Науковедение. Селекция - что такое? Селекция растений и животных Наука о выведении новых сортов растений

Селекция – наука о выведении новых и совершенствовании существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов Сорт, порода, штамм – что это? СЕЛЕКЦИЯ – эволюция, управляемая человеком. Название науки от латинского «селекцио» - выбор, отбор. Селекционеры занимаются выведением новых сортов растений, пород животных с нужными для человека свойствами: высокой урожайностью и плодовитостью, невосприимчивостью или устойчивостью к различным болезням, приспособленностью к определенным условиям выращивания или разведения

Задачи селекции 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Повышение продуктивности объектов Изучение разнообразия объектов селекции Анализ закономерностей наследственной изменчивости Исследование роль среды в развитии фенотипа Разработка систем искусственного отбора для достижения поставленных целей Создание устойчивых к различным воздействиям среды организмов Получение искусственных популяций для

Методы селекции Традиционные üОтбор üГибридизация üМутагенез Новые ü Клеточная инженерия основа ü Генная инженерия Основы биотехнологии

Метод отбора Бессознательный (первые этапы развития общества) 1. Методический ü Массовый ü Индивидуальный (можно вывести чистые линии) 1.

Метод гибридизации Близкородственная Наблюдается имбридинг (чистые линии часто с аномалиями – используют умеренный инбридинг) 2. Неродственная ü Внутривидовая, при аутбридинге часто наблюдается гетерозис, который угасает со второго поколения ü Межвидовая, межродовые гибриды часто бесплодны 1. ü

. Лошадь + осел = мул У лошака (ослица + жеребец) гетерозис практически отсутствует Одногорбый + двугорбый верблюд = нар Белуга + стерлядь = бестер

Центры происхождения культурных растений Классические Восточноазиатский: соя, просо, гречиха, вишня, слива Южноазиатский тропический: рис, сахарный тростник, цитрусовые, огурцы, баклажаны Юго-Западноазиатский (Среднеазиатский): пшеница мягких сортов, рожь, горох, бобы, лен, конопля, чеснок, морковь, груша, абрикос, виноград

Центры происхождения культурных растений Переднеазиатский: рожь, ячмень, роза, инжир, овес Средиземноморский: капуста, свекла, маслины, петрушка, сахарная свекла Абиссинский: твердые сорта пшеницы, сорго, бананы, кофе Центральноамериканский: кукуруза, тыква, хлопчатник, табак, красный перец, какао Южноамериканский: картофель, ананас, хинное дерево, томаты, фасоль

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов. Чем генетически ближе роды и виды, тем полнее сходство в рядах их изменчивости.

Методы селекции растений ü ü ü ü Инбридинг с последующим межлинейным скрещиванием и проявление гетерозиса Полиплоидия (в основном применяют колхицин, разрушающий веретено деления) Искусственный мутагенез Отдаленная гибридизация с последующим отбором (И. В. Мичурин) Отдаленная гибридизация с применением полиплоидии (Г. Д. Карпеченко – капустно-редечный гибрид; Н. В. Цицин – пшенично-пырейный гибрид - тритикале) Радиационный мутагенез (сорта хлопчатника) Химический мутагенез (сорта кукурузы, пшеницы, риса, овса, подсолнечника) Клеточной инженерии с использованием протопластов

Закономерности функционирования и развития науки, структуры и динамики научного познания и научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества изучает специальная дисциплина - науковедение.

Первые попытки сформулировать программу науки как особой отрасли знания были предприняты в 1926 г. советским учёным И.Боричевским, а также польскими учёными М. И С. Оссовскими (1936). Большое влияние на формирование науковедения оказали труды академика С.Г.Струмилина и работы английского учёного Дж.Д.Бернала. Оформляться в самостоятельную область знания науковедение стало в начале 60-х годов. Здесь следует назвать книгу украинского учёного Г.Н.Доброва «Наука о науке». Можно назвать несколько сформировавшихся школ науковедения.

В 1966 г. состоялся советско-польский симпозиум по проблемам комплексного изучения развития науки, на котором развернулась оживленная дискуссия о существе и названии этого нового направления. Из многих возможных вариантов: наука о науке, наукология, наукознание, науковедение был принят именно последний.

Западными исследователями науки термин «наука о науке» в общем принят не был. Ныне можно сказать, что западным аналогом науковедения является направление, именуемое «социальные исследования науки» (Social Studies of Science). Видимо, под влиянием этого обстоятельства и у нас в последние годы термин «науковедение» многими начинает восприниматься как несколько архаичный.

Определяя науковедение как особую область знания, исследую­щую процесс научной деятельности в целостной системе ее пред­метно-содержательных и социальных характеристик, а также её влияние на развитие производительных сил и общественную жизнь в целом, мы вычленяем специфический предмет науковедения, ко­торый формирует и свой понятийный аппарат, и методы исследо­вания, и собственный угол зрения на науку как социально органи­зованную познавательную деятельность, направленную на удовле­творение общественных потребностей. Тем самым науковедение выделяется из ряда других дисциплин, которые под своим углом зрения, применительно к своему предмету, изучают те или иные аспекты науки. Но это ещё не дает достаточно полного определе­ния науковедения как особой отрасли исследований, достаточно полной и ясной характеристики его предмета.

В 1936 г. польские учёные Мария и Станислав Оссовски одними из пер­вых, рассматривая проблематику зарождающегося научного направления, предложили назвать его «наука о науке», выделив при этом пять групп проблем:

К первой группе они отнесли проблемы, которые можно назвать «философией науки» - вопросы концепции науки, классификации наук, понятия «наука» и др.


Ко второй группе - проблемы «психологии науки», к которым авторы отнесли вопросы, связанные с развитием определенных отраслей науки и психологического развития научного работника.

К третьей груп­пе - проблемы «социологии науки»: соотношение между наукой и культурой.

К четвертой - проблемы практического и организационного характера.

Вопросы истории науки, концепции отдельных научных дисциплин, учёные отнесли к пятой группе проблем .

Дж. Бернал для обозначения науковедения предложил всеобъемлющее определение, сформулированное Д. Прайсом: «под наукой о науке мы подразумеваем историю, философию, социологию, психологию, экономику, поли­тическую науку, операционные исследования и т.д., относящиеся к науке, технике, медицине и т.д.». Это определение по существу охватывает спектр проблем, на которые указывали М. и С. Оссовски.

Различные аспекты науки как особой формы общественной дея­тельности изучают, например, и социология, и психология, и эко­номика, и другие дисциплины. Но каждая из них изучает опреде­ленный аспект научной деятельности и развития науки и притом под определенным углом зрения. Такие исследования, так же как исследования философских проблем развития научного знания, проблем логики и методологии научного познания, места и роли науки в общественно-историческом процессе, взаимодействия науки и культуры и т.д., обогащают представление о науке, факторах её развития. Однако каждая из этих наук, естественно, не ставит перед собой в силу своего предмета исследований задачу охватить разви­тие науки в целом. Не может дать этого и суммирование их ре­зультатов, ибо хорошо известно, что даже самый детальный анализ отдельных сторон какого-либо процесса, как и их сумма, никогда не дают представления о процессе как таковом во всей его сложно­сти. Не решает задачу создания теории управления развитием нау­ки и история науки, охватывающая процесс её развития более ши­роко и всесторонне, чем другие науки, и играющая важную роль в осмыслении её закономерностей уже потому, что она имеет дело главным образом с прошлым и призвана прежде всего раскрывать конкретные процессы в данное время и в данных условиях. Конеч­но, чрезвычайно важно досконально выяснить конкретные факторы, влияющие на развитие науки: как, в какой степени и в каких кон­кретных условиях они проявляют себя. Однако знания об отдельных факторах ещё не решают дела, поскольку их воздействие на науку не независимо друг от друга, а тесно переплетено, взаимосвязано и притом различно в разных условиях.

Чтобы понять процессы, характерные для развития науки, их необходимо рассматривать целостно, в их органической взаимосвя­зи. Поэтому науковедение - это не просто наука о научной дея­тельности, а наука о взаимодействии элементов, в своей совокупно­сти определяющих развитие науки как особой сложной системы, вскрывающая роль и влияние этих элементов на поведение всей системы как определенной целостности. Формирование науковеде­ния, рассматривающего науку в её целостности, является одновре­менно важнейшим методологическим условием и предпосылкой пло­дотворного изучения отдельных аспектов развития науки.

Науковедение – это отрасль знаний, изучающая закономерности функционирования и развития науки как специфического социального института и особой формы деятельности, её структуру и динамику, взаимодействие с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.

Науковедение всесторонне отражает те общие и существенные процессы и явления, которые характерны для разнообразных сторон науки, их взаимосвязи, а также для определения соотношения между наукой, с одной стороны, и техникой, производством и обществом, с другой.

Науковедение, как и любая другая область знания, выполняет функции, которые связаны с получением и накоплением материалов, фактов, их систематизацией и теоретическим обобщением, прогнозированием и разработкой практических рекомендаций.

То есть науковедение представляет собой целостную методолого-социологичную систему знаний о науке. При этом комплексность данной науки выражается в использовании разнообразных методов и достижений всего разнообразия наук для разработки специфических проблем, не разрешимых ни единой из данных наук в отдельности.

Подытоживая сказанное о сущности науковедения, можно взять за основу определение, данной в Большой Советской Энциклопедии: Науковедение - отрасль науки, дисциплина, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.

НАУКОВЕДЕНИЕ

НАУКОВЕДЕНИЕ

Научная , изучающая способы функционирования и развития науки, структуру и формы научной деятельности, науки с др. социальными ин-тами и сферами материальной и духовной жизни общества.
Отдельные аспекты развития науки привлекали ученых и философов, начиная с Г. Галилея и Ф. Бэкона. Однако только в 20 в. в связи с громадным усилением влияния науки на все стороны общественной жизни ее изучение становится предметом специальных исследований. В 1960-е гг. эти исследования оформляются в самостоятельную научную дисциплину. Под влиянием Н. возникают специальные отрасли: социология науки , экономика науки, науки и т.п., которые входят в систему Н. Однако Н. - это не дисциплин и даже не о логико-познавательных, социальных, психологических, структурно-организационных аспектах развития науки, а особая , изучающая взаимодействие различных элементов, определяющих науки как исторически изменяющейся целостности. В Н. выделяют аналитическое и нормативное направления исследований. Целью аналитического изучения является раскрытие закономерностей функционирования и развития науки как социального ин-та и особой формы деятельности (социально-экономические детерминанты ее развития, их взаимодействие; связей науки с др. социальными ин-тами; организационных форм науки в процессе изменения ее объема и социальных функций и т.п.). При изучении места науки в обществе, взаимосвязей науки с др. социальными ин-тами применяются понятия и методы истории, социологии, политэкономии и др. Проблемы научного творчества изучаются с помощью психологических и социально-психологических методов. Оформилась область статистического исследования структуры и динамики информационных массивов науки и потоков научной информации (). Изучение организационных форм научной деятельности объединяет специалистов по теории организации, психологов, социологов, математиков и др.
На результатах аналитического изучения науки базируются нормативные науковедческие исследования. В самом общем виде их цели можно сформулировать как разработку теоретических основ научной политики и государственного регулирования науки: выработку рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, объективных критериев оценки результатов этой деятельности, принципов организации, планирования и управления научными исследованиями.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

НАУКОВЕДЕНИЕ

отрасль исследований, изучающая функционирования и развития науки, структуру и динамику науч. деятельности, взаимодействие науки с др. социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.

Отд. аспекты развития науки издавна привлекали внимание мн. учёных (Г. Гельмгольц, К. Бернар, Т. Гексли, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др. ) . Одну из первых попыток раскрыть социальные, психологич. и др. факторы, влияющие на развитие науки, предпринял твейц. ботаник А. Декандоль («История науки и ученых за два века» - «Hisloire des sciences et des savants depuis deux siecles», 1873) . Проблемы формирования учёного изучал В. Оствальд («Великие люди» - «Grosse Manner», 1909) . Потребность в комплексном изучении науки стала особенно ощутимой в 1-й пол. 20 в. в связи с громадным возрастанием её роли и развитием научно-технич. революции.

В 20-30-х гг. были предприняты первые попытки сформулировать программу Н. как особой отрасли исследований [в СССР И. Воричевский (1920) , польск. учёные М. и С. Оссовские; важный вклад в развитие исследований по Н. внесли С. Г. Струмилин и Дж. Д. Бер-нал]. С сер. 40х гг. во мн. странах развёртываются эмпирич. исследования науч. деятельности. Оформление Н. в самостоят. отрасль науки относится к 60-м гг. , когда сложились совр. представления о предмете и задачах Н. и возникли науч. коллективы, разрабатывающие проблемы Н.

Под влиянием Н. формируются спец. отрасли (социология науки , экономика науки, психология науки и др. ) , которые входят в систему Н. Однако Н. не комплекс отд. дисциплин и даже не знаний о логико-познават., социальных, экономич., психологич., струк -турноорганизац. аспектах развития науки, а наука, изучающая взаимодействие различных элементов, определяющих развитие науки как исторически изменяющейся целостности. В Н. выделяют аналитич. и нормативное направления исследований. Целью аналитич. изучения является раскрытие закономерностей функционирования и развития науки как социального института и особой формы деятельности (социально-эко-номич. детерминанты её развития, их взаимодействие; типология связей науки с другими социальными институтами; эволюция организационных форм науки в процессе изменения её объёма и социальных функций и т. п.) .

При изучении места науки в обществе, взаимосвязей науки с др. - социальными институтами применяются понятия и методы истории, социологии, политэкономии и др. Проблемы науч. творчества изучаются с помощью психологич. и социально-психологич. методов. Оформилась область статистич. исследования структуры и динамики информац. массивов науки и потоков науч. информации (наукометрия) . Изучение организац. форм науч. деятельности объединяет специалистов по теории организации, психологов, социологов, математиков и др.

На результатах аналитич. изучения науки базируются нормативные науковедч. исследования. В самом общем виде их цели можно сформулировать как разработку теоретич. основ науч. политики и гос. регулирования науки: выработка рекомендаций по повышению эффективности науч. деятельности, объективных критериев её оценки, принципов организации, планирования n управления науч. исследованиями. М и к у л и н с н и й С. Р., Родный Н. И., Наука как спец. исследовании, «ВФ», 1966 , № 5; их же, Место Н. в системе наук, там же, 1968 , № 6; Наука о науке. Сб. ст., пер. с англ. , M., 1966 ; Добров Г. М., Наука о науке, К., 19702; М и к у л и н с к й И С. Р., И.: проблемы и исследования 70 гг. , «ВФ», 1975 , № 7; Волков Г. Н., Истоки и горизонты прогресса, М., 1976 ; Организация научной деятельности, М., 1968 (в серии «Науковедение. Проблемы и исследования», вышло 13 тт. , 1968-77) ; Социализм и наука, М., 1981.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

НАУКОВЕДЕНИЕ

НАУКОВЕДЕНИЕ - , введенный И. Боричевским в 1925 г. для характеристики отрасли исследований научного знания и научной деятельности, взаимодействия науки с др. социальными институтами, сферами материальной идуховной жизни общества.

Проблемы развития науки традиционно привлекали внимание крупных ученых (Г. Гельмгольц, К. Бернар, Т. Гексли, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.). Потребность в комплексном изучении науки, особенно ощущаемая в периоды пересмотра социальной роли и организационной перестройки науки, впервые выразилась в стремлении ее комплексного исследования в 1920-30-х гг. В эти годы были предприняты попытки сформулировать программу науковедения как особой области исследований (в СССР - И. Боричевский, в Польше - М. и С. Оссовские; важный вклад в развитие исследований внесли С. Г. Струмилин и Дж. Д. Бернал). Оформление науковедения как самостоятельной исследовательской области относится к 1960-м гг. и связано с послевоенной “организационной революцией” науки.

Цель науковедения - разработка теоретического понимания науки, способов и критериев ее рационального участия в жизни и развитии общества. Науковедение изучает проблемы организации научной деятельности; самоорганизационные процессы, регулирующие научного сообщества и научной профессии в целом; информационные особенности роста и организации научного знания и реализацию политики в области науки; структуры научного потенциала; научное социально-экономического развития; разработку и осуществление глобальных и национальных научно-технических программ. При этом наряду с методами входящих в науковедение специальных дисциплин (истории науки, социологии, науки, психологии науки и др.) широко применяется математическое , экспертные методы.

На результатах аналитического изучения науки базируются нормативные науковедческие исследования, направленные на практических шагов и решений, реализующих государственную политику в области науки и научно-технического прогресса. Типичным в этом отношения является всплеск интереса к науковедению в России 1990-х гг., когда испытывается острая в разработке концепции реформы российской науки в условиях демократического общества и рыночной экономики. Интенсификация этих усилий потребовала подготовки кадров по новой специальности, а также выпуска первого российского специального журнала “Науковедение” (1999).

Э. М. Мирский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "НАУКОВЕДЕНИЕ" в других словарях:

    Науковедение … Орфографический словарь-справочник

    науковедение - НАУКОВЕДЕНИЕ совокупность научных дисциплин и исследовательских областей, изучающих научное знание и научную деятельность, взаимоотношения науки с др. социальными институтами, место науки в культуре. Внутри Н. выделяются теоретическое Н.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Современная энциклопедия

    Изучает закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества. Зародилось в 30 х гг. 20 в.; в 60 х гг. оформилось в… … Большой Энциклопедический словарь

    Англ. science of science; нем. Wissenschaftswissenschaft. Научная дисциплина, изучающая закономерности функционирования и развития науки как системы знаний и соц. институтов, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с… … Энциклопедия социологии

    Сущ., кол во синонимов: 4 вебометрия (1) киберметрия (1) наукометрия (1) … Словарь синонимов

    науковедение - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN science of science … Справочник технического переводчика

    Науковедение - НАУКОВЕДЕНИЕ, изучает закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества. Зародилось в 30 х гг. 20 в.; в 60 х гг. оформилось в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

От Masterweb

14.04.2017 12:27

“Я пишу нечто совершенно особенное для медицины. Пройдет много времени, прежде чем это будет признано всеми…” Х.-Х.Реккевег

Согласно Реккевегу, живой организм рассматривается как динамическая система, обменивающаяся необходимым для жизнедеятельности с окружающей средой.

Основу концепции составили представления А.Пишингера - отца современной гистохимии - о решающей роли матрикса в организме, о том, что нарушения в соединительной ткани являются основой всех болезней.

Любое вредное влияние, нарушающее тончайшие динамические процессы, происходящие в матриксе, по Реккевегу, являются "токсином". Им введено понятие "гомотоксин", означающее токсин для человека независимо от его природы.

Гомотоксины могут возникать эндогенно (продукты метаболизма или нерасщепленные/неудаленные в достаточном количестве) или быть связанными с окружающей средой (вредные факторы окружающей среды, возбудители инфекционных заболеваний и т.)

Когда происходит "встреча" с гомотоксином, организм пытается его элиминировать или адаптироваться к вредному воздействию, если элиминация не может быть полной.

Гомотоксикология исходит из фундаментального положения, что все жизненные процессы зависят от "интерконверсии идентифицированных химических агентов в полезную энергию".

В случае болезни химические вещества становятся патогенными токсинами.

"Именно эти гомотоксины ответственны за те процессы, которые мы называем "болезнью", причем многие симптомы болезни в действительности следует рассматривать как проявление организма по самодетоксикации от гомотоксинов".

Антигомотоксическая терапия базируется на концепции нормализации внутренней среды организма.

При этом Реккевег выдвинул робкое представление о Нейро-Эндокринно-Имунном Матриксе, который он назвал "Большой системой Защиты".

Эта система включает:

  • ретикуло-эндотелиальную систему,
  • гипофизарно-надпочечниковую ось,
  • соединительную ткань матрикса или мезенхимальную ткань,
  • рефлексы вегетативной нервной системы,
  • печень.

Реккевег рассматривал каждый из этих компонентов как решающий для поддержания здоровья или затемнений в процессе болезни в антигомотоксическом направлении.


Следующим шагом Реккевега явилась разработка Таблицы гомотоксикозов - оригинальной комбинации того, что автор назвал 6 фазами болезни и различными бластодермальными или эмбрионалными тканями, в которых проявляются болезни.


По оси абсцисс откладываются фазы болезни, по оси ординат - виды тканей.

Первые три фазы, занимающие левую сторону таблицы, получили общее название гуморальных.

Согласно Реккевегу, на этих фазах организм уже "справился" с гомотоксинами или достаточно уверенно им сопротивляется.

Первые три фазы болезни определны от следующих трех фаз посредством так называемого биологического барьера. Он проходит между третьей, депозитной или аккумуляционной фазоий и четвертой, импрегнационной (насыщение) и одновременно является своеобразным "водоразделом" в терапевтической практике.

Фазы дегенерации и дифференциации (озлокачествления) составляют так называемые клеточные фазы.

Фаза импрегнации возникает при поражении гомотоксинами клеточных мембран, при дальнейших ретоксикациях возникает дегенеративная фаза проявляющаяся в разрушении внутриклеточных структур, таких как ферменты и гены.

В конце этой шкалы стоит фаза новообразований с появлением онкологических патологий при индивидуальном или совместном воздействий карциномотоксинов, аноксемий и т.д.

Викариация как выражение динамической регуляции болезни

Если в результате лечения возникают "новые" заболевания или клинические проявления, которые по Таблице гомотоксикозов направлены влево и вверх, то это свидетельствует о "правильном направлении" лечения. Этот феномен был назван Реккевегом "регрессивной викариацией".

Если же в результате применяемой терапии клинические проявления будут направлены в нижнюю часть таблицы или в правую часть, то это будет указанием на неправильное лечение (антиГеринг). Этот феномен получил название "прогрессивной викариации".

Реккевег привел ряд примеров, классически обосновав, что тонзиллярная ангина в смысле прогрессивной викариации может, например, перейти в агранулоцитоз и впоследствии даже в лейкемию в результате химиотерапевтического лечения ангины.

Лечение кортикостероидами экземы у ребенка может привести к развитию асматического состояния и т.д.

В качестве примера регрессивной викариации (закон Геринга) Реккевег дает описание "перехода" язвы 12-перстной кишки в карбункул, за которым последовало выздоровление, или переход асматического сотояния под влиянием антигомотоксической терапии к прежней картине экземы.опубликовано econet.ru

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Основоположником понятия «селекция» является Чарльз Дарвин, который смог описать роль наследственной изменчивости и искусственного отбора в создании и выведении новых пород и сортов.

Что такое селекция

Определение формулируется так: "Селекция - это наука, изучающая методы создания и улучшения сортов пород домашних животных и штаммов микроорганизмов".

Сорт или порода - это созданная человеком в искусственных условиях популяция, которая имеет для человека неоценимую пользу: обладает полезными наследственными признаками, высокой продуктивностью, нужными физиологическими и морфологическими параметрами.

Селекция (что такое она значит - подробно изучает биология) характеризуется появлением пород домашних животных, а также новых сортов культурных растений, возникших в результате искусственного отбора, который может проводить только человек.

Культурные формы характеризуются тем, что у них очень сильно развиты определенные признаки, с которыми организму трудно существовать в естественное среде, но для человека они полезны. Ярким примером является возможность курицы дать триста яиц за год. В природе такая особенность птицы бессмысленна, так как курица не сможет высидеть триста яиц.

Исторические факты

В начале своего существования была методом искусственного отбора селекция. Что такое кропотливый многолетний труд, направленный на получение определенного полезного признака - знают только сами селекционеры. До семнадцатого века селекционный отбор был бессознательным. Например, человек выбирал самые крупные семена для получения хорошего урожая, не задумываясь при этом, что растение уже меняется в нужном для человека направлении.

И только около ста последних лет человек начал, еще не изучая принципы и законы генетики, целенаправленно и сознательно скрещивать такие растения, которые максимально удовлетворяли человеческие желания и потребности.

Но только лишь методом искусственного отбора человек не мог создать новые виды живых организмов. Используя такой метод, можно выделить только те генотипы, которые уже существуют в популяции. Именно поэтому в настоящее время используется гибридизация, позволяющая получить абсолютно новые сорта растений и породы животных.

Что такое селекция растений

Самыми главными растений являются гибридизация и отбор. Для перекрестноопыляемых растений применяется нужных свойств. Иначе нельзя получить материал, необходимый для дальнейших работ. Благодаря такому методу можно получить новые сорта перекрестноопыляемых растений (например, ржи). Такие сорта не будут генетически однородными. А вот для получения чистой линии учеными применяется индивидуальный отбор, во время которого в результате самоопыления можно получить качественные экземпляры с необходимыми характеристиками и признаками.

Для селекции растений очень часто применяют экспериментальную полиплоидию, так как каждый полиплоид характеризуется высокой урожайностью, большими размерами и сравнительно быстрым ростом.

Существует также метод искусственного мутагенеза, который был рассмотрен Вавиловым. Организм, поддавшийся мутации и получивший новые свойства, называется мутантом, а сам процесс преображения - мутацией.

Особенности селекции животных

Что такое - ответить не сложно. Она очень сходна с селекцией растений, но все же имеет и некоторые особенности. Нужно учитывать, что для животных характерно только половое размножение. Из-за очень редкой смены поколений (у многих животных через несколько лет) число особей в потомстве крайне небольшое. Именно поэтому, проводя селекционные работы, ученые должны проводить анализ всех внешних признаков, характерных для определенной породы.

Одомашнивание

Что такое селекция в биологии? Определение дается в школьной программе. Самым важным достижением человечества было одомашнивание диких животных более десяти тысяч лет назад. Таким образом, у людей появился постоянный источник пищи.

Для домашних животных характерно наличие особенных признаков, которые очень часто вредны для естественного существования, а вот для человека имеют неоценимое положительное значение. Фактором одомашнивания является искусственный отбор особей, которые отвечают требованиям человека. Люди выбирали животных, имевших хороший вид, более спокойный характер и другие важные для человека качества.

После бессознательного появился методический отбор. Его цель - сформировать у животных нужные и полезные качества.

Метод одомашнивания новых животных практикуется человеком и сейчас. Это нужно ему, например, для получения качественной пушнины. Таким образом появилась новая отрасль хозяйства - пушное звероводство.

Скрещивание и отбор

Селекция (что такое она значит для человечества - вы можете узнать, прочитав эту статью) рассматривает и такой метод, как скрещивание животных. Это делается для улучшения внешнего вида, качества мяса или повышения жирности молока. Особи, которых разводят, оцениваются не только по их внешнему виду, но и по качеству их потомства. Именно поэтому очень важно изучать их родословную.

На данный момент существует два вида скрещивания: аутбридинг и инбридинг. Первый тип характеризуется скрещиванием особей не только одной, но и разных пород. Дальнейший строгий отбор способен поддерживать полезные качества и увеличивать их количество у потомства.

Во время инбридинга используются родители и потомство, или братья и сестры. Благодаря такому скрещиванию повышается гомозиготность и закрепляются ценные признаки у потомства.

Отдаленная гибридизация имеет сравнительно низкий эффект, ведь межвидовые гибриды животных чаще всего являются бесплодными.

Что такое селекция объектов стандартизации? Данное понятие характеризует деятельность, которая заключается в отборе определенных объектов, признанных годными для их дальнейшего производства, и применения во всех сферах человеческой жизни.

Селекция микроорганизмов

Микроорганизмы играют очень важную роль в биосфере, и непосредственно в жизни человека. Человечество использует несколько сотен микроорганизмов, и их число растет с каждым годом.

Характеризуется рядом особенностей. У селекционеров в запасе бесконечное количество материала. Так как ген любого микроорганизма гаплоидный, ученые могут выявить мутацию еще в первом поколении. У бактерий сравнительно малое количество генов, поэтому и работы проводить намного проще и быстрее.

Бактерии могут самостоятельно производить полезные для человека вещества, и это их свойство использует микроорганизмов селекция. Что такое метод генной инженерии в этой ее отрасли? Это совокупность воздействий, провоцирующая бактерии продуцировать такие соединения, которые в естественных условиях не вырабатываются.

Иногда селекционеры используют трансдукцию - переносят из одной бактерии в другую нужные ДНК и таким образом повышают значимость микроорганизмов для окружающей среды.

Важный метод селекционных работ с микроорганизмами - гибридизация разных штаммов. Такой метод позволяет объединить материалы, которые не могут встретиться в природе.

Как ведутся селекционные работы

Что такое селекция в биологии? Определение позволяет узнать о новых улучшенных сортах, штаммах и популяциях живых организмов. На сегодняшний день все селекционные работы ведутся с учетом того, что нужно сельскохозяйственному рынку и производству. Например, ученые разработали уникальную технологию утилизации нефтепродуктов, с возможностью превратить их в белково-витаминный полезный продукт. Такое достижение возникло благодаря селекции штаммов бактерий.

Что такое селекция в биологии? Очень важное направление прикладной науки, которое позволяет получить человеку качественные продукты питания и новые виды современного производства.