Тайны и мифы о «бесноватом святом. Жизнь Григория Распутина

Раздавишь - вонять будет. И порешил: моя дорога к почести - через бабу”.

В Госархиве с 20-х годов хранится документ, обозначенный как дневник Распутина. Как он туда попал и в каком точно году, неизвестно. Спустя 80 лет хранения дневник Распутина выходит отдельной книгой.

У историков есть сомнения в подлинности дневника Распутина; но это едва ли не лучший способ узнать интереснейшие подробности о жизни и характере “святого черта”, “старца”, который называл Николая II Папой, императрицу Александру - Мамой, влиял на важнейшие государственные дела и вертел, как хотел, историей России. “МК” публикует отрывки из записей Григория Распутина.

История - дама с капризами: много лжет. Дневник Распутина перекликается с “Дневником Анны Вырубовой, фрейлины императрицы”. Рассказывает один из публикаторов дневника Распутина - кандидат исторических наук Даниил Коцюбинский:

Дневник Вырубовой был опубликован в 1927-1928 гг. и разоблачен экспертами как подделка. Для человека, который знаком с историей той эпохи, очевидно, что дневник Вырубовой резко контрастирует с ее слогом и личностью. А дневник Распутина прекрасно коррелируется с нашим представлением о Григории: звучание, речевые особенности, восприятие себя “старцем”. Он любил диктовать - на него работали несколько секретарей и редакторов, включая императрицу. Это были духовные наставления с автобиографическими компонентами. Распутин, относившийся к своей личности в высшей степени серьезно, понимал себя как посланец неба и стремился зафиксировать свое бытие. Не упускал Распутин случая прихвастнуть и своим влиянием на “большие дела”: “Меня царским лампадником зовут. Лампадник маленькая шишка, а какие большие дела делает!” На одной из страниц стоит подлинная подпись Распутина, но это тоже могло быть сфальсифицировано. Даже если этот документ прошел через руки сочинителей, в нем много реальных фактов. В нем запечатлелся наиболее живой образ Распутина, Николая II и Александры Федоровны. Итак, читаем записки...

Как стал исцелять

(…) Роду я - малого, бедности - большой. Одним словом, жук навозный… На разбойное дело не гожусь. Не пойду на злое: у меня завсегда к человеку - жалость большая… Да и что - человек? Клоп. Раздавишь - вонять будет. И порешил: моя дорога к почести через бабу. Как решил, так и действовать по плану стал.

Русский мужичок, хоча и в бедности и в убожестве, а все ж - побубнить любит. Мужик умишко свое завсегда щекочет. Мы - духом бунтари. Яму мало сходить в церковь - лбом пол морочить. Яму особого Бога дай и то он, Бог-то, туманный и заковыристый... Тело - оно ему милее. А через кого мужик Бога ищет? Всего больше через бабу. Потому в бабе - дух живее. Шуму она боле делает. А без шуму - ни Бога, ни почести не сделать! А уже пошуметь бабы всегда могут. Только свистни, она враз откликнется. За собой - деревню поведет. И вера в ней мягкая… Ветром носится… Как я до этой мысли дошел - так и стал действовать через женщин. Вот.

Куда идти мне?
После того, как я неведомой силой был поднят на небо, я стал помышлять о том, что меня избрал Господь не для игрищ бесовских; а для какого-то неведомого дела. И стал мыслить о том, кому свою силу отдать? Во что и для чего?

Шел это я утром рано улицей. Вижу, у дверей церковной паперти сидит женщина с младенцем на руках и горько плачет. Я к ней: “Об чем плачешь?” - “Горе, - грит, - у меня - муж помирает...” - “Веди, - говорю, - к болящему, помогу, чем смогу”.

Привела. (…) Я ему ноги растер, спину растер. Дал ему крест, сказал: “Приложись к кресту и вставай, и - иди с Богом. Тебе работать надо, детей кормить”. Встал и пошел...

С этого дня стал мне народ в ноги кланяться. Христовым сыном величать. И пошла обо мне слава большая. Всюду только и разговору, что про мои чудодеяния. Особенно обо мне много говорили женщины. Их всего сильнее нужда бьет - и потому они всего скорее верят в божественное. И имя Григория разнеслось повсюду: куда дует ветер, куда залетает птица , куда несется волна - туда неслась сказка про нового пророка Григория. (…)

Откуль у человека божественная сила берется? И не глядел я на женщин и не думал о них, ибо был сыт лаской. И никогда я об этом не думаю.

Пришло - закружило… Прошло - стошнило… Придет, закружит и отпустит, и нет в этом для меня ни греха, ни радости. Ибо сие не от меня исходит и не волен я против этого бороться. Вот.

И подходит это ко мне отец Афанасий. Лицо, как сапог вычищенный, лоснится, из глаз слеза каплет. (…) “Вот, - говорит, - слушай. Из головы это у меня не отходит, как ты сказал: “Я - сам от себя!” Вижу сила большая в тебе”. Я молчу.

“Ну… сила, говорю, большая. А большому кораблю - большое плавание”. Я молчу, а чувствую, как в жилах у меня кровь переливается. “Что это, - думаю, - дьявол-искуситель, или сама судьба ко мне пришла?” Гляжу на него и - шепчу: “Да... сила большая. Решился так, что мне в столицу надо”. - “Куда?” - “Туда, где большие бояре царские, где царь-батюшка и царица-матушка”, - а… у меня в ушах звон. “Повезу тебя в Петербург, - говорит, - повезу - будешь в золоте ходить. Помни тогда своего благодетеля”. (…)

Так он и свез меня.
И было это под Зимняго Николу. Помню это, никогда мне этого дня не забыть… Потому с этого дня моя судьба повернулась, как поворачивается подсолнух к солнышку. Повели это меня к отцу Феофану. Подошел я к нему под благословение. Впилися в глаза мы: я - в него, он - в меня… И так-то у меня на душе легко стало. Будто не я к нему за ключами, а он ко мне. “Гляди, - думаю, - меня не переглядишь… Моим будешь! Будешь, будешь!” И стал он моим.

Не то благоденствую, не то уживаюсь… не то скучаю… (…) Понял я, что моей мужицкой свободе - конец пришел. Что будут они все со мной в мужичка играть, а что мне их, господ, их хитрости постигнуть надо, а не то мне скоро - крышка, капут. Тут-то и разбилась моя дорога в два конца.

Мама
Мама - это ярый воск. Свеча перед лицом всего мира. Она - святая. Ибо только святые могут вынести такую муку, как она несет. Несет она муку великую потому, что глаз ее видит дале, чем разумеет. Никакой в ней фальши, никакой лжи, никакого обману. Гордость - большая. Такая гордая, такая могучая. Ежели в кого поверит, так уж навсегда обманешь ее.

Отойдет от нее человек, а она все свое твердит. “Коли я в него верила, значит, человек стоящий”. Вот.

Такая она особенная. Одну только такую и видел в своей жизни. И много людей видал, а понятия об ей не имеют. Думают, либо сумасшедшая, либо же двусмыслие в ней какое. А в ней особенная душа. И ей, в ее святой гордости, никуда, окромя мученичества, пути нет.

Папа
Папа… что ж, в нем ни страшного, ни злобного, ни доброты, ни ума… всего понемногу. Сними с него корону, пусти в кучу - в десятке не отличишь. Ни худости, ни добротности - всего в меру.

А мера куцая - для царя маловата. Он от нее царскую гордость набирает, а толку мало. Петухом кружится. И тот мучается. Только у него все иное… Все полегче… одначе чувствует: не по Сеньке шапка.

15.03. - Год 15.
“Дорогая моя Мама! Подумай над всем, что я тебе пишу! Твоя вся жизнь - в твоем Солнышке. Потому без него какая тебе радость? Зачем строить гнездо, если знаешь, что его ветром снесет? Так. Для сохранения всего - не только гнезда, но всего леса, надо по убрать тех, кто этот лес с трех концов поджег. А кто сии поджигатели: с одного конца Гучков с своей партией - он, ты уже мне поверь - он над разбойниками - разбойник. Он не токмо гнездо подожгет, птенчиков переловит и в огонь бросит. Второй враг - это братья и родичи Папы. Они только ждут, чтобы кинуть спичку. И третий самый страшный враг - война. Потому, ежели все по-хорошему будет, все на своем месте, то никакой чужой, охотник в тот лес не заберется, а так двери открыты! Открыты двери! Вот. Теперь, как же уберечь гнездо? А вот как? Говорит Папа: “Не хочу позорного мира, будем воевать до победы!” Он, как бык, в одну сторону: “Воевать до победы”, а Вильгельм с другой.

Взять бы их, да спустить. Хоть глотку друг дружке перегрызите: не жаль! А то вишь! Воевать до победы!

А победу пущай достают солдаты. А кресты и награды - енералам. Ловко! Добро, солдат еще не очухался. А очухается, - тогда што? А посему… Шепни ты ему, што ждать “победы” - значит терять все. Сгорит и лба не перекрестит, а посему вот мой сказ: свидеться с… У яго все как на ладошке, а потом, ежели што - для форм - поторгуйся.

А еще к тебе просьба: сию бумагу насчет осушки болот пущай Папа подпишет. И сделать сие не забором, штобы Дума не пронюхала. А Думу - закрыть. Закрыть Думу! А то Гучков нас всех прикроет. Из под яго крышки не выскочишь! Вот.

А сию мою молитву Солнышку под головку! А за сим - молюсь об тебе!”

Сие написал ей, и бумаги, которые этот бес передал, направил. (…)

А боюсь другого… Што они костер раздуют, а потушить не смогут. Што тогда?

Чем я взял Маму
О чем бы не писал, все к одному: вернуться надо. Как удержать власть над Мамой? Потому ей замест Папы хоча! Бывает, найдет на яво такое. Хошу, мол, штоб по-мояму было. Тогда он, как бык сорвавшись, делов понаделает? А все же нам дела делать - значит, с Мамой в ладу быть.

“Вот ты, Бадма лекарственник, всяку хворь лечить умеешь. А можешь ты сделать таку хворь, штоб тобой человек болен?” Он не понял. Ну, пришлось ему растолковать. “Надо мне, - говорю, - штоб Мама все обо мне печаль носила. Штоб в кажном шаге обо мне мыслю имела. И окромя меня штоб никто ей не мог настоящего дать покоя и веселья”.

Задумался Бадма… и грит потом: “Сие большим шарлатанством почитается, одначе есть такое. (…) Ну вот, - грит, - дам я тебе несколько платков шелковых... ну, пузырек тоже. (…) А секрет с сим платочком такой, што повяжешь им голову, будто туман какой, тошно пьянеешь. Ну, так-то приятно и легко… и будто слабость кака и ко сну погонит… И уже ни за што от яго не отвыкнешь”.

А как я ей сказал, што повязываясь, то так мое имя поминать должна и обо мне думать, то уже, конешно, она верила, што сия сила от меня, Григория, исходит… Вот.

Боле 5 лет сими платками я Ее и Ево (Николая II и Александру Федоровну. - прим. сост.) тешил.

Твоя судьба с моей перепуталась…
Ён приезжает. С виду веселый, а Сам как заяц загнанный: все с перепугу оглядывается, дрожит, будто отдышаться не может. Подошел я это к яму и говорю: “Очень мне даже тяжело глядеть, как ты мучаешься… и хотелось об тебе помолиться”. (…) А Ён в растерянности и грит: “Григорий, мне сказывали, будто… ты… меня… убьешь”! А Сам глазами так и колет.

От Яго таких слов и я задрожал… И говорю: “Папа мой! Я раб Твой... против тебя, што пушинка легкая: подул - и нет ее, унесет ветром и затеряется... и больно мне и обидно такие слова слышать. И язык мой того не скажет, об чем ты подумал.

Ну а теперь вот слушай: Твоя судьба с моей перепуталась. Еще до рождения, понимаешь, до рождения тоненьким росточком твой царский корень об мой мужицкий обвился, а для сиё нужно было, штобы помочь тебе до солнышка дотянуться, а Твое солнце - Твоя царская мощь и слава! Вот. Я тебе в помощь. Вот послушай, завертять тебя твои враги, скрутят, а я топориком, топориком все сучья обрублю. Может, сам упаду, а Твою царскую голову из прутьев освобожу”. Вот.

Говорю это я, а сам дрожу… И Господи ли Боже мой! Лбом… царским лбом Земли коснулся и сквозь слезы сказал: “Отец Григорий! Ты мой спаситель. Ты святой, ибо тебе открыты пути Господни…

Жизнь Григория Распутина. Тайны и мифы о «бесноватом святом»

О Григории Распутине писателями, историками и исследователями написано так много, что кажется, о нем известно практически все. Однако у ученых есть сомнения даже относительно точной даты его рождения. Что же тогда говорить об остальных фактах биографии «сибирского старца»? Так когда же произошло роковое для России событие — рождение Григория Распутина? В различных научных работах и справочниках год его рождения «растянут» — от 1865-го до 1872 г. С числом те же проблемы: это и 1, и 10, и 23 января, и 29 июля. Жизнь Григория Распутина. Тайны и мифы о «бесноватом святом». С местом, где появился на свет «духовник» царской семьи, историки и биографы более или менее определились — это село Покровское Тюменской губернии. Согласно архивным документам, ранее засекреченным, установлено, что семейство Распутиных, довольно, кстати, многочисленное, являлись старожилами этого села. Как считает кандидат медицинских наук, директор Санкт-Петербургского центра простатологии Игорь Князькин, подготовивший очередную книгу о Григории Распутине, биография этого человека так запутана, что новые, зачастую парадоксальные факты обнаруживаются каждый день. Разнятся даже свидетельства о его антропометрических данных:…

О Григории Распутине писателями, историками и исследователями написано так много, что кажется, о нем известно практически все. Однако у ученых есть сомнения даже относительно точной даты его рождения. Что же тогда говорить об остальных фактах биографии «сибирского старца»? Так когда же произошло роковое для России событие — рождение Григория Распутина? В различных научных работах и справочниках год его рождения «растянут» — от 1865-го до 1872 г. С числом те же проблемы: это и 1, и 10, и 23 января, и 29 июля.

Жизнь Григория Распутина. Тайны и мифы о «бесноватом святом».

С местом, где появился на свет «духовник» царской семьи, историки и биографы более или менее определились — это село Покровское Тюменской губернии. Согласно архивным документам, ранее засекреченным, установлено, что семейство Распутиных, довольно, кстати, многочисленное, являлись старожилами этого села. Как считает кандидат медицинских наук, директор Санкт-Петербургского центра простатологии Игорь Князькин, подготовивший очередную книгу о Григории Распутине, биография этого человека так запутана, что новые, зачастую парадоксальные факты обнаруживаются каждый день. Разнятся даже свидетельства о его антропометрических данных: росте, весе и цвете глаз.

Распутин: экстрасенс или шарлатан?

Поскольку место рождения «старца» было практически недосягаемо для большинства современников, то о его жизни на родине сохранились отрывочные и неточные сведения, источником которых был, в основном, он сам. Со временем образ Распутина приобрел мистические и даже демонические черты. По одной версии, он был монахом, по другой — просто гениальным актером, который великолепно изображал свою избранность и непосредственную связь с Богом. По третьей версии, до тридцати лет Григорий вел разгульную жизнь, проявляя большую тягу к бродяжничеству и водке. «Я был пьяница, табакур, потом покаялся, и вот видите, что из этого вышло» , — признавался Распутин позднее. Об этом же сохранилось и свидетельство его дочери: по ее словам, после 1900 г. в душе отца произошел некий перелом.

Есть мнение, что Распутин никогда не имел духовного сана, а по некоторым сведениям одно время даже примыкал к хлыстам (искаженное от «христы»), секта которых возникла еще в XVII в. Ее сторонники считали, что человек должен грешить, чтобы потом познать радость раскаяния и очищения от греха. Впрочем, сам Распутин никогда не признавался в своей принадлежности к хлыстам. Существует и версия, что Распутин был тем, кого бы сейчас назвали «экстрасенсом», т.е. имел врожденные способности к гипнотическому воздействию на людей, чем зачастую пользовался в корыстных целях.

Уже к 1902 г. Распутин стал известен как сибирский «пророк» и «святой старец». В 1904-1905 гг. он проник в дома высшей петербургской аристократии, а в 1907-м — и в царский дворец. Жизнь Распутина в Петербурге была неразрывно связана с лечением царевича Алексея от гемофилии. «Наследник будет жив, покуда жив я» , — убеждал сибирский старец царскую семью. Позднее он слегка уточнил и расширил это высказывание: «Моя смерть будет вашей смертью» .

Ничего удивительного, что лекарь царевича, обещавший его спасать, если возникнет такая нужда (и спасавший — что характерно!), получил от царицы — матери несчастного мальчика, карт-бланш. «С первого появления своего во дворце Распутин приобрел необыкновенное влияние на царя и царицу. Он их обратил, ослепил, покорил: это было какое-то очарование. Не то чтоб он льстил им. Наоборот. С первого же дня он стал обращаться с ними сурово, со смелой и непринужденной фамильярностью, с тривиальным и красочным многословием, в котором царь и царица, пресытившись лестью и поклонением, слышали, наконец, казалось им, «голос русской земли»», — писал французский посол Морис Палеолог.

В.М. Руднев, исследовавший «распутинский феномен» в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, считал, что «личность Распутина в смысле душевного склада не была так проста, как об этом говорили и писали» . Бывший современником и даже другом «старца» иеромонах Илиодор (С.М. Туруфанов) отмечал: «Григорий Распутин несомненно имеет пророческий дар или, по меньшей мере, чистейший ум. Он как ветхозаветный пророк, всегда предугадывает события, говорит о вещах с поразительной ясностью, редко кто может утаить в своем сердце что-нибудь от него».

Вопреки сложившемуся мнению, сам Николай II не приветствовал частые появления Распутина во дворце, тем более что вскоре в Петербурге стали ходить слухи о крайне непристойном поведении «старца». Существует версия, что Распутин нередко ссорился с царем из-за «неправды» и убеждал его, что министры врут ему на каждом шагу и тем ему вредят. Григорий якобы даже предсказал разгром русской армии и флота в Русско-японской войне 1904-1905 гг. и дважды удерживал царя от вмешательства в Балканские войны. Однако летом 1914 г. он не смог активно вмешаться в ход событий, предшествующих Первой мировой войне: на него было совершено покушение, и он лечился от тяжелого ранения в живот. В телеграмме, посланной царю, Распутин писал: «Грозна туча над Россией: беда, горя много, просвету нет, слез-то море, и меры нет, а крови? Что скажу? Слов нет, а неописуемый ужас. Знаю, все хотят от тебя войны, и верные, не зная, что ради гибели. Тяжко Божье наказание, когда Он отымет путь… ты царь, отец народа… не попусти безумным торжествовать и погубить себя и народ… Все тонет в крови великой. Григорий».

Так болея о судьбе России, Распутин, тем не менее, не забывал и о своей выгоде и удовольствиях. По многочисленным воспоминаниям современников, он брал мзду за продвижение определенных проектов или за карьерный рост отдельных людей. А его кутежи и пьяные дебоши повергали в ужас население Петербурга. Считалось, что Распутин сильно подрывает авторитет Николая II и его семьи еще и потому, что его подозревали в слишком близких отношениях с императрицей.

Все это вместе взятое вызывало справедливое негодование правящего класса, и в императорском окружении против «самозванца» Распутина возник заговор. Его инициаторами были князь Феликс Юсупов, муж племянницы императора, Владимир Пуришкевич, депутат IV Государственной думы, известный своими ультраконсервативными взглядами, и великий князь Дмитрий Павлович, двоюродный брат императора. Кроме того, по одной из версий, в последующем убийстве «старца» принимали участие доктор Лазаверт и поручик Сухотин.


И вот, договорившись обо всем, 29 декабря 1916 г. они пригласили Григория Распутина во дворец Юсупова для встречи с племянницей императора, известной петербургской красавицей. По широко известной версии Юсупов и Пуришкевич угостили «серого кардинала» пирожными и мадерой, густо сдобренными цианистым калием, а на десерт, видимо, вместо фруктов, — еще и пулями. Правда, существует также версия, что спустя двадцать лет, в 1936 г., доктор Лазаверт признался, что вместо цианистого калия подсыпал Распутину аспирин. Испугался, видимо, последствий. Но, как бы там ни было, цианистый калий вступил в реакцию со сладким кремом, и это ослабило его действие. Так что дело не в живучести Распутина, а в простой химии.

После убийства тело Григория отвезли на Малую Невку и сбросили в воду. Говорят, Распутин был еще жив — это с пулями-то! — и долго не тонул и чуть ли не грозил убивцам из-подо льда. Через сутки тело было обнаружено и после судмедэкспертизы захоронено в Царском Селе. Позднее Временное правительство приказало эксгумировать тело и сжечь его, что и было сделано в котельной Политехнического института.

Сегодня вокруг личности и судьбы Распутина вновь разгорелись страсти. В частности, есть версия, что Юсупов и другие русские заговорщики были только исполнителями замысла, родившегося в кабинетах британской разведки. Автором этой сенсации является Ричард Каллен — в прошлом высокопоставленный сотрудник Скотленд- Ярда. Этой же версии придерживается историк спецслужб генерал-лейтенант Александр Зданович. Об этом же говорят недавно рассекреченные документы из архива ФСБ.

При чем же тут Англия? Как известно, Распутин настраивал Николая II на сепаратный мир с Германией, а это Англии было крайне невыгодно и она умело использовала в своих целях заговор Юсупова — Пуришкевича. Зданович считает, что кроме Юсупова, в Распутина стрелял еще один человек, заранее предупрежденный князем о надвигающихся событиях. Этот человек, британский офицер, наблюдал, вероятно, из какого-то укромного места за развитием событий и, видя, что раненый Распутин вскочил и побежал, выстрелил в него в свою очередь. Именно его выстрел оказался смертельным. Как предполагает Александр Зданович, это был товарищ Юсупова по колледжу британский офицер Освальд Райнер.

На сохранившихся в архивах британской разведки фотографиях мертвого Распутина, на его лбу отчетливо видно отверстие от третьей пули. Специалисты считают, что, судя по точности выстрела, это дело рук профессионального стрелка. Роковой выстрел был произведен с близкого расстояния, а Пуришкевич стрелял издалека и сзади, Юсупов же — в спину. Кроме того, отверстия от пуль разного размера, и они, как определяют судебные медэксперты, сделаны из разных пистолетов.

Историки утверждают, что Распутин заранее предвидел свою гибель; за неделю до убийства он написал и отправил царю завещание:

«Дух Григория Ефимовича Распутина… из села Покровского. Я пишу и оставляю это письмо в Петербурге. Я предчувствую, что еще до первого января (1917 г. — О.Б.) уйду из жизни. Я хочу русскому народу, папе, русской маме, детям и русской земле наказать, что им предпринять. Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе, русский царь, некого опасаться. Оставайся на троне и царствуй. И ты, русский царь, не беспокойся о своих детях. Они еще сотни лет будут править Россией. Если же меня убьют бояре и дворяне, и они прольют мою кровь, то их руки останутся замаранными моей кровью, и двадцать пять лет они не смогут отмыть свои руки. Они оставят Россию. Братья восстанут против братьев и будут убивать друг друга, и в течение двадцати пяти лет не будет в стране дворянства. Русской земли царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающих тебе о смерти Григория, то знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей семьи, т.е. детей и родных, не проживет дольше двух лет. Их убьет русский народ. Я ухожу и чувствую в себе Божеское указание сказать русскому царю, как он должен жить после моего исчезновения. Ты должен заботиться о твоем спасении и сказать твоим родным, что я им заплатил моей жизнью. Меня убьют. Я уже не в живых. Молись, молись. Будь сильным. Заботься о твоем избранном роде. Григорий».

По сути все так и случилось. Причем исполнились сразу два пророчества: и братья восстали против братьев (Распутина убили дворяне), и царя с семьей расстреляли через два года (Распутина убили дворяне, являвшиеся родственниками правящей династии). Интересны, правда, указанные сроки: «в течение двадцати пяти лет не будет в стране дворянства» — если Распутина убьют дворяне. Если учесть, что письмо было написано в 1916 г., то через 25 лет наступал 1941 г. Может быть, это и совпадение, но какое-то очень уж зловещее: чтобы дворяне снова появились в России на законных основаниях, фашизм должен был победить. Тут Распутин ошибся…

Святой или черный маг, аскет или распутник, друг или мститель? История едва ли может назвать настолько противоречивого и мистического персонажа, как Григорий Распутин. О нем написаны сотни книг и тысячи картин, отсняты километры кинолент, однако вопросы и тайны вокруг этой личности так и не исчерпали себя.

В день рождения самого загадочного старца XIX века Григория Распутина 21 января Sputnik Грузия предлагает вспомнить непростой путь этой личности.

Кто он?

Григорий Ефимович Новых — именно так звучит настоящая фамилия Распутина — родился 21 января 1871 года (по разным источникам в 1864, 1865 или 1872-м году) в селе Покровское Тюменской губернии в крестьянской семье. Точных данных о дате его рождения нет, да и сам Распутин в зрелые годы называл противоречивые сведения о своем рождении. Биографы склонны полагать, что Распутин преувеличивал свой истинный возраст, чтобы больше соответствовать образу "старца".

Распутин был единственным ребенком в семье, с детства много болел. Позже в своих воспоминаниях он писал про свою юность так: "По ночам мочился, каждую весну по сорок ночей не спал, мучаясь бессонницей". При этом он добавлял, что ничем не отличался от сверстников - пил, курил, ругался матом, как и все вокруг, много работал.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Разительная перемена в поведении Распутина произошла в более зрелом возрасте. Он оставил отчий дом и пустился в странствия — обошел святые места России, побывал на горе Афон в Греции, потом в Иерусалиме. Встречался и общался со многими монахами, странниками, словом, целиком ушел в религию.

В 1890 году Распутин женился на религиозной особе Прасковье Федоровне Дубровиной, которая родила ему троих детей: Матрену, Варвару и Димитрия.

Распутный

Григорий Новых получил прозвище Распутин еще в юности — за свой разгульный образ жизни, однако есть сведения, что старец продолжал "грешить" будучи служителем Православной церкви. В интернет-поисковиках даже можно найти такой запрос: какое слово появилось раньше — Распутин или распутник.

Распутин, как незаурядная личность, оказывал поразительное воздействие на окружающих, в особенности, на представительниц слабого пола. В числе его поклонниц были высокопоставленные знатные особы. Согласно данным из книги знаменитого историка Эдварда Радзинского "Распутин: жизнь и смерть", старец любил повеселиться на вечеринках, которые иногда принимали характер оргий.

Так, Алексей Филиппов, издатель и почитатель Распутина утверждал: "В 1914 году, уже когда он впал в период безумства и оргий… Распутин просидел у меня с 12 дня до 12 ночи, причем много пил, пел, танцевал, беседовал с публикой, которая была у меня. Затем, увезя несколько человек на Гороховую, продолжал пить с ними до 4 утра сладкие вина… При этом он пил удивительно — без всякого скотства, столь обычного в пьяном русском мужике".

Распутин и Романовы

Распутин приобрел всемирную известность благодаря близкой дружбе с семьей российского императора Николая II. Ко двору его пригласили в 1907 году, уже через три года в кругах петербургского общества он имел репутацию "царского друга", "старца" и целителя. Уже тогда Распутин каким-то удивительным образом получил огромное влияние на царскую чету.

Доказательством этого стало явление, прозванное "министерской чехардой" — по рекомендациям безграмотного Распутина и настоянию императрицы царь вручал министерские портфели бездарным людям. Согласно одной из версий, Распутин получал взятки за назначение чиновников. По некоторым данным, старец заработал 100 тысяч рублей, когда министром юстиции стал Николай Добровольский.

Распутин не только смещал и назначал министров, но и подталкивал царя Николая II на принятие ряда судьбоносных для России решений.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Многие современники Распутина и Николая II пытались понять, по какой причине у старца было столь сильное влияние на императорскую семью. Некоторые полагали, что у крестьянина был роман с императрицей Александрой Федоровной. Сохранилось свидетельство одного из приближенных к Распутину, в котором утверждается, что женщина была поражена его личностью.

"Мне лично пришлось слышать от Распутина, что он на бывшую Государыню произвел впечатление при первом свидании с нею. Государь же подпал под его влияние лишь после того, как Распутин его чем-то озадачил", - писал епископ Феофан в своих воспоминаниях.

Фигура Распутина у трона на долгие годы стала олицетворением мракобесия, въевшегося в царскую власть. Солдаты Семеновского полка со смехом говорили: "Царь с Егорием, а царица с Григорием".

О пагубном влиянии Распутина и его разгульной жизни пестрили и газетные статьи. Однако поддержка царской семьи была безоговорочной — императорская чета считала, что имя Распутина очерняется в газетах по воле недоброжелателей.

Святой или маг?

Во многих упоминаниях о Распутине он изображается как злой колдун. Слухи о том, что старец проводил обряды черной магии, ходили и при его жизни. На Григория рисовали карикатуры и называли его хитрым "чертом", который завоевал доверие царской семьи с помощью злых сил.

Ряд сведений гласит, что Распутин действительно обладал некими способностями, с помощью которых он помогал исцеляться своим высокопоставленным друзьям. Согласно некоторым данным, только старец мог влиять на самочувствие цесаревича Алексея, чью болезнь тщательно скрывали от посторонних. Мальчик страдал гемофилией — редким генетическим заболеванием, связанным с нарушением свертывания крови.

© photo: Sputnik / Императрица Александра Федоровна

Несмотря на все эти слухи, многие из его окружения считали Распутина святым. Им восхищались, считая его образ жизни правильным. Такого мнения придерживалась и светская дама Ольга Лохтина, которая под влиянием Распутина отказалась от мирских ценностей.

Смерть Распутина

Смерть Распутина окутана такими же неоднозначными тайнами, как и его жизнь. Известно, что после того, как власть старца над императорской семьей стала практически безграничной, персональный состав правительства вызвал резкий протест всего общества, а в среде императорского окружения возник заговор против Распутина.

© photo: Sputnik / РИА Новости

В декабре 1916 года муж императорской племянницы, князь Феликс Юсупов, политический деятель Владимир Пуришкевич и двоюродный брат императора Николая, князь Дмитрий Романов пригласили Распутина в особняк Юсупова для встречи с племянницей императора, известной петербургской красавицей. В пирожных и напитках, поданных гостю, содержался цианистый калий. Однако яд не подействовал.

Тогда заговорщики решили использовать стопроцентное средство — Юсупов выстрелил в Распутина. Но ему снова удалось спастись. Когда он выбежал из дворца, его встретили Пуришкевич и великий князь, которые в упор застрелили старца.

По данным источников, и это не сразу убило Распутина — он еще пытался подняться на ноги, когда его связали, засунули в мешок с грузом и сбросили в прорубь. Позже вскрытие показало, что старец, уже будучи на дне Невы, отчаянно боролся за свою жизнь, но в конце концов захлебнулся.

"Покуда я жив, будет жить и династия", — Распутин не раз говорил, что его смерть приведет к гибели династии Романовых. Спустя девятнадцать месяцев после его смерти вся царская семья была расстреляна в Екатеринбурге.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Спасение царевича Алексея от неприятного наследственного недуга - лишь капля в море из тех чудес, что приписывают мистическому Григорию Распутину. Про него снимают фильмы, пишут книги, его воплощают на экране Жерар Депардье и Алан Рикман. И, конечно же, про него ходят легенды. Мужской журнал MPORT решил разобраться: кто он - Григорий Распутин?

Святой целитель

Прежде всего стоит обратить внимание на то, что Распутин - святоша. Он паломничал в Верхотурском монастыре, где и обратился к религии. В 1893-м году странствовал по святым местам России, также побывал на горе Афон в Греции, потом в Иерусалиме. На счету Распутина знакомства с многими представителями духовенства, монахами и странниками. Возможно, поэтому он умел лечить, исцелять и даже имел дар пророчества. По крайней мере, о нем ходили такие слухи.

Как считаешь, это правда? MPORT сомневается в достоверности данной информации. Но, что поделаешь: в XX веке вся Россия гудела о том, что Распутин - ходячий феномен. К сожалению, об этом уже никто не узнает.

Любовник

Ну как же тут не упомянуть о том, что сама Александра Федоровна (императрица России и жена Николая II) балдела от Распутина. Поэтому история просто кишит рассказами о том, что эта парочка не отказывала себе в интимных удовольствиях у царя за спиной.

Ученые до сих пор спорят о правдивости такой информации. Что уже нам, простым смертным, умничать по этому поводу.

Гарем

Если тайный роман Распутина с императрицей еще под вопросом, то его массовые интимные похождения - доказанный факт. В 1914 году Григорий поселился в Петербурге в квартире на улице Гороховой, 64. Эти апартаменты со временем стали известны во всем городе как притон, где Распутин постоянно устраивал оргии. По слухам, у него там был целый гарем. Некоторые завистники даже обвиняли его в колдовстве: мол, у Гриши есть какие-то сверхчеловеческие способности. Как считаешь, в чем на самом деле секрет Распутина?

30 сантиметров

Секрет Распутина - в гигантском размере его мужского органа. Мы не знаем, насколько правдива эта информация. Но то, что от него балдели сотни женщин (императрица в том числе) - говорит все за себя.

Источник: masters.mo-am.com

Связной

Распутин был важной фигурой в царской семье: с его помощью Николай II связывался с еврейскими банкирами и таким образом вывозил государственный капитал в нейтральные страны. Также историки утверждают, что Россия торговала с Германией благодаря связям Распутина. Таким образом, этот человек-загадка был важнейшей персоной в одном из самых мощных государств планеты.

Фактический правитель

Распутин - мужик-молодец. У него было схвачено все: начиная от юбки императрицы, заканчивая кошельком царя. Поэтому смело можешь называть святошу фактическим правителем России.

Убийство

Уж больно многим перешел дорогу Распутин. Поэтому желающих всадить ему в голову свинец было предостаточно. Самыми отважными оказались российские князья Феликс Юсупов, Дмитрий Павлович (двоюродный брат Николая II), доктор Станислав Лазоверт и депутат государственной думы Владимир Пуришкевич.

17 декабря 1917 года группировка пригласила Распутина в дом князя Юсупова, где его угостили пирожными и вином с цианистым калием. Но отрава только развеселила Гришу. Поэтому он не на шутку расплясался. Тогда Юсупов решил не возится с жертвой и просто всадил ему пулю в затылок.

История на этом не закончилась. Распутин на четвереньках выполз на улицу, пытаясь спастись. Поэтому киллерам пришлось перестраховаться еще одним выстрелом (в спину). Дабы скрыть следи преступления, злодеи бросили тело покойника под лед реки Нева.

Заговор

Бытует мнение, что убийство Распутина заказное. За всем стоит британская тайная спецслужба Ми-6. Причина: Королевству был очень невыгоден сепаратный мир России с Германией, курированием которого занимался Распутин. Поэтому британцы решили убрать человека, в руках которого было экономическое содействие двух великих стран.

Историки опубликовали дневник легендарного старца Григория Распутина, образ которого до сих пор вызывает споры среди исследователей всего мира. Кем его только не считают: и "монстром", и "скотиной", и праведным мучеником, а писатель Эдвард Радзинский вообще назвал Распутина "святым чертом".

Дневник загадочного старца находился в Госархиве с 20-х гг. прошлого века. Исследователи не могут установить, как и когда именно исторический документ попал в хранилище, а некоторые даже ставят под сомнение его подлинность. Но опубликованные записи являются источником интересных подробностей жизни Распутина, который, как известно, являлся доверенным лицом Николая II, называл царя Папой, а императрицу Александру - Мамой, а также влиял на важнейшие государственные дела.

Один из историков, опубликовавших дневник загадочного старца, кандидат исторических наук Даниил Коцюбинский сообщил в интервью газете "Московский комсомолец" , что опубликованные записи, скорее всего, принадлежат именно Распутину. При этом история находки перекликается с историей "Дневника Анны Вырубовой, фрейлины императрицы", опубликованного в 1927 - 1928 годах. Коцюбинский рассказал, что якобы личные записи Вырубовой были разоблачены экспертами как подделка. "Для человека, который знаком с историей той эпохи, очевидно, что дневник Вырубовой резко контрастирует с ее слогом и личностью. А дневник Распутина прекрасно коррелируется с нашим представлением о Григории: звучание, речевые особенности, восприятие себя "старцем". Он любил диктовать - на него работали несколько секретарей и редакторов, в том числе императрица", - констатирует ученый.

Историки отмечают, что на одной из страниц дневника стоит подпись Распутина, хотя и она могла быть сфальсифицирована. Но даже если этот документ кто-то изменял или дописывал, в нем все равно много реальных фактов, запечатлен наиболее живой образ Распутина, Николая II и Александры Федоровны.

В своем дневнике (если считать его подлинником) Григорий Распутин раскрывает свое мировоззрение, описывает некоторые моменты автобиографии и духовные наставления. Как видно по записям, царский поверенный считал себя небесным посланником. Он пишет: "После того как я неведомой силой был поднят на небо, я стал помышлять о том, что меня избрал Господь не для игрищ бесовских; а для какого-то неведомого дела. И стал мыслить о том, кому свою силу отдать? Во что и для чего?" По его словам, божественная сила дала ему возможность исцелять людей. В частности, Распутин описывает, как помог одной женщине - излечил умирающего мужа. "Я ему ноги растер, спину растер. Дал ему крест, сказал: "Приложись к кресту и вставай, и иди с Богом. Тебе работать надо, детей кормить". Встал и пошел... С этого дня стал мне народ в ноги кланяться. Христовым сыном величать. И пошла обо мне слава большая. Всюду только и разговору, что про мои чудодеяния. Особенно много обо мне говорили женщины".

Помимо описаний своей чудодейственной силы, Распутин рассказывает в дневнике о своих отношениях с женщинами. Сексуальные обряды, закрепившие за легендарным старцем , оказывается, были направлены на поиски Бога. "А через кого мужик Бога ищет? Всего больше через бабу. Потому в бабе дух живее. Шуму она боле делает. А без шуму ни Бога, ни почести не сделать! А уже пошуметь бабы всегда могут. Только свистни - она враз откликнется. За собой деревню поведет. И вера в ней мягкая... Ветром носится... Как я до этой мысли дошел - так и стал действовать через женщин".

Кроме того, Распутин много пишет об императрице и царе, с судьбой которого, по словам старца, еще до рождения была связана его собственная. Он упоминает, что более пяти лет давал Николаю и Александре Федоровне шелковые платки, пропитанные неизвестным веществом, которые они должны были повязывать и вспоминать при этом имя Распутина. Платки, если верить записям, вызывали дурман, необъяснимую легкость и, вероятно, привыкание. Вполне логично, что царь и императрица считали их действие не чем иным, как целительской силой старца.