Что изучает экономическая наука? Экономическая наука Какие вопросы изучает экономика.

Используемых для производства товаров и услуг, которые в свою очередь удовлетворяют безграничные желания и потребности потребителей.

Экономика базируется на:

Аксиома 1 – ресурсы ограничены

Аксиома 2 – желания и потребности человека безграничны

Ключевые вопросы, которые изучает Экономика:

    Социальная наука – Экономика использует научные методы для объяснения и изучения нашего общества Распределение – Экономика призвана помочь принимать решения о распределении (распространении) ресурсов, товаров и услуг Ограниченные ресурсы - Экономические ресурсы лимитированы по сравнению с нашими желаниями их использовать Производство – Общество трансформирует ресурсы в товары и услуги. Это и есть процесс производства Потребление – Произведенные в Экономике товары и услуги в процессе их потребления (использования) призваны удовлетворять желания и потребности потребителей

Экономика так же предполагает изучение:

1.Проблем дефицита – у нас есть ограниченные ресурсы с одной стороны и неограниченные желания и потребности с другой.

2. Альтернативные издержки – использование ресурсов для производства одного товара не позволяет использовать этот же ресурс для производство другого товара.

Три основные вопроса распределения:

ЧТО? Какие товары и услуги должны быть произведены из имеющихся в обществе ресурсов? КАК? Каким образом из имеющихся в обществе ресурсов произвести товары и услуги? ДЛЯ КОГО? Кто будет получать (использовать) произведенные товары и услуги

2. Основные вопросы распределения.

1. ЧТО? Какие товары и услуги должны быть произведены из имеющихся в обществе ресурсов?

2. КАК? Каким образом из имеющихся в обществе ресурсов произвести товары и услуги?

3. ДЛЯ КОГО? Кто будет получать (использовать) произведенные товары и услуги

3. Понятия макро - и микроэкономики. Что является предметом их изучения.

1. Макроэконо́мика - наука, изучающая функционирование экономики в целом, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.

Макроэкономику интересуют такие показатели как – валовой объем производства, инфляция, безработица , рецессия.

Наиболее значимые цели макроэкономики:

1. Полная занятость, когда все имеющиеся ресурсы

(труд, земля, капитал и предпринимательство) используются

для производства товаров и услуг

2. Экономическая стабильность - недопущение или ограничение

колебаний в объемах производства, уровне безработицы и цен

3. Экономический рост - способность экономики наращивать

объем производства товаров и услуг. Улучшается уровень жизни населения

Микроэконо́мика - наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

Экономические агенты - субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Микроэкономику интересуют такие вопросы

как издержки производства, колебания цен, поведение потребителей и конкуренция

Наиболее значимые цели микроэкономики:

Эффективность – наивысший объем удовлетворения от имеющихся ресурсов

Справедливое распределение, когда доход или богатство распределяются в обществе среди его членов. Однако понятие справедливости относительно, поэтому мы вынуждены применять различные законы (нормативная экономика)

4. Современные направления экономической теории – институцианализм, неолиберализм, кейнсианство .

Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Методы экономической теории:

1. Абстракция , т. е. отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого явления. На основе абстрактного анализа получают экономические категории («товар», «цена», «прибыль»). Категории составляют логический «скелет» экономической теории.

2. Метод индукции – метод умозаключений, основанный на обобщении фактов.

3. Метод дедукции – метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами.

4. Математические методы .

5. Моделирование . Модель – упрощенная картина действительности.

Теоретическая экономика учит понимать сложный экономический мир, вырабатывает экономический тип мышления. Экономическое мышление означает принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.

Институционализм направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества, как комплекс различных объединений граждан - институций (семья, партия, профсоюз и т. д.)

Важнейшие проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать не с позиции изучения предложения ресурсов, а с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.

Рыночная экономика не может саморегулироваться и поэтому вмешательство государства неизбежно.

Основные черты хозяйственного механизма:

Непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

Государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

Основные цели сводятся:

Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения. Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то есть достижения наилучших результатов при минимальных затратах. Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами. Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы. Справедливое распределение доходов. Это не означает уровниволки. Справедливость заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не прибывала в нищете при чрезмерной роскоши других. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

Домашние хозяйства - представляют собой хозяйственную(экономическую) единицу, которая функционирует в потребительской сфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единица является собственником и поставщиком, в основном, человеческого фактора производства и ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей.

Банки - это финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.

Предприятия - эта экономическая единица вырабатывает товары или услуги для продажи, принимает самостоятельные решения, стремится к получению наибольшего дохода (прибыли) путем наилучшего использования привлеченных и собственных факторов производства. За свою деятельность этот многочисленный субъект рыночной экономики несет полную ответственность. Получаемая прибыль идет в личный доход и на совершенствование и расширение производства, на выплату налогов.

Государство - представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.

13. Модели современного рыночного хозяйства.

Экономическая модель каждой страны - это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов

Направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

Регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия , действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

Низкая безработица;

Профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;

Японская модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.

14. Отличительные черты современной рыночной экономической системы.

многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;

изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

рост уровня образования (послешкольное);

новое отношение к труду (творческое);

повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.

Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.

отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению экономической выгоды и пользы для всего общества.

Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причём часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.

Те, кто принимают решения в бизнесе, не нуждаются в центральной власти, которая указывала бы, что и как им производить. Эту функцию выполняют цены. Например, никому не приходится принуждать фермера выращивать пшеницу, уговаривать строителя строить дома, а мебельщика -- делать стулья. Если цены этих и других товаров указывают на то, что потребители оценивают их стоимость хотя бы на том же уровне, что и издержки их производства, предприниматели в погоне за личной выгодой будут их производить.


16. Спрос. Определение понятия «спрос». Кривая спроса. Закон спроса. Основные компоненты, влияющие на изменение величины спроса . Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса (графики, объяснение).

СПРОС –

    ГОТОВНОСТЬ и СПОСОБНОСТЬ потребителей определенное КОЛИЧЕСТВО товара и его ЦЕНА ВРЕМЕННОЙ диапазон

Цена – это максимальная цена, которую потребители хотят и могут заплатить за данное количество товара

    Ударение на слово «максимальная» - потребители имеют верхний предел цены, которую они хотят и могут заплатить; Потребители всегда хотят и способны заплатить наименьшую цену, а в идеале – получить все БЕСПЛАТНО; Максимальная цена спроса основана на таком факте экономической жизни, что люди всегда предпочитают большее меньшему;

Величина спроса

    Цена и величина спроса – это две неразрывные категории!!! Изменение ВЕЛИЧИНЫ спроса и изменение СПРОСА – НЕ ОДНО И ТО ЖЕ!!!

ЗАКОН СПРОСА – есть обратная зависимость между ценой спроса и величиной спроса, и наоборот

Кривая спроса обозначается буквой D (demand) и характеризует состояние цен и объем покупок определенной продукции в определенный момент времени.

Q – величина спроса, кол-во товара

Сдвиг кривой спроса – есть глобальное изменение спроса, что приводит к сдвигу всей кривой спроса.

Существуют неценовые факторы , которые также могут влиять на спрос (детерминанты спроса) :

    изменение доходов потребителей, количества потребителей изменение вкусов и предпочтений потребителей цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары сезонность мода

Спрос – это функция всех этих факторов

Q – спрос

I – доход (income)

Z – вкусы

W – ожидания (waiting)

Psub – цена на товары-заменители (substitute)

Pcom – цена на дополняющие

товары (complement)

N – количество покупателей

B – прочие факторы

17. В чем отличие между изменением величины спроса и изменением спроса.

СПРОС – это готовность и способность потребителей купить определенное количество товаров и услуг по определенной цене в течение заданного времени.

Три основных компонента спроса:

    ГОТОВНОСТЬ и СПОСОБНОСТЬ потребителей определенное КОЛИЧЕСТВО товара и его ЦЕНА ВРЕМЕННОЙ диапазон

Величина спроса – это то определенное количество товара, которое потребители хотели бы и могут купить по данной цене

    Цена и величина спроса – это две неразрывные категории!!!

18. Предложение. Определение понятия «предложение». Кривая предложения. Закон предложения. Основные компоненты, влияющие на изменение величины предложения . Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения (графики, объяснение).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это готовность и способность производителей продавать определенное количество товаров и услуг по определенной цене в течение заданного времени.

Три основных компонента спроса:

    ГОТОВНОСТЬ и СПОСОБНОСТЬ потребителей определенное КОЛИЧЕСТВО товара и его ЦЕНА ВРЕМЕННОЙ диапазон

согласиться при продаже данного количества товара

    Производители имеют нижний предел цены, по которой они хотят, могут и согласны продавать свой товар; Производители всегда хотят и способны установить наибольшую цену, а в идеале – установить цену в 1 млн. долл. или выше; Минимальная цена предложения основана на таком факте экономической жизни, что люди всегда предпочитают большее меньшему;

Величина предложения – это то определенное количество товара, которое

производители хотели бы и могут продавать по данной цене

    Цена и величина предложения – это две неразрывные категории;!!! Изменение ВЕЛИЧИНЫ предложения и изменение ПРЕДЛОЖЕНИЯ – НЕ ОДНО И ТО ЖЕ!!!

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – есть прямая зависимость между ценой предложения и величиной предложения

Кривая предложения обозначается буквой S (supply) и характеризует какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Кого могут волновать экономические проблемы? Вероятно, всех, кто за­нимается экономической деятельностью. Активными участниками эконо­мической деятельности являются:

Те, кто производят товары и услуги: работники заводов и фабрик, электростанций и строительных организаций, ресторанов и больниц, теат­ров и телевидения, транспорта...

Те, кто занят торговлей в универсамах и палатках, на оптовых базах и в торговых сетях...

Те, кто занят Буфере денежного обращения: работники банков, об­менных пунктов, валютных бирж...

Государство: оно устанавливает «правила игры» и собирает налоги, финансирует науку и образование, армию и милицию, выплачивает пенсии и пособия...

Те, кто потребляет товары и услуги: это каждый из нас, в том числе и вы, уважаемые читатели.

Все перечисленные процессы подчиняются определённым законам. Чтобы принимать грамотные решения в повседневной практике, необходи­мо изучить эти законы и принципы поведения участников экономической деятельности.

1. Экономика: наука и хозяйство

В переводе с греческого слово «экономика» буквально означает «искус­ство ведения домашнего хозяйства». В современном мире хозяйство ведёт­ся и управляется не только в рамках семьи или города, но и в пределах ре­гиона, страны, всего мира. Оно организовано не только по территориально­му, но и по производственному признаку, в рамках предприятий, отраслей, корпораций, многие из которых являются многонациональными и влияют на жизнь людей разных стран.

В современном русском языке это слово имеет два значения: «экономи­ка как хозяйство страны» и «экономика как научная дисциплина, экономи­ческая теория».

Экономика как хозяйство включает ресурсы, предприятия, домашние хозяйства, систему законодательства, структуру государственных органов, сложившиеся в обществе традиционный образ жизни, формы собствен­ности.

Экономика как наука изучает экономические отношения, законы и ка­тегории производства, распределения, обмена и потребления материаль­ных благ. Более полное определение экономики как науки мы сможем сформулировать, когда выясним, в чём заключается главная проблема эко­номики.

Экономическая наука изучает экономические отношения на разных уровнях.

Микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей, отдель­ных фирм, а также отраслевые и региональные рынки, рынки факторов производства, проблему внешних эффектов. При этом масштабы объекта изучения могут быть мелкими и очень крупными. Например, объектами изучения микроэкономики являются рынки велосипедов, мобильных теле­фонов и МРЗ-плееров, местный рынок рыбы и рынок пшеницы, рынок зем­ли, рынок капитала, рынок автомобильной промышленности и электро­энергии и т. д.


Микро- и макроэкономика связаны между собой. Выводы, которые мо­гут быть сделаны в результате микроэкономического анализа, используют­ся в макроэкономике, и наоборот, государственные решения макроэконо­мического уровня непосредственно влияют на ситуацию в каждой семье, на каждом предприятии.

2. Потребности и блага

Из курса обществознания вы помните, что каждый из нас имеет по­требности: в еде и одежде, в учёбе и развлечениях и т. д.

Потребности выражают необходимость владеть чем-либо для осуще­ствления жизнедеятельности и развития личности. Прежде всего должны быть удовлетворенв1 потребности, которые являются условием жизни, - это потребности в воздухе, воде, еде, одежде, жилище. Условно их называ­ют первичными. Особое место в жизни человека занимают духовные потребности, например: потребность читать книги, слушать музыку, смот­реть фильмы, ходить в театры, путешествовать. Социальные потребно­сти - это потребности в дружбе, любви, уважении, самоуважении. Люди испытывают потребность в образовании, в изучении природы и общества. Каждый человек индивидуально определяет, какие потребности являются для него приоритетными. Для кого-то из вас приоритет составляют компью­терные игры или модная одежда, для других - учёба, карьера, а кто-то на­зовёт дружбу, любовь...

Характер потребностей зависит от многих обстоятельств: климата, обычаев, религиозных убеждений, уровня жизни в стране, степени разви­тия производства. Потребности развиваются, видоизменяются под влияни­ем информации. Новая информация создаёт новые потребности и способст-

вует качественному изменению уже существующих потребностей. Важную роль в формировании наших потребностей играет реклама, которая инфор­мирует о новых товарах, их качествах. Потребности растут безгранично.

Вспомните ситуацию, когда информация повлияла на круг ваших по­требностей.

Потребности могут быть удовлетворены с помощью благ. Блага - это средства, удовлетворяющие потребности. Различают блага свободные и экономические.

Свободные блага не ограничены и доступны всем, кто в них нуждается: воздух, солнечный свет, дождевая вода, родниковая вода, энергия ветра, ягоды в лесу, рыба в море и т. д.

Большинство благ являются ограниченными, платными. Это экономи­ческие блага. Именно с этим типом благ имеет дело экономическая теория. Экономическими благами являются пищевые продукты, одежда, жильё, мебель и пр. Люди потребляют экономические блага в виде товаров и услуг.

Товар - это продукт, произведённый для потребления или обмена, на­пример мороженое, куртка, телефон, компьютер, автомобиль, квартира.

Услуга - это деятельность, обладающая определённой ценностью, на­пример образование, медицинское обслуживание, кино, театр, транспорт­ные услуги.

Блага, дополняющие друг друга, называются комплементарными бла­гами, или комплементами. Например: компьютер - принтер - сканер - звуковые колонки.

Блага, заменяющие друг друга, называются субститутами. Например: куртка - пальто; автобус - такси.

Более наглядно классификация благ может быть представлена с по­мощью схемы.

3. Факторы производства

Для создания экономических благ необходимы ресурсы: трудовые, природные, материальные.

Какие ресурсы потребуются, чтобы испечь пирог?

Вероятно, вы назовёте муку, масло, сахар, молоко, а ещё плиту, посуду, воду. Если подумаете, то вспомните про повара с поварёнком, электроэнер­гию, кухню, в которой они будут печь пирог, даже время, необходимое для выпечки, и ещё десяток необходимых предметов.

Экономисты объединяют все ресурсы, необходимые для производства любого товара, в четыре группы так называемых факторов производства. Факторы производства - ресурсы, которые непосредственно участвуют в производстве товаров и услуг. Это труд, земля, капитал и предпринима­тельство.

Труд - это непосредственное приложение физических и умственных способностей людей в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора в целом по стране определяется количеством населения в трудоспособном возрасте, уровнем образования людей, их квалификаци­ей, мотивацией к труду. Собственник трудового ресурса получает доход, называемый заработной платой.

Трудовые ресурсы - это люди любых специальностей: рабочие, инже­неры, учёные, учителя, врачи и т. п. Даже безработный является трудовым ресурсом, поскольку он готов работать. Не являются трудовыми ресурсами дети, учащиеся, пенсионеры, домохозяйки и другие группы населения. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в теме «Безработица».

О Является ли трудовым ресурсом робот, используемый на производ­стве? собака, охраняющая территорию завода?

Земля - это условное название всех видов природных ресурсов, вклю­чающих участки земли, а также леса, водные ресурсы рек, морей, океанов, месторождения полезных ископаемых. Собственник природных ресурсов получает доход, который называется рентой.

Капитал - это созданные человеком средства производства: здания, сооружения, оборудование, транспорт, материалы, полуфабрикаты. Доход собственника капитала - процент.

Чтобы не ошибиться в классификации тех или иных ресурсов, следует иметь в виду, что земельные ресурсы созданы природой, а капитальные - человеком; в капитальных ресурсах заложен прошлый человеческий труд. Например, нефть и бензин: что из них является земельным ресурсом, а что - капитальным? Нефть - это природный ресурс, земля, а бензин - капитал,

произведённый человеком. Вода в озере и вода в водопроводе: природным ресурсом является вода в озере, капитальным - водопроводная вода. Рыба в море - это природный ресурс, рыба на консервном заводе - капитал.

О Верно ли утверждение, что мука, кастрюля, кухня, электричество -

это всё капитал?

Физический, или реальный, капитал, который является фактором про­изводства, следует отличать от денежного капитала. Деньги - это средство для покупки факторов производства, но они не фактор производства.

Четвёртый фактор производства - предпринимательство - соединя­ет названные три фактора (труд, землю, капитал). Предприниматель­ство - инициативная новаторская деятельность, готовность к ведению дела в условиях риска. Это сам предприниматель, а также его идеи, новше­ства, ноу-хау, умение принимать решения и идти на риск. Условно к этому фактору относят и время.

Доход предпринимателя - прибыль. Вкладывая средства в покупку факторов производства, предприниматель не имеет гарантии, что бизнес будет успешным, прибыльным. Он рискует, открывая свою фирму. При­быль предпринимателя - это плата не только за предпринимательство, но и за риск.

Некоторые авторы выделяют ещё информацию как самостоятельный фактор производства. Однако информация сама по себе не участвует в процессе производства, она является частью факторов производства. Так, определённой информацией обладают наёмные работники; информа­ция о технологических процессах является неотъемлемой частью реально­го, физического, капитала; предприниматели используют деловую инфор­мацию, идеи, новшества, ноу-хау. Независимо от отнесения информации к той или иной группе факторов производства, значение её в экономике ве­лико. Как говорил британский премьер-министр Б. Дизраэли, «в жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает лучшей ин­формацией».

О Распределите по группам факторов производства ресурсы, которые не­обходимы для выпечки пирога.

Помимо основных четырёх факторов производства, большую роль в экономике играют также наука, общая культура, правовая культура, со­стояние нравственности.




4. Ограниченность ресурсов

Говоря в начале этой темы о потребностях, мы отмечали, что потребно­сти растут безгранично. В отличие от них факторы производства ограниче­ны. Доступных ресурсов всегда недостаточно по сравнению с неограничен­ными потребностями, которые надо удовлетворить с помощью этих ресур­сов. Проблема ограниченности принципиально не может быть решена. Эта проблема присуща любому обществу, независимо от степени его развития и уровня благосостояния его граждан, как в прошлом, так и в будущем; по­стоянно растущие потребности опережают доступные обществу ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов - главная проблема экономики.

Теперь мы можем дать более полное определение экономики как науки.

Экономика - наука, которая занимается различными областями хо­зяйственной деятельности и изучает, как с помощью ограниченных ре­сурсов наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности людей.

Блага, удовлетворяющие потребности, могут быть свободными и ограничен­ными.

Для производства экономических благ требуются ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство.

Главная проблема экономики: потребности безграничны, а доступные ресурсы ограничены.

Основные понятия

Экономика

Микроэкономика

Макроэкономика

Потребности

Блага свободные и экономические Комплементарные блага Субституты Факторы производства Ограниченность ресурсов

Вопросы и задания

1. Что изучает микро- и макроэкономика?

2. Какие факторы влияют на потребности человека?

3. Верно ли, что экономические блага делятся на свободные и ограничен­ные?

4. Перечислите факторы производства. Как называется доход собственника каждого фактора производства?

5. В чём состоит главная проблема экономики?

6. Может ли проблема ограниченности быть решена, если люди сократят свои потребности? если научно-технический прогресс позволит существенно повы­сить производство экономических благ?

7. «Нет ничего практичнее хорошей теории» (Р. Кирхоф). Объясните смысл это­го высказывания.

Это значит, что объектом изучения данной науки является экономи­ческая жизнь общества.

От объекта изучения экономической науки следует отличать предмет ее анализа.

Если объектом исследования всегда остается хозяйственная деятельность, то предметом анализа могут выступать различные стороны хозяйственной деятельности людей, что зависит прежде всего от идеологической ориентации исследователя, его целей и намерений. Так, меркантилисты предмет науки видели в изучении торгового баланса, физиократы - в исследовании «чис­того продукта» в сельском хозяйстве, представители классической политической экономии - в накоплении богатства нации, марксис­ты - в изучении производственных отношений и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределе­ние, обмен и потребление, маржиналисты - в поисках наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.

В становлении и развитии экономической науки прослежива­ется три этапа, каждый из которых представлен одним из трех назва­ний: политическая экономия, экономике, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия.

Официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Х.А. Шлецер про­чел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра I политическая экономия была включена в регламент Российской Академии Наук. В 1805-1806 гг. был издан первый в России учеб­ник по политической экономии на русском языке, написанный Шлецером.

Конец XIX - начало XX в. обозначил новую развилку в эконо­мической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующим названием - «экономике».

В 1902 г. А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кем­бриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Дж.С. Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производ­ства.

Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.

Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности.

Политэкономия и экономике имеют разные методологические корни. Политэкономия изучает глубинные причинно-следствен­ные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Эко­номикс изучает поверхностные отношения и описывает функ­циональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономике ключевой категорией является цена.

Значит, политэкономия ориентирована на изучении сущности экономических законов и категорий. Экономикс как учебная дис­циплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.

Общим у них является то, что и политическая экономия, и экономике, несмотря на различные подходы к изучению хо­зяйственной жизни общества (сущностный - в политэкономии и функциональный в экономике), исследуют один и тот же ин­дустриально-рыночный тип хозяйства.

В период становления информационно-технологического спо­соба производства перед экономической наукой возникают новые вопросы. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и эконо­мике. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной хозяйственной системы, наибо­лее распространенной социально-экономической формой которой является смешанная рыночная экономика.

Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны - объективную, определяющу­юся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, эконо­мическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ - с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПО­ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧ­НЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономичес­кие законы.

Что же такое экономический ЗАКОН?

В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio - наведение), т. е. логического умозаключения от частных, единич­ных случаев к общему выводу.

Обобщения проверяются противоположным методом, называ­емым дедукцией (от лат. deductio - выведение), т. е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам.

МНОГОКРАТНО ПРОВЕРЕННЫЕ И ПОДТВЕРЖДЕННЫЕ ОБОБЩЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯ­ТО НАЗЫВАТЬ ЗАКОНАМИ.

Они выражают необходимые устойчивые регулярные зави­симости между свойствами экономических явлений и процессов и являются объективными.

За экономическими фактами, единичными и обобщенными, стоят экономическая деятельность людей и те отношения, в ко­торые вступают люди в процессе этой деятельности.

ЗНАЧИТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - ЭТО ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАКОНАМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ.

Экономические законы относятся к социальным, обществен­ным, и этим они отличаются от законов природы.

Второе отличие в том, что естественные законы вечные, а экономические носят исторически ограниченный характер. В зависимости от продолжительности действия экономические законы разделяются на специфические и общие.

Специфические экономические законы характерны для каждой отдельно взятой формации. Например, законы распределения ма­териальных благ при рабстве или феодализме.

Общие экономические законы действуют во всех экономичес­ких формациях. Например, закон роста производительности труда, закон экономии времени и др.

Назначение экономической теории состоит, во-вторых, в том, что она изучает рациональное поведение хозяйствующих субъектов.

Рациональное поведение - это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограниче­ниях.

Это значит, что индивидуумы максимизируют удовлетворе­ние своих потребностей, предприятия - прибыль, тогда как госу­дарство должно максимизировать общественное благосостояние. Принцип экономической рациональности основывается на сопо­ставлении выгод и издержек и позволяет достигнуть равновесного состояния рыночной экономики.

Из определения предмета экономической теории следует, в-третьих, что она изучает экономические законы на разных хозяй-ственных уровнях.

В МИКРОЭКОНОМИКЕ за основу анализа берется наимень­шая хозяйственная единица - отдельная фирма, объединение и т. п.

МЕЗОЭКОНОМИКА изучает законы и поведение определен­ных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, региональная экономика и др.).

В МАКРОЭКОНОМИКЕ исследуется экономика страны в целом. Объектами макроэкономики являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста и т. п. Мак­роанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьбу с инфляцией, безработицей, стимулирование деловой активности и т. д.

МЕГАЭКОНОМИКА изучает законы и поведение мировой экономики в целом.

Из определения предмета экономической теории следует, в-четвертых, что она изучает законы рационального хозяйствования и поведение хозяйствующих субъектов в разные исторические эпохи. Однако в классификации мировой истории на разные эпохи у экономистов нет единого мнения.

Так, марксистская теория выделяет пять общественно-эконо­мических формаций (первобытное общество, рабство, феодализм, капитализм, коммунизм) и исследует действие экономических законов в каждой из них.

Современная наука иначе классифицирует мировую историю и для ее изучения пользуется иными подходами, которые изло­жены в вопросе 8.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ НА­УКА, ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ МЕТОДОЛОГИЮ, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТ­ВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ НА ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ.

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ - ЭТО ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМИ ФИЛОСОФАМИ И РАЗВИТЫЕ ПО­СЛЕДУЮЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ УЧЕНЫХ. СОГЛАСНО ЭТИМ МЕТОДАМ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ.

При изучении этих процессов используется сочетание исто­рического и логического подходов.

Логический (теоретический) подход исследования этих же яв­лений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления | и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств, j В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие, или экономическая кате­гория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции,

К ЧАСТНЫМ МЕТОДАМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТНО­СЯТСЯ: НАБЛЮДЕНИЯ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА, ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ СИС­ТЕМЫ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ИХ ПРОВЕРКА, ПРОВЕ­ДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕ­ЛЕЙ, ИХ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ И Т. П.

Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Следует заметить, однако, что увле­чение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, осо­бенно если в модель заложены некачественно обработанные эко­номические показатели.

Экономическая теория тесно связана с такими науками, как история, философия, статистика, математика и др. В системе эко­номических наук она занимает центральное место.

Экономическая теория выполняет четыре важные функции: познавательную, методологическую, практическую и идеологи­ческую.

Будучи наукой общественной, она должна ответить на три вопроса: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО про­изводить?

В командной экономике все эти вопросы решают центральные органы управления. В рыночной экономике за правительством закрепляется обязанность принимать участие лишь в решении третьей задачи путем составления и реализации социальных программ и перераспределения доходов. Все остальные вопросы разрешаются с помощью рынка. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход. Этим решается вопрос, ЧТО производить. Используют те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты. Этим решается вопрос, КАК производить. Население сообразует свои покупки с ценами товаров и со своими доходами. Этим решается вопрос, ДЛЯ КОГО производить.

Конечно, эта простая схема в жизни усложняется, но суть от этого не меняется.

1. Экономические теории развивались в поисках ответа на вопросы, поставленные хозяйственной практикой. В ходе моделирования теории исследователь пользуется пози­тивными и нормативными утверждениями. Позитивное утверждение описывает, что было, что есть, что может быть. Нормативное утверждение - это мнение о том, что должно быть, и оно, как правило, выводится из позитивного. Тео­рии формулируются в виде позитивных утверждений.

2. На основе экономической теории определяется экономи­ческая политика. Ее задача - найти варианты и механизмы решений экономических проблем.

3. В ходе реализации экономической политики совершен­ствуется вся экономическая система, что, в свою очередь, на новую ступень поднимает экономическую теорию.

Об экономических проблемах люди стали задумываться задолго до нашей эры. Слово «экономика» греческого происхождения и впервые было использовано древнегреческим автором Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 до н. э.) в качестве названия своего трактата. И только немногим более трехсот лет назад появились ученые, которые стали обобщать и систематизировать знания об экономической действительности. Это было время становления рыночной экономики.

Почему именно тогда появилась экономическая наука?

Это связано с тем, что на протяжении большей части истории человечества основные вопросы экономики (что, как и для кого производить) чаще всего решались либо в соответствии с традициями и обычаями, либо по приказу главы государства. Поэтому действия людей были предопределены и предсказуемы и необходимости в экономической науке не возникало. В рыночной экономике решения по основным экономическим вопросам стал принимать свободный, самостоятельный производитель. Ученых заинтересовало, как лее работает эта «свободная и саморегулируемая» экономическая система, по каким закономерностям протекают в ней экономические процессы. Экономическая наука как занятие профессиональных ученых возникла вместе с рыночной экономикой.

Ученые-экономисты стремились изучить как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства (например, занятость, внешняя торговля, экономическая политика государства), так и отдельные проблемы (например, спрос и предложение, рыночная конкуренция).

Что же было предметом внимания ученых? В первую очередь такие универсальные проблемы экономики, как ограниченность ресурсов и экономический выбор (с этими основными понятиями экономической науки вы познакомились в обществоведческом курсе основной школы).

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей и обменов постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможноети - те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей, всегда, в каждый данный момент являются ограниченными. Общество постоянно сталкивается с необходимостью разрешения этого противоречия и проблемой экономического выбора. Как при имеющемся объеме ресурсов полнее удовлетворить существующие потребности? Эту проблему и пытается решать экономика - наука выбора.

Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Так, часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое, - это макроэкономика. Ее предметом являются, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Микроэкономика - это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наемных работников на рынке труда и т. д. Вместе с тем микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) использования ограниченных ресурсов связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли - предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности (производителей, фирм) во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.

Современный этап экономического развития характеризуется высокой взаимозависимостью национальных экономик в мировом масштабе. Поэтому экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Законы развития мирового хозяйства изучает самостоятельная часть экономической науки - мировая (международная) экономика . Предметом ее исследования могут быть международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения и др.

Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство.

Выявленные учеными устойчивые, существенные взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями позволяют на практике более эффективно решать экономические задачи.

В последующих параграфах этой главы вы будете знакомиться с основными научными идеями и трудами (в этом вам поможет не только учебный текст, но и обращение к документам в конце каждого параграфа) таких выдающихся мыслителей, внесших вклад в экономическую науку, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Кейнс, А. Маршалл, а также современных ученых, в том числе представителей российской школы экономической мысли.

Функции экономической науки

  1. Теоретическая
  2. Практическая
  3. Прогностическая
  4. Мировоззренческая
  5. Методологическая

Объекты экономической теории

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику , изучающую деятельность фирм и домохозяйств и макроэкономику , изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика » (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

Методология экономической теории

В экономической теории используются стандартные методы диалектики и логики, в частности:

  1. метод научной абстракции .

Экономика с точки зрения философии

Экономика прямо или косвенно подчиняет себе всю человеческую деятельность (см. напр, «Человеческая деятельность» Людвига фон Мизеса или «Время философии хозяйства» Ю. М. Осипова).

Экономика как наука

Политическая экономия

Такое название экономической теории было введено французом Антуаном Монкретьеном , до использования термина в советской экономической науке он широко применялся в XVIII-XIX веках.

Марксизм

C точки зрения политэкономии экономика является:

  • базисом - производственными отношениями
  • народным хозяйством, включая отрасли
  • наукой, изучающей оба предыдущих пункта

Экономика как совокупность общественных отношений, является базисом для развития общества. Любой способ производства выражается через систему производственных отношений. В политэкономии внимание уделяется способу соединения непосредственного производителя со средствами производства, собственности на средства производства. Производственные отношения закрепляются в законах, неизбежно тесное взаимодействие экономики и политики .

Марксизм-ленинизм

Марксизм-ленинизм - персонифицированно стилизованный конгломерат идей (учение «Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина» и т. п.), явившийся самообозначением правящих идеологий в странах социализма в XX веке. Помимо ортодоксального марксизма включали в себя учения региональных идеологических апостолов, постоянно изменявшихся в зависимости от желаний элит.

Экономикс

Economics (экономика, экономическая теория): Общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange). Экономисты анализируют происходящие в этих сферах процессы и исследуют их последствия для физических лиц, организаций, например фирм, и общества в целом.

Какие товары производить

Первый важнейший выбор - какие товары производить. В современной экономической системе количество создаваемых товаров и услуг огромно, Однако сущностные черты выбора того, что следует выпускать, могут быть проиллюстрированы на примере экономической системы, в которой существуют только два альтернативных товара, например, автомобили и образование. Для многих студентов жизнь без машины - это жертва, совершаемая ради получения высшего образования. Такая же ситуация существует в экономической системе в целом не может быть обеспечено достаточно автомобилей и образования, чтобы удовлетворить всех и каждого. Необходимо выбирать - принимать решения, в каких количествах какой продукт производить.

Невозможность произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы есть следствие редкости производительных ресурсов, используемых для выпуска этих товаров. Даже для того, чтобы произвести простейшие изделия, нам придется скомбинировать множество редких ресурсов. Природные ресурсы - это все, что можно использовать в производстве в натуральном состоянии, без обработки, например, плодородные земли, площадки для строительства, леса, материалы. Например, для изготовления стола требуется древесина, гвозди, клей, молоток, пила, труд плотника, маляра и так далее. Для удобства производительные ресурсы обычно делят на три основные категории, которые называются факторами производства. Труд включает в себя все производительные затраты, совершаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности. Капитал включает в себя все те производительные ресурсы, которые созданы людьми: инструменты, машины, инфраструктуру, а также нематериальные вещи, например, компьютерные программы. В новой информационной экономике , основанной на знаниях , интеллектуальный капитал становится главным источником формирования конкурентных преимуществ на микро-, мезо- и макроуровнях. Производительность и конкурентоспособность материального производства в информационной экономике зависят, в первую очередь, от способности генерировать новую стоимость , обрабатывать и эффективно использовать информацию , основанную на знаниях.

Производительные ресурсы, используемые в одном месте, не могут в то же самое время использоваться и в другом месте. Сталь, бетон и строительные площадки, используемые для строительства автомобильного завода, уже не могут быть использованы в строительстве школы. Люди, работающие учителями, не могут работать на сборочных линиях автомобильных заводов. Даже то время, которое студенты проводят в аудитории, готовясь к экзаменам, могло бы представлять собой производительный ресурс, если бы студенты вместо подготовки к экзаменам занимались работой на заводе. Поскольку производство использует ресурсы, которые могли бы быть использованы где-то в другом месте, то производство любого товара влечет за собой потерю возможности производить другой товар. В экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же самого времени или тех же ресурсов. В системе с многими товарами альтернативная стоимость может быть выражена через общую единицу измерения - деньги .

Как производить

Второй основной экономический выбор - как производить. Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобиль «Форд-Мустанг» изготавливается первым способом, а «Лотус» - вторым. То же самое можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать и в большом лекционном зале, где преподаватель использует мониторы, проекторы, компьютеры, чтобы обучались одновременно целые сотни студентов.

Кто и какую работу должен выполнять: Общественное разделение труда

Вопрос о том, что и как нужно производить, встает даже перед человеком, живущим в изоляции. Робинзону Крузо приходилось решать, ловить рыбу или охотиться на птиц, а если он занимался рыболовством, то он должен был решить, чем ему пользоваться - сетью или удочкой. В отличие от проблем Робинзона, экономические вопросы о том, кто и что должен производить, существуют только в человеческом обществе, и это - одна из причин того, что экономика считается общественной наукой.

Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда. Может ли каждый человек быть независимым - фермером утром, портным - днем и поэтом - вечером? Или люди должны кооперироваться - работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах? Экономисты отвечают на этот вопрос, исходя из того, что кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Сначала рассмотрим совместную работу. В классическом труде на эту тему используют пример рабочих, разгружающих объёмистые тюки с грузовика. Тюки такие большие, что один рабочий может с трудом волочить его по земле, или вообще не может сдвинуть тюк с места, не распаковывая его. Двум людям, работающим независимо, пришлось бы потратить на разгрузку несколько часов. Однако если они будут работать вместе, они без труда поднимут все тюки и уложат их в штабеля на складе. Этот пример показывает, что даже когда все делают одинаковую работу, не требующую специальных умений, совместная работа дает хороший результат.

Вторая причина полезности кооперации проявляется тогда, когда нужно выполнять разные работы, используя разные умения. На мебельном заводе, например, некоторые рабочие управляют производственным оборудованием, другие работают в офисе, а остальные занимаются покупкой материалов. Даже если все рабочие начинают с равными способностями, каждый из них постепенно улучшает свое умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих средней производительности в специалистов, в результате чего создается высокопроизводительная бригада.

Третья причина необходимости кооперации вступает в силу, когда процесс обучения выработает различные умения. Она применима к ситуации, когда рабочие начинают производство, имея разные уровни талантов и способностей. Существует разделение труда в соответствии со сравнительными преимуществами. Сравнительное преимущество - это способность выполнять работу или выпускать товар по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Для кого производить товары

Преимущества совместного труда и обучения в процессе производства, а также принцип сравнительного преимущества означают, что люди могут производить более эффективно, осуществляя кооперацию, чем если бы каждый из них работал в изоляции. Но кооперация означает появление другого вопроса: а для кого все это производится? Вопрос распределения продукта между членами общества может быть рассмотрен как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Эффективность в распределении. Вопрос «для кого? » имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение любого данного количества благо может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остается неизменным.

Стимулы и эффективность. Эффективность в распределении и эффективность в производстве - это два аспекта общего понятия экономической эффективности. Если брать в расчет оба аспекта, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов, которые они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые люди могут напряженно работать в поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.

Справедливость в распределении. Эффективность - это не единственная проблема, возникающая при решении вопроса о том, для кого производить товары. Мы можем также поинтересоваться, является ли данное распределение справедливым и честным. На практике вопрос справедливости часто доминирует в дискуссиях о распределении. Согласно одной очень распространенной точке зрения, равенство есть основа справедливости. Эта концепция справедливости основана на той идее, что все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определенные блага, - услуги, пища и образование - должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.

Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определенные принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации. Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Многие экономисты проводят четкую грань между вопросами эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются как часть позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости - это часть нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика.

Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продукта. Оценочные суждения также возможны по поводу оставшихся трёх основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой: при принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить производство табака и алкогольных напитков, и в то же время запретить производство марихуаны и кокаина? При совершении выбора «как производить» возможно ли позволить людям работать в опасных или вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещен? Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе возраста, пола или расы? Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.

Позитивная теория не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует свое внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определенных институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.

Координирование экономических выборов

Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации: стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения; второй способ - иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.

В экономической теории главным примером действия стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной активности. Рынок - это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям для принятия решений.

Как покупателям необходима информация о длине очередей, чтобы координировать свои действия, так и участники рыночного процесса нуждаются в информации о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства . Рынки передают информацию в основном в форме цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его цена растет. Рост цен дает потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители начинают стремиться производить больше этого товара. Предположим, например, что открытие нового способа применения платины привело новых покупателей на рынок. Платина становится более редкой, чем раньше по отношению к резко возросшему спросу. Конкурентная борьба за этот ресурс приводит к росту его цены. Этот факт несет «послание»: нужно экономить платину, там где это возможно, а кроме того необходимо увеличить добычу платины. Или, наоборот, предположим, что новая технология понизила затраты на производство платины. Информация об этом мгновенно распространяется на рынке в форме более низкой цены. В этом случае люди увеличивают использование платины, а производители этого металла перебросят часть своих ресурсов в производство других, более необходимых благ.

В дополнение к знаниям о том, как использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа будет происходить по наиболее высокой цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли заставляют менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где их производительность наиболее высока, и не проходят мимо новых возможностей, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо информированы и тратят свои деньги расчетливо, живут более комфортабельно при данном бюджете.

Адам Смит, которого часто называют отцом экономической науки, видел в достижении на рынке стихийного порядка основание процветания и прогресса. В знаменитом разделе своей книги «Богатство народов» он назвал рынки «невидимой рукой», раздающей людям именно те экономические роли, которые они могут играть лучше всех. По сей день понимание огромного значения рынков как средства координирования выборов остается основной чертой экономического мышления.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Гневашева В. А. Прогнозирование экономики: понятия и история // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2. - С. 141-144.
  • J. M. Keynes. The General Theory of Employment Interest and Money, 1936

Литература

  • Абалкин Л. И. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы // Экономическая наука современной России. - 2000. - № 5. - С. 52-53.
  • Ананьин О. Экономическая наука: как это делается и что получается? // Вопросы экономики. - 2004. № 3. - С. 149-153.
  • Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию // Вопросы экономики. - 2001. - № 2. - с. 73-107.
  • Бизнес: Оксфордский толковый словарь . - М.: Прогресс-Академия, 1995. - 752c.
  • Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 1. - СПб: Экономическая школа, 1994. - 349 с.
  • Гудвин Н. Р. и др. Микроэкономика в контексте. - М.: РГГУ, 2002. - 636 с.
  • Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс : Принципы, проблемы и политика: в 2-х т. - Таллинн: А. О. «Реферато», 1993.
  • Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. - М.: Прогресс-Универс, 1993.
  • Некипелов А. Д. О теоретических основах выбора экономического курса в современной России //Экономическая наука современной России. - 2000. - № 5.
  • Основы экономической теории. Политэкономия. - М.: Изд. УРСС, 2003. - 528 с.
  • Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: Прогресс, 1986. - 472 с.
  • Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 824 с.
  • Самуэльсон Пол , Вильям Нордхаус. Экономика = Economics. - 18-е изд. - М.: Вильямс , 2006. - 1360 с. - ISBN 0-07-287205-5
  • Современная экономика. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. - 608 с.
  • Ходжсон Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики. - 2000. - № 1. - С. 39-55.
  • Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. - 1997. - № 7. - С. 35-52.
  • Шиобара Т. Марксистский взгляд на нынешнюю российскую экономику // Экономическая наука современной России. - 2002. - № 2. - С. 101-114.
  • Simon H. Reason in Human Affairs. - Oxford: Basil Blackwell, 1983.