Переутомление: симптомы, лечение у детей и взрослых, как восстановиться. Легче предупредить умственное переутомление, чем лечить Основные причины умственного утомления


Умственная работоспособность и факторы, ее определяющие

Учеба студента - это характерный пример современного умственного труда, к которому принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие, преимущественно, напряжения сенсорного аппарата, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Характерной особенностью данного вида труда является сильное возбуждение головного мозга в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление, напряжение в органах чувств и в то же время ограничение двигательной активности.

Культура умственного труда - это такая его организация, которая надежно обеспечивает максимальную эффективность любых интеллектуальных усилий при минимальной затрате нервной и физической энергии.

Освоение знаний, умений и навыков на этапе высшего образования требует от студента проявления таких его высших психических функций, как внимание, память, мышление, скорость переработки информации и т.п. В связи с этим интенсивная умственная работа особенно остро отражается на состоянии центральной нервной системы и на протекании психических процессов. Интенсивность процесса обмена веществ в мозге значительно повышена, он потребляет до 20 % кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма. Для нормального осуществления своих функций мозг должен иметь хорошее стабильное кровоснабжение.

Однако, длительное пребывание в положении сидя, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, нервно-психическое напряжение снижают эффективность кровообращения в головном мозге. При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество адреналина, за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце и головной мозг. Под влиянием адреналина учащается ритм сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к органам питательных веществ и кислорода ограничивается.

Одной из неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. В условиях ограничения двигательной активности изменения сердечной деятельности, возникающее под влиянием напряженного интеллектуального труда, сохраняются дольше, чем в условиях нормальной двигательной активности.

При длительной умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из головного мозга что вызывает головную боль и снижение работоспособности.

Как показывают исследования, напряженная умственная работа сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц, не имеющих прямое отношение к выполнению умственной работы.

Умственная работоспособность во многом зависит от общей физической работоспособности всего организма и душевного благополучия. Она зависит от состояния психофизических качеств студентов, таких как: общая выносливость, эмоциональная устойчивость, быстрота мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивости внимания.

Умственный труд немыслим без напряженной работы мозга. Работа мозга невозможна без тренировки мышления, а тренировка мышления идет через определенную степень утомления. Не утомляясь, нельзя достичь повышения умственной работоспособности. Усидчивость в работе, способность длительное время удерживать внимание на исследуемом объекте, длительная мобилизация памяти - это определенная выносливость в умственном труде. Она развивается через волевое принуждение себя работать над заданием, несмотря на усталость.

К факторам, определяющим умственную работоспособность студентов можно отнести следующие:

Состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности;

Общая и специальная эрудиция;

Личностные качества: твердость характера, воля, усидчивость;

Уровень развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления, скорости переработки информации;

Ведение здорового образа жизни, соблюдение режима дня, труда и отдыха, питания, двигательной активности;

Настроение, самочувствие, интерес к деятельности.
Умственная работоспособность непостоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период вырабатывания), затем поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления). Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от времени суток. Суточный физиологический ритм функциональных систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную - в ночное время. Умственная работоспособность изменяется в течение недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг - высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять активному отдыху, занятиям физическими упражнениями.

Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физическими упражнениями оказывают эффективное влияние на факторы повышения работоспособности и противодействуют преждевременному наступлению утомления. В течение учебного дня целесообразно использовать физкультурные паузы, т.е. выполнять физические упражнения в перерывах между занятиями.

Механизмы возникновения и признаки умственного утомления

Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности в результате проведенной работы. Это своего рода диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических веществ.

Состояние утомления проявляется в замедлении процесса утомления связано с ощущением усталости. Утомление служит естественным сигналом возможного истощения организма и одновременно предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Вместе с тем утомление является также и стимулятором, мобилизующим резервы организма и обеспечивающим рост функциональных возможностей организма.

Утомление бывает острым и хроническим, т.е. может проявляться в короткий промежуток времени и носить длительный характер; общим и локальным, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом или какой-то в отдельности (определенной группы мышц, какого-либо анализатора и т.п.). Различают две фазы развития утомления: компенсированную (за счет подключения энергетических резервов организма) и некомпенсированную (когда резервные возможности организма исчерпываются и работа продолжается за счет силы воли).

К причинам, вызывающим умственное утомление студентов, можно отнести следующее.

Загруженность интеллектуальной сферы, высокая мобилизация высших процессов психической деятельности человека: внимания, памяти, мышления;

Нахождение длительное время в закрытых помещениях, в соблюдении определенной рабочей позы, в ограничении подвижности;

Высокие требования к самоорганизации и самоподготовке;

Ощущение недостатка времени;

Торопливая еда;

Условия проживания и межличностные отношения;

Анатомо-физиологические особенности организма, рост и развитие которого завершается в студенческие годы.

Степень развития утомления в процессе умственного труда можно определить по некоторым внешним признакам (таблица 8.1).

Таблица 8.1 - Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А. Косилову)

Объект наблюдения

Утомление

Незначительное Значительное Резкое
Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное; реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют
Поза Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение подчерка)

К ним относятся бледность кожных покровов и слизистой оболочки, особенно заметная на лице, расслабленность и вялость движений, сгорбленность позы или «развалка» в позе сидя, неуверенность и нерешительность в действиях, повышенный тремор (дрожание) конечностей и др.

В учебной работе утомление проявляется в замедленном темпе выполнения учебных заданий, в увеличении количества ошибок, в росте числа отвлечений от дела.

Внешние психофизические симптомы поведения при утомлении проявляются в виде общей заторможенности и угнетенности.

Умственное утомление в подавляющем случаев дает картину угрюмости, отчужденности и флегматичности.

Таблица 8.2 - Краткая характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)

Симптом

Степень переутомления

I- начинающееся

II - легкое III - выраженное IV - тяжелое
Снижение ра-ботоспособности Заметное Выраженное Резкое
Проявление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке

При усиленной нагрузке

При обычной нагрузке При облегченной нагрузке Без видимой нагрузки
Компенсация понижения работоспособности волевым путем

Не требуется

Полностью Не полностью Незначительно
Эмоциональные сдвиги Временное снижение интереса к работе Временами неустойчивость настроения Раздражительность Угнетение, резкая раздражительность
Расстройства сна

Трудно засыпать и просыпаться

Труднее засыпать, просыпаться Сонливость днем Бессонница
Снижение умственной работоспособности Трудно сосредоточиться Временами забывчивость Заметное ослабление внимания и памяти
Вегетативные сдвиги

Временами тяжесть в голове

Часто тяжесть в голове Временами головные боли, снижение аппетита Частые головные боли, потеря апптетита
Профилактические мероприятия

Упорядочение отдыха, физическая культура

Отдых, физическая культура Организованный отдых, предоставление отпуска Лечение

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, чрезмерное нервно-психическое напряжение могут привести к состоянию переутомления, которое характеризуется резким развитием тормозных процессов, что приводит к неодолимому чувству усталости. Оно сопровождается чувством усталости до начала работы, отсутствием интереса к ней, апатией, повышенной раздражительностью, снижением аппетита, головокружением и головными болями (таблица 8.2).

Наблюдаются также и объективные признаки, как снижение веса, расстройства пищеварения, повышения сухожильных рефлексов, потливости, пульса, артериального давления. При выраженной и тяжелой степени переутомления снижается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, так как оно связано со способностью центральной нервной системы к длительной работе с перегрузками, что в конечном итоге может привести к запредельному торможению в ее корковых и подкорковых структурах.

Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.

Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении определенной работы функций организма, называются восстановительными. Во время выполнения работы преобладают ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов можем происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособности.

Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:

Устранение нарушений в системах нейрогуморального регулирования;

Выведение продуктов распада, образовавшихся в результате проведенной работы в тканях и клетках организма;

Выведение продуктов распада из внутренней среды организма.
Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).

Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельности. Активный отдых является основой организации отдыха в сфере умственной деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905), который показал, что явно выраженное ускорение восстановления работоспособности утомленной конечности происходит не при ее пассивном отдыхе, а при работе в период отдыха другой конечностью.

К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, физкультминутки, микропаузы активного отдыха.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы необходимо включать упражнения на все группы мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносилось. Ежедневный комплекс утренней гигиенической гимнастики, дополненный водными процедурами - эффективное средство закаливания организма, поддержания работоспособности.

Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Физкультурная пауза проводится для снижения утомления в процессе умственной деятельности. Она состоит из 5-7 упражнений и проводится от 5 до 10 минут в период начинающегося утомления.

Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной паузы:

1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.

2-е упражнение - наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4 раза.

3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.

4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.

5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.

6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.

7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.

Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений, выполняемых в течение 1 -2 минут. Физкультурные минутки могут быть общего и локального воздействия, они применяются в течение учебного дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 раз и более).

Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс (В.Н. Носарь):

1-е упражнение - потягивание.

2-е упражнение - приседания, выпады или прыжки.

3-е упражнение - на координацию движений.

Микропаузы активного отдыха являются самой короткой формой физической культуры в режиме учебного труда студентов, длительность, которой 20-30 секунд. В микропаузах используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движения) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражнения, ходьба. Они применяются многократно, по мере необходимости, индивидуально.



Утомление организма – это своеобразное физиологическое состояние, которое возникает вследствие слишком активной деятельности. Переутомление организма выражается в уменьшении работоспособности и снижением жизненного тонуса. Требуется полноценное восстановление организма, чтобы вернуться к обычному образу жизни.

Как проявляется утомление?

Иногда в качестве синонима к термину «утомление» употребляется слово «усталость». Однако эти определения не являются равнозначными, так как усталость – это только субъективное ощущение, которым проявляется утомление.

Определяется физическое и умственное (психическое ) утомление . Умственное переутомление выражается, в первую очередь, уменьшением продуктивности интеллектуальных усилий, рассеиванием внимания. При физическом переутомлении нарушаются функции мышц.

Медиками определяются субъективные и объективные признаки утомления. Наиболее ранним признаком является чувство усталости, желание спать. Физическое переутомление различной степени выражается у взрослых и детей уменьшением мышечной выносливости и силы, нарушенной координацией движений. Для выполнения определенных действий человеку, у которого отмечаются симптомы переутомления организма, требуется затратить намного больше энергии.

Начальные признаки переутомления организма при умственном труде выражаются проблемами с памятью, невозможностью быстро переработать информацию, сосредоточиться на решении главных вопросов и т.п. Причины переутомления в таком случае связаны с продолжительным и активным умственным трудом, как это, к примеру, такое бывает у учащихся перед экзаменом. Основные физиологические причины переутомления физического характера – перенапряжение организма. Например, такое состояние может возникнуть у спортсмена, у водителя после продолжительного рейса и т.д. В некоторых случаях после очень тяжелых нагрузок одновременно наблюдается и физическая, и психическая формы утомления.

Утомление может быть связано и со спецификой труда: оно наступает скорее, если человек работает монотонно, в одинаковой позе, и при этом у него напрягаются одни и те же мышцы. Из-за ложного ощущения комфорта впоследствии после работы в статической позе могут появиться внешние признаки усталости.

Если состояние переутомления регулярно отмечается у человека и мешает ему вести полноценную жизнь и активно трудиться, следует обязательно пойти на прием к врачу с просьбой объяснить, каковы причины утомления актуальны в вашем случае, и что нужно делать, чтобы избавиться от этого состояния.

При неполноценном отдыхе или при постоянных очень сильных нагрузках возникает хроническое физическое и нервное переутомление. Специалисты склонны различать также умственное и психическое утомление человека. У людей молодого возраста постоянные умственные перезагрузки и состояние утомления провоцируют развитие . Очень часто так выражается утомление школьников. У тех, кто склонен к постоянным душевным волнениям и тревоге, проявляется психическое переутомление.

Учитывая тот факт, что работоспособность и утомление тесно связаны, следует обязательно обращать внимания на признаки такого состояния и принимать необходимые меры. Если очень часто отмечается быстрое утомление, и восстановление не происходит даже после отдыха, стоит пойти на консультацию к специалисту.

Родители обязательно должны иметь четкое понятие об утомлении и переутомлении у детей, чтобы не упустить первую степень переутомления и постараться помочь ребенку. У дошкольников и учеников младших классов сильное переутомление развивается быстрее, чем у взрослого человека. Это состояние иногда наступает просто вследствие многочасового сидения за партой, слишком больших ежедневных нагрузок и т.п. Хроническое переутомление у детей выражается рядом признаков. Ребенок становится рассеянным, невнимательным, теряет усидчивость, нарушает дисциплину во время уроков. В некоторых случаях у ребенка может даже появиться температура от переутомления, отмечается слабость, головные боли, разбитость. Очень часто дополнительное лечение переутомления требуется детям, которые недавно принесли какое-либо заболевание. Но следует учесть, что такое состояние может являться также предвестником болезни.

Почему проявляется утомление?

Таким образом, основными причинами переутомления являются серьезные физические, умственные и эмоциональные нагрузки, неправильное питание, дефицит сна и полноценного отдыха, сложность адаптации к определенным условиям, и др.

Утомление наступает у человека вследствие продолжительной или слишком напряженной деятельности. Утомление при работе проявляется вследствие разных видов деятельности: организм переутомляется как при статической работе, так и при динамической работе. Физическое утомление развивается при мышечной работе, умственное – при активной интеллектуальной деятельности. К переутомлению приводит монотонная деятельность, однообразие действий. У человека появляется желание оставить работу либо уменьшить степень нагрузки. При мышечных нагрузках человек переутомляется, так как в его мышцах уменьшается запас энергетических веществ и в то же время накапливаются продукты распада. Соответственно, отдых позволяет избавиться от молочной кислоты (продукт распада) и восстановить нормальную работу скелетной мышцы и других мышц. Нормальное состояние и работа мышц быстрее наступает при активном отдыхе.

Если состояние усталости постоянно преследует человека, с вопросом «объясните, каковы причины усталости мышц», следует обязательно обратиться к доктору. Специалист проведет предварительное обследование, которое позволит определить, что постоянное утомление связано с какой-либо конкретной причиной. К тому же врач расскажет, какой должна быть профилактика переутомления в будущем.

Причинами утомления нервно-психического характера может быть продолжительная умственная работа, плохие условия труда, эмоциональные перегрузки, шум, физические заболевания. Если в состоянии переутомления человек продолжает работать, то постепенно у него развивается истощение , которое может быть как острым, так и хроническим. Часто истощение обеих форм отмечается у спортсменов, которые активно готовятся к соревнованиям.

Важно понимать, что утомление может являться симптомом серьезных заболеваний – , гепатита С , онкологических недугов , рассеянного склероза , и др. Поэтому крайне важно пройти полноценное обследование и определить, является ли состояние здоровья человека нормальным. Во время консультации врач обязательно обращает внимание как на некоторые субъективные показатели (усталость, общий дискомфорт), так и на объективные признаки (потеря веса, учащение пульса, колебание артериального давления)

Как избавиться от переутомления?

Чтобы избежать переутомления, человек, прежде всего, должен очень внимательно относиться к собственному здоровью и «прислушиваться» к сигналам организма об усталости и недомогании. Любые виды физического утомления нельзя оставлять без внимания. Если человек регулярно испытывает утомление при физической нагрузке, необходимо снизить ее интенсивность и жизненный темп в целом, так как впоследствии может развиться физическое переутомление, ведущее к истощению.

Чтобы предупредить утомление, важно рационально организовывать работу, чередовать активный труд с отдыхом, обустроить рабочее место так, чтобы трудиться на нем было максимально удобно.

Специалисты утверждают, что предупредить переутомление более эффективно позволяет активный отдых. Человеку необходимо постоянно чередовать умственный труд с физической работой или упражнениями. Днем важно делать полноценный обеденный перерыв и не заниматься в это время работой.

Следует помнить о том, что организм скорее переутомляется при статической деятельности мышц, то есть когда они постоянно пребывают в состоянии напряжения. Чтобы не допустить этого, важно чередовать статическую и динамическую работу мышц, периодически находить время на отдых.

Если человек чувствует первые признаки усталости при физическом или умственном труде, ему необходимо обязательно обратить на это внимание полноценно отдохнуть, переключить свое внимание на другие виды деятельности. Нельзя допускать хронического переутомления.

Если человек часто утомляется, чувствует себя разбитым, ему можно попробовать применить некоторые рецепты народной медицины , позволяющие привести организм в норму и повысить общий тонус. Благоприятное воздействие на организм оказывает чай с медом и молоком, отвары мяты, листьев брусники. Рекомендуется также готовить чаи и настои из корня солодки, эхинацеи. Рекомендуется пить гранатовый и виноградный соки, а также свежеприготовленные соки из свеклы и моркови. Важно как можно больше времени находиться на свежем воздухе, обратить внимание на питание, ввести в рацион овощи, фрукты, ягоды.

Благоприятное воздействие на организм при переутомлении оказывают водные процедуры . Вечером можно принять расслабляющую ванну или сделать контрастную ванночку для ног (поочередно опускать ноги то в холодную, то в горячую воду). Утром желательно делать обтирания холодной водой, а закаленные люди могут практиковать обливание. Эффективно восстанавливает силы ванна с экстрактом хвои, с эфирным маслом из сосновых игл.

Профилактика утомления детей дошкольного возраста состоит, в первую очередь, в налаживании оптимального режима дня для ребенка. И у маленьких детей, и у школьников должен быть полноценный сон, нормальное питание, включающее полезные для организма блюда. Родителям нужно тщательно следить за тем, насколько адекватна нагрузка ребенка. Чтобы избежать зрительного и мышечного переутомления, школьнику важно чередовать виды деятельности, периодически отдыхать от занятий. Меры профилактики переутомления у детей предусматривают, что у ребенка-дошкольника занятия не должны продолжаться более 15-20 минут, а младший школьник должен отдыхать от активных умственных нагрузок каждые полчаса. Нельзя допускать, чтобы ребенок много времени проводил перед монитором, так как есть риск развития так называемого компьютерного зрительного синдрома . Утомление, его виды и профилактика у ребенка – это важная тема, о которой следует поговорить с педиатром и прислушаться к его советам.

Обновление: Декабрь 2018

Постоянную усталость, апатию, снижение работоспособности списывают на смену погоды, недосыпание, недостаток витаминов. Врачи утверждают: хроническое переутомление – прямая дорога к депрессии и снижению иммунитета. Рассмотрим переутомление подробно: причины, симптомы и лечение. Расскажем, как не запустить себя и быстро восстановить силы.

Под переутомлением раньше понимали состояние, связанное с длительным отсутствием полноценного отдыха. Сегодня переутомление рассматривается как реакция организма на постоянные или чрезмерные раздражители психического, умственного, физического характера.

Несоответствие тяжести и продолжительности работы и времени отдыха запускает этот процесс. Неблагоприятные бытовые условия, постоянный стресс, плохое питание усугубляют, закрепляют состояние.

В зависимости от причин выделяют физическое, нервное, умственное переутомление: два последних вида схожи по проявлениям и часто сопровождают друг друга. Возможен вариант, когда развивается и физическое, и умственное переутомление со смешанной симптоматикой.

Усталость – это физиологическое состояние организма, а переутомление – патологическое!

Утомление

Переутомлению предшествует утомление, симптомы которого являются сигналом для человека. Утомление является сдвигом в психофизиологическом состоянии организма и приводит к временному снижению эффективности труда. Усталость от небольших нагрузок, сниженная работоспособность, смена настроения, более длительное время на восстановление и отдых говорят об утомлении. Пора прекратить выполнение работы, снизить интенсивность, сделать перерыв.

Физическое переутомление

Развивается постепенно. Сначала возникает легкая усталость, неинтенсивный болевой синдром в мышцах. Симптомы остаются незамеченными, человек продолжает физический труд или занятия спортом, не снижает нагрузку, что приводит к разгару физического переутомления.

Симптомы физического переутомления:

  • постоянное чувство усталости, после сна, отдыха, массажа;
  • нарастающая боль в мышцах: в покое, при напряжении;
  • беспокойный сон: пробуждение без причин, трудности с засыпанием;
  • нарушение эмоционального фона: апатичность, вялость либо раздраженность;
  • дискомфорт, болезненность в области расположения сердца;
  • тахикардия;
  • снижение аппетита;
  • белый налет на языке;
  • дрожь высунутого языка;
  • снижение массы тела;
  • у женщин – нарушение менструального цикла.

Симптомы переутомления проявляются на работе. Полноценно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности не получается.

Лечение

Доступные средства и методы, ускоряющие восстановление при переутомлении.

Баня

Древнерусский способ устранить усталость, восстановиться после тяжелого физического труда, повысить работоспособность, укрепить иммунитет. Кратность – 1-2 раза в неделю, после сеанса – массаж. Нельзя посещать баню сразу после нагрузки, при плохом самочувствии, острых заболеваниях и ряде других противопоказаний.

Ванны

Вода помогает «смыть» усталость и тяжелое бремя прожитого дня.

  • кислородная ванна . Показана при физическом переутомлении, после травм, при болезнях опорно-двигательного аппарата. Время процедуры — 7 минут, на курс – 15 процедур, ежедневно;
  • вибрационная ванна . Активирует защитно-восстановительные механизмы, кровообращение, стабилизирует метаболизм, устраняет усталость в мышцах. Время процедуры – 3-5 минут, на курс – 15 процедур, ежедневно;
  • жемчужная ванна (с пузырьками воздуха, проходящими под большим давлением, температура воды 37 С). Способствует расслаблению, устраняет нервное напряжение. Время процедуры – 10 минут, на курс – 10-15 процедур;
  • хвойная ванна . Оказывает успокоительное действие, устраняет физическое переутомление. Время процедуры – 10 минут, 2 раза в неделю, можно регулярно;

Душ

Если совсем нет времени ходить на лечебные ванны, поможет обычный душ:

  • горячий душ с температурой воды + 45 С оказывает тонизирующий эффект;
  • теплый дождевой душ успокаивает, освежает, устраняет мышечные боли;
  • каскадный душ повышает мышечный тонус;
  • контрастный душ поддерживает работоспособность организма, ускоряет восстановление.

Массаж

Универсальная процедура, положительно действующая на центральную и периферийную нервную систему, сердце, сосуды, пищеварение, обмен веществ. Продолжительность массажа: 10 минут на каждую ногу, 10 минут на спину и шею, 10 минут на верхние конечности, 10 минут область живота и грудь.

Что делать, если времени на все эти процедуры нет?

  • Устранить сверхнагрузки, не отказываться от привычных физических занятий полностью. Сменить деятельность, взять кратковременный отпуск.
  • Ежедневно гулять на свежем воздухе.
  • Максимально устранить нервное напряжение (не жить чужими проблемами, не нервничать по пустякам и т.д.) см. ;
  • Пересмотреть рацион: насытить меню фруктами, овощами, зеленью, нежирными сортами мяса.

Умственное переутомление

Часто трактуется, как обычная усталость. Люди берут отпуск, уезжают на море, но состояние не улучшается. К состоянию приводит:

  • непрерывная работа за компьютером (более 8 ч в сутки);
  • периоды повышенных умственных нагрузок (отчетный период и т.д.);
  • большой объем информации, поступающей за короткое время;
  • нахождение в состоянии стресса;
  • неудовлетворенность работой, зарплатой и др.

Симптомы:

Первичные Вторичные
Периодические головные боли без причин Ухудшение памяти, рассеяность
Ощущение усталости даже после сна Болезненность подмышечных и шейных лимфорузлов
Бледный, серый цвет лица Повышение температуры тела
Синюшные пятна под глазами Депрессия, изменение настроения
Колебания артериального давления Боли в животе
Покраснение склер глаз (основной симптом переутомления от компьютера) Ухудшение аппетита, снижение веса
Проблемы с засыпанием Бессонница, потливость по ночам

Усугубление состояние сопровождается рвотой, тошнотой, выраженной раздражительностью, нервозностью, потерей концентрации внимания, нарушением памяти. Отмечаются частые ОРЗ и ОРВИ.

Выделяют 3 стадии развития умственного переутомления:

  • Легкая. Проблемы с засыпанием даже при сильной усталости, чувство усталости после ночного сна, снижение физической, умственной работоспособности.
  • Средняя . Добавляются: тяжесть в области сердце, тревожность, быстрая утомляемость. Дрожание рук при небольшой физической нагрузке. Тяжелый сон с частыми пробуждениями, кошмарные сновидения. Расстройства в работе пищеварительной системы: снижение аппетита, побледнение кожи лица, покрасневшие склеры глаз. У мужчин — снижение полового влечения, потенции. У женщин – нарушение менструального цикла.
  • Тяжелая . Проявляется неврастения – повышенная возбудимость, раздражение, отсутствие сна в ночное время, сонливость в дневное время, нарушение работы всех органов и систем.

2 и 3 стадии переутомления требуют лечения.

Лечение

Главный принцип лечения — снижение нагрузок всех видов, приведших к состоянию. Как восстановиться от умственного переутомления?

  • Первая стадия. Полноценный отдых 1-2 недели, включающий пешие прогулки на свежем воздухе, правильное питание. Помогут расслабляющие ванны, сеансы ароматерапии (мята, ). По прошествии этого срока можно понемногу добавлять интеллектуальные и физические нагрузки, исключая сверхнагрузки. Восстановление происходит за 2 недели.
  • Вторая стадия . Полный отказ от любой интеллектуальной деятельности: работ с документами, отчетами, проектами. Полезны расслабляющие аутотренинги, массаж, отдых в санатории. Восстановление происходит за 4 недели.
  • Третья стадия . Госпитализация в специализированное медицинское учреждение: профилакторий или профильный санаторий. Первые 2 недели – отдых и расслабление, последующие 2 недели – активный спорт. Интеллектуальные нагрузки можно вводить по прошествии 4 недель очень дозированно. Полное восстановление занимает 4 недели.

При развитии первых признаков умственного переутомления не надо ждать прогрессии. Возьмите небольшой отпуск на 2-5 дней, смените вид деятельности, займитесь активным отдыхом, аутотренингом. Подходят и другие способы расслабления: теплая ванна, йога, отдых на природе. Откажитесь от кофе, алкоголя, нормализуйте режим бодрствования и отдыха, полноценно питайтесь. Важно наладить половую жизнь.

Нельзя назначать себе лекарственное лечение: это может ухудшить состояние, т.к. при умственном переутомлении медикаментозная терапия не показана. Лекарственные средства назначаются в тяжелых случаях, при развитии выраженной депрессии, невроза.

Нервное переутомление

Стрессы, эмоциональные перегрузки, негативные эмоции не проходят бесследно для организма и приводят к нервному переутомлению. Первые симптомы нервного переутомления:

  • не проходящая усталость;
  • бессонница ночью и сонливость днем;
  • пессимизм;
  • тревожность;
  • повышенная чувствительность к внешним раздражителям;
  • тахикардия, скачки артериального давления;
  • общие симптомы переутомления: повышение температуры, боли в ногах, руках, спине, дискомфорт в желудке и кишечнике;
  • обострение хронических болезней.

Человек становится нетерпеливым, раздражительным, тревожным, неуверенным в себе. Падает самооценка, возникают нарушения в сексуальной сфере, ухудшается память, настроение стабильно угнетенное.

В течении нервного переутомления выделяют три стадии:

  • гиперстеническая : суетливость, раздражительность, понимание, что проблема есть, но невозможность справиться с ней. Плохой контроль над эмоциями, провокация ссор и конфликтов. Головная, мышечная боль, бессонница, снижение трудоспособности;
  • раздражающей слабости : вспыльчивость, пессимистичность, тревожность. Боли в сердце, одышка, аллергические реакции;
  • гипостеническая : апатия, отсутствие интереса к жизни, подавленное настроение, безразличие.

Лечение аналогично умственному переутомлению. Важно исключить факторы, которые привели к состоянию.

Переутомление у детей

Это опасное состояние приводит к проблемам со здоровьем. Переутомлению чаще всего предшествует резкое утомление. Причины:

  • груднички: нарушение режима дня, проблемы с грудным вскармливанием;
  • дошкольники: стрессовые ситуации, неблагополучное окружение в семье, чрезмерные попытки родителей всячески развивать детей, вырастить гениев;
  • младшие школьники: физические и умственные нагрузки, перегруженность уроками, короткий ночной сон;
  • старшие школьники: гормональная перестройка, высокая интеллектуальная нагрузка, конфликты со сверстниками.

Первые симптомы переутомления у детей не выражены, что усложняет диагностику. Следует обратить внимание на:

  • капризность/плаксивость без видимых причин;
  • беспокойный сон, вскрикивания во сне, беспорядочные взмахи ногами и руками;
  • нарушение концентрации внимания при занятиях, игре.

Выделяют три стадии переутомления у детей (классификация по Косилову С.Л.):

Незначительное Выраженное Резкое
Интерес к материалу Живой интерес, дети задают вопросы Слабый. Дети не задают уточняющие вопросы Апатия, полное отсутствие интереса
Внимание Редко отвлекаются Рассеянное. Дети часто отвлекаются Слабое. Реакция на новый материал отсутствует
Поза Непостоянная. Характерны потягивание ног и выпрямление туловища Дети часто меняют позы, поворачивают голову в стороны, подпирают ее руками Дети постоянно хотят вытянуться, откинуться на спинку стула
Движения Точные Замедленные, неуверенные Суетливые, нарушена мелкая моторика, почерк

Кроме вышеперечисленного, характерны общие признаки усталости: бессонница, сонливость в дневное время, плохой аппетит, раздражительность, капризность, беспричинные страхи, слабость и головные боли. Дети теряют интерес к учебе, отстают. Часто присоединяются психоэмоциональные нарушениях: неприятная мимика, кривляние, передразнивание окружающих, агрессия. Очевидные симптомы переутомления у подростков: начинают огрызаться, грубить, игнорируют замечания, просьбы взрослых.

Лечение переутомления у детей

Если своевременно не начать корректировать это состояние, все может перейти в невроз, вегетососудистую дистонию, бессонницу. Нужен комплексный подход, лучше обратиться к педиатру и психологу, которые назначат сеансы аутотренингов, психотерапии, массажа, витаминные препараты. Параллельно следует:

  • скорректировать питание . Никакого фастфуда, питание полноценное и регулярное;
  • увеличить посильные физические нагрузк и: спорт, плавание, лечебная физкультура;
  • чаще бывать на воздухе : активные прогулки по 1,5-2 часа в день.

Профилактика переутомления

Переутомление – не болезнь, но подход одинаков: его проще предупредить, чем потом корректировать. Придерживаясь простых рекомендаций, вы сможете оставаться активным в течение года, а для восстановления сил будет достаточно трудового отпуска.

  • Полноценно отдыхайте в выходные дни.
  • Не перегружайте мозг телевизором, тяжелой музыкой, чужими проблемами.
  • Меняйте деятельность: если основной труд физический, дома не пренебрегайте книгами, и наоборот.
  • Занимайтесь посильным спортом: пешие прогулки, пробежка, утренняя зарядка, бассейн, велосипед.
  • Посещайте расслабляющие процедуры: баню, сауну, бассейн, массаж.
  • Не принимайте алкоголь при первых признаках переутомления. Вместо расслабления вы собственноручно внесете в организм токсичные вещества и усугубите ситуацию.

Тщательно продумывайте отдых. Хочется успеть все и сразу. Но если выпадает 3-4 выходных, лучше выехать за город с семьей, отдохнуть на природе, нежели уезжать за границу за новыми впечатлениями.

Родители должны обеспечить:

  • поступление свежего воздуха в жилье : регулярное проветривание помещений;
  • ежедневные прогулки : вне зависимости от погоды, даже если на улице дождь, можно дышать свежим воздухом под навесом;
  • полноценное питание : побольше овощей, фруктов, зелени, натуральных мясных и молочных продуктов;
  • спокойное времяпровождение перед сном : чтение книги, складывание пазла, разукрашивание;
  • соблюдение режима дня : ночной сон у ребенка должен составлять не менее 9-10 часов.

Зная симптомы переутомления, современные подходы к лечению и профилактике, легко предупредить переход пограничного состояния в заболевание. Если не лечить, острое состояние перейдет в хроническое переутомление – нервное или физическое истощение, симптомы которого более серьезны. Возникают осложнения социального характера, проблемы со здоровьем, коммуникацией. Сильно страдает качество жизни, возможны длительные серьезные заболевания.

Относитесь к переутомлению серьезно – это не просто усталость, а затянувшееся патологическое состояние, которое может привести к болезни. Соблюдайте режим дня, чередуйте периоды активности и отдыха, избегайте переработок и перегрузок.

Переутомление – это состояние, с которым может столкнуться каждый современный человек. Многие с иронией относятся к этому заболеванию, и, столкнувшись с ним, очень часто не обращают на него внимание. Хотя врачи уже давно внесли его в классификацию болезней. И стоит заменить, как и другие заболевания, умственное переутомление имеет собственные причины, симптомы и возможные последствия. Самыми явными причинами, вызывающие это заболевания являются: тяжелый труд, отсутствие отдыха, неблагоприятные условия труда, неправильный образ жизни и питания.

Какие симптомы у данного недуга

Как известно, умственное переутомление может быть трех стадий, и симптомы проявляются в зависимости от стадии этого состояния. Но все же существуют общие объективные признаки, с помощью которых можно определить степень заболевания.

  • постоянная , которая не проходит после ночного отдыха;
  • головные боли без явных тому причин;
  • покраснение глаз;
  • изменение цвета лица, синяки под глазами, отеки;
  • неспособность заснуть при усталости, особенно в утреннее время;
  • повышение и понижение артериального давления;
  • повышенная раздражительность и нервность;
  • потеря концентрации, ухудшение памяти, рассеянное внимание;
  • тошнота, рвота.

Но стоит помнить, что полностью полагаться на эти признаки для определения точного диагноза - нельзя, так как это может свидетельствовать и о других заболеваниях. Например, за резким , тошноте, головных болях, покраснении глаз может скрываться гипертония или другие заболевания сердечно-сосудистой системы.

Лечение умственного переутомление с помощью ароматерапии

При лечении этого заболевания очень часто применяют эфирные масло, так как они способствуют повышению мозговой активности, и помогают предотвратить последствия умственной усталости. Но ни в коем случае нельзя злоупотреблять эфирными маслами. Очень многим они помогает в критической ситуации, когда человеку нужна ясная голова. Их можно использовать время от времени, когда действительно требуется быстрая помощь. Но лучше всего делайте перерывы в работе, находите пару минуток для отдыха.

Базилик, мята, розмарин – этих три масла чаще всего используют в этих целях. Если вы проснулись уставшим и не выспавшимся, сделайте ванну и добавьте в воду 6 капель розмарина – это поможет вам перед тяжелым рабочим днем. А ромашку лучше всего пить в виде чая, и постарайтесь поменьше пить кофе и крепкого чая.

В чем проявляется умственное утомление, его стадии

Это состояние организма бывает 3 стадий, поэтому тщательно разобрав каждую, можно выяснить в чем проявляется умственное утомление. Начиная с самой легкой – первой стадии и заканчивая самой тяжелой – третей.

I стадия характеризируется субъективными признаками, такими как нарушение сна (трудности при засыпании, частые пробуждения и сильная усталость после ночного отдыха), отсутствие аппетита. На этой стадии утомление также может проявляться в не состоянии справиться с психическими или физическими нагрузками.

Во II стадии объективные симптомы очень хорошо выражены, что приносит дискомфорт и снижает качество жизни. К предыдущим симптомам на I первой стадии присоединяются: быстрая утомляемость, тягостные ощущения в сердце, после физической нагрузки могут появляться спазмы или дрожание конечностей. Дело в том, что именно на этой стадии начинают происходить изменения практически всех органов организма. Сон начинает ухудшаться, не приносит облегчение, что связано с кошмарами, пробуждениями и т.д. А если ко всему прочему добавить , то заснуть точно не удастся.

Но стоит заменить, что могут происходить всплески работоспособности, например ранним утром или в период вечернего отдыха.

Также этой стадии характерно нарушение обмена веществ, вследствие чего происходит снижение веса. У человека может без причины как понижаться, так и . Присутствует нездоровый внешний вид, побледнение лица, синяки под глазами, посинение губ и мраморная кожа. Стоит упомянуть, что в интимном плане у мужчин страдает сексуальная функция, а женщинам характерна задержка месячных а также ее прекращение.

III стадия – самая тяжелая и проявляется неврастенией. Человек на этой стадии страдает повышенной возбудимостью, постоянной усталостью, сильная бессонница, которая вызывает сонливость в дневное время. Работа органов значительно нарушена, поэтому переутомление II и III стадии нужно лечить, так как человек выбивается из нормальной жизни на долгое время.

Методика лечения различных стадий

Самое главное правило при лечении умственной усталости – снизить все виды нагрузки, которые все это время воздействовали на организм больного человека. На I стадии лечение происходит с помощью уменьшения психоэмоционального воздействия. Человек должен соблюдать режим дня, исключить интеллектуальную нагрузку и значительно снизить физическую нагрузку. Такое лечение займет от 2-4 недель, затем следует постепенно вводить интеллектуальные нагрузки, на восстановление человеку понадобиться примерно столько же времени 2-4 недели.

Что касается II стадии , то здесь человеку необходим отдых от повседневной деятельности, который должен длиться 1-2 недели. Он должен включать в себя активный отдых, например прогулки на свежем воздухе, аутогенные тренировки и массаж. Затем в течение 1-2 месяцев нужно вводить обычный режим работы, только стоит помнить, что что на протяжении всего времени больной должен придерживаться правильного режима дня.

Лечение III стадии переутомления должно происходить в специальной клинике в течение 2 недель, где человек сможет полностью расслабиться, после чего такой же период времени нужно выделить на активный отдых. После этих двух стадий лечения на протяжении 2-3 месяцев должен происходить постепенный этап возврата в нормальную жизнь.

Утомление – это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности в результате проведенной работы. Это своего рода диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических веществ.

Состояние утомления проявляется в замедлении процесса утомления связано с ощущением усталости. Утомление служит естественным сигналом возможного истощения организма и одновременно предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Вместе с тем утомление является также и стимулятором, мобилизующим резервы организма и обеспечивающим рост функциональных возможностей организма.

Утомление бывает острым и хроническим, т.е. может проявляться в короткий промежуток времени и носить длительный характер; общим и локальным, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом или какой-то в отдельности (определенной группы мышц, какого-либо анализатора и т.п.). Различают две фазы развития утомления: компенсированную (за счет подключения энергетических резервов организма) и некомпенсированную (когда резервные возможности организма исчерпываются и работа продолжается за счет силы воли).

К причинам, вызывающим умственное утомление студентов, можно отнести следующее:

Загруженность интеллектуальной сферы, высокая мобилизация высших процессов психической деятельности человека: внимания, памяти, мышления;

Нахождение длительное время в закрытых помещениях, в соблюдении определенной рабочей позы, в ограничении подвижности;

Высокие требования к самоорганизации и самоподготовке;

Ощущение недостатка времени;

Торопливая еда;

Условия проживания и межличностные отношения;

Анатомо-физиологические особенности организма, рост и развитие которого завершается в студенческие годы.

Степень развития утомления в процессе умственного труда можно определить по некоторым внешним признакам (таблица 8.1).

Таблица 8.1 – Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А. Косилову)

наблюдения

Утомление

Незначительное

Значительное

Внимание

отвлечения

Рассеянное, час-тые отвлечения

Ослабленное; реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют

Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула

Движения

Неуверенные, замедленные

Суетливые дви-жения рук и пальцев (ухудшение подчерка)

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задавание вопро-сов

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутст-вие интереса, апатия

К ним относятся бледность кожных покровов и слизистой оболочки, особенно заметная на лице, расслабленность и вялость движений, сгорбленность позы или «развалка» в позе сидя, неуверенность и нерешительность в действиях, повышенный тремор (дрожание) конечностей и др.

В учебной работе утомление проявляется в замедленном темпе выполнения учебных заданий, в увеличении количества ошибок, в росте числа отвлечений от дела.

Внешние психофизические симптомы поведения при утомлении проявляются в виде общей заторможенности и угнетенности.

Умственное утомление в подавляющем случаев дает картину угрюмости, отчужденности и флегматичности.

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, чрезмерное нервно-психическое напряжение могут привести к состоянию переутомления, которое характеризуется резким развитием тормозных процессов, что приводит к неодолимому чувству усталости. Оно сопровождается чувством усталости до начала работы, отсутствием интереса к ней, апатией, повышенной раздражительностью, снижением аппетита, головокружением и головными болями (таблица 8.2).

Наблюдаются также и объективные признаки, как снижение веса, расстройства пищеварения, повышения сухожильных рефлексов, потливости, пульса, артериального давления. При выраженной и тяжелой степени переутомления снижается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, так как оно связано со способностью центральной нервной системы к длительной работе с перегрузками, что в конечном итоге может привести к запредельному торможению в ее корковых и подкорковых структурах.

Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.

Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении определенной работы функций организма, называются восстановительными. Во время выполнения работы преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов может происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособности.

Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:

Устранение нарушений в системах нейрогуморального регулирования;

Выведение продуктов распада, образовавшихся в результате проведенной работы в тканях и клетках организма;

Выведение продуктов распада из внутренней среды организма.

Рациональное сочетание нагрузок и отдыха – необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов.

Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).