Основные свойства и закономерности ощущений. Закономерности ощущений

К закономерностей ощущений относятся:

Пороги ощущений;

Адаптация;

Сенсибилизация;

Взаимодействие ощущений: компенсация; синестезия.

Первая из указанных закономерностей является психофізичною , то есть касается отношений между психикой и физическим миром; другие психофизиологическим , т.е. касаются взаимодействия психики и нервной системы человека.

Пороги ощущение делятся на абсолютные и относительные (дифференциальные, різнісні) ; абсолютные пороги бывают верхними и нижними. Все виды ощущений возникают при воздействии соответствующих раздражителей. Однако чтобы вызвать ощущение, необходимо, чтобы интенсивность раздражителя была достаточной. Переход от неосязаемых стимулов к ощутимым происходит не постепенно, а скачками. Минимальная силу раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущений . Дальнейшее увеличение в силу раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает или исчезновение ощущения, или болезненное ощущение (например, громкий звук, яркость, что ослепляет глаза). Верхним абсолютным порогом называется максимальная сила раздражителя, при которой еще сохраняется адекватное действующем раздражителю ощущение .

За величину абсолютного порога принимается значение стимула, примерно соответствующее 50% случаев возникновения и отсутствия ощущений. Нижний порог дает количественное выражение для ощущений, что положительно обратной зависимостью: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Величина абсолютных порогов меняется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния анализатору, силы и продолжительности раздражение и т.п.

Кроме величины абсолютных порогов, ощущения характеризуются также относительным (дифференциальным или різнісним) порогом. Это величина, на которую должен быть изменен восходящий стимул, который уже вызывает ощущение, чтобы человек заметила, что он действительно изменился . Для раздражителей средней интенсивности эта величина является постоянной. Так, в ощущении давления величина приложении, необходимого для получения едва заметной разницы, всегда должна равняться примерно 1/30 исходного веса, для действия звука 1/10, для действия света 1/100.

Перейдем к изложению психофизиологических закономерностей ощущение .

Адаптация, или приспособление органа к длительному воздействию раздражителю выражается в изменении чувственности - снижении или повышении ее . Различают три разновидности этого явления:

Полное исчезновение ощущений в процессе длительного воздействия раздражителя. Например, четкое исчезновения обоняния, связанное с любым продолжалось действующим запахом, в то время как чувственность в других запахов сохраняется

Притупление чувства под влиянием в силу сильного раздражителя. Например, световая адаптация, связана со снижением чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении, когда с полутемную комнату попадаешь в ярко освещенное пространство

Повышения чувственности под влиянием в силу слабого раздражителя. Например, для зрительного анализатора - это адаптация к темноте, а для слухового анализатора - адаптация к тишине.

С адаптацией тесно связано и явление контраста , что отражается в изменении чувственности под влиянием предшествующего раздражителю (или сопровождает его). Так, действие контраста обостряет ощущение кислого после ощущение сладкого, ощущение холодного после горячего и др. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущение, что выражается в более-менее продолжительной последействия раздражений. Благодаря этому происходит слияние отдельных ощущений в единое целое, как, например, при восприятии мелодии, картины и др.

Сенсибилизацией называют стойкое повышение чувствительности определенных органов чувств путем их тренировки. Сенсибилизация в ее генезисе привычно является связанным с взаимодействием ощущений.

Взаимодействием ощущений называется изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других анализаторов. Это взаимодействие анализаторов оказывается в таких явлениях:

Раздражение одного анализатора влияет на пороги чувствительности другого. Например, чувственность зрительного анализатора повышается при слабых звуковых раздражителям и снижается при громких шумах; слуховые ощущения усиливаются при слабых световых раздражениях и ослабляются при силу интенсивных световых раздражителей; под влиянием слабых болевых раздражений повышаются тактильные, обонятельные, слуховые, зрительные ощущения. Обонятельные ощущения влияют на пороги зрительных и др. Общая закономерность в том, что слабые раздражители повышают, а сильные снижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии . Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов также иногда называют сенсибилизацией (другое понимание этого термина).

Взаимосвязь ощущений проявляется и в синестезии-слиянии качеств различных сфер чувственности, когда любой раздражитель, действуя на соответствующий орган ощущения, вызывает не только чувство специфическое для данного органа чувств, но в то же время еще и дополнительное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств . Известно, что Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин владели цветным слухом. В языке встречаются выражения, отражающие синестезию разнообразных видов ощущений: «яркий цвет», «повышенный вкус», «теплый или холодный колорит», «мелодичный голос» и др. Теоретическая природа этого явления не вполне выяснена.

Компенсацией называется явление, когда один анализатор берет на себя функции другого . В условиях полного выпадения или частичного снижения чувствительности к некой модальности раздражителей возрастает чувствительность к раздражителям другой модальности. Так у слепых людей возрастает чувствительность слухового анализатора. Компенсационный взаимосвязь ощущений наглядно наблюдается в случаях сенсорной депривации. Сенсорная депривация - длительное, более-менее полное лишение человека сенсорных впечатлений . В состоянии сенсорной депривации у человека может вырасти нав"язуваність, нарушится концентрация внимания и нормальная течение мыслей, возникнуть депрессивное состояние и галлюцинации. Информационный нужда организм пытается компенсировать за счет анализаторных систем, что остались, путем повышения их чувствительности.

Разнообразные виды ощущений характеризуются не только особенностями, но и общими для них характеристиками. К ним относятся:

Модальность (качественная характеристика);

Интенсивность, или сила (количественная характеристика);

Продолжительность (временная характеристика);

Локализация (пространственная характеристика).

Модальность как качественная характеристика ощущение, является главным в определении специфики ощущений. Она зависит от особенностей и назначения рецептора и от специфических особенностей раздражителя.

Интенсивность ощущение его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора .

Продолжительность ощущений является их временной характеристикой, она зависит от продолжительности действия раздражителя и от инерции ощущение (ощущение возникает позже встречи рецептора с раздражителем и держится дольше).

В локализации раздражителя в пространстве большую роль играет взаимодействие ощущений. Пространственный анализ, осуществляемый дистантними рецепторами (зрительный, слуховой, обонятельный), позволяет судить о расположении раздражителя в пространстве как таковом. Контактные ощущение (тактильные, болезненные, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую влияет раздражитель.

Временная и пространственная характеристики выступают предпосылкой для формирования способности оценки пространственно-временных характеристик предметов и явлений в восприятии.

Работа анализаторов, процесс возникновения ощущений в целом подчинены определенным закономерностям. К ним относятся: пороги чувствительности (или пороги ощущений), адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.


Пороги чувствительности. Ощущения могут возникать только при раздражении определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога чувствительности. Выделяют порог абсолютной чувствительности и порог разностной чувствительности. Абсолютная чувствительность характеризуется нижним и верхним порогами ощущений. Наименьшая сила раздражителей, способная вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения, называется нижним абсолютным порогом ощущения (чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора). Наибольшая сила раздражителя называется верхним абсолютным порогом ощущений.

Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному виду раздражителей. Например, глаз человека способен отражать электромагнитные волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) ммк; ухо человека способно различать звуковые волны с частотой колебания от 20 до 20 000 Гц.

Величины абсолютных порогов ощущения изменяются в зависимости от характера деятельности, возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения

Минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен различить, называется порогом различения, или разностным порогом. Не всякая разница в интенсивности двух однородных раздражителей ощущается. Необходимо, чтобы эта разница достигла определенной величины. Чем меньше величина разностного порога, тем выше чувствительность различения, т. е. способность данного анализатора дифференцировать раздражения.

Абсолютные и разностные пороги ощущений имеют большое значение в практической деятельности человека, особенно при освоении техники физических упражнений. В величинах абсолютных и разностных порогов ощущений имеются значительные индивидуальные различия. Чувствительность различения развивается в процессе практической деятельности человека. Так, у высококвалифицированных гимнастов разностный порог мышечно-двигательных ощущений значительно выше, чем у новичков.



Чувствительность можно совершенствовать в двух направлениях: раздвигая границы чувствительности (путем уменьшения нижнего и увеличения верхнего абсолютных ее порогов, а также увеличения порога различения) и сохраняя чувствительность (адекватность реакций) в условиях различного рода помех, в экстремальных условиях (развитие помехоустойчивости ощущений).

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий. Для характеристики этого явления используется понятие «адаптация».

Адаптация. Это приспособление организма к условиям среды, в частности изменение порога чувствительности по мере привыка-


ния к постоянно действующему раздражителю. В жизни явление^ адаптации хорошо известно каждому. Например, когда человек входит в реку, вода сначала кажется ему холодной, затем ощущение холода проходит, вода кажется теплой. Это относится ко всем видам ощущений, кроме болевых.

Различают два вида адаптации: негативную, которая выражается в притуплении ощущения под влиянием сильного раздражителя или исчезновении ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (адаптация к яркому свету, к одежде), и позитивную, которая выражается в повышении чувствительности под влиянием слабого раздражителя (адаптация к темноте, к тишине).

Взаимодействие ощущений. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств вызывается взаимодействием ощущений. Взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в повышении и понижении чувствительности. Слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Например, слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время чрезмерно сильные звуки, шум резко снижают различительную чувствительность глаза.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Синестезия. Возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора, называется синестезией. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда под воздействием звуковых раздражителей у того или иного человека возникают зрительные образы. Однако синестезия проявляется далеко не у всех людей. Известно, что способностью «цветного слуха» обладал композитор Скрябин.

Контраст ощущений. В практической деятельности большую роль играют контрасты ощущений, которые вызывают изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, чем на белом. Зеленая фигура на красном фоне кажется более насыщенной. Такой контраст при совместном действии двух раздражителей получил название одновременного. Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловатый раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. Последовательные контрасты подробно изучены в зрительных ощущениях. Если в течение 15-20 секунд фиксировать глазом светлую фигуру и затем перевести взгляд на серую поверхность, то " можно заметить четкое темное пятно. Это и будет последовательный образ. Последовательный контраст может быть и хроматическим. После фиксации фигуры красного цвета глаз видит на сером фоне фигуру голубовато-зеленого цвета и т. д.

Закономерности ощущений

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Закономерности ощущений
Рубрика (тематическая категория) Психология

К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синœестезия.

Пороги чувствительности . Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определœенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителœей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость : чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Далее ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всœех видах чувствительности, кроме болевой.

Взаимодействие ощущений - ϶ᴛᴏ изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений принято называть сенсибилизацией.

Контраст ощущений . Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителœей возникает одновременный контраст.

Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Явление синœестезии . Синœестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, к примеру, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синœестезии .

Закономерности ощущений - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Закономерности ощущений" 2017, 2018.

  • - Общие психофизиологические закономерности ощущений

    Классификация ощущений I. В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы. 1. экстерорецептивные ощущения – ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые... .


  • - Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.

    Классификация ощущений производится по нескольким основаниям. Физиологические основы ощущений. Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств. Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или... .


  • - Закономерности ощущений.

    Св-ва ощущений. Ощущение – отражение предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раз­дражителей на органы чувств. Тема 10. Ощущения. Значение сенсорных воздействий для... .


  • - Виды ощущений. Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.

    Виды ощущений.Уже древние греки различали пять органов чувств и соответс­твующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обоня­тельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время...

  • 1. Количественнаяхарактеристика /интенсивностьощущений (громко/тихо, остро/слабо) – зависит от силы воздействия и функционального состояния рецептора.

    2. Качественнаяхарактеристика (вариация ощущений – оттенки цветов, тонкости во вкусовых ощущениях, разная высота звуков) – это основная характеристика ощущения, которая отличает его от др. видов ощущений, и которая варьирует его в пределах данного вида ощущений.

    3. Продолжительность - временные характеристики.

    В зависимости от продолжительности действия раздражителя, продолжительность ощущений будет различной.

    Ощущения возникают не сразу, а через некоторое время после воздействия раздражителя.

    Латентное время – между началом воздействия и началом возбуждения.

    Латентный период:

    Тактильные – 130 млсек.

    Болевые – 370 млсек.

    Вкусовые – 50 млсек.

    Ощущение с опозданием (начало действовать – ощущение приходит чуть позже);

    Явление последействия (= инерция ощущения) – после прекращения воздействия раздражителя ощущение сразу не исчезает (звук закончился, а ощущение звучания осталось на некий короткий срок) – переход ощущения в память (элементарная сенсорная память). Продолжается в виде последовательных образов (пр: б/я последовательным образам смотрим фильмы).

    Последовательные образы характерны для любых видов ощущений.

    4. Пространственнаялокализацияраздражителя - пространственная характеристика (далеко/близко, большое/маленькое, где, на какую часть тела воздействует). Получаем информацию о локализации раздражителя в пространстве.

    5. Эмоциональныйфон - эмоциональный компонент (сильный запах, острый звук).

    Определенные виды ощущений могут вызывать определенные эмоции.

    Пороги и чувствительность ощущений.

    Существуют границы взаимодействия, за пределами которых человек не отражает (тихий звук).

    Виды порогов:

    Абсолютный.

    Разностный.

    Абсолютный порог.

    12-22 тыс. Гц – слуховые ощущения.



    Менее 12 Гц – не воспринимаются.

    Более 22 тыс. Гц – могут вызывать болевые ощущения.

    Нижний – минимальная величина раздражителя, которая впервые вызывает ощущения.

    абсолютная чувствительность.

    Подпороговые раздражители – реакция организма есть, но субъективно мы не ощущаем.

    Верхний – самый сильный раздражитель, при котором возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. При дальнейшем повышении силы раздражителя -> болевые ощущения.

    Нижнему абсолютному порогу соответствует абсолютная чувствительность.

    Абсолютная чувствительность – способность воспринимать минимальные воздействия.

    Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность, и наоборот (обратная зависимость).

    Величина абсолютного порога зависит от характера действия, состояния анализатора, силы, длительности раздражителя, возраста Ч., и т.д.

    Разностная чувствительность.

    Это способность к различению минимальных различий между раздражителями.

    Разностный порог.

    Это минимальное изменение раздражителя, которое ощущается.

    Чем слабее раздражитель, тем меньше нужно изменение – меньший разностный порог.

    Величина РП зависит от индивидуальных различий, от исходной величины раздражителя (чем > величина первоначального раздражителя, тем > нужно изменение).

    Соотношение изменений исходной величины:

    Зрительный – 1/100

    Слуховой – 1/10

    Тактильный – 1/30

    Соотношение между разностным порогом и разностной чувствительностью – обратная зависимость.

    Чем меньше разностный порог, тем больше чувствительность и наоборот (чувствительность – разностная/различительная/относительная).

    Закон Вебера-Фехнера (основной психофизический закон).

    K,C – постоянные

    S – интенсивность ощущений

    I – сила раздражителя

    Этот закон отражает связь между интенсивностью ощущений и силой раздражителя.

    Согласно этому закону:

    Интенсивность ощущений пропорциональна логарифму силы раздражителя.

    При увеличении силы раздражителя в геометрической прогрессии, интенсивность увеличивается в арифметической прогрессии.

    Следовательно – ощущения растут гораздо медленнее по отношению с силой раздражителя.

    Развитие чувствительности.

    Условия:

    1. Необходимость компенсации сенсорных дефектов.

    2. Деятельность (специфические требования профессии).

    Примеры:

    1. При утрате зрения обостряется осязание.

    Слух ->

    2. Черный цвет – 40-60 оттенков (на текстильных фабриках).


    Билет 11.

    Закономерности ощущений (адаптация, контраст, взаимодействие ощущений). Развитие чувствительности.

    1. Адаптация – это изменение чувствительности под влиянием (измененной) обстановки.

    Разновидности:

    Негативная ад.

    1. Адаптация, как полное исчезновение ощущений в процессе продолжающегося действия раздражителя.

    2. Адаптация, как притупление чувствительности под влиянием сильных раздражителей.

    Позитивная ад.

    3. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

    Адаптация обеспечивает более гибкое приспособление, сохранность органов чувств (биологическое значение).

    2. Контраст – повышение чувствительности под влиянием противоположенного раздражителя.

    Виды:

    1. Одновременный (пр: белый на черном).

    2. Последовательный (пр: холод -> тепло).

    3. Взаимодействие ощущений .

    (Кравков, Лазырев - изучали).

    Это изменение чувствительности одного анализатора под влиянием раздражителя на др. органы чувств.

    А) Синестезия - ощущение одной модальности переходит в ощущение другой модальности (обоняние -> вкус).

    Б) Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием работы другого анализатора (в темноте слух обостряется). Раздражение слабое или умеренное.

    В) Интерференция – понижение чувствительности под влиянием сильного раздражителя в другом анализаторе.

    Развитие чувствительности.

    Условия:

    3. Необходимость компенсации сенсорных дефектов.

    4. Деятельность (специфические требования профессии).

    Примеры:

    3. При утрате зрения обостряется осязание.

    Слух -> вибрационная чувствительность.

    Специфическая сенсорная организация , когда одни виды чувствительности отстают, а другие достигают высокого уровня развития.

    Не типична, присуща конкретному Ч., имеет вынужденный характер.

    4. Черный цвет – 40-60 оттенков (на текстильных фабриках).

    Музыка – повышение звуковой чувствительности.

    (Резкое возрастание).


    Билет 12.

    Понятие о восприятии. Виды восприятия. Физиологические основы восприятия.

    Понятие о восприятии.

    Сенсорно-перцептивный уровень, чувственная ступень познания.

    Непосредственное отражение.

    Целостное отражение предметов и явлений.

    Более высокая ступень в пределах чувственного познания.

    Происходит переход от отражения отдельных характеристик к отражению их совокупности.

    Включает в себя ощущения и основывается на них.

    При восприятии происхидит синтез отдельных ощущений.

    Восприятие = комплекс ощущений, комбинация взаимосвязанных между собой ощущений.

    Воображение не сводится к сумме ощущений. Это качественно новая ступень познания:

    Соотнесенность целостного образа с предметом.

    Более сложный познавательный процесс:

    Участвует опыт.

    Участвует мышление (особенно в затруднительных случаях (пример: относительность движения). Происходит поиск, выделение главных существенных характеристик/признаков -> отнесение к какой-либо категории. * имеет место рассуждение. * наблюдение – думающее восприятие (произвольный осмысленный процесс)).

    Память (в памяти происходит поиск аналогичного воспринимаемому предмета -> происходит узнавании предмета).

    Перцептивные операции/действия.

    Активность. Определенная работа (проявляется в моторике – глаз бегает; слуховые – вытягиваем шею, настраиваем ухо (при помехах); речь – что-то проговариваем; музыка – внутреннее пропевание).

    Моторный компонент.

    В процессе моторики происходит выделение главных характеристик (за счет активного исследования предмета).

    Виды восприятия.

    I. По преобладающей роли анализатора.

    1. Зрительное.

    2. Слуховое.

    3. Осязательное.

    4. Обонятельное.

    5. Вкусовое.

    6. Двигательное

    Б) Сложные виды восприятий – сочетание работы разных анализаторов.

    II. По степени произвольных усилий в процессе восприятия.

    1. Произвольное (пр: наблюдение).

    2. Непроизвольное.

    III. По особенностям воспринимаемого объекта.

    1. Восприятие речи (устное, письменное).

    2. Музыки.

    3. Предметов.

    4. социальная перцепция (восприятие человека человеком).

    VI. По формам существования материи.

    1. Восприятие разных пространственных характеристик (некоторые или все анализаторы + умозаключение (форма, величина, удаленность, и т.д.)).

    2. Восприятие движения (скорость, направление движения, и т.д.).

    3. Восприятие времени (протяженность процесса (пр: что-то долго или коротко давит на руку)).

    V. По продолжительности.

    1. Симультанное (одномоментное).

    2. Сукцессивное (продолжительное, последовательное, развернутое по времени).

    Примеры: зрительное – узнавание быстрое или медленное.

    Осязательное – длительное.

    Физиологические основы восприятия.

    Работа анализаторов.

    2. Временные нервные связи , который образуются в коре БП при воздействии комплексного раздражителя (предметов и явлений окружающего мира).

    В мозговом конце анализатора ® анализ и синтез воздействий комплексного раздражителя.

    Анализ ® выделение предмета из фона.

    ® осуществляется синтез (отдельные свойства ® целостный образ).

    Без анализа невозможно осмысленное восприятие.

    Синтез ® объединение звуков в слова, и т.д.

    Основа синтеза – установление временных связей.

    Нервные связи:

    Внутрианализаторные (в анализаторном центре; в пределах одного анализатора);

    Межанализаторные (на основании опыта; в пределах разных анализаторов);

    Þ объединение отдельных элементов в целостный образ.

    При воздействии комплексного раздражителя одной модальности ® внутрианализаторные связи (пр: мелодия).

    Комплексный раздражитель ® на разные анализаторы ® межанализаторные связи (пр: лекция, лимон) ® вохникают ассоциации + доюавляется слуховой образ слова.

    При построении целостного образа возникает внутрианализаторные и межанализаторные связи.

    3. II блок мозга .

    Вторичные зоны – целостные образы (частично работают первичные зоны – блики. Отдельные звуки). Слияние элементов в образы.

    Третичные зоны – связываются мозговые концы разных анализаторов (взаимодействие анализаторов Þ целостность восприятия).

    4. III блок мозга – регуляция восприятия.

    5. Вторая сигнальная система (по Павлову) – речь. Придает определенную направленность процессу восприятия.

    Восприятием модно манипулировать, управлять.

    Установка влияет на восприятие (пр: 1 портрет = ученый/преступник Þ выделение разных черт).

    6. Рефлекторные системы /механизмы.

    Ориентировочный рефлекс (на новизну);

    Рефлексы на комплексные раздражители (пр: рефлекс на сочетание звука и света);

    Рефлексы на отношения – реакция не на отдельные воздействия, а на соотношения между предметами (пр: опыт с курицами и приклеенными зернами).


    Билет 13.

    Свойства восприятия.

    1. Целостность – отражение предмета в целом, совокупность свойств. Даже когда к-то элементы отсутствуют воспринимается целостный образ. Некоторые детали не замечаются (студунт – студент; сипендия - стипендия).

    2. Предметность – соотнесение образа восприятия с предметом (обозначения… нечто вижу - дерево). Способность Ч. отражать мир в виде отдельныхпредметов.

    3. Выделение предмета из фона .

    Предмет восприятия – воспринимается то, на чем сосредоточено восприятие на данный момент.

    Фон восприятия - то, что отступает на задний план, воспринимается менее ясно (может восприниматься на уровне ощущений).

    Предмет и фон – явления динамичные.

    То, что было фоном, может стать предметом и наоборот (пр: рисунок с 2-мя профилями и вазой).

    Чем больше фон и объект отличаются, тем легче происходит выделение.

    Затрудняется выделение предмета из фона, если предмет находится среди схожих предметов.

    Гештальт-психологи.

    Законы гештальта = условия, которые способствуют объединению элементов в целое и выделению предметов из фона (Вертгеймер - выделил законы).

    Законы гештальта:

    1. фактор близости – то, что ближе находится, объединяется быстрее.

    2. фактор замкнутости – замкнутые элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

    3. фактор сходства – сходные элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

    4. фактор хорошей линии/ хорошего продолжения .

    5. фактор группировки без остатка – то, что группируется без остатка ® тенденция к объединению (фактор близости здесь не работает).

    6. ф . общей судьбы – элементы, объединенные по общему характеру изменения (пр: птицы летят в одну сторону ® воспринимаем как целое).

    7. ф . прошлого опыта (пр: 3 линии ® треугольник).

    8. ф . объективной установки (пр: 3 точки ® треугольник).

    · Восприятие целого зависит от восприятия частей (пр: параллелограмм + 2 одинаковые линии в нем).

    · Восприятие элементов зависит от восприятия целого (пр: рисунок со старухой и девушкой).

    4. Осмысленность – присутствие мышления в процессе восприятия.

    Относим предмет к какой-то категории (пользуемся понятиями) - категориальность .

    Рассуждения, гипотезы (пример: ожидание кого-то в темноте).

    Обогащение восприятия 2 сигнальной системой.

    5. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

    Зависит от особенностей субъекта - интересы, мотивы, цели, деятельность. Из массы всех объектов выбираем необходимую информацию.

    6. Апперцепция – приращение к восприятию. Влияет опыт, профессия, состояние человека, эмоции, и т.д. (пр: три палки ® треугольник; у страха глаза велики).

    7. Константность – постоянство образа восприятия при изменении некоторых характеристик (примеры: цвет при сумерках и свете; удаление объекта; при движении: на камере – объект прыгает, в восприятии человеком – стоит на месте).

    Восприятию доверять можно. Без константности значительно затруднилась бы ориентировка.

    8. Структурность – в объекте компоненты/элементы воспринимаются не как попало расположенными; элементы организованно расположены, стуктурированы.

    Воспринимаются не только элементы, но и их соотношения, связи, и т.д.

    (Структурированность – характеристика целостности).


    Билет 14.

    Восприятие пространства.

    Отражение разных пространственных характеристик.

    Пространственные характеристики.

    1. Величина.

    2. Удаленность объекта.

    3. Объемные характеристики.

    4. Форма объекта, и т.д.

    Величина.

    (Ананьев)

    Совместная работа разных анализаторов.

    1. зрительный анализатор (главный).

    2. осязание.

    3. слуховой анализатор (пр: движение поезда – короткий/длинный состав).

    Момент осмысленности (умозаключение, мышление).

    Зрительный анализатор – изображение на сетчатке:

    Механизмы:

    Аккомодация – изменение кривизны хрусталика.

    Конвергенция – сведение зрительных осей.

    Восприятие глубины (объемности) и удаленности.

    Аккомодация и конвергенция дают в ограниченном количестве восприятия.

    Механизмы:

    Бинокулярное зрение – работа 2-х глаз одновременно (важная роль (один глаз – плоский объект)).

    Оптимальная диспаратность.

    Диспаратность – расхождение в изображении на 2-х сетчатках.

    Корреспондирующие точки – совпадающие точки дают эффект плоскости (нет объема).

    Если изображение на диспаратные точки, то изображение объемное.

    Если сильное расхождение на диспаратные точки, то изображение двиться.

    Оптимальная диспаратность (дисперити – неравенство, несоответствие) – в силу некоторых расхождений ® объемный эффект (работа обоих глаз одновременно), эффект глубины.

    Форма.

    Зрительная или осязательная.

    Объект имеет четкие характеристики, выделяется из фона.

    Для определения формы – активные движения.

    Форма лучше видна, когда есть контрастные отношения между предметом и фоном.

    На восприятие формы также влияет освещенность и расстояние.

    Иллюзия – ошибка пространственных характеристик.


    Виды ощущений. Уже древние греки различали пять органов чувств и соответс­твующие им ощущения:зрительные, слуховые, осязательные, обоня­тельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время нас­читывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.

    Зрительные ощущения – это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным мо­жет быть только совершенно прозрачный предмет, кото­рый мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зе­леного, синего).

    Зрительные ощущения возникают в результате воздей­ствия световых лучей (электромагнитных волн) на чув­ствительную часть нашего глаза. Светочувствительным ор­ганом глаза является сетчатка, в которой находятся клет­ки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много – около 130 палочек и 7 млн. колбочек.

    При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет слишком ярок). В результате мы видим цвета, т.е. возникает ощущение хроматических цветов -всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточ­но), и зрение осуществляется только аппаратом палочек -человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до черного, т.е. ахроматические цвета).

    Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособ­ность человека, на успешность учебной деятельности. Пси­хологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для ок­раски стен учебных помещений оранжево-желтый, созда­ющий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утом­ляют глаза. В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения. Причинами этого могут быть наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальто­низмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впер­вые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обо­значают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут быть шоферами, летчиками, не мо­гут быть художниками-живописцами и модельерами и пр. Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цве­там встречается очень редко. Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что может быть вредно для зрения, способствовать развитию близо­рукости, особенно у детей и школьников.

    Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музы­кальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализа­тор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-сла­бый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие го­лоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

    Слух к звукам речи называется фонематическим. Он фор­мируется в зависимости от речевой среды, в которой вос­питывается ребенок. Овладение иностранным языком пред­полагает выработку новой системы фонематического слу­ха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в началь­ной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культу­ре человечества.

    Шумы могут вызывать у человека определенный эмо­циональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой вет­ра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего по­езда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближа­ющегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.

    Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибра­ционные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весь­ма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.

    Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запа­хи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообраз­ных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие – зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр. Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обоня­тельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Благо­воние предметов оказывает большое влияние на эмоцио­нальное состояние человека. Существование парфюмерной промышленности всецело обязано эстетической потреб­ности людей в приятных запахах.

    Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса – вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Разнообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощу­щений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Малое число качеств вкусовых ощущений не означает однако ограни­ченности вкусовых ощущений. В пределах соленого, кис­лого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие. Вкусовые ощущения человека находятся в большой за­висимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкус­нее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже са­мое любимое, блюдо кажется безвкусным. Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края язы­ка чувствительны к кислому, а его основание – к горькому.

    Кожные ощущения – тактильные (ощущения прикос­новения) и температурные (ощущения тепла или холо­да). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или при­косновения, или холода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений раз­лична. Прикосновение больше всего ощущается на кон­чике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувстви­тельна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота, груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровож­даются положительным чувством, характер эмоциональ­ной окраски для тепла и холода различен: холод пережи­вается как бодрящее чувство, теплота – как расслабляю­щее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоцио­нальные переживания.

    Зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, обо­нятельные и кожные ощущения отражают воздействие внешнего мира, поэтому и органы всех этих ощущений расположены на поверхности тела или вблизи ее. Без этих ощущений мы ничего не могли бы знать об окружающем нас мире. Другая группа ощущений сообщает нам об изменени­ях, состоянии и движении в нашем собственном теле. К этим ощущениям относятся двигательные, органические, ощущения равновесия, осязательные, болевые. Без этих ощу­щений мы ничего бы не знали о самих себе.

    Двигательные (или кинестетические) ощущения – это ощу­щения движения и положения частей тела. Благодаря дея­тельности двигательного анализатора человек получает воз­можность координировать и контролировать свои движе­ния. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.

    Развитие кинестетических ощущений – одна из важных задач обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного ана­лизатора. Для овладения движениями большое значе­ние имеет их эстетическая выразительная сторона. Дети овладевают движениями, а следовательно и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта, развивающих красоту и легкость движений. Без развития движений и овладения ими невозможна учебная и трудовая деятельность. Формирование речевого движения, правильного моторного образа слова повыша­ет культуру учащихся, улучшает грамотность письменной речи. Обучение иностранному языку требует выработки таких речедвигательных движений, которые не характер­ны для русского языка.

    Органические ощущения рассказывают нам о работе на­шего организма, наших внутренних органов – пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желуд­ка, и он сразу это почувствует: появится боль в животе.

    Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. – все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.

    «Нет сомнений, – говорил И.П. Павлов, – что для орга­низма важен не только анализ внешнего мира, для неготакже необходимо сигнализирование вверх и анализиро­вание и того, что происходит в нем самом».

    Осязательные ощущения – это сочетания кожных и дви­гательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. Маленький ребенок начинает познавать мир с осяза­ния, ощупывания предметов. Это один из важных источ­ников получения информации об окружающих его пред­метах.

    У людей, лишенных зрения, осязание – одно из важ­нейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготов­лением пищи. Сочетание кожных и двигательных ощущений, возника­ющих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука.

    Ощущения равновесия отражают положение, занимае­мое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые са­димся на двухколесный велосипед, становимся на конь­ки, ролики, водные лыжи, то самое трудное – удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом. При изменении положения тела происходит колеба­ние особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы рав­новесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблю­даются тошнота, рвота (так называемая морская или воз­душная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает. Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.

    Болевые ощущения имеют защитное значение: они сиг­нализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, чело­век не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная не­чувствительность к боли – редкая аномалия, и она прино­сит человеку серьезные неприятности. Болевые ощущения имеют различную природу. Во-пер­вых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних орга­нах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверх­сильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляю­щий свет, оглушительный звук, сильный холод или теп­ловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.

    Имеются различные классификации ощущений. Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные . Существуют интермодальные ощущения – синестезии. Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяю-щая следующие виды ощущений:

      экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);

      проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);

      интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.

    Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.

    Классификация ощущений производится по нескольким основаниям. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение выделяют дистантную и кон­тактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближай­шей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

    По расположению нa поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).

    По времени возникновения в ходе эволюции животного мира вы­деляют древнюю и новую чувствительность. Так, дистантную рецеп­цию можно считать новой по сравнению с контактной, но в структу­ре самих контактных анализаторов выделяют более древние и более новые функции. Болевая чувствительность является более древней, чем тактильная.

    Рассмотрим основные закономерности ощущений. К ним относятся пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, взаимодейс­твие, контраст и синестезия.

    Пороги чувствительности. Ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенстгвности. Психологическую характеристику "зависимости" между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности".

    В психофизиологии различают два вида порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению. Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности.

    Пороги ограничивают зону чувствительности к раздражителям. Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен отражать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон;

    Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя су­ществует обратная зависимость: чем большая сила нужна для воз­никновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Поро­ги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

    Экспериментальное исследование чувствительности к различе­нию позволило сформулировать следующий закон: отношение приба­вочной силы раздражителя к основной есть величина постоянная для данного вида чувствительности. Так, в ощущении давления (тактильная чувствительность) эта прибавка равна 1/30 веса первона­чального раздражителя. Это значит, что к 100 г нужно прибавить 3,4 г, чтобы почувствовать изменение в давлении, а к 1 кг – 34 г. Для слуховых ощущений эта константа равна 1/10, для зритель­ных– 1/100.

    Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно дейс­твующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме боле­вой. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. Взаимодействие ощущений. (Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности од­ной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Изменение чувствительности объясняется корковыми связями меж­ду анализаторами, в значительной степени законом одновременной индукции). Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствитель­ность в другой. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ана­лизаторов, а также систематических упражнений называется сенси­билизацией.

    Контраст ощущений. Контраст-изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает од­новременный контраст. Такой контраст хорошо прослеживается в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом – темнее. Зеленый предмет на красном фоне ка­жется более насыщенным.

    Широко известно явление последовательного контраста. После хо­лодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлениями последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновен­ного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора.

    Явление синестезии. Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модаль­ности ощущений другой модальности. Синестезию можно рассматривать как частный случай взаимодейс­твия ощущений, который выражается не в изменении уровня чувстви­тельности, а в том, что усиливается воздействие ощущений данной модальности через возбуждение ощущений других модальностей. Си­нестезия усиливает чувственный тон ощущений. (Так, звук становится окрашенным и т.п.)