Феодосий юнейший. Феодо́сий II Младший, император

Когда ему было всего девять месяцев от роду. Семь лет спустя его отец, умирая, составил завещание, в котором объявил Феодосия своим преемником, опекуном же ему назначил персидского царя , заклиная его в том же завещании употребить все свое могущество и прозорливость на сохранение трона за его сыном.

К чему Феодосий питал подлинную склонность - так это занятие науками. При нём в 425 г. открылся Константинопольский университет. В 420-422 гг. он дал разрешение армянскому ученому Месропу Маштоцу открыть школы в Западной Армении. Наконец, в 438 г. был издан кодекс Феодосия, собравший воедино все императорские постановления начиная с 312 г. При Феодосии II продолжилась борьба с язычеством: по приказу императора были сожжены олимпийские сооружения.

Христианскую церковь в правление Феодосия II потрясали смуты. Масла в огонь подлило одобренное императором в 428 г. назначение на столичную кафедру ересиарха Нестория, который три года спустя был низложен решением Эфесского собора. Распространение монофизитских учений вызвало необходимость созыва вселенского собора в Халкидоне, который открылся уже после смерти императора.

У него не было наследника и престол перешёл к военачальнику , который женился на сестре императора Пульхерии.

ок. 401 - 28.07.450) - император Византии (Вост. Рим. империи) с 408. До 428 правил под опекой сестры Пульхерии (способствовавшей укрепл. православия), а затем находился под большим влиянием своей же-ны - имп. Евдоксии (до 441), позднее власть находилась фактич. в руках евнуха Хрисафия. В 442 Ф. II был вынужден заключить мир с Гейзерихом, в результате к-рого Сев. Африка (терр. совр. Туниса и вост. Алжира) отошла вандалам. От гуннов империя откупилась данью и уступкой придунайских земель. В правл. Ф. II Константинополь был обнесен (413) мощными стенами («стены Феодосия»); в Константинополе создан ун-т (425); издан т.н. Кодекс Феодосия (438) - первый дошедший до нас свод ранне-визант. права, включавший законы императоров 4 - нач. 5 вв. (действовал не только в Вост. но и в Зап. Рим. импе-рии). Ф. II созвал Эфесские соборы 431 и 449 (на первом было осуждено несторианство, на втором - одержали времен. победу монофизиты).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФЕОДОСИЙ II

408 -4 5 0 гг. Феодосий II (восточный император, 408-S0 гг.) родился в 401 г. Он был сыном Аркадия и Евдоксии. В январе следующего года отец провозгласил его августом. Рассказывают курьезную, хотя и не совсем невероятную историю, будто Аркадий, опасаясь, что после его смерти мальчика отстранят от власти, назначил ему в опекуны персидского царя Йездигерда I. Во всяком случае, после смерти Аркадия семилетний Феодосий II мирно взошел на престол Восточной империи. Его доверили заботам Антиоха, придворного евнуха, но регентом при нем стал префект претория Анфимий, который сохранил за собой этот пост. С помощью своего друга Троила, языческого софиста из Сиды, приобревшего большую известность в литературных кругах столицы, Анфимий правил весьма умело и энергично. Ему сразу же предстояло решить вопрос о значительной нехватке продовольствия, приведшей к тому, что разгневанное население Константинополя сожгло дом городского главы. И Анфимий принял действенные меры по улучшению краткосрочного и долгосрочного снабжения города. Были прочно установлены хорошие отношения со двором в Равенне, чему способствовала смерть Стилихона. Был подготовлен новый договор с персами, а задолженность по налогам в восточных провинциях была отменена. Особое внимание уделялось данувийским и иллирийским городам, разрушенным вестготами. В Мезии было отражено наступление гуннского вождя Улышна, а многочисленные германские пленные (из племени сциров, состоявшего на службе у Ульдина) переданы землевладельцам Малой Азии для работы на полях. Были также приняты меры по защите от будущих вторжений германцев и гуннов. С этой целью был значительно обновлен и увеличен флот, размещенный на Данувии. Но прежде всего, особенно после известия о взятии Рима Аларихом, Анфимий позаботился об укреплении самого Константинополя. Еще Константин Великий обнес стеной избранный для своей резиденции город, но теперь восточная столица уже далеко вышла за старые пределы. Поэтому в 413 г. была возведена новая стена Феодосия, тянувшаяся от Пропонтиды до Золотого Рога, и это явилось крупнейшим достижением пребывания у власти Анфимия. В 414 г. сестру императора, Элию Пульхерию (она была всего на два года старше императора), провозгласили августой, и она стала фактической правительницей государства вместо Анфимия, о котором больше ничего не известно. На должности префекта претория его сменил некий чиновник по имени Аврелиан, который, видимо, и стал главным советником Пульхерии. Она также отстранила Антиоха от поста учителя ее брата, и, как говорят, сама давала ему наставления о том, как себя держать. Вскоре после того, как она приступила к новым обязанностям, в Александрии возникли крупные религиозные волнения, когда группа мирских христианских послушников растерзала язычницу Гипатию, известную своими философскими трудами. Считалось, что в этом был замешан патриарх Александрийский, Кирилл, но его влияние при дворе Пульхерии не позволило посланному для расследования представителю подготовить достоверный доклад. Ибо Пульхерия, помимо всего прочего, была ревностной христианкой. Ее аскетизм дошел до такой степени, что она решила остаться непорочной и заставила своих сестер Аркадию и Марину поступить так же, чему способствовал и их духовный наставник патриарх Аттик, который ради них написал восхваление девственности. С другой стороны, Феодосию никак нельзя было не жениться, и именно Пульхерия в 421 г. устроила ему свадьбу с Афинаидой, дочерью афинского софиста Леонтия. Невесту крестили под именем Элии Евдокии и два года спустя провозгласили августой. В честь нее выпустили монеты, как до того их выпустили в честь Пульхерии. Элия Евдокия родила дочь Лицинию Евдоксию (впоследствии жена Валентиниана III) и сына (умершего в раннем возрасте). Она была многосторонним писателем: диапазон ее произведений простирается от поэм, прославляющих победы над персами, до пересказов пророчеств Даниила и Захарии. Около 416 г., в пятнадцатилетием возрасте, Феодосий II заявил, что достиг совершеннолетия. Но еще долго после этого Пульхерия продолжала возглавлять правительство, опираясь на помощь Монаксия, который сменил Аврелиана на посту префекта претория. Основным событием последующих лет было решение правительства посадить на престол Западной империи двоюродного брата императора Валентиниана III, бывшего тогда еще мальчиком. Это удалось осуществить в 425 г. Перед этим правительство Восточной империи заняло город Салоны в Далмации, дав понять, что собирается в качестве компенсации забрать всю эту область (с ее внутренними районами): впоследствии стороны пришли к согласию по этому вопросу. Как только Валентиниан обосновался в Равенне, Феодосий II отправился в Италию, чтобы собственноручно его короновать, но заболел в Фессалонике. Вместо него коронацию провел его первый чиновник (magister officiorum) Гелион. В том же году был сделан решающий шаг к основанию в Константинополе университета. Константин Великий основал школу в Стое, Констанций II перенес ее на Капитолий, а Юлиан Отступник снабдил ее общественной библиотекой, содержавшей ценные книги. Феодосий II создал кафедры для десяти греческих и десяти латинских грамматиков и филологов, пяти греческих и трех латинских риторов, двух юристов и одного философа. Количественное превосходство греческих риторов над латинскими знаменовало очередную ступень в постепенной смене официального языка Восточной империи с латинского на греческий. Однако самым выдающимся событием его правления явилось составление Латинского свода законов Феодосия, к работе над которым приступили по приказу восточного императора и в 438 г. после восьмилетних трудов опубликовали, согласовав его с западным императором Валентинианом III. «Кодекс «, включавший в себя шестнадцать книг, представлял собой собрание законодательных актов Империи более чем за сто лет. Он в значительной мере послужил основой для кодекса Юстиниана, изданного столетие спустя, а кроме того, он оказал большое влияние на законодательство германских народов, переживавших период становления. Например, «Римский закон вестготов», или «Правда Алариха» (имеется в виду Аларих II, правивший в шестом веке), который послужил основным источником римского права на Западе, является сокращенным вариантом Свода Феодосия, дополненным отдельными положениями из других кодексов. Как источник исторических сведений, относящихся к различным эпохам Империи, «Кодекс Феодосия» не имеет себе равных. Поскольку включенные в него постановления покрывают тот период, когда христианство стало официальным культом государства, они в сжатом виде дают представление о том, что привнесла (и изменила) новая религия в области права. Однако общий вывод, который возникает после прочтении свода, во многих отношениях неутешителен. Там можно обнаружить удивительную путаницу в определении греха и преступления, чего никогда не наблюдалось у прежних римских законодателей. Более того, постановления императора зачастую не только грешат многословием, но и повторяют друг друга. Это унылое однообразие явно указывает на то, что нескончаемые репрессивные меры (причем каждая последующая провозглашалась более резким языком, чем предыдущая) со столь же упрямым постоянством игнорировались и не выполнялись. Справедливости ради надо отметить, что некоторые законы носили гуманный и просвещенный характер. Например, устанавливались ограничения на условия содержания рабов, должники ограждались от несправедливо сурового обращения, запрещалось убийство новорожденных. Однако примеров бесчеловечности там было не меньше. Равные права перед законом даже не провозглашались. «Если человек беден, -утверждал епископ Феодорет, -его страх перед судьей и судами удваивается». Что касается привилегий, когда «Кодекс Феодосия II» в 438 г. представили сенаторам, те прокричали в один голос, и не однажды, а двадцать восемь раз: «Благодаря тебе мы сохраним наши почести, нашу собственность и вообще все!» В последние годы правления Феодосия, несмотря на усилия Ардабурия, полководца императора, и его сына Аспара, приданувийские провинции тяжело пострадали от опустошающих набегов гуннов, даже Константинополь не чувствовал себя в безопасности от них. К тому же зимой 447-48 гг. знаменитая стена Анфимия вместе с ее прибрежным продолжением, возведенным в 439 г. городским главой Киром, испытала несколько подземных толчков, в результате обрушилось пятьдесят семь башен. Через два месяца напряженной работы под руководством префекта претория Констанция повреждения были устранены, после чего между старой стеной и ближайшим рвом была построена еще одна стена с девяносто двумя башнями. На одних воротах там такая надпись: «Даже Афина Паллада вряд ли могла бы воздвигнуть столь несокрушимую твердыню». И действительно, в течение последующих десяти столетий ни один завоеватель не смог прорвать эти укрепления. В 440-е годы ведущую роль при дворе играл евнух Хрисафий, которому на некоторое время удалось превзойти влиятельностью саму Пульхерию. Его политика состояла в том, чтобы откупаться от гуннов значительными денежными выплатами. Тем самым он нажил врагов среди военачальников Восточной империи, и на рубеже десятилетий утратил благосклонность императора. Пульхерии удалось вернуть себе былую власть. Однако вскоре сам император Феодосий, катаясь верхом неподалеку от реки Лик, протекающей вблизи города, упал с лошади и повредил позвоночник, отчего и скончался. Феодосий был августом в течение сорока девяти лет (с первого года своей жизни), а единоличным императором Восточной империи в течение сорока двух -самое длительное правление во всей римской истории. Все это время его советниками были в основном знающие люди, которые заложили основы устойчивого существования Византийской империи в течение следующего тысячелетия. Но сам император не был ни государственным деятелем, ни воином и не сыграл во всем этом сколько-нибудь заметной роли. Говорят, что в последние годы он, как правило, подписывал официальные бумаги, даже не удосужившись их прочитать. Он обладал мягким покладистым характерам и не любил выносить смертные приговоры. Живя уединенной жизнью, он изучал науки, в том числе астрономию, и поощрял исторические исследования. Именно ему Олимпиодор и Созомен посвятили свои хроники. Но больше всего его интересовала теология. Он собрал превосходную коллекцию книг по этой теме и, будучи сам умелым каллиграфом, собственноручно переписал многочисленные религиозные рукописи. Как отмечают очевидцы, двор сильно походил на монашескую обитель, где ревностно соблюдались все обряды, и все были заняты благотворительной деятельностью. В этой возвышенной деятельности тон задавали сестры императора: например, добродетельная Пульхерия воздала официальные почести мощам, приписываемым сорока двум мученикам. Ортодоксальные католики, такие, как Феодорет и Сократ Схоластик, видели в своем правителе милостивого царя-священника, лично вступающего в общение с Богом. С другой стороны, какие бы то ни было ереси подвергались суровым преследованиям, а арианин Филосторгий приводит список ужасных и пагубных событий, к которым приводила такая политика. Более того, в 429 г. в Сирии-Палестине был упразднен иудейский патриархат, а его казну присвоило себе государство. Суровую атмосферу двора, возможно, несколько смягчали широкие литературные интересы императрицы Элии Евдокии. Она длительное время пребывала в хороших отношениях с Пульхерией, пока не возникла ссора между церковниками в их свитах, после чего трещина между ними углублялась, приведя в конце концов к тому, что сначала Пульхерию, а затем и Евдокию отправили в изгнание. Евдокия провела остаток жизни в Святой Земле, занимаясь благочестивыми и благотворительными делами, и была похоронена в Иерусалиме, в церкви святого Стефана, которую она сама и построила. Пульхерия же, несмотря на второй период немилости, перед смертью императора вернулась к власти.

1. Феодосий и Пульхерия

Феодосий был объявлен августом и соправителем Аркадия (), когда ему было всего девять месяцев от роду. Семь лет спустя его отец, умирая, составил завещание, в котором объявил Феодосия своим преемником, опекуном же ему назначил персидского царя Йездегерда I (), заклиная его в том же завещании употребить все свое могущество и прозорливость на сохранение трона за его сыном. Когда Йездиегерд увидел доставленный ему документ, он проявил добродетель, достойную большого удивления и вечной памяти. Он не стал пренебрегать поручением Аркадия, все время хранил с римлянами нерушимый мир и сохранил Феодосию державу. Сенату он тотчас же отправил послание, в котором угрожал войной всякому, кто попытается устроить против него заговор. (Прокопий: “Войны Юстиниана”; 1; 2). Управление государством было возложено сначала на префекта Анфимия (Сократ: 7; 1), а с 414 г. сосредоточилось в руках старшей сестры Феодосия Пульхерии. (Феофан: 401). Хотя ей было всего 15 лет, она, по словам Созомена, обладала умом мудрейшим. Свое девство она посвятила Богу. К тому же направила она своих сестер и для пресечения всяких козней удалила из дворца всех мужчин. Приняв на себя заботы правления, Пульхерия вершила все дела прекрасно и весьма благонравно, делая хорошие распоряжения. (Созомен: 9; 1). Впрочем, Евнапий описывает это время совсем другими красками и говорит, что при Пульхерии выставлялись на публичную продажу большие и малые народы для желающих купить управление ими. Целые страны продавались явно у публичных банкиров, как всякий другой товар на рынке. Кто хотел грабить Геллеспонт, покупал Геллеспонт, другой покупал Македонию, третий - Кирену. Всякому можно было покупать управление и одним народом и многими народами во вред подвластным. При этом можно было не опасаться законов, которые были не то что слабее и тоньше паутины, но рассеивались и разносились легче праха. (Евнапий: 87).

Брату Пульхерия старалась дать приличное царю образование. Люди сведущие учили его ездить на коне, владеть оружием и сообщали познания в науках. (Созомен: 9; 1). Феодосий знал греческий и латинские языки, математику, астрономию, историю, рисовал, писал красками и даже сам иллюстрировал переписанные им книги, а за красивый почерк получил прозвище “Калиграф”. Он много читал, часто по ночам, при свете сконструированной им особой лампы. (Дашков: “Феодосий Младший”). Сама же сестра давала ему наставления, как держать себя на царских выходах, как следует одеваться, как сидеть и ходить. Не менее руководила она и его благочестием, приучая постоянно молиться и почитать иереев. (Созомен: 9; 1). В дальнейшем, став юношей и зрелым мужчиной, Феодосий продолжал во всем подчиняться сестре, которая одна из всего потомства Феодосия Великого () походила характером на своего великого деда. (Гиббон: 32). В императорском дворце Феодосий устроил порядок, подобный монастырскому: вставал рано утром и вместе с сестрами пел антифоны во славу Божию, знал на память священное писание и рассуждал о нем с епископами как давно поставленный священник. По характеру был он человек незлобивый (Сократ: 7; 22), легковерный и, по выражению Феофана, "всяким ветром носимый", отчего он часто подписывал бумаги, вовсе не читая их. Однажды Пульхерия подложила между прочими бумагу об отдаче ей в рабство супруги его, императрицы Евдокии, которую он, не читавши, подписал, за что она потом укоряла его. Эта Евдокия была дочерью философа Леонтия. Пульхерия сама женила на ней брата в 421 г. Императрица отличалась умом, красотой, красноречием, и Феодосий горячо любил ее. К несчастью для него, две глубоко почитаемые им женщины не смогли ужиться друг с другом. В 439 г. Евдокия, чтобы отстранить Пульхерию от власти попыталась удалить ее от двора и сделать дьяконицей, как давшей обет девства. Узнав об этом Пульхерия уехала из дворца в Евдомон. Но уже в 441 г. правление Евдокии кончилось. Феофан рассказывает, что некто Павлиан пользовался особым расположением императрицы, как человек весьма образованный и красивый, с которым она часто беседовала наедине. В день Рождественских святок кто-то поднес Феодосию яблоко необыкновенной величины и красоты. Император послал его Евдокии, а она отослала Павлиану. Павлиан же, спустя два дня, поднес его императору. Таким образом, связь их раскрылась. Феодосий сослал Павлиана в Каппадокию и приказал казнить. Евдокия сама удалилась в Иерусалим и прожила там до самой смерти. После этого Феодосий с большим трудом уговорил Пульхерию возвратиться во дворец. (Феофан: 411,440-442).

При Феодосии шла постоянная борьба против новых еретических учений. Сначала это были несториане, потом - монофизиты. В 431 г. в Эфесе прошел III Вселенский собор, признавший учение несториан еретическим.

Первая половина царствования Феодосия, если не считать короткой войны с Персией, прошла в мире. Но затем империя пережила разрушительное нашествие гуннов ().

2. Державава гуннов

К 420 г. в степях региона среднего Дуная обосновалась сильная гуннская орда. Она состояла из трех улусов, каждый из которых возглавлялся своим собственным ханом. Один из трех ханов Роила (Ругила) рассматривался как главный. Два других хана – Мундзук и Октар – были, возможно, его братьями.

В 424 г. император Феодосий II согласился заплатить 350 литр золота как годичную дань ("подарок") хану. Но потом Феодосий нанял несколько гуннских подразделений в качестве вспомогательных, что противоречило заключенному соглашению с ханом. Роила запротестовал, потребовал увольнения всех гуннов с имперской службы и выдачи их ему. Константинопольское правительство отказалось это делать, что послужило поводом к войне. Роила послал свои гуннские и аланские войска во Фракию. В середине кампании он внезапно скончался, и гунны отступили, чтобы избрать себе новых ханов. Ими стали Бледа и Аттила, сыновья Мундзука – хана-соправителя Роила.

Посланники Аттилы и Бледы встретились с послами Феодосия на поле вблизи от берега Дуная, в устье реки Морава и заключили с ними мир. Условия его были тяжелы для империи. Феодосий согласился выдать гуннов, принятых ранее на имперскую службу, и более не прибегать к их помощи; обязался не помогать никакому государству против гуннов; разрешил гуннским купцам свободный доступ в приграничные города и увеличил ежегодную дань с 350 до 700 литр золота.

Замирившись с империей, Аттила решил воспользоваться свободой действий в других регионах. В короткий срок он сумел объединить под своей властью все племена гуннов, до этого действовавшие самостоятельно. Ему покорились также все германские и многие негерманские народы, жившие между Волгой и Рейном. Одним из известных событий этого периода стал разгром гуннами в 437 г. Бургундского королевства на Рейне. По Идацию, погибло 20 тысяч бургундов. Выжившим Западная Римская империя предоставила для поселения новые земли в Галлии на средней Роне. Затем внимание правителей гуннов обратилось к восточному направлению. К 440 г. им удалось установить полный контроль над Северным Кавказом.

В 444 г. Аттила умертвил своего брата Бледу и стал единоличным повелителем всех гуннских орд от Кавказа до Дуная. Гуннское ханство таким образом превратилось в самое могущественное государство своего времени.

По сообщению Приска, который был секретарем имперского посольства 448 г., мы имеем достаточно ясную картину двора Аттилы. Его ставка представляла собой настоящий город, защищенный деревянными стенами. Внутри находились многочисленные деревянные дома. Ханский дворец, построенный на холме, был также бревенчатым, но очень просторным. Близ дворца главной жены хана и домов его приближенных находились на некотором расстоянии кладовые и другие вспомогательные сооружения, среди которых выделялась каменная баня.

Гуннская армия была страшной силой. Ее основное звено, как и в случае с другими кочевыми народами, состояло из кавалерии. Как кавалеристы гунны и их вассалы аланы не знали себе равных. Вместе с тем гунны были хорошо осведомлены о военной инженерии и умели брать укрепленные города. У них были приспособления для проламывания даже сильных каменных стен.
Возможно, что кроме алан и германцев в гуннской армии состояло некоторое количество славян.

По словам Приска, ужас перед Аттилой был так велик, что римляне повиновались всякому его требованию и на любое понуждение с его стороны смотрели как на приказ повелителя. (Приск: 5,6).

3. Походы на Византию

Обезопасив тылы и укрепив власть, Аттила стал готовиться к новому походу на империю. Поводом к войне послужила очередная задержка платежей со стороны константинопольского двора. В 441 г. гуннские полчища вновь появились на берегах Дуная. Взяв атакой крепости Сингидун (будущий Белград) и Виминациум, они двинулись на юг через долину реки Морава и достигли Наисса (Ниша). Отсюда гунны повернули на восток по Константинопольской дороге и, не встречая серьезного сопротивления со стороны римских войск, проникли до фракийского Херсонеса. В 442 году военные действия, по-видимому, закончились без заключения формального мира.

В следующие годы Аттила захватил Ратиарию, откуда в конце 446 или начале 447 года атаковал балканские владения Византии. Марцеллин Комит в своей хронике под 447 годом оставил такую запись: «В страшной войне, намного более тяжёлой, чем первая [в 441-442 гг.], Аттила почти всю Европу стёр в пыль.»

В последовавшем сражении на реке Утум к востоку от Ратиарии византийские войска под командованием военачальника Арнегискла были разгромлены, сам Арнегискл погиб в сражении.

Гунны беспрепятственно прошли далее на восток по равнине между Дунаем и Балканским хребтом до Маркианополя, захватили этот город и, повернув на юг, овладели Филиппополем и Аркадиополем. О масштабах вторжения можно судить по словам современника Каллиника, который сообщил о захвате гуннами более 100 городов и полном опустошении Фракии.

Опасность почувствовали даже в Константинополе, который был частично разрушен сильнейшим землетрясением 27 января 447 года. Из источников неясно, были ли полностью восстановлены стены города (к маю 447) к моменту подхода к нему гуннов. Из города бежали многие жители, сам император Феодосий готов был к бегству.

На полуострове Херсонесе Фракийском произошло ещё одно сражение с гуннами, после которого был заключён тяжёлый для Византии мир. (Феофан: 442).

Согласно условиям договора (448 г. н.э.), император согласился выдать гуннам перебежчиков и выплатить задолженность в дани, достигавшую 6000 литр золота [ок. 2 тонн]; также он согласился платить ежегодно определённую дань в две тысячи сто литр золота.

Вскоре после заключения этого позорного мира Феодосия постигла скоропостижная смерть. Во время охоты лошадь сбросила его в реку Лик; он повредил при падении спиной хребет и на другой день скончался. (Гиббон: 34).

Рим и его соседи в эпоху империи

Предшественник: Аркадий Преемник: Маркиан Вероисповедание: Христианство Рождение: 10 апреля (0401-04-10 ) Смерть: 28 июля (0450-07-28 ) (49 лет) Род: Феодосия Отец: Аркадий Супруга: Евдокия Дети: Евдоксия , Флаккилла

В 450 году Феодосия на охоте сбросил его конь, и он умер от повреждения позвоночника. На нём закончилась династия его деда , Феодосия Великого .

Отношение к церкви

Христианскую церковь в правление Феодосия II потрясали смуты. Не последнюю роль играло личное вмешательство императора в дела церкви (который в отличие от своего отца живо интересовался церковными вопросами), так, «масла в огонь» подлило одобренное императором в 428 году назначение на столичную кафедру ересиарха Нестория , который три года спустя был низложен решением Эфесского собора . Распространение монофизитских учений вызвало необходимость созыва вселенского собора в Халкидоне , который открылся уже после смерти императора.

В 426 году по приказу Феодосия была сожжена эллинская святыня Олимпия , а в 448 году он издал эдикт против произведений философа-неоплатоника Порфирия , в котором император указывает предавать огню сочинения последнего, а также труды других писателей, которые направлены против христианских догматов.

Образ в искусстве

Феодосий II показан в историческом фильме «Аттила - завоеватель » (США, 2001 г.), где эту роль исполнил Тим Карри .

Напишите отзыв о статье "Феодосий II"

Литература

  • Дашков С. Б. Императоры Византии. - М .: Красная площадь, 1997. - 368 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-87305-002-3 .

Ссылки

  • . На сайте «Хронос » .
  • . // Nathan, Geoffrey. De Imperatoribus Romanis.

Отрывок, характеризующий Феодосий II

– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
– Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.

Ро-дил-ся 10 ап-ре-ля 401 го-да, сын им-пе-ра-то-ра Ар-ка-дия и Элии Ев-док-сии. Фе-о-до-сий был про-воз-гла-шен ав-гу-стом 10 ян-ва-ря 402 г., не имея еще де-вя-ти ме-ся-цев от ро-ду. По-сле смер-ти сво-е-го от-ца 1 мая 408 г. стал един-ствен-ным пра-ви-те-лем им-пе-рии, но до 414 г. дер-жа-вой пра-вил его ре-гент Ан-фи-мий. Опе-ку-ном же Фе-о-до-сию за-ве-ща-ни-ем им-пе-ра-то-ра Ар-ка-дия был на-зна-чен пер-сид-ский царь Йез-ди-герд I, ко-то-ро-го Ар-ка-дий за-кли-нал упо-тре-бить все свое мо-гу-ще-ство и про-зор-ли-вость на со-хра-не-ние тро-на за его сы-ном. Йез-ди-герд не стал пре-не-бре-гать по-ру-че-ни-ем Ар-ка-дия, все вре-мя хра-нил с рим-ля-на-ми неру-ши-мый мир и со-хра-нил Фе-о-до-сию дер-жа-ву. Се-на-ту он тот-час же от-пра-вил по-сла-ние, в ко-то-ром угро-жал вой-ной вся-ко-му, кто по-пы-та-ет-ся устро-ить про-тив него за-го-вор.

С 414 го-да власть со-сре-до-то-чи-лось в ру-ках стар-шей сест-ры Фе-о-до-сия Пульхе-рии, ко-то-рая бы-ла объ-яв-ле-на ав-гу-стой, со-пра-ви-тель-ни-цей им-пе-ра-то-ра.

Фе-о-до-сий II по-лу-чил бле-стя-щее об-ра-зо-ва-ние. Он знал гре-че-ский и ла-тин-ский язы-ки, ма-те-ма-ти-ку, аст-ро-но-мию, ис-то-рию, ри-со-вал и да-же сам ил-лю-стри-ро-вал пе-ре-пи-сан-ные им кни-ги, а за кра-си-вый по-черк по-лу-чил про-зви-ще Кал-ли-граф. Он мно-го чи-тал, ча-сто по но-чам, при све-те им са-мим скон-стру-и-ро-ван-ной осо-бой лам-пы. Сест-ра же да-ва-ла ему на-став-ле-ния, как дер-жать се-бя на цар-ских вы-хо-дах, как сле-ду-ет оде-вать-ся, как си-деть и хо-дить. Не ме-нее ру-ко-во-ди-ла она и его бла-го-че-сти-ем, при-учая по-сто-ян-но мо-лить-ся и по-чи-тать иере-ев.

В 421 го-ду Пульхе-рия же-ни-ла им-пе-ра-то-ра на Ев-до-кии, до-че-ри фило-со-фа Леон-тия. Им-пе-ра-три-ца от-ли-ча-лась умом, кра-со-той, крас-но-ре-чи-ем, и Фе-о-до-сий го-ря-чо лю-бил ее.

Об-ла-дав-ший неза-у-ряд-ны-ми спо-соб-но-стя-ми и на-де-лен-ный несо-мнен-ны-ми ду-шев-ны-ми до-сто-ин-ства-ми, Фе-о-до-сий тем не ме-нее во-шел в ис-то-рию как без-воль-ный и по-сред-ствен-ный пра-ви-тель, во всем под-чи-няв-ший-ся при-бли-жен-ным - сна-ча-ла сест-ре, за-тем жене, а по-сле 441 г. и по-чти до са-мой смер-ти - лю-бим-цу ев-ну-ху Хри-за-фию. Впро-чем, дол-гое цар-ство-ва-ние Фе-о-до-сия II от-ме-че-но из-вест-ной си-лой и со-дер-жа-тель-но-стью бла-го-да-ря счаст-ли-во-му со-еди-не-нию в его пра-ви-тель-стве до-воль-но спо-соб-ных и ис-кус-ных со-вет-ни-ков.

Из тра-ди-ци-он-ных раз-вле-че-ний Фе-о-до-сий II пред-по-чи-тал охо-ту, к во-ен-ным упраж-не-ни-ям стра-сти не про-яв-лял, хо-тя физи-че-ски был кре-пок.

Ре-ли-ги-оз-ная де-я-тель-ность

Им-пе-ра-тор был весь-ма бла-го-че-стив и от-ли-чал-ся ре-ли-ги-оз-ным рве-ни-ем, лю-бил цер-ков-ное пе-ние. В им-пе-ра-тор-ском двор-це Фе-о-до-сий устро-ил по-ря-док, по-доб-ный мо-на-стыр-ско-му: вста-вал ра-но утром и вме-сте с сест-ра-ми пел ан-ти-фо-ны во сла-ву Бо-жию, знал на па-мять Свя-щен-ное Пи-са-ние и рас-суж-дал о нем с епи-ско-па-ми. Од-на-жды на ип-по-дро-ме им-пе-ра-тор устро-ил вме-сто ожи-дав-ших-ся зри-те-ля-ми ри-ста-ний гран-ди-оз-ный мо-ле-бен, ко-то-рым лич-но ди-ри-жи-ро-вал. Ни-кто не ви-дел его раз-гне-ван-ным. Некто из ближ-них спро-сил его: по-че-му ты ни-ко-гда не на-ка-зы-ва-ешь смер-тью че-ло-ве-ка, те-бя оскор-бив-ше-го? - «О, ес-ли бы, - от-ве-чал тот, - воз-мож-но бы-ло мне и умер-ших воз-вра-тить к жиз-ни... Не ве-ли-кое и не труд-ное де-ло убить че-ло-ве-ка, но рас-ка-яв-шись, вос-кре-сить умер-ше-го не мо-жет ни-кто, кро-ме Бо-га».

В го-ды цар-ство-ва-ния Фе-о-до-сия II го-су-дар-ство по-тря-са-ли ре-ли-ги-оз-ные раз-до-ры.

В 428 г. им-пе-ра-тор при-гла-сил в Кон-стан-ти-но-поль за-нять ка-фед-ру пат-ри-ар-ха зна-ме-ни-то-го про-по-вед-ни-ка Несто-рия, ро-дом пер-са, на-сто-я-те-ля од-но-го из ан-тио-хий-ских мо-на-сты-рей. Алек-сан-дрий-ский пат-ри-арх до-бил-ся от Фе-о-до-сия II со-зы-ва Все-лен-ско-го Со-бо-ра для осуж-де-ния взгля-дов Несто-рия, ко-то-рый со-сто-ял-ся в 431 г. в Эфе-се. Несто-рий был низ-ло-жен и от-прав-лен об-рат-но в Си-рию.

Дру-гая се-рьез-ная ссо-ра вспых-ну-ла через пят-на-дцать лет меж-ду бо-го-сло-вом Ев-се-ви-ем и кон-стан-ти-но-поль-ским пат-ри-ар-хом Фла-виа-ном с од-ной сто-ро-ны и ере-си-ар-хом мо-но-фи-зи-тов Ев-ти-хи-ем - с дру-гой. До-бив-шись осуж-де-ния по-след-не-го на по-мест-ном со-бо-ре 448 г. в сто-ли-це, Ев-се-вий и Фла-виан тор-же-ство-ва-ли недол-го - по ини-ци-а-ти-ве и под пред-се-да-тель-ством Алек-сан-дрий-ско-го пат-ри-ар-ха Ди-о-ско-ра, боль-шо-го при-я-те-ля им-пе-ра-тор-ско-го фа-во-ри-та Хри-за-фия, в Эфе-се со-брал-ся Со-бор 449 г., вос-ста-но-вив-ший Ев-ти-хия и осу-див-ший Фла-ви-а-на и Ев-се-вия. За ат-мо-сфе-ру гру-бо-го на-жи-ма и от-кро-вен-но-го тер-ро-ра со сто-ро-ны Ди-о-с-ку-ра этот со-бор впо-след-ствии по-лу-чил на-име-но-ва-ние «раз-бой-ни-чье-го». По-бе-да мо-но-фи-зи-тов, од-на-ко, бы-ла непроч-ной: Хал-ки-дон-ский Со-бор 451 г. под-верг их окон-ча-тель-но-му осуж-де-нию.

Пре-сле-до-ва-ние языч-ни-ков в им-пе-рии про-дол-жа-лось без по-слаб-ле-ния; сво-бо-да рас-пра-вы с ни-ми предо-став-ля-лась не толь-ко вла-стям, но, по-ви-ди-мо-му, и на-се-ле-нию. Так, напр., во вре-мя вол-не-ния из-за ре-ли-ги-оз-ных при-чин в Алек-сан-дрии еги-пет-ской, тол-па хри-сти-ан рас-тер-за-ла из-вест-ную жен-щи-ну-фило-со-фа Ги-па-тию (415), бле-стя-щую пред-ста-ви-тель-ни-цу уми-рав-ше-го па-га-низ-ма, - и это на-си-лие оста-лось без-на-ка-зан-ным. По при-ка-зу им-пе-ра-то-ра в 426 г. бы-ла со-жже-на эл-лин-ская свя-ты-ня - Олим-пия. При Фе-о-до-сии Млад-шем во вре-мя силь-но-го по-жа-ра в од-ном из двор-цов Кон-стан-ти-но-по-ля сго-ре-ла вы-ве-зен-ная из раз-гром-лен-ной Олим-пии де-ре-вян-ная, по-кры-тая пла-стин-ка-ми зо-ло-та и сло-но-вой ко-сти ста-туя Зев-са ра-бо-ты Фидия - од-но из «се-ми чу-дес све-та».

В 448 г. про-тив книг фило-со-фа-нео-пла-то-ни-ка Пор-фи-рия он из-дал эдикт, тон и на-прав-лен-ность ко-то-ро-го на-дол-го опре-де-ли-ли при-е-мы в борь-бе с ре-ли-ги-оз-ным ина-ко-мыс-ли-ем:

«Им-пе-ра-то-ры Фе-о-до-сий и Ва-лен-ти-ни-ан Ав-гу-сты - пре-фек-ту пре-то-рия Хорм-из-ду. Пред-пи-сы-ва-ем все, что Пор-фи-рий [или кто-ли-бо дру-гой], го-ни-мый соб-ствен-ным безу-ми-ем, на-пи-сал про-тив бла-го-че-сти-вой ве-ры хри-сти-ан-ской, где бы оно ни бы-ло об-на-ру-же-но, пре-дать ог-ню. Ибо мы хо-тим, чтобы вся-че-ские про-из-ве-де-ния, вы-зы-ва-ю-щие гнев Бо-жий и осквер-ня-ю-щие ду-шу, не до-сти-га-ли да-же слу-ха лю-дей».

По ха-рак-те-ру им-пе-ра-тор Фе-о-до-сий был че-ло-век незло-би-вый, лег-ко-вер-ный и, по вы-ра-же-нию Фе-о-фа-на, вся-ким вет-ром но-си-мый, от-че-го ча-сто под-пи-сы-вал бу-ма-ги, во-все не чи-тая их. Од-на-жды Пульхе-рия под-ло-жи-ла меж-ду про-чи-ми бу-ма-гу об от-да-че ей в раб-ство су-пру-ги его, им-пе-ра-три-цы Ев-до-кии, ко-то-рую он, не чи-тая, под-пи-сал, за что сест-ра по-том уко-ря-ла его.

Про-ти-во-сто-я-ние Пульхе-рии и Ев-до-кии

Со вре-ме-нем от-но-ше-ния меж-ду Пульхе-ри-ей и Ев-до-ки-ей ста-ли пор-тить-ся. В кон-це 430-х ме-сто со-вет-ни-ка им-пе-ра-то-ра за-нял ев-нух Хри-заф, спо-соб-ный пол-ко-во-дец, но без-нрав-ствен-ный и жад-ный до де-нег. Он стал про-тив-ни-ком Пульхе-рии, ко-то-рая не раз пре-пят-ство-ва-ла его за-мыс-лам, и на-стро-ил Ев-до-кию про-тив ца-рев-ны. По-сте-пен-но, по сво-ей сла-бо-сти и недаль-но-вид-но-сти, в за-го-вор был во-вле-чён и сам им-пе-ра-тор Фе-о-до-сий. Хри-заф убе-дил ца-ря, что Пульхе-рия име-ет слиш-ком мно-го вла-сти, и Фе-о-до-сий по-тре-бо-вал у Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха, чтобы тот по-свя-тил Пульхе-рию в диа-ко-нис-сы. Пат-ри-арх уве-до-мил Пульхе-рию о за-мыс-ле, и она ото-шла от прав-ле-ния и уда-ли-лась из го-ро-да в Ев-де-мон. При Хри-за-фе на-ча-лись го-не-ния на пра-во-слав-ных и воз-вы-ше-ние мо-но-фи-зи-тов. Воз-мож-но, уже в то вре-мя са-ма Ев-до-кия так-же при-ня-ла сто-ро-ну мо-но-фи-зи-тов.

Од-на-ко уже в 441 го-ду са-ма Ев-до-кия ока-за-лась в опа-ле. Фе-о-фан рас-ска-зы-ва-ет, что некто Пав-ли-ан, че-ло-век весь-ма об-ра-зо-ван-ный и кра-си-вый, поль-зо-вал-ся осо-бым рас-по-ло-же-ни-ем им-пе-ра-три-цы, ко-то-рая ча-сто бе-се-до-ва-ла с ним на-едине. В день Рож-де-ствен-ских свя-ток кто-то под-нес Фе-о-до-сию яб-ло-ко необык-но-вен-ной ве-ли-чи-ны и кра-со-ты. Им-пе-ра-тор по-слал его Ев-до-кии, а та ото-сла-ла Пав-ли-а-ну. Пав-ли-ан же спу-стя два дня под-нес его им-пе-ра-то-ру. Та-ким об-ра-зом, связь их рас-кры-лась. Фе-о-до-сий со-слал Пав-ли-а-на в Кап-па-до-кию и при-ка-зал каз-нить. Ев-до-кия са-ма уда-ли-лась в Иеру-са-лим и про-жи-ла там до са-мой смер-ти.

По-сле это-го Фе-о-до-сий с боль-шим тру-дом уго-во-рил Пульхе-рию воз-вра-тить-ся во дво-рец. Пульхе-рия от-кры-ла его гла-за на по-ло-же-ние дел. Фе-о-до-сий при-ка-зал со-слать и каз-нить Хри-за-фа, а Пульхе-рия сно-ва ста-ла со-пра-ви-тель-ни-цей.

Внут-рен-няя по-ли-ти-ка, об-ра-зо-ва-тель-ная ре-фор-ма

Ра-нее в им-пе-рии учеб-ные за-ве-де-ния устра-и-ва-лись по част-ной ини-ци-а-ти-ве или по по-чи-ну му-ни-ци-паль-ных об-щин. Им-пе-ра-тор Юли-ан От-ступ-ник (361-363), же-лая дать школь-но-му пре-по-да-ва-нию на-прав-ле-ние, со-от-вет-ству-ю-щее его иде-ям, пер-вый из-дал за-кон, по ко-то-ро-му учи-те-ля об-ще-об-ра-зо-ва-тель-ных школ в го-ро-дах, на-зна-чав-ши-е-ся мест-ны-ми вы-бор-ны-ми вла-стя-ми, долж-ны бы-ли под-ле-жать им-пе-ра-тор-ско-му утвер-жде-нию. По ука-зу Фе-о-до-сия II в 425 г. бы-ла со-зда-на в Кон-стан-ти-но-по-ле шко-ла, ко-то-рую те-перь бы на-зва-ли го-судар-ствен-ным уни-вер-си-те-том. Устро-е-на она бы-ла в од-ном из об-ще-ствен-ных зда-ний сто-ли-цы и, как ка-жет-ся, долж-на бы-ла со-дер-жать-ся на счет каз-ны. Про-фес-со-ров бы-ло 31, в том чис-ле 3 ри-то-ра и 10 грам-ма-ти-ков ла-тин-ских, 5 ри-то-ров и 10 грам-ма-ти-ков гре-че-ских, 2 юрис-кон-суль-та и толь-ко 1 фило-соф. Са-мый этот спи-сок сви-де-тель-ству-ет о фор-ма-лиз-ме на-прав-ле-ния, уста-но-вив-шем-ся (или уста-нов-лен-ном) в пре-по-да-ва-нии пер-вой го-судар-ствен-ной выс-шей шко-лы в Рим-ской им-пе-рии. Про-фес-со-ра при-зна-ва-лись чи-нов-ни-ка-ми го-су-дар-ства; по-сле 28 лет служ-бы, ес-ли она бы-ла бес-по-роч-ной, они вме-сте с от-став-кой по-лу-ча-ли по-чет-ное зва-ние "comes primi ordinis" (с ти-ту-лом "spectabilis"). Шко-ла по-лу-чи-ла, так ска-зать, мо-но-по-лию пре-по-да-ва-ния. Про-фес-со-рам за-пре-ща-лось обу-чать где бы то ни бы-ло в дру-гом ме-сте; ни-кто из воль-ных уче-ных не имел боль-ше пра-ва от-кры-вать част-ной шко-лы под стра-хом су-ро-во-го на-ка-за-ния и вы-сыл-ки из сто-ли-цы. Част-ным ли-цам раз-ре-ша-лось да-вать уро-ки толь-ко в част-ных до-мах от-дель-ным уче-ни-кам.

По рас-по-ря-же-нию им-пе-ра-то-ра в 438 г. был из-дан Фе-о-до-си-ев ко-декс, обоб-щив-ший нор-мо-твор-че-ские ма-те-ри-а-лы ука-зов рим-ских им-пе-ра-то-ров.

Фе-о-до-сий вел ак-тив-ные стро-и-тель-ные ра-бо-ты в сто-ли-це и дру-гих го-ро-дах им-пе-рии.

Внеш-няя по-ли-ти-ка

В прав-ле-ние это-го им-пе-ра-то-ра го-су-дар-ству при-шлось мно-го и с раз-лич-ным успе-хом во-е-вать.

В 412 г. энер-гич-ный и уме-лый ре-гент Ан-фи-мий от-ра-зил на-тиск гун-нов и при-сту-пил к со-ору-же-нию но-вых укреп-ле-ний раз-рос-шей-ся со вре-мен Кон-стан-ти-на Ве-ли-ко-го сто-ли-цы. Сна-ча-ла бы-ла по-стро-е-на мощ-ная и длин-ная сте-на, шед-шая от Мра-мор-но-го мо-ря к бух-те Зо-ло-той Рог. Впо-след-ствии, в 440-х гг., по-сле зем-ле-тря-се-ния, пре-фект го-ро-да Кир Па-но-поль-ский не огра-ни-чил-ся по-чин-кой по-стра-дав-ших участ-ков, воз-вел еще од-ну ли-нию и при-ка-зал вы-ко-пать ров (остав-ший-ся не за-кры-тым сте-ной бо-ло-ти-стый уча-сток у Влахерн-ско-го двор-ца был за-щи-щен в 625 г.). Де-вя-но-сто две гроз-ные баш-ни, зна-чи-тель-ные вы-со-та и тол-щи-на стен, глу-бо-кий ров и оби-лие бо-е-вых ма-шин на-дол-го обес-пе-чи-ли без-опас-ность Кон-стан-ти-но-по-ля.

В 420-422 гг. пол-ко-вод-цы Фе-о-до-сия от-ра-зи-ли в Ме-со-по-та-мии на-тиск ар-мий пер-сид-ско-го ша-хин-ша-ха Бахра-ма V, сме-нив-ше-го Йез-ди-гер-да I.

С за-пад-ной по-ло-ви-ной им-пе-рии бла-го-ра-зум-но под-дер-жи-ва-лись дру-же-ствен-ные от-но-ше-ния, скреп-лен-ные в 437 г. бра-ком за-пад-но-го им-пе-ра-то-ра Ва-лен-ти-ни-а-на III с до-че-рью Фе-о-до-сия II Ев-до-ки-ей.

Ослаб-лен-ные схват-ка-ми со-пер-ни-чав-ших за-пад-ных пол-ко-вод-цев Аэция и Бо-ни-фа-ция Ис-па-ния и Аф-ри-ка к 435 г. ста-ли до-бы-чей пред-во-ди-те-ля ван-да-лов Ги-зе-ри-ха. По-сле ря-да без-успеш-ных по-пы-ток от-ра-зить на-тиск за-во-е-ва-те-ля за-пад-ное пра-ви-тель-ство бы-ло вы-нуж-де-но при-знать его власть на за-хва-чен-ных тер-ри-то-ри-ях. Фе-о-до-сий II ре-шил вме-шать-ся, но по-ход во-сточ-но-рим-ских ле-ги-о-нов, пред-при-ня-тый око-ло 443 г., окон-чил-ся неудач-но и ни-как не из-ме-нил со-здав-ше-го-ся по-ло-же-ния.

Неза-дол-го до его смер-ти им-пе-рия пе-ре-жи-ла раз-ру-ши-тель-ное на-ше-ствие гун-нов. В 442 г. гунн-ский пра-ви-тель Ат-ти-ла по-тре-бо-вал от Фе-о-до-сия, чтобы ему бы-ли вы-да-ны все пе-ре-мет-чи-ки и вы-сла-на дань, а так-же, чтобы бы-ли от-прав-ле-ны по-слан-ни-ки для пе-ре-го-во-ров о пла-те-же да-ни на бу-ду-щее вре-мя. В от-вет он по-лу-чил уве-дом-ле-ние, что рим-ляне не вы-да-дут при-бег-ших под их по-кро-ви-тель-ство лю-дей, но вме-сте с ни-ми при-мут вой-ну. Раз-гне-ван-ный этим вы-со-ко-мер-ным от-ве-том, Ат-ти-ла дви-нул свои ор-ды на им-пе-рию. В трех по-сле-до-ва-тель-ных сра-же-ни-ях рим-ская ар-мия бы-ла раз-би-та. По-сле это-го гун-ны взя-ли и раз-ру-ши-ли все го-ро-да в Ил-ли-рии и Фра-кии, кро-ме Ан-дри-а-но-по-ля и Ге-рак-леи, и раз-дви-ну-ли свое вла-ды-че-ство от Гел-лес-пон-та до Фер-мо-пил и пред-ме-стий Кон-стан-ти-но-по-ля. В 447 г. был за-клю-чен по-зор-ный для рим-лян мир. Фе-о-до-сий со-гла-сил-ся вы-дать Ат-ти-ле всех пе-ре-мет-чи-ков, немед-лен-но вы-пла-тить 6000 литр зо-ло-та и каж-дый год вы-пла-чи-вать еще по 2000. По сло-вам При-с-ка, ужас пе-ред Ат-ти-лой был так ве-лик, что рим-ляне по-ви-но-ва-лись вся-ко-му его тре-бо-ва-нию и на лю-бое по-нуж-де-ние с его сто-ро-ны смот-ре-ли как на при-каз по-ве-ли-те-ля.

Им-пе-ра-тор Фе-о-до-сий ско-ро-по-стиж-но скон-чал-ся 28 июля 450 го-да. Во вре-мя охо-ты ло-шадь сбро-си-ла его в ре-ку Лик; он по-вре-дил при па-де-нии по-зво-ноч-ник и на дру-гой день умер.

При-ме-ча-ние

Не вклю-чён в совре-мен-ный Ме-ся-це-слов Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви.