детей на «Тропе здоровья»
  5. Нетрадиционные формы проведение физкультурно-оздоровительных упражнений на «Тропе здоровья» (дополнение)
  6. Консультации для родителей

Режим функционирования «Тропы здоровья»

Время

Мероприятия

Группы

Ответственный

8.00- 8.30

Утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, коррекционная гимнастика, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми.

Все группы

Воспитатели,

Медицинская сестра

9.00- 12.00

Физическое воспитание (занятия по физкультуре различные типы: - с элементами соревнований, ритмической гимнастики, театрализованных представлений и по сказкам);

Закаливающие процедуры (хождение босиком, воздушные и солнечные ванны, обливание стоп водой)

Нетрадиционные формы физкульно - оздоровительных упражнений (различные виды гимнастик, массажей, коррекционные упражнения на укрепление осанки и стопы)

Все группы

Руководитель по физвоспитанию,

Медицинская сестра,

Музыкальный руководитель,

Педагог дополнительного образования

15.30-16.30

Гимнастика после сна и дыхательная гимнастика, индивидуальная работа с детьми.

Все группы

Воспитатели,

16.30- 17.30

Развлечения, досуг, праздники, встречи с родителями (индивидуальные и групповые консультации)

Все группы

Руководитель по физвоспитанию

Условные обозначения

1. Деревянные спилы и песок

2. Речной песок с мелкими камушками

3. Керамзит

4. Бросовый материал:

А) донышки пластиковых бутылок

б) крышки из пластмассы (забетонированные), выложенные в виде мозаики

5. Природный материал (каштаны и желуди) и морская галька

6. Массажные коврики

7. Ёмкость с водой и галькой

8. Ребристый мостик

9. Деревянные спилы и песок

10. Деревянный подвесной мостик

11. Гимнастическое бревно

12. Вкопанные в землю покрышки

13. Дорожка из резиновых массажных ковриков

14. Ребристая дорожка

15. Дорожка со «следами»

16. Искусственное травяное покрытие

17. Гимнастические скамейки

Тема: "Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы ДОО"

Проект "Тропа здоровья" на участке детского сада.

Мокшина Ирина Владимировна, МКДОУ "ЦРР-д/с √3", Новоусманского Муниципального района Воронежской области.

Актуальность и обоснование проекта.

Одной из главных задач дошкольного воспитания и образования является сохраннение и укрепление здоровья детей. В связи с этим возрастает значение воспитания здорового образа жизни каждого человека. Актуальным становится утверждение Н.М.Амосова:"Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значтельные. Заменить их нельзя ничем".

Следовательно, решение проблемы физического развития и здоровья детей должно быть направлено на формирование у дошкольников физических навыков и умений, знаний о собственном организме,а также развитие установки на поддержание здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, интереса к оздоровлению собственного организма и ответственность за свое здоровье. Особое внимание уделяется применению здоровьесберегающих технологий в период летних оздоровительных мероприятий, в которые вовлечены все учасники образовательного процессса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети.

Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы природы: солнце, воздух и вода. Проектирование здоровьесберегающей, развивающей предметно-пространственной среды происходит с использованием нестандартного оборудования.

Цель: укрепление здоровья детей в летний период.

Задачи:

Приобщение детей к здоровому образу жизни;

Закаливание, повышение сопротивляемости организма ребенка к инфекцонным заболеваниям;

Улучшение работы функции сердечно-сосудистой,дыхательной систем организма ребенка, укрепление опорно-двигательного аппарата, а также его улучшение эмоционально-психичесского состояния и положительной динамики росто-весовых показателей;

Профилактика и коррекция нарушений осанки и стопы.

Планируемые результаты.

Укрепление здоровья детей и поддержание здорового образа жизни в семье; повышение интереса детей к занятиям физическими упражнениями на воздухе с использованием естественных материалов (песок вода, дерево, камень и т.д.) и настандарного оборудования.

Тип проекта : практико-оздоровительный.

Участники проекта: инструктор по физкультуре, педагоги, медперсонал, родители и дети.

Алгоритм организации проекта:

Создание творческой группы, проведение информационных совещаний;

Работа с родителями по оказанию посильной помощи;

Подобраны методики оздоровления и закаливания;

Приказ об организации и функционировании "Тропы здоровья", разработана инструкция по охране жизни и здоровья детей во время пребывания на объекте;

Ландшафтный дизайн;

Режим функцианирования, график работы специалистов.

"Тропа здоровья" расположена по периметру спортплощадки, где есть тенистая и солнечная местность,большая часть поверхности представляет собой травяной покров, но есть и песчаные участки. Длина-10 м, ширина 50-60 см, разделена на 10 отсеков по 1-2 м, с различным наполнением и покрытием:

Песок, галька, керамзит, деревянные спилы, морской песок, шишки, желуди, бросовый материал (пластиковые бутылки и крышки, забетанрованные в песок), ребристый мостик, емкость с водой.

Дети приходят в одних плавках и головных уборах, получают световоздушные ванны, закаливающие процедуры, выполняют профилактические и коррекционные упражнения, при этом необходимо соблюдать температурный режим воздуха, воды, а так же питьевой режим.

Этапы реализации проекта.

1Этап.

Мониоринг, анкетрование родителей, определение проблемы, изучение литературы и подготовка оборудования (май-апрель).

2 Этап.

Консультирование родителей (в вечернее время), составление плана работы и графика посещений "Тропы здоровья" (май-июнь).

3.Этап.

Проведение физкультурных занятий, развлечений, "Дней здоровья", работа по профилактике и коррекции плоскостопия, нарушений осанки, закаливанию, оздоровительных гимнастик, массажа и самомассажа. (июнь-август).

Методы реализации проекта:

Информационно-аналитические (анкеты, опросы, беседы, консультации);

Просветительско-профилактические и практические (разные формы совместной деятельности детей и взрослых: оздоровительная,спортивная,коррекционная,профилактическая, консультативная).

План реализации проекта.

C овместные мероприятия: "День здоровья"(июнь),

"Здравствуй лето!" (июль), "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"(август).

Упражнения на "Тропе здоровья":

Ходьба по разным поверхностям, бег по траве, песку, корригирующая ходьба, лазание по ребристому мостику "паучком", по гимнастическому бревну различными способами и т.д.;

Упражнения для укрепления стоп (захват и сбор пальцами ног мелких предметов, бросового материала:крышек, пробок; природного материала: желудей, каштанов, шишек);

Подвижные игры: "Мы идем в поход", "Волшебная тропа", "Пятнашки", "Зоопарк", "Веселые ножки" и др.;

Физкультурные занятия с использованием "Тропы здоровья";

Нетрадиционные формы проведения физкультурно-оздоровитьных упражнений на "Тропе здоровья":

Дыхательные упражнения по Стрельниковой ("Ветерок", "Часы", "Насос"," Петушок" и др.);

Мимическая гимнастика ("Барабан"," Язычок", "Удивленное лицо", "Какие мы разные" и др.);

Психогимнастика ("Сотвори в себе солнце", "Ты дрозд, и я дрозд" и др.);

Упражнения для глаз ("Шарики воздушные", "Дождик", "Самолет" и др.);

- упражнения для горла ("Ворона", "Лошадка"идр.);

- закаливающие процедуры (ходьба босиком по различным поверхностям, обливание стоп водой и контрастные ванны для ног, солнечные и воздушные ванны, полоскание горла морской солью);

Элементы релаксации ("Золотой песок","Берег моря", "Я на солнышке лежу" и др.);

Массаж крыльев носа, ушной раковины, спины, самомассаж стоп, кистей (использованием различного мелкого материала, массажных мячей, валиков и т.д.);

Подвижные игры с водой (брызгалки, мыльные пузыри, пенная игра, обливание ит.д.);

Эстафеты с элементами коррекции и закаливания ("Кто ловчее", "Самый меткий глаз", "Медвежата" и др.).

Самостоятельное использование "Тропы здоровья" детьми совместно с родителями.

Вечером, когда родители приходят за детьми, они могут самостоятельно и с удовольствием посидеть на гимнастической скамье 2-3мин. с закрытыми глазами, вытянуть ноги, рассправить спину, отвести руки назад, босыми ногами зарыться в песок, пройтись по различным поверхностям "Тропы здоровья", покатать каштаны, желуди, захватить пальцами ног шишки и т.д., и т.п., выполнить дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, а так же просмотреть и прочитать памятки, буклеты, получить консультации (индивидуальные и групповые) по профилактике и коррекции нарушений у детей осанки и стопы, по закаливанию ребенка в летний период.