Метание малого мяча на дальность. Метание

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

В каждом учебном занятии по легкой атлетике можно выделить три части (три структурных элемента): подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть занятия

Задачами подготовительной части (10-25 мин.) являются:

  • 1) организация занимающихся;
  • 2) подготовка организма обучаемых к работе в основной части занятия.

Основные средства для решения первой задачи: построение, проверка по списку, краткое объяснение содержания и задач занятия, проверка домашнего задания, упражнения на внимание.

Построение и проверка придают определенную направленность занятию, дисциплинируют занимающихся, а объяснение содержания и упражнения на внимание повышают их сознательность и активность. Все это способствует созданию у занимающихся устойчивой заинтересованности к выполнению упражнений, подаваемым сигналам, распоряжениям и командам. Проверка домашнего задания является важным элементом не только для уяснения готовности обучаемых к занятию, но и как логическое звено, позволяющее наглядно соединить все занятия данного раздела в единую взаимосвязанную цепочку.

Основные средства для решения второй задачи:

Ввиду достаточной объемности и важности второй задачи, целесообразно разделить ее решение на три последовательных этапа:

  • 1) "разогревание" организма обучаемых;
  • 2) развитие гибкости (подвижности суставов, повышение эластичности мышц и связок);
  • 3) подготовка опорно-двигательного аппарата к нагрузкам основной части занятия.

«Разогревание» организма - это процесс перестро-ения всех систем организма для выполнения длительной и напряженной физической работы в основной части занятия. В первую очередь, это относится к сердечно-сосудистой и дыхательной системам, обеспечивающим доставку к работающим органам кислорода и питательных веществ. под влиянием разминки в десятки раз увеличивается количество и суммарный просвет капилляров, дополнительно в систему кровоснабжения мышц поступает резервная депонированная кровь, изменяется ее состав. Существенные изменения происходят в системах пищеварения, выделения. В два раза уменьшается количество притекающей крови к органам пищеварения, значительно увеличивается объем крови, циркулирующей в кожных покровах, обеспечивающей за счет теплообмена стабильность температуры тела, активизируется система нейрогуморальной регуляции и т.д.

Основным средством "разогревания" являются ходьба и бег. Кроме этого, можно исполь-зовать любые другие циклические упражнения (велосипед, гимнастические упражнения, бег на месте и т.п.), массаж, и т.п. однако только ходьба и бег на сегодняшний день являются самыми доступными и эффективными средствами для разминки практически для всех категорий спортсменов. Они не требуют никаких дополнительных затрат и приспособлений, позволяют точно дозировать и контролировать величину нагрузки, оперативно вносить при необходимости изменения.

Главным критерием достижения поставленной задачи "разогревания" является легкое потоот-деление, румянец на лице, глубокое размеренное дыхание. Для достижения данного состояния требуется не только соблюдение временных параметров ходьбы и бега, но и соблюдение требований к скорости бега.

Развитие гибкости (подвижности суставов, эластичности мышц, связок). Ввиду того, что основная масса упражнений легкой атлетики требует выполнения движений по максимальной амплитуде, развитие гибкости является важным моментом, обеспечивающим правильную технику выполнения упражнений. Ограничение подвижности суставов зачастую приводит к резкому ухудшению эффективности двигательного действия, способствует чрезмерному закрепощению, нерациональному использованию двигательного потенциала. Выполнение движений на предельной амплитуде в значительной степени повышает вероятность возникновения травм связок и мышц.

Вышесказанное определяет одну из особенностей построения разминки на занятиях по легкой атлетике, которая проявляется в обязательном выполнении упражнений на гибкость. В основу подбора упражнений для развития гибкости закладываются следующие принципы:

  • - упражнения должны последовательно воздействовать на опорно-двигательный аппарат обучаемых "сверху вниз" (руки, туловище, ноги);
  • - повышение нагрузки постепенное - от минимальной до предельной;
  • - чем крупнее группы мышц, на которые направлено действие упражнения, тем больше затра-чивается времени - в среднем для одного упражнения, выполняемого на месте, требуется 30-45 с;
  • - подбор упражнений на гибкость должен соответствовать уровню подготовленности обучаемых, их форме одежды;
  • - после выполнения сложных, нагрузочных упражнений необходимо провести упражнения на расслабление мышц (встряхивание, махи, ходьба на месте и т.п.).

Основным средством развития гибкости (подвижности суставов, эластичности мышц, связок) являются упражнения на месте. Для учебно-тренировочного занятия рекомендуется использовать набор из 10 упражнений, позволяющих наиболее полно (насколько это возможно в рамках учебного занятия) обеспечить подготовку обучаемых:

  • - два упражнения для рук и плечевого пояса;
  • - три упражнения для мышц туловища;
  • - пять упражнений для мышц ног.

На выполнение упражнений для развития гибкости в учебно-тренировочном занятии плани-руется до 8 мин. По окончании выполнения названных упражнений приступают к проведению завершающей части разминки - выполнению специальных прыжково-беговых упражнений.

Подготовка опорно-двигательного аппарата к нагрузкам основной части занятия. Хорошее разогревание организма, выполнение упражнений на гибкость создают необходимые предпосылки для выполнения упражнений, направленных на подготовку опорно-двигательного аппарата обучаемых к нагрузкам в основной части занятия. Как уже отмечалось выше, для упражнений легкой атлетики характерен жесткий скоростно-силовой режим. Даже бег на длинные дистанции, кроссовый бег обязательно предполагают выполнение на отдельных участках дистанции движений с повышенной скоростью и с резким изменением усилий. Это происходит в случаях, когда нужно перепрыгнуть лужу, резко изменить направление бега на повороте или при обгоне другого бегуна, при изменении характера работы отдельных групп мышц опорной ноги, а также при беге по неровной поверхности и т.п.

Как показывает практика, выполнение подобных действий без специальной подготовки зачастую заканчивается травмами. Основная причина возникновения травм - неподготовленность отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата к возникающим нагрузкам (перегрузкам).

Основным средством подготовки опорно-двигательного аппарата обучаемых к нагрузкам в основной части занятия являются специальные прыжково-беговые упражнения. В зависимости от содержания основной части занятия в качестве специальных упражнений могут использоваться любые прыжковые и беговые упражнения. Критерием отбора должно быть соответствие главных параметров выполняемых специальных упражнений (кинематической, динамической и ритми-ческой структур) основному упражнению, к выполнению которого приступают в начале основной части занятия. Если после разминки приступают к изучению прыжков, большее внимание уделяется прыжковым упражнениям. Если готовятся к бегу - беговым упражнениям и т.д. Вместе с тем подбор упражнений должен обеспечить постепенное повышение нагрузки от минимальной до максимальной (соревновательной). Например, для подготовки к выполнению упражнений по бегу на короткие дистанции и прыжкам в длину можно рекомендовать следующие упражнения:

1) бег с высоким подниманием бедра; 2) многоскоки - «с ноги на ногу»; 3) «ускорение». метание мяч физический бег

Кроме названной выше задачи выполнение специальных прыжково-беговых упражнений обеспечивает:

  • а) совершенствование элементов техники основных упражнений;
  • б) развитие специальных физических качеств.

В ряде случаев, когда время для проведения разминки ограничено, количество специальных упражнений сокращается, однако в любом случае завершается выполнение разминки упраж-нением на «ускорение».

Предварительная разминка не только повышает дееспособность организма занимающихся, но и является важнейшей мерой предупреждения травматизма на занятиях по легкой атлетике.

Методика обучения технике метания мяча для учащихся 1 - 3 классов

Учебной программой для 1-3 класса предусмотрено изучение метания больших и малых мячей по горизонтальной и вертикальной цели, на заданное расстояние; набивного мяча от груди, снизу; малого мяча в цель и на дальность. Учеников следует научить метанию большого и малого мячей из фронтальной стойки, стоя лицом по направлению броска. Частные образовательные задачи обучения метаниям в 1-3 классе связаны с выработкой у детей умения взаимодействовать в процессе выполнения бросков и метаний с опорой, выполнять согласованные движения ног, туловища, рук и правильные движения руки с хлестообразным рывком кисти при метании мяча способом из-за спины через плечо.

Методические указания к обучению

Для проведения уроков нужно использовать большие и средние резиновые мячи, баскетбольные, главным образом облегченные, и волейбольные мячи, надувные камеры от мячей, легкие набивные мячи весом до 1 кг. Желательно иметь такой инвентарь как минимум для половины класса.

Физическая подготовленность второклассников, так же как и первоклассников, неодинакова. Это ощутимо сказывается на результатах выполнения упражнений в метаниях. Поэтому для более равномерного освоения учебного материала целесообразно разделить занимающихся на две-три группы в соответствии с уровнем подготовленности. Это позволит учителю при распределении учебных заданий регулировать размер мячей по объему, весу, расстояние между партнерами при работе с мячом в парах, расстояние до мишеней и их размер. Дифференцированный подход дает возможность менее подготовленным учащимся, которые не в состоянии сразу выполнить то или иное задание в метании, повторить еще раз все упражнения одного задания и только после этого переходить к выполнению следующих заданий.

На уроках в 1-3 классе много времени занимает метание большого и малого мячей по горизонтальной и вертикальной цели, т.е. броски на точность. Они позволяют занимающимся соразмерять силу бросков. Любая цель помогает им запоминать определенные мышечные ощущения, осуществлять контроль за правильным направлением движений частей тела, в частности плеча, предплечья, кисти. Большое значение при этом имеют расстояние до цели и уровень расположения ее над полом.

В качестве неподвижных целей могут быть использованы круги диаметром 60-100 см, нарисованные на стене на высоте 1,5-2,5 м от пола; стойки с вертикально закрепленными на них обручами, кольцами, подвешенными на разной высоте; лежащие на полу или земле большие надувные или набивные мячи; гимнастические обручи; установленные на полу кегли, булавы, кубики и другие предметы, поставленные в ряд или в форме пирамиды; положенный на табурет баскетбольный или набивной мяч; лежащие на бревне, козле, коне на высоте 130-150 см набивные мячи и другие предметы; поперечные полосы, начерченные на полу или земле на расстоянии 100 см друг от друга - они могут быть с цифровыми обозначениями от 1 до 5 очков - и т.п. Применение таких мишеней позволяет разнообразить занятия.

Организация таких уроков должна обеспечить многократное - не менее 5-6 раз - выполнение упражнений подряд в нескольких сериях, чтобы можно было корректировать усилия, запомнить правильные ощущения. Учащимся надо усвоить правильное исходное положение при метании, сам процесс метания и положение, в котором должен находиться ребенок после выпуска снаряда. Нужно чаще контролировать действия занимающихся при метании, формируя у них определенную установку для самоконтроля правильности выполнения броска.

При метании способом из-за головы через плечо следует учитывать, что это упражнение требует подвижности плечевого и локтевого суставов и мышечно-связочного аппарата. Поэтому учитель должен предварительно провести с учащимися специальную разминку, включающую упражнения для подготовки суставов, связочного аппарата, сухожилий, мышц рук и всего плечевого пояса, а также упражнения на развитие гибкости позвоночника. С этой целью подбирают упражнения, выполняемые с умеренной интенсивностью, последовательно вовлекающие в деятельность все основные суставы. Используют в основном упражнения динамического характера с возрастающей амплитудой с повторением по 8-10 раз.

Подводящие упражнения

  • 1. Рывковые движения прямыми или немного согнутыми руками назад в следующих и.п.:
    • - руки вверх;
    • - одна рука внизу, другая вверху со сменой рук;
    • - руки в стороны;
    • - руки внизу.
  • 2. Одновременные и последовательные круговые вращения прямыми руками вперед - назад с постепенным увеличением амплитуды.
  • 3. И.п. - стойка ноги врозь в наклоне вперед, положив руки на гимнастическое бревно. Пружинящие наклоны вперед. Можно выполнять упражнения вдвоем, положив руки на плечи друг другу.
  • 4. И.п. - стойка ноги врозь, удерживая за концы гимнастическую палку, хват на ширине плеч. Поднять палку вперед-вверх прямыми руками и, сделав выкрут в плечевых суставах назад через голову, опустить ее вниз за спину, постепенно уменьшая ширину захвата.

При выполнении бросков двумя и одной руками из-за головы основное внимание следует уделять напряжению мышц плеча, выполнению движений рук вперед и вращению предплечья в локтевом суставе. Для этого при выполнении замаха - отведении рук с мячом назад - согнутые в локтевых суставах руки должны быть направлены локтями вперед-наружу внутренним надмыщелком вперед. Снаряд отводят назад не столько за счет сгибания рук в локтевых суставах, сколько за счет разгибания рук в плечевых суставах. Мяч при этом не опускают ниже уровня головы. При выполнении броска нельзя опускать локти вниз. Бросок заканчивается движением предплечий и кистей.

При метании малого мяча одной рукой из-за головы, выполняя замах, надо добиться ненапряженного держания мяча. Для этого нужно сделать несколько бросков, производя выпуск снаряда за счет разгибания руки в локтевом и сгибания в лучезапястном суставе. Упражнения выполняют из положения стоя лицом по направлению метания, левая нога впереди, правая на передней части стопы, руки с мячом вверху на уровне головы. Особое внимание уделяется подхлестыванию, которое учащиеся имитируют повторением жеста «до свидания», выполняемого предплечьем и кистью.

Важный момент при выполнении метания - взаимодействие метающего с опорой. Выполняя замах во фронтальной стойке, при подседании следует стоять на всей стопе. Перенос массы тела в этот момент на носки или пятки с отрывом от опоры пяток или носков чаще всего приводит к потере равновесия, к неправильному направлению усилий в момент метания.

Освоив в процессе занятий основные виды бросков мяча двумя руками и метание малого мяча с места, учащиеся 1-3 класса должны четко знать, что метательное движение надо начинать с включения в работу мышц ног и туловища, а заканчивать хлестообразным рывком кистью метающей руки.

Методические указания для ознакомления с техникой метания

Начинать обучение лучше всего с метания больших по размеру, но не тяжелых мячей - это позволяет правильно выполнить бросок. Положение кисти при держании относительно большого мяча дает возможность лучше его чувствовать.

С первых уроков учитель должен обращать внимание на четкую организацию занятий, добиваясь соблюдения дисциплины. Это помогает воспитывать у детей прилежание и дисциплинированность, внимание, настойчивость, умение владеть своими чувствами. Следует учитывать также, что однообразные упражнения очень быстро надоедают им. Поэтому необходимо в процессе урока варьировать задания, меняя способы бросков и расстояние между партнерами при работе в парах, ограничивая дозировку упражнений в пределах 6-8 повторений и лишь при повышенной активности самих учащихся постепенно увеличивая ее до 10-12 и более раз.

Большинство упражнений в бросках, ловле и перекатывании мячей лучше всего выполнять в парах. Это расширяет возможности воздействия на организм учащихся и, самое главное, содействует воспитанию взаимной координации движений, точному их согласованию по различным параметрам. К тому же упражнения, выполняемые с партнером, значительно повышают интерес к занятиям.

Уже в начале обучения следует обращать внимание на то, как дети стоят при выполнении упражнений. Надо постоянно следить за удобным и рациональным размещением занимающихся на площадке, чтобы они располагались на достаточном расстоянии друг от друга: учащиеся в парах и различные пары не должны мешать друг другу при выполнении бросков. Переходить к изучению следующего упражнения можно лишь после того, как занимающиеся освоят предыдущее.

Упражнения, используемые для ознакомления с техникой метания

Упражнение выполняется в парах. И.п. - сед ноги врозь лицом друг к другу. Перекатывание мяча за счет толчка кистями. Расстояние между учащимися - 2-4 м.

Упражнение выполняется в парах. И.п. - широкая стойка в наклоне вперед лицом друг к другу на расстоянии 3-5 м, мяч в руках внизу. Перекатывание мяча партнеру двумя руками.

И.п. - стойка ноги врозь, большой мяч в руках внизу. Подбрасывание мяча обеими руками вверх с последующей ловлей его двумя руками после отскока от пола. При правильном выполнении упражнения мяч удается поймать, не сходя с места.

Упражнение выполняется в парах. И.п. - стойка ноги врозь лицом друг к другу, большой мяч в руках на уровне груди. Броски мяча вперед-вниз с ударом о пол на расстоянии 2-3 м друг от друга с последующей ловлей его партнером.

Упражнение выполняется в парах. И.п. - стойка ноги врозь лицом друг к другу, мяч в руках. Расстояние между учащимися - 2-2,5 м. Первый игрок бросает мяч двумя руками снизу, второй ловит его двумя руками на уровне пояса или груди. Вначале бросать мяч надо только за счет движений руками, затем - с предварительным полунаклоном вперед и выпрямлением туловища в момент броска и далее, если удачно выполнено предыдущее задание, - после предварительного приседа.

Упражнение выполняется в парах. И.п. - стойка ноги врозь лицом друг к другу, большой мяч в руках вверху. Броски мяча из-за головы движениями одних рук.

То же с предварительным наклоном назад и из положения полуприседа на стоящей сзади правой ноге.

Упражнение выполняется в парах. И.п. - сед ноги врозь лицом друг к другу, большой мяч в руках вверху. Броски мяча из-за головы энергичным движением рук и с наклоном туловища вперед. Первоначальное расстояние между партнерами - 2-3 м, затем оно постепенно увеличивается. Необходимо обратить внимание на высокую траекторию полета мяча.

То же, но броски выполнять волейбольным мячом.

Подбрасывание и ловля одной рукой различных предметов: палочки, резинового кольца, мяча для настольного тенниса и др.

Опробование способа держания малого мяча. Сгибательные и разгибательные движения кистью.

Броски малого мяча с последующей ловлей его двумя и одной рукой.

Броски малого мяча в цель левой и правой рукой с 4-6 м.

Обучение технике метания малого мяча нужно начинать с освоения правильного свободного хвата, при котором указательный и средний пальцы размещены сзади мяча, а большой и безымянный поддерживают его сбоку (см. рис. 1 а, б, в). Указательный и средний пальцы производят окончательное, финальное усилие броска, посылая мяч в нужном направлении после свободного хлестообразного движения метающей руки из положения «натянутого лука».

При обучении правильному хвату надо следить, чтобы дети не держали мяч слишком крепко или, наоборот, слишком слабо. При держании мяча ученики иногда совершают типичные ошибки: мяч лежит на ладони, все пальцы обхватывают его или же он удерживается лишь большим и указательным пальцами. Во всех этих случаях затрудняется своевременный выпуск мяча, который летит слишком высоко или слишком низко.

Для устранения данных ошибок учащиеся должны постоянно упражняться в правильном выполнении хвата.

На втором этапе проекта с помощью специализированной литературы были разработаны конспекты занятий для совершенствования приёмов обучения технике метания малого мяча на уроках физкультуры в МФОУ гимназии № 1 г. Советска.

С учетом особенностей обучения технике метания и времени, отведенном на урок, наше занятие состоит из теоретической, разминочной частей и упражнений по метанию малого мяча в цель (на станциях), подвижной игры, упражнения на развитие координационных способностей.

Исходя из этого, были разработан конспект занятия по метанию малого мяча в цель (см. приложение). Занятия строились по следующей временной схеме:

2 минуты - теоретическая часть,

  • -12 минут - разминка состоящая из разновидностей ходьбы и бега, дыхательных упражнений и упражнений с предметами..
  • -24 минуты - работа с корточками, работа на станциях (метание мяча в цель на уровне груди, метание мяча в баскетбольный щит, метание мяча в цель на длину отскока, метание мяча в открытую мишень, метание мяча в горизонтальную цель, метание мяча на точность.), бесед, игры «Вышибало у стены".
  • -5 минут - заключительная часть.
  • -2 минуты -- подведение итогов.

Занятия проходят в спортивном зале МАОУ Гимназии № 1 г. Советска, наличие спортивной формы и удобной обуви - неотъемлемая часть проведения урока.

Немаловажным моментом в реализации проекта является разработка рекомендаций по технике безопасности.

На учебно-тренировочных занятиях по метаниям для исключения травматизма необходимо соблюдать ряд организационных требований:

  • · обеспечить безопасное расстояние при размещении занимающихся;
  • · исключить метание легкоатлетических снарядов навстречу друг другу;
  • · придерживаться очередности выполнения бросков;
  • · выполнять броски и собирать снаряды после попыток только по команде тренера-преподавателя;
  • · на занятиях в условиях зала следует использовать учебные снаряды и выполнять броски в специальную сетку для погашения энергии выпущенного снаряда.

Третий этап нашего проекта направлен на анализ и самоанализ проведенного занятия, рекомендаций по технике безопасности.

Занятие проводилось во 2 «а» классе.

Тип урока: Образовательно-тренировочной направленности направленностью.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  • 1. Познакомить с видами метания мяча, опираясь на жизненный опыт обучающихся.
  • 2. Разучить игру «Вышибало у стены», упражнения на развитие координации.

Развивающие задачи:

  • 1. Формировать умения обучающихся взаимодействовать со сверстниками в игровой деятельности;
  • 2. Развивать умение контролировать и давать оценку своим двигательным действиям.
  • 3. Развивать умение работать с дополнительным учебным материалом.

Воспитательные задачи:

1. Формировать умение проявлять дисциплинированность, ответственность, упорство в достижении поставленной цели.

Наличие плана-конспекта - основное условие для реализации проекта. Задачи тесным образом перекликаются с направлением работы учителя физической культуры по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Тип урока - комбинированный, урок формирования первоначальных предметных умений, на основе применения предметных знаний.

Данная тема рассматривается в разделе «Легкая атлетика». Основная задача данных уроков - обучение метанию мяча в цель (2х2) с расстояния 4-5 м. Этот материал изучается в первом классе. Во втором классе на основании жизненного опыта, ранее полученных знаний на уроке ставиться проблемная задача - изучение видов метания меча в цель. Основная задача, поставленная на урок - Познакомить с видами метания мяча, опираясь на жизненный опыт обучающихся. В этом же направлении решается и вторая образовательная задача - Разучить игру «Вышибало у стены», упражнения на развитие координации. Решение поставленных образовательных задач способствует достижению цели урока - Способствовать развитию координационных способностей.

Воспитательные и развивающие задачи, поставленные на урок, способствуют формированию универсальных учебных действий:

  • -умение проявлять внимательность и дисциплинированность, формирование представления о физической культуре как о средстве укрепления здоровья (организационный момент, разминка, дыхательные упражнения);
  • - формирование желания активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками, умение запросить помощь и воспользоваться помощью учителя, оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, формирование умения взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности (работа в парах, по карточкам)
  • - умение применять полученные знания при выполнении физических упражнений, формирование стремления технически правильно выполнять физкультурно-оздоровительные действия и включать их в игровую и соревновательную деятельность (работа по карточкам)
  • - формирование умения давать объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта, прогнозировать результат деятельности (игра «Вышибало у стены», упражнения для координации движения)

На уроке использован деятельностный метод обучения. Для обучающихся были предложены различные ситуационные задания: ситуации выбора действия в зависимости от задач, ситуации для промежуточного анализа уровня знаний обучающихся, создание проблемных ситуации для решения индивидуально или с помощью учителя, ситуации для формирования самооценки, для анализа и объективного оценивания результатов собственной деятельности. А также традиционные методы: наглядный (карточки), практический, частично-поисковый.

На уроке были использована фронтальная форма обучения (разновидности ходьбы и бега, ОРУ с предметами), групповая форма обучения; группы сменного состава (игра «Вышибало у стены», работа в парах по карточкам), индивидуальная форма обучения (работа с карточками, работа с предметами).

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей обучающихся.

Четвертый этап - Послепроектный этап - предназначен для разработки предложений и рекомендаций по улучшению или продолжению данного проекта.

Подготовка школьников в метаниях в течение учебного года должна осуществляться в два этапа. В первом полугодии совершенствуются навыки учащихся в метании мяча изученным в предыдущем классе способом (предусмотренным требованиями программы), а также решаются задачи в развитии специальных физических качеств. Во втором полугодии продолжается совершенствование физических качеств и изучается более сложный способ метания. Выявлено, что эффективность процесса подготовки в метаниях обусловлена: во-первых, числом уроков, в ходе которых проводится целенаправленная работа; во-вторых, содержанием и методикой обучения; в-третьих, состоянием материально-технической базы школ.

По данным анализа документальных материалов на подготовку в метаниях отводится в среднем около десяти уроков легкой атлетики, из числа которых от одного до трех выпадают по организационным причинам. На уроках спортивных игр и гимнастики систематическая работа в этом направлении ведется незначительным числом учителей. Урок физической культуры остается в большинстве случаев основной формой, посредством которой осуществляется подготовка школьников в метаниях, редко для этого используются практиками малые формы физического воспитания (домашние задания и занятия в группах продленного дня).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • 1. Алексеев М.С. С бросков начиная. Обучение метаниям в 1 - 3 классах // Физкультура в школе. 1968. №4. С.15.
  • 2. Бабасян М.А. Воспитание скоростно-силовых качеств у школьников на уроках физической культуры // Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1969. С.151 - 157.
  • 3. Бегай, прыгай, метай. Школа легкой атлетики для детей 7 - 12 лет // Перев. с норвеж. М.: Физкультура и спорт, 1982. 72 с.
  • 4. Белых Н.А. Легкоатлетические метания. Киев, Здоровь,я. 1976. с.7
  • 5. Богданов Г.П., Зданевич А.А., Чернов В.Н. Для овладения метательными движениями // Физкультура и спорт. 1987. №3. с.19
  • 6. Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников. М.: Просвещение, 1986.с.3 .
  • 7. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985. с.192.
  • 8. Булкин В.А. Развитие силы и быстроты у подростков средствами и методами физического воспитания // Автореф.дис…канд.пед.наук. М., 1968. 18 с.
  • 9. Вавилова Е.Н. Учить бегать, прыгать, лазать и метать. М.: Просвещение, 1977. 78 с.
  • 10. Васильев Л.А. Экспериментальное исследование значение вариативности веса снаряда для воспитания специальных скоростно-силовых качеств метателя // Автореф.дис…канд.пед.наук. М., 1974. 24 с.
  • 11. Зданевич А.А. Формирование двигательного навыка в метаниях у школьников 4-5 классов в сочетании с развитием координации движений и скоростно-силовых качеств//Афтореф.дис…канд.пед.наук.М., 1987. с.16.
  • 12. Иванов Н.Д. Обучение метанию малого мяча в 5 классе//Физкультура в школе. 1985.№4.с.3,11,17.
  • 13. Кинль В.М. Содержание и методика начального обучения младших школьников основам метательных движений//Автореф. дис…канд. пед. наук. Л. : 1978. с.9.
  • 14. Книга учителя физической культуры/ Под общ. ред. В. С. Каюрова. М. : Физкультура и спорт, 1973. с. 13.
  • 15. Лёгкая атлетика// Учебник для ин-тов физ. культ. Изд. 3-е, доп. и перераб,/ Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, М. : Физкультура и спорт, 1979, с. 9,18.
  • 16. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1997. с.78.

Метание по праву относят к самым древним физическим упражнениям. Разнообразные упражнения с метательными снарядами в течение многих тысячелетий помогали совершенствовать физические способности человека, развивали его мышление, способность к анализу. Метание – сложное упражнение. Ведь при броске требуется соразмерить направление, амплитуду, силу и скорость движения руки с моментом выпуска снаряда, выбрать наиболее рациональную структуру движений начиная от принятия определенного исходного положения и кончая сохранением равновесия после броска. Как лучше научить ребенка метанию? С чего начать? Какие упражнения лучше использовать?

Первые броски

Различные виды метаний изучают с 1-го класса: метание теннисных и резиновых, в том числе надувных, мячей различного диаметра, броски набивных мячей. Для этого используют также всевозможные нетяжелые предметы: палочки, резиновые кольца, обручи и др. Метание осуществляют как в цель, так и на дальность, с места и с разбега.

Обучение метанию в начальных классах предусматривает разнообразные упражнения и игры с малыми, средними и большими надувными и набивными мячами. Особое место среди них занимают упражнения в метании, бросках и ловле малого мяча, систематизированные в порядке возрастающей трудности. Они относятся к школе мяча, разработанной еще П.Ф. Лесгафтом в строго обоснованной методической последовательности. Эти упражнения позволяют освоить основные приемы владения мячом, необходимые для всех видов спортивных игр, гимнастики и легкой атлетики. Кроме того, уже в начальных классах необходимо вести и направленное обучение метательным движениям. Учащиеся должны овладеть основами метания способом из-за спины через плечо – сложным по технике двигательным действием, которое требует глубоко продуманной последовательной подготовки, четкой постановки задач на каждый учебный год. Главными составляющими основ техники являются правильное выполнение хлестообразного движения рукой и последовательность работы звеньев тела, позволяющих использовать усилия всего опорно-двигательного аппарата

Обучение метанию малого мяча начинается с 1-го класса. Общая структура этих движений сохраняется у детей до 4-го класса, но одновременно совершенствуется сама система движений за счет увеличения пути воздействия на снаряд при его разгоне, улучшения согласованности движений частей тела, повышения динамических и кинематических характеристик изучаемого двигательного действия.

1-й класс

Учебной программой предусмотрено обучение первоклассников метанию мяча двумя руками из-за головы; броскам и ловле мяча; броскам малого мяча в цель, на заданное расстояние. Учащихся надо ознакомить с метательными снарядами и предметами, приемами различных действий с мячом – перекладыванию, перебрасыванию, перекатыванию, ловле и передаче, броскам, основными способами держания мяча одной и двумя руками, способами бросков и ловли различных предметов.

Начинать обучение лучше всего с метания больших по размеру, но не тяжелых мячей – это позволяет правильно выполнить бросок. Положение кисти при держании относительно большого мяча дает возможность лучше его чувствовать.

С первых уроков учитель должен обращать внимание на четкую организацию занятий, добиваясь соблюдения дисциплины. Это помогает воспитывать у детей прилежание и дисциплинированность, внимание, настойчивость, умение владеть своими чувствами. Следует учитывать также, что однообразные упражнения очень быстро надоедают им. Поэтому необходимо в процессе урока варьировать задания, меняя способы бросков и расстояние между партнерами при работе в парах, ограничивая дозировку упражнений в пределах 6–8 повторений и лишь при повышенной активности самих учащихся постепенно увеличивая ее до 10–12 и более раз.

Большинство упражнений в бросках, ловле и перекатывании мячей лучше всего выполнять в парах. Это расширяет возможности воздействия на организм учащихся и, самое главное, содействует воспитанию взаимной координации движений, точному их согласованию по различным парамет­рам. К тому же упражнения, выполняемые с парт­нером, значительно повышают интерес к занятиям.

Уже в начале обучения следует обращать внимание на то, как дети стоят при выполнении упражнений. Надо постоянно следить за удобным и рациональным размещением занимающихся на площадке, чтобы они располагались на достаточном расстоянии друг от друга: учащиеся в парах и различные пары не должны мешать друг другу при выполнении бросков. Переходить к изучению следующего упражнения можно лишь после того, как занимающиеся освоят предыдущее.

Упражнения, используемые для ознакомления с техникой метания

  1. Упражнение выполняется в парах. И.п. – сед ноги врозь лицом друг к другу. Перекатывание мяча за счет толчка кистями. Расстояние между учащимися – 2–4 м.
  2. Упражнение выполняется в парах. И.п. – широкая стойка в наклоне вперед лицом друг к другу на расстоянии 3–5 м, мяч в руках внизу. Перекатывание мяча партнеру двумя руками.
  3. И.п. – стойка ноги врозь, большой мяч в руках внизу. Подбрасывание мяча обеими руками вверх с последующей ловлей его двумя руками после отскока от пола. При правильном выполнении упражнения мяч удается поймать, не сходя с места.
  4. Упражнение выполняется в парах. И.п. – стойка ноги врозь лицом друг к другу, большой мяч в руках на уровне груди. Броски мяча вперед-вниз с ударом о пол на расстоянии 2–3 м друг от друга с последующей ловлей его партнером.
  5. Упражнение выполняется в парах. И.п. – стойка ноги врозь лицом друг к другу, мяч в руках. Расстояние между учащимися – 2–2,5 м. Первый игрок бросает мяч двумя руками снизу, второй ловит его двумя руками на уровне пояса или груди. Вначале бросать мяч надо только за счет движений руками, затем – с предварительным полунаклоном вперед и выпрямлением туловища в момент броска и далее, если удачно выполнено предыдущее задание, – после предварительного приседа.
  6. Упражнение выполняется в парах. И.п. – стойка ноги врозь лицом друг к другу, большой мяч в руках вверху. Броски мяча из-за головы движениями одних рук.
    То же с предварительным наклоном назад и из положения полуприседа на стоящей сзади правой ноге.
  7. Упражнение выполняется в парах. И.п. – сед ноги врозь лицом друг к другу, большой мяч в руках вверху. Броски мяча из-за головы энергичным движением рук и с наклоном туловища вперед. Первоначальное расстояние между партнерами – 2–3 м, затем оно постепенно увеличивается. Необходимо обратить внимание на высокую траекторию полета мяча.
  8. То же, но броски выполнять волейбольным мячом.
  9. Подбрасывание и ловля одной рукой различных предметов: палочки, резинового кольца, мяча для настольного тенниса и др.
  10. Опробование способа держания малого мяча. Сгибательные и разгибательные движения кистью.
  11. Броски малого мяча с последующей ловлей его двумя и одной рукой.
  12. Броски малого мяча в цель левой и правой рукой с 4–6 м.

Обучение технике метания малого мяча нужно начинать с освоения правильного свободного хвата, при котором указательный и средний пальцы размещены сзади мяча, а большой и безымянный поддерживают его сбоку (см. рис. 1 а, б, в ). Указательный и средний пальцы производят окончательное, финальное усилие броска, посылая мяч в нужном направлении после свободного хлестооб­разного движения метающей руки из положения «натянутого лука».

При обучении правильному хвату надо следить, чтобы дети не держали мяч слишком крепко или, наоборот, слишком слабо. При держании мяча ученики иногда совершают типичные ошибки: мяч лежит на ладони, все пальцы обхватывают его или же он удерживается лишь большим и указательным пальцами. Во всех этих случаях затрудняется свое­временный выпуск мяча, который летит слишком высоко или слишком низко.

Для устранения данных ошибок учащиеся должны постоянно упражняться в правильном выполнении хвата.

Обучение технике метания малого мяча в цель

Описание техники приводится для ученика, выполняющего метание правой рукой. Левша выполняет то же упражнение с другой руки и ноги.

И.п. – ученик стоит в стойке ноги врозь, левая нога впереди правой, правая – на передней части стопы, лицом к мишени. Мяч в правой, несколько согнутой руке, кисть на уровне лица, левая рука направлена вперед-вниз. Отводя правую руку вправо-назад и слегка сгибая правую ногу, немного наклонить туловище вправо, упираясь стопой прямой левой ноги в площадку, носок развернут внутрь. Из этого положения, быстро разгибая правую ногу и перенося массу тела на левую, выполнить бросок, пронося кисть правой руки над плечом (см. рис. 2 ).

Методика обучения

Последовательность обучения метанию малого мяча в цель может быть такой.

1. Стоя лицом в сторону метания, левая нога впереди, правая сзади на передней части стопы, мяч в правой согнутой в локте руке. Поднять мяч над правым плечом и метнуть в горизонтальную цель, расположенную на расстоянии 3–4 м от линии метания. В качестве горизонтальной цели можно использовать лежащие на полу набивной мяч, гимнастический обруч, изготовленные из цветного пластика квадраты со стороной 20–30 см.

2. Стоя лицом к стене на расстоянии 3–4 шагов от нее, выполнить бросок мяча в вертикальную мишень – круг диаметром 1 м, закрепленный на уровне головы и выше; поймать мяч после отскока. Сделав 3–4 удачных броска, поймать мяч, выполнить шаг назад и продолжать выполнение упражнения. Расстояние от стены постепенно увеличивать, одновременно поднимая мишень на высоту до 2 м от пола.

3. Стоя лицом к стене, выполнить метание мяча в круг диаметром 1 м, нарисованный на стене на высоте 2,0–2,5 м от пола. По мере освоения упражнения расстояние до цели постепенно увеличивать от 3 до 5–6 м.

Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель выполнять как правой, так и левой рукой.

Упражнения в метании больших и малых мячей не требуют от шестилетних учеников больших физических усилий. Более серьезное воздействие на их организм оказывают упражнения в перекатывании и бросках набивных мячей. Поэтому при планировании упражнений в метании на уроках легкой атлетики следует учитывать требования к общему объему нагрузок на уроке, включая все виды выполняемых упражнений, их сложность, степень воздействия на организм.

В одно занятие можно включать 2–3 упражнения в метании, но так, чтобы общее количество бросков не превышало 30–35 (набивных мячей – до 30). В этот объем входит и количество бросков, выполняемых в играх. На внеклассных занятиях рекомендуется использовать в основном те же виды упражнений, которые предусмотрены для ознакомления детей с техникой метания, а также упражнения с малым мячом, входящие в школу мяча, разработанную П.Ф. Лесгафтом.

На уроках при выполнении упражнений с мячами надо широко использовать подвижные игры, включая различные эстафеты с мячами и метаниями, игровые задания и микросоревнования. В ходе игр, эстафет и выполнения заданий школьники закрепляют умения и навыки в ловле, бросках, метании мячей, совершенствуют способности в управлении движениями, дифференцировке усилий с учетом размера и массы мячей, других метательных предметов, развивают ловкость.

Однако проводить игры и эстафеты с элементами метаний следует лишь после отработки этих движений в стандартных условиях – при выполнении упражнений в парах, бросках в стену, в мишени и т.д., поскольку такие задания требуют более высокого уровня технической подготовленности учащихся. В игровой обстановке при изменении ее условий, заранее определенных или возникающих неожиданно, происходит закрепление и совершенствование изучаемых на уроках видов метаний, развиваются чувства движения, пространства, мяча.

Рис. 1. Свободный хват мяча

Рис. 2. Техника метания мяча

2-й класс

Учебной программой для 2-го класса предусмотрено изучение метания больших и малых мячей по горизонтальной и вертикальной цели, на заданное расстояние; набивного мяча от груди, снизу; малого мяча в цель и на дальность. Учеников следует научить метанию большого и малого мячей из фронтальной стойки, стоя лицом по направлению броска. Частные образовательные задачи обучения метаниям во 2-м классе связаны с выработкой у детей умения взаимодействовать в процессе выполнения бросков и метаний с опорой, выполнять согласованные движения ног, туловища, рук и правильные движения руки с хлестообразным рывком кисти при метании мяча способом из-за спины через плечо.

Методические указания к обучению

Для проведения уроков нужно использовать большие и средние резиновые мячи, баскетбольные, главным образом облегченные, и волейбольные мячи, надувные камеры от мячей, легкие набивные мячи весом до 1 кг. Желательно иметь такой инвентарь как минимум для половины класса.

Физическая подготовленность второклассников, так же как и первоклассников, неодинакова. Это ощутимо сказывается на результатах выполнения упражнений в метаниях. Поэтому для более равномерного освоения учебного материала целесообразно разделить занимающихся на две-три группы в соответствии с уровнем подготовленности. Это позволит учителю при распределении учебных заданий регулировать размер мячей по объему, весу, расстояние между партнерами при работе с мячом в парах, расстояние до мишеней и их размер. Дифференцированный подход дает возможность менее подготовленным учащимся, которые не в состоянии сразу выполнить то или иное задание в метании, повторить еще раз все упражнения одного задания и только после этого переходить к выполнению следующих заданий.

На уроках во 2-м классе много времени занимает метание большого и малого мячей по горизонтальной и вертикальной цели, т.е. броски на точность. Они позволяют занимающимся соразмерять силу бросков. Любая цель помогает им запоминать определенные мышечные ощущения, осуществлять контроль за правильным направлением движений частей тела, в частности плеча, предплечья, кисти. Большое значение при этом имеют расстояние до цели и уровень расположения ее над полом.

В качестве неподвижных целей могут быть использованы круги диаметром 60–100 см, нарисованные на стене на высоте 1,5–2,5 м от пола; стойки с вертикально закрепленными на них обручами, кольцами, подвешенными на разной высоте; лежащие на полу или земле большие надувные или набивные мячи; гимнастические обручи; установленные на полу кегли, булавы, кубики и другие предметы, поставленные в ряд или в форме пирамиды; положенный на табурет баскетбольный или набивной мяч; лежащие на бревне, козле, коне на высоте 130–150 см набивные мячи и другие предметы; поперечные полосы, начерченные на полу или земле на расстоянии 100 см друг от друга – они могут быть с цифровыми обозначениями от 1
до 5 очков – и т.п. Применение таких мишеней позволяет разнообразить занятия.

Организация таких уроков должна обеспечить многократное – не менее 5–6 раз – выполнение упражнений подряд в нескольких сериях, чтобы можно было корректировать усилия, запомнить правильные ощущения. Учащимся надо усвоить правильное исходное положение при метании, сам процесс метания и положение, в котором должен находиться ребенок после выпуска снаряда. Нужно чаще контролировать действия занимающихся при метании, формируя у них определенную установку для самоконтроля правильности выполнения броска.

При метании способом из-за головы через плечо следует учитывать, что это упражнение требует подвижности плечевого и локтевого суставов и мышечно-связочного аппарата. Поэтому учитель должен предварительно провести с учащимися специальную разминку, включающую упражнения для подготовки суставов, связочного аппарата, сухожилий, мышц рук и всего плечевого пояса, а также упражнения на развитие гибкости позвоночника. С этой целью подбирают упражнения, выполняемые с умеренной интенсивностью, последовательно вовлекающие в деятельность все основные суставы. Используют в основном упражнения динамического характера с возрастающей амплитудой с повторением по 8–10 раз.

Подводящие упражнения

1. Рывковые движения прямыми или немного согнутыми руками назад в следующих и.п.:

– руки вверх;
– одна рука внизу, другая вверху со сменой рук;
– руки в стороны;
– руки внизу.

2. Одновременные и последовательные круговые вращения прямыми руками вперед – назад с постепенным увеличением амплитуды.

3. И.п. – стойка ноги врозь в наклоне вперед, положив руки на гимнастическое бревно. Пружинящие наклоны вперед. Можно выполнять упражнения вдвоем, положив руки на плечи друг другу.

4. И.п. – стойка ноги врозь, удерживая за концы гимнастическую палку, хват на ширине плеч. Поднять палку вперед-вверх прямыми руками и, сделав выкрут в плечевых суставах назад через голову, опустить ее вниз за спину, постепенно уменьшая ширину захвата.

При выполнении бросков двумя и одной руками из-за головы основное внимание следует уделять напряжению мышц плеча, выполнению движений рук вперед и вращению предплечья в локтевом суставе. Для этого при выполнении замаха – отведении рук с мячом назад – согнутые в локтевых суставах руки должны быть направлены локтями вперед-наружу внутренним надмыщелком вперед. Снаряд отводят назад не столько за счет сгибания рук в локтевых суставах, сколько за счет разгибания рук в плечевых суставах. Мяч при этом не опускают ниже уровня головы. При выполнении броска нельзя опускать локти вниз. Бросок заканчивается движением предплечий и кистей.

При метании малого мяча одной рукой из-за головы, выполняя замах, надо добиться ненапряженного держания мяча. Для этого нужно сделать несколько бросков, производя выпуск снаряда за счет разгибания руки в локтевом и сгибания в лучезапястном суставе. Упражнения выполняют из положения стоя лицом по направлению метания, левая нога впереди, правая на передней части стопы, руки с мячом вверху на уровне головы. Особое внимание уделяется подхлестыванию, которое учащиеся имитируют повторением жеста «до свидания», выполняемого предплечьем и кистью.
Важный момент при выполнении метания – взаимодействие метающего с опорой. Выполняя замах во фронтальной стойке, при подседании следует стоять на всей стопе. Перенос массы тела в этот момент на носки или пятки с отрывом от опоры пяток или носков чаще всего приводит к потере равновесия, к неправильному направлению усилий в момент метания.
Освоив в процессе занятий основные виды бросков мяча двумя руками и метание малого мяча с места, учащиеся 2-го класса должны четко знать, что метательное движение надо начинать с включения в работу мышц ног и туловища, а заканчивать хлестообразным рывком кистью метающей руки.

Упражнения для овладения техникой метания мяча

1. И.п. – стоя в кругу на расстоянии 4–5 м друг от друга. Перебрасывание большого мяча.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх. Имитация движений рук и ног при выполнении броска снизу вверх.

1 – опуская руки, согнуть ноги (подсесть);
2 – небольшой наклон вперед;
3 – разгибая ноги, выпрямиться, руки вверх;
4 – и.п.

3. И.п. – присед на всей ступне. Броски большого мяча двумя руками снизу вертикально вверх.

1 – быстро вставая и выпрямляясь, сделать бросок;
2 – поймать мяч после отскока от пола.

4. Упражнение выполняется в парах. И.п. – стойка ноги врозь лицом друг к другу, мяч в руках. Броски мяча двумя руками снизу вверх-вперед.

5, 6. То же, что в упражнениях 3 и 4, но броски выполняют набивным мячом весом до 1 кг.

7. Упражнение выполняется в парах. И.п. – стоя лицом друг к другу, поза произвольная, мяч в руках у груди. Бросок мяча двумя руками за счет движений одних рук.

8. То же с предварительным подседанием.

9. То же, но броски выполнять набивным мячом весом до 1 кг.

10. И.п. – стойка ноги врозь, стопы параллельно, держа мяч двумя руками над головой. Бросок из-за головы после предварительного замаха. При выполнении замаха – отведении мяча назад – ноги немного согнуть, туловище наклонить назад. Метание начинается с выпрямления ног и движения верхней частью туловища вперед. В тот момент, когда плечи находятся над опорой, выполняют бросок руками.

11. Упражнение выполняется в парах. И.п. – сед ноги врозь лицом друг к другу, мяч – волейбольный, затем баскетбольный – в руках у одного из партнеров над головой. Броски мяча двумя руками из-за головы. Расстояние между партнерами подбирается в зависимости от точности броска и ловли мяча.

12. Броски в горизонтальную, затем вертикальную цель большого надувного, волейбольного или баскетбольного мяча: двумя руками снизу, из-за головы, от груди; одной рукой снизу, из-за головы.

13. Броски баскетбольного или набивного мяча весом до 1 кг двумя руками из-за головы в заданные зоны: мальчики – с 3–3,5 м; 3,5–4 м; 4–4,5 м; 4,5–5 м; девочки – на 1 м ближе.

14. Упражнение выполняется в парах. И.п. – стойка ноги врозь, стопы параллельно, лицом друг к другу, держа мяч, лучше баскетбольный, двумя руками у груди, ладони вперед, локти в стороны. Выполнить толкание мяча после предварительного небольшого наклона туловища назад и приседания, начиная с выпрямления ног и движения верхней части туловища вперед, в тот момент, когда плечи находятся над опорой, акцентируя внимание на выпрямлении рук.

15. И.п. – стойка ноги врозь, левая нога впереди, правая – на передней части стопы; правая рука с мячом согнута в локтевом суставе вверху на уровне головы, левая рука направлена в сторону метания. Повторить принятие и.п. для метания малого мяча 3–4 раза.

16. Стоя лицом к стене на расстоянии 2–3 м от нее в и.п. для метания малого мяча, с силой метнуть мяч в пол у стены так, чтобы он отскочил в стену, а затем в сторону метающего. Выполнять правой и левой рукой.

17. То же, но стоя на расстоянии 4–5 м от стены. Метание малого мяча в стену правой и левой рукой.

18. То же, но с расстояния 4–6 м через ориентир – веревку, планку, сетку, установленный на высоте 2–2,5 м, – правой и левой рукой.

19. Метание малого мяча с расстояния 3–6 м в цель. Следить за положением локтя.

20. Метание малого мяча в стандартную вертикальную цель размером 1×1 м, установленную на высоте 2 м, постепенно увеличивая расстояние до нее до 6 м.

21. Метание малого мяча в заданные зоны: мальчики – с расстояния 12–14 м; 14–16 м; 16–18 м; девочки – с расстояния 6–8 м; 8–10 м; 10–12 м.

Количество бросков набивных мячей на одном уроке не должно превышать 18–20, а малых мячей – 30–35: 2–3 упражнения с большим и набивным мячами по 6–8 бросков и 2– 3 упражнения по 10–12 метаний малого мяча.

Подвижные игры и эстафеты с метаниями

Наиболее распространенные игры с метаниями в занятиях с учащимися 1–2-х классов – «Охотники и зайцы» , «Кто дальше бросит?» , «Метко в цель» с использованием различных вариантов и постепенным усложнением, «Брось до флажка» , «Попади в обруч» , «Сбей мяч» .

Школа мяча

Для учащихся 1-го класса можно использовать эстафету «Школа мяча ». Команды, разделившись на группы, выстраиваются в колонны по одному лицом друг к другу на расстоянии 3–3,5 м; в руках у направляющего одной из них – большой надувной или волейбольный мяч. Между группами на полу начерчен круг диаметром 60–100 см.

По сигналу первый игрок ударом мяча в пол посылает его в круг броском двумя руками снизу или из-за головы и быстро встает в конец колонны. Мяч ловит первый игрок второй группы и выполняет то же самое, затем мяч ловит новый направляющий. Когда очередь вновь дойдет до игрока, начавшего эстафету, подводят итоги игры либо она продолжается, но игроки выполняют следующее задание, например броски мяча другим способом. Выигрывает команда, которая первой и с меньшим количеством ошибок закончит выполнение одного или нескольких заданий.

Попади в обруч

Эту встречную эстафету с переброской мячей можно рекомендовать учащимся 2-го класса. Класс делится на две команды, которые выстраиваются в колонны по одному лицом друг к другу на расстоянии 5–6 м одна от другой. В руках у направляющего одной из команд – большой надувной или волейбольный мяч. В центре между группами устанавливают стойку с вертикально закрепленным обручем диаметром 80–100 см, который могут держать ассистенты из числа освобожденных учащихся. По сигналу направляющий бросает мяч в обруч первому номеру второй команды, а сам перебегает в конец своей колонны. Игрок, поймавший мяч, бросает его обратно и встает сзади своей колонны, и т.д. Если игрок не попал в обруч, он повторяет бросок. Игра заканчивается в тот момент, когда мяч вновь окажется у ученика, начинавшего игру.

Сергей Напреев ,
учитель физической культуры МОУ «Красносельская СОШ», Нижегородская обл.

Метание теннисного мяча в цель.

Для метания теннисного мяча в цель используется мяч весом 57 г.

Метание теннисного мяча в цель производится с расстояния 6 м в закрепленный на стене гимнастический обруч диаметром 90 см. Нижний край обруча находится на высоте 2 м от пола.

Участнику предоставляется право выполнить пять попыток. Засчитывается количество попаданий в площадь, ограниченную обручем.

Ошибка (попытка не засчитывается):

  • заступ за линию метания.

Метание мяча и спортивного снаряда.

Для испытания (теста) используются мяч весом 150 г и спортивные снаряды весом 500 г и 700 г.

Метание мяча и спортивного снаряда проводится на стадионе или любой ровной площадке в коридор шириной 15 м. Длина коридора устанавливается в зависимости от подготовленности участников.

Метание выполняется с места или прямого разбега способом «из-за спины через плечо».

Участник выполняет три попытки. В зачет идет лучший результат. Измерение производится от линии метания до места приземления мяча, спортивного снаряда.

Участники II — IV ступеней комплекса выполняют метание мяча весом 150 г, участники V — VII ступеней комплекса выполняют метание спортивного снаряда весом 700 и 500 г.

Ошибки (попытка не засчитывается):

  • заступ за линию метания;
  • снаряд не попал в «коридор»;
  • попытка выполнена без команды спортивного судьи.

Техника ме­тания мяча (гранаты)

Для правильного и точного броска не­обходимо правильное держание снаряда.

Гранату держат так, чтобы ее ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. При этом большой палец мо­жет располагаться как вдоль оси гранаты, так и поперек (рис. 1).

Рис. 1. Держание гранаты

Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки. Три паль­ца размещены как рычаг, сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку (рис. 2).

Рис. 2. Держание мяча

Для обучения технике держания и вы­брасывания снаряда последовательно исюльзуются следующие упражнения:

  • ноги на ширине плеч, вес тела пре­имущественно на передней части стоп, рука с малым мячом впереди над плечом, согнута в локтевом суставе, свободная опу­щена вниз. Имитация броска последовательным и непрерывным выпрям­лением руки вперед -вверх (без перерыва 8-10 раз). Затем рука продолжает двигаться вниз, в сто­рону, назад и до исходного поло­жения;
  • из того же исходного положе­ния бросить малый мяч в пол и поймать его после отскока;
  • то же, но метание малого мяча в стену, а затем в мишень (круг диаметром 1 м, расположенный на высоте 2,5 м) с расстояния 3 -5 м (рис.3).

Рис. 3. Метание мяча в цель

Цель этих упражнений - овладеть движением руки хлестообразным рывком, научиться расслаблять мышцы руки, точно про­носить ее над плечом и последовательно выпрямлять вперед - вверх в направлении броска.

Метание мяча с места

К метанию гранаты и мяча с места следует приступать после того, как у занимающихся отработаны и закреплены мышечные движения грудью вперед и хлестообразные движения метающей руки при хорошей опоре на ногах. Эти ощущения создаются при помощи следующих упражнений:

  • имитация заключительного усилия при метании снаряда, стоя левым боком в сторону метания, левая нога находится впереди, держась правой рукой за резиновый жгут (ленту, эспандер), за­крепленный на уровне плеча за гимнастическую стенку;
  • метания малого мяча (набивного мяча) в стену из исходного положения, сидя на гимнастической скамейке: двумя руками; одной рукой с предварительным поворотом туловища вправо;
  • имитация финального усилия с помощью партнера (препо­давателя), стоя левым боком в сторону метания, левая нога стоит впереди, стопа повернута носком внутрь под углом 45°, правая нога находится в согнутом положении. Преподаватель (партнер), держа занимающегося за кисть правой руки, подталкивает его под лопатку вперед, дает почувствовать работу мышц в этом положе­нии (рис. 4);
  • имитация входа в положение «натянутого лука». Стоя левым боком к гимнастической стенке, правой рукой захватить снизу рейку на уровне плеча, левой - впереди рейку хватом сверху на уровне плеч. Выход в положение «натянутого лука» осуществлять за счет усилия правой ноги, мышц таза и туловища;
  • стоя правым боком у гимнастической стенки, правой рукой хватом снизу взяться за решетку на уровне плеча. Поворачивая и выпрямляя правую ногу, таз вперед-вверх, повернуться налево;
  • метание снаряда вперед-вверх. Стоя левым боком в сторону метания, согнуть правую ногу, повернуть туловище направо и развернуть ось плеч.

Рис. 4. Имитация финального усилия с партнером

Метанию гранаты (мяча) с бросковых шагов

Для отработки данного вида бросков целесообразно выполнять следующие упражнения:

  • метание гранаты (мяча) с одного шага. Поставить левую ногу в положение шага для метания с места, с поворотом туловища в направлении броска прийти в положение «натянутого лука»;
  • имитация выполнения скрестного шага. Стоя левым боком к направлению броска, выпрямленная правая рука отведена назад и находится на уровне плеча. Вес тела - на правой согнутой ноге, левая нога выпрямлена и поставлена на опору на расстоянии 2,5 - 3 стоп от правой, а левая рука - перед грудью. Сделать легкий ска­чок с левой ноги на правую с постановкой левой ноги на опору;
  • выполнение скрестных шагов правой ногой, после чего левую ногу поставить в положение шага и выполнить бросок гранаты или мяча. Упражнение выполняется под счет преподавателя;
  • имитация выполнения скрестного шага с помощью препо­давателя или опытных занимающихся. Во время выполнения дан­ного упражнения обучающегося удерживают за правую выпрям­ленную руку. Это делается для того, чтобы ноги обгоняли туловище (Рис.5);
  • метание снарядов с бросковых шагов в цель. Цель расположе­на на расстоянии 10-12 м от линии броска.

Рис. 5. Имитация «скрестных» шагов с партнером

Техника выполне­ния разбега и отведения гранаты (мяча)

Применяются несколько вариантов выполнения бросковых шагов и спосо­бов отведения снаряда. Рассмотрим их.

1 вариант: метание с 4 бросковых шагов с отведением гранаты (мяча) на 2 шага способом «прямо -назад»

2 вариант: метание с 4 бросковых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «дугой вверх-назад»

3 вариант: метание с 4 броско­вых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «вперед -вниз -назад»

4 вариант: метание с 5 бросковых шагов с отведением мяча на 3 шага способом «вперед -вниз -назад».

Первый вариант больше подходит девушкам, обладающим большой подвижностью в плечевых суставах. Наиболее распро­страненным вариантом является третий. Обучение способам от­ведения снаряда следует начинать с положения «стоя на месте» при помощи упражнений:

  • имитация отведения снаряда на 2 шага ходьбы. Занимаю­щиеся, стоя в шеренге, держат гранату (мяч) над плечом. Отведе­ние снаряда производится на 2 шага под команду преподавателя, а затем самостоятельно;
  • выполнение имитации отведения гранаты (мяча) в ходьбе, а затем в беге. Выполнять на 2 шага - отведение и на 2 шага - возвращение;
  • отведение снаряда на 2 шага способом «вперед - вниз - на­зад» с последующим выполнением скрестного шага и шага левой ногой, т.е. выполнение 4 бросковых шагов в целом и приход в ис­ходное положение перед броском без метания и с выполнением метания (рис. 6).

Рис. 6. Отведение мяча (гранаты) способом «вперед-вниз-назад»

Технике метания гранаты (мяча) с полного разбега

Для этого применяются следующие упражнения:

  • из исходного положения, стоя лицом по направлению мета­ния, левая нога находится впереди, снаряд - над плечом, произво­дятся подход и попадание левой ногой на контрольную отметку, в сочетании с отведением гранаты (мяча);
  • то же, но с добавлением выполнения скрестного шага;
  • то же, но с выполнением бросков, акцентируя ускорение И ритм бросковых шагов после контрольной отметки и обращая вни­мание на согласованность движений ног, туловища, рук в фазе выполнения финального усилия.

Перечисленные упражнения выполняются с 6 - 8 шагов разбе­га, сначала с небольшой скоростью, а затем, по мере освоения правильных движений, необходимо увеличивать длину и скорость разбега до контрольной отметки. Длина разбега - путь пробегания от контрольной отметки в обратном направлении по отношению к метанию. В исходном положении перед разбегом занимающиеся встают левой ногой на контрольную отметку, граната (мяч) над плечом. Разбег начинается с правой ноги. На месте постановки ноги делается отметка. Повторными пробежками уточняется длина первой части разбега. Затем занимающиеся встают левой ногой на эту отметку лицом по направлению метания и проводят разбег в Целом. Коррекция разбега осуществляется повторными пробежка-Ми без броска и с броском снаряда.

Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений

Входят прикладные виды метания: метание малого мяча и гранаты. Движения в метании гранаты и мяча идентичны между собой и направлена на создание условий для максимальной дальности их полета. Метание выполняются из различных положений: с разбегу, стоя, с колена, лёжа. Нами рассматривается метание мяча и гранаты с разбегу. Техника этого вида метания состоит из четырёх основные фаз:

· держание снаряда;

· разбег, во время которого происходит увеличение скорости метателя со снарядом;

· финальное усилие (бросок), когда метатель ускоряет движение руки со снарядом до начальной скорости вылета;

· сохранение равновесия и торможение.

Держание снаряда . Держание гранаты осуществляется двумя способами. При первом способе граната удерживается за нижнюю половину ручки путём захвата её четырьмя пальцами, большой палец расположен вдоль оси ручки (рис. а). При втором способе граната держится за ручку путём плотного захвата сжатыми пальцами, при этом большой палец накладывается на указательный (рис. б). В обеих случаях мышцы руки расслаблены, кисть не напряжена. Малый мяч (в качестве такого снаряда можно использовать теннисный мяч) удерживается тремя средними пальцами, а мизинец и большой палец поддерживают его с боков (рис. в). Таким образом, мяч захватывают концами пальцев и в зависимости от силы кисти располагают ближе или дальше от ладони (см. рис.).

Разбег . Оптимальная длина разбега составляет 13 шагов, из них 8 шагов выполняются в предварительной части разбега и 5 шагов - в заключительной. Эти части, как правило, отмечаются контрольными отметками: одной - в начале разбега, другой - перед заключительной частью разбега. Разбег выполняется с ускорением на передней части стопы, при этом длина шага приблизительно на 30 см меньше, чем в беге на короткие дистанции. При разбеге гранату или теннисный мяч можно держать внизу, над плечом и перед собой.

Задача заключительной части разбега состоит в том, чтобы, не снижая скорости бега, выполнить отведение снаряда и подойти в наиболее выгодном положении к фазе финального усилия. Попав на контрольную отметку левой ногой, с шагом правой ноги начинается отведение и разгибание руки со снарядом назад. Кисть, при этом, не опускается ниже уровня плеч, туловище держится вертикально (для сохранения скорости движения). Продолжая движение руки со снарядом назад, метатель выполняет второй шаг с левой ноги. Третий шаг, выполняемый правой ногой, называется скрёстным: нога ставится с пятки с несколько развернутой наружу стопой. Рука со снарядом к этому моменту полностью выпрямлена в локтевом суставе, а туловище развернуто вправо и максимально отклонено назад. Метатель как бы «убегает» от снаряда. Этим он совершает так называемый «обгон снаряда». Заканчивая четвертый («стопорящий») шаг левой ногой, метатель приходит в исходное положение перед финальным усилием, сохраняя вес тела на правой ноге.


Финальное усилие начинается с движения ног. Левая нога упирается впереди проекции ОЦТ тела по линии разбега носком внутрь, правая - разгибается и поворачивает пятку наружу. За счёт этого движение правой стороны таза вокруг вертикальной оси туловища и перпендикулярно направлению разбега. Движение таза увлекает за собой туловище и приводит метателя в положение «натянутого лука», после чего рука со снарядом хлестообразным движением выносится вперед и происходит выпуск мяча под углом 45-50 0 . Стремительное движение вперед, возникающее под действием инерции разбега, необходимо погасить на коротком отрезке. Это достигается выполнением прыжка - перескока на правую ногу через левую. На рис. представлена заключительная часть разбега и финального усилия при метании гранаты.

Сохранение равновесия и торможение. Метатель, чтобы не переступить линию метания, ограниченную планкой или другой разметкой, после выпуска снаряда гасит инерцию движения тела вперёд путём перескока с левой ноги на правую. За счёт этого происходит торможение метателя и удерживается равновесие.

Рассмотрим последовательность обучения технике на примере метания мяча.

Упражнения для изучения правильному держанию мяча.

Упражнение 1. Выполнение хвата мяча рукой с одновременными движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах.

Упражнение 2. Выполнить броски мяча вниз и вперёд за счёт хлёсткого движения кисти.

Упражнение 3. Отведение руки с мячом назад-вниз с последующей имитацией броска из-за головы (мяч из руки не выпускается).

Упражнение 4. То же, но с помощью преподавателя или партнёра (см. рис.).

Упражнение 5. Метание мяча из исходного положения, стоя лицом в сторону броска.

Упражнение 6. То же, но стоя левым боком в сторону броска.

Упражнение 7. Метание мяча с шага.

Упражнение 8. Метание мяча с 3-4 шагов.

Упражнение 9. Метание мяча в целом с полного разбега.

Упражнение 10. Метание мяча с полного разбега с постепенным увеличением дальности броска и наращиванием усилий.