Лицензия на эксплуатацию котельной и тепловых сетей. Регистрация в ростехнадзоре газовых котельных и сетей газопотребления Ростехнадзор котельная

На рынке сейчас много организаций предлагающих проектирование и строительство котельных «под ключ». Но после строительства и ввода в эксплуатацию котельной начинается другой этап - эксплуатация газовой котельной и наружных газопроводов.

При начале эксплуатации котельной необходимо определить, является ли данная котельная опасным производственным объектом.

Газовая котельная - это опасный производственный объект?

Газовая котельная, в терминологии Законодательства, включая газораспределительное оборудование и наружные газопроводы, является Сетью газопотребления.

Сеть газопотребления является опасным производственным объектов, если она имеет признаки опасности, определенные Приложением №1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Не вдаваясь в изучение 116-ФЗ можно легко определить, является ли нанная сеть газопотребления ОПО, по приведенным признакам:

  1. В котельной используется оборудование (паровые котлы), работающее под избыточным давлением более 1,6 МПа или при температуре рабочей среды более 115ºС. За исключением оборудования, указанного в пункте 4 Федеарльных норм и правил "Правила промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением";
  2. Котельная работает на природном газе (газовая котельная). В том случае, если в составе ОПО есть газопроводы с давлением выше 0,005 МПа;
  3. Котельная осуществляет теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей. В данном случае объект будет называться система теплоснабжения;
  4. В котельной имеется резервное топливо, которое относится к категории горючих жидкостей в объеме более 20 000 тонн и более.

Если сеть газопотребления обладает хотя бы одним из указанных признаков, то она относится к категории опасных производственных объектов.

Сокращенно Опасный производственный объект называют - ОПО.

Аварии на таких объектах могут иметь очень серьёзные последствия для здоровья и жизни людей, имуществу организаций эксплуатирующих опасные объекты, имуществу соседних организаций и природной среде.

Исходя из опасности возможных последствий, к таким объектам (ОПО) применяется ряд нормативных требований. Надзор за соблюдением требований возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Одним из основных требований является Регистрация ОПО в Государственном реестре опасных производственных объектов. Без соблюдения данной процедуры эксплуатация котельной является незаконной и грозит немалыми штрафными санкциями. Как правило, без соблюдения этого требования газоснабжающая организация не подпишет договор на поставку природного газа.

Необходимо так же понимать, что для эксплуатации данных объектов требуется соответствующая Лицензия Ростехнадзора.

Лицензия - это документ, дающий право выполнять определенные виды работ.

В данном случае, при эксплуатации опасного производственного объекта - Сети газопотребления (в составе котельной и газопроводов) требуется « ».

Для получения Лицензии Ростехнадзора необходимо соблюсти все лицензионные требования, прописанные в Постановление правительства РФ № 492 от 10.06.2013г.

Только точное и полное выполнение Лицензионных требований гарантирует получение Лицензии. Поэтому прежде чем «заявляться» на получение Лицензии необходимо комплексно проработать организационные и технические составляющие эксплуатации опасного производственного объекта - выполнить все необходимые мероприятия, предписанные Постановлением правительства РФ № 492 от 10.06.2013г.

Так же необходимо понимать, что несоблюдение предписанных требований, равно как и отсутствие Лицензии, грозит серьезными штрафами до одного миллиона рублей и/или приостановкой деятельности предприятия до девяноста суток.

Некоторые предприятия пренебрегают соблюдением требований, и откладывают получение Лицензии на неопределенный срок и надеются, что все будет нормально, но как показывает практика, дешевле выполнить необходимые действия заранее, чем после предписания инспекторов Ростехнадзора.


В феврале-марте 2017 года обновлена процедура регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре. В частности, вступили в силу новые нормативно-правовые акты, установившие ряд требований к внесению сведений об ОПО в реестр Ростехнадзора. А именно:
  • Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».
  • Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495 «Об утверждении требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов».
Как же регистрировать ОПО по новым правилам? Ответ на этот вопрос мы дадим в данной статье.

Идентификация ОПО

Перед началом регистрации проводится идентификация ОПО. То есть эксплуатирующая (или приглашенная экспертная) организация, ориентируясь на Приложении № 1 к Федеральному закону №116-ФЗ от 21.07.1997 г.:
  • решает, относится ли объект к категории опасных производственных;
  • выявляет все возможные признаки опасности объекта с учетом их количественных и качественных характеристик;
  • проверяет, учтены ли все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности.
В ходе указанных выше действий владелец ОПО анализирует (п. 8 Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО):
  • проектную документации (документацию) объекта;
  • обоснование безопасности ОПО (в случае его разработки);
  • декларацию промышленной безопасности (в случае ее разработки);
  • технологические регламенты;
  • генеральный план расположения зданий и сооружений;
  • сведения о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
  • спецификации установленного оборудования;
  • документацию (паспорта, руководства по эксплуатации и т.д.) на технические устройства, используемые на объекте;
  • данные о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.
На основании данных идентификации владелец объекта (или приглашенная экспертная организация) заполняет . При подаче документов на регистрацию Ростехнадзор проверяет правильность проведенной идентификации, а также присвоения наименования и класса опасности ОПО.

Регистрация ОПО

Согласно п. 14 Требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495, владелец ОПО (эксплуатирующая организация) не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации объекта подает в Ростехнадзор документы на его регистрацию.

Пакет документов, предоставление которых требует регистрация ОПО , может включать в себя (п. 19-21 Административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494):

1. Заявление о регистрации ОПО.

2. Сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах) по форме Приложению № 4 к Административному регламенту (утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494).

3. Копии документов, подтверждающих право владения ОПО (в том числе земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, на (в) которых размещаются ОПО).

4. Обоснование безопасности ОПО с указанием реквизитов положительного заключения ЭПБ (в случаях, установленных п. 4 статьи 3 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г.).

5. Текстовую часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы).


Обратите внимание ! Документы, указанные в п. 1-3 списка, являются обязательными для всех категорий ОПО.

С 14 февраля 2017 года документы на регистрацию ОПО подаются только в управление Ростехнадзора по юридическому адресу владельца объекта, независимо от места нахождения ОПО.

Территориальный орган Ростехнадзора (по юр. адресу) теперь сам согласовывает Сведения, характеризующие ОПО, с управлением ФСЭТАН, на территории которого расположен объект и которое осуществляет надзор за ним.

В свою очередь, «надзирающее» управление Ростехнадзора в течение 10 рабочих дней передает в «регистрирующий» орган ФСЭТАН заключение о полноте и правильности проведения идентификации ОПО. То есть, по сути, согласовывает (или не согласовывает) Сведения, характеризующие ОПО.

Если Ростехнадзор сомневается в правильности проведенной идентификации или качестве (полноте) представленных сведений, он может дополнительно запросить у владельца ОПО следующую информацию:

1. Уставные документы организации, в том числе сведения об ее структуре.

2. Генеральный план, экспликация зданий и сооружений.

3. Данные:

  • о количестве опасных веществ, в том числе более подробные сведения об опасных веществах (годовая потребность или объем закупок согласно бухгалтерским документам и т.д.);
  • о проектной мощности резервуаров (емкостей) с опасными веществами;
  • о численности обслуживающего персонала на объекте.
4. Сведения о размерах и границах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах ОПО.

5. Сведения о применяемых технологиях на основных и вспомогательных производствах, эксплуатируемых технических устройствах.

6. Документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию ОПО (разрешение на ввод в эксплуатацию, акт ввода в эксплуатацию/пуска в работу и т.д.)

С 14 февраля 2017 года изменился не только состав, но и формы документов, которые подаются на регистрацию ОПО. Поэтому считаем важным рассмотреть некоторые из них более подробно.

Заявление на регистрацию ОПО

Шаблон этого документа вы также можете скачать на сайте вашего территориального управления Ростехнадзора.

Заявление на регистрацию ОПО включает в себя:


1. Сведения о заявителе (подробные реквизиты).

2. Краткую информацию об ОПО (согласно п.п. «2» п. 20 Административного регламента).


Ниже мы представим образец заполненного заявления на примере ОПО «Участок транспортный».

Обратите внимание ! В заявлении не допускается:

  • исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства;
  • двусторонняя печать на бумажном носителе;
  • скрепление листов, приводящее к порче бумажного носителя.
Сведения, характеризующие ОПО

Сведения оформляются на каждый ОПО, который хочет зарегистрировать заявитель. Документ должен содержать следующую информацию:

  • наименование и место нахождения ОПО;
  • признаки опасности ОПО;
  • класс опасности ОПО;
  • классификация ОПО по типам, указанным в Приложении №2 к Федеральному закону №116-ФЗ от 21.07.1997 г. (п. 3-9 и п. 11);
  • виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации ОПО;
  • информация о заявителе (владельце ОПО);
  • реквизиты ОПО и регистрирующего органа;
  • сведения о составе ОПО (как раньше) - перечень площадок, технических устройств и т.д.
Обратите внимание ! С 14 февраля 2017 года Карты учета ОПО отменены .

Сведения заполняются по материалам проведенной идентификации, а также анализа документов, указанных в п. 8 Требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495.

Ниже мы представим заполненные Сведения, характеризующие ОПО, на примере объекта «Участок транспортный».

Документы, подтверждающие право владения ОПО

Документы должны подтверждать основание и/или право, по которому заявитель (организация, которая подает документы на регистрацию ОПО) владеет опасным производственным объектом (его составными частями). Ими могут быть:

  • Свидетельство о праве собственности/договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на земельные участки, производственные площадки, здания, строения и сооружения, на (в) которых размещаются ОПО.
  • Договор купли-продажи и/или ПТС (например, для мобильных подъемных сооружений - автокраны, манипуляторы, автоподъемники, вышки и т.д.).
  • Договор на эксплуатацию объекта, заключенный с владельцем ОПО и проч.
Добавим конкретики. Например, для сетей газопотребления документами на право владения станут:
  • Свидетельство о праве собственности либо договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на здание котельной, а также вспомогательные строения и сооружения.
  • Свидетельство о собственности на внешний (надземный или подземный) газопровод, который входит в состав ОПО и числится у вас на балансе. В этом случае Ростехнадзор может запросить документ о праве владения земельным участком, по которому пролегает газопровод.
  • Договор на эксплуатацию объекта (либо договор оперативного управления объектом), заключенный с владельцем ОПО, если речь идет об эксплуатирующей организации. В этом случае Ростехнадзор в любом случае запросит документы, указанные выше, которые есть у собственника ОПО.
Для стационарно установленных ГПМ подойдут:
  • Свидетельство о праве собственности либо договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на площадку с установленным ГПМ (стройплощадка, цех и т.д.).
  • Договор купли-продажи ГПМ.
  • Договор подряда (или иной договор о выполнении работ/оказании услуг с использованием ГПМ) с непосредственным владельцем/арендатором площадки, на которой ведутся работы с применением ГПМ.
В случае с мобильными ПС (краны и подъемники на автомобильном шасси), а также передвижными цистернами (сосудами) право владения подтверждают:
  • Договор купли-продажи (лизинга) и/или ПТС.
  • Документ на право владения (собственность, аренда, оперативное управление, хоз. ведение) площадкой, на которой объекты будут базироваться (куда будут возвращаться после выполнения работ), проходить техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт.
Отдельные разделы проектной документации

Текстовая часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) предоставляется для регистрации ОПО, в состав которых входят объекты капитального строительства.

Это могут быть, к примеру, сети газопотребления, которые включают в себя здание котельной. Или склад (склады) хранения опасных веществ.

  • Проектная документация на строительство, реконструкцию, капительный ремонт ОПО подлежит экспертизе (государственной или негосударственной) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
  • Проектная документация на техническое перевооружение (а также консервацию и ликвидацию) ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности (статья 8 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г.).
Подавая в Ростехнадзор часть проекта при регистрации ОПО, вы должны указать реквизиты положительного заключения соответствующей экспертизы.

Если объект капитального строительства уже был в эксплуатации, и проект на него утерян, то заменой документу может стать заключение экспертизы промышленной безопасности , зарегистрированное в Ростехнадзоре.

Результаты регистрации ОПО

Если вы правильно провели идентификацию ОПО, верно заполнили заявление и Сведения, предоставили полный пакет документов, сообщили Ростехнадзору корректную и достоверную информацию, то максимум через 20 рабочих дней вы получите:
  • Свидетельство о регистрации ОПО.
  • Сведения, характеризующие ОПО, которые согласованы Ростехнадзором.
Вашему объекту (объектам) будет присвоен класс опасности, а также регистрационный номер из трех групп знаков, разделенных тире (дефисом), в формате XXX-XXXXX-XXXX, который является идентификатором регистрирующего органа, эксплуатирующей организации и самого ОПО.

После регистрации ОПО можно приступать к разработке нормативно-технических документов (ППК, ПМЛА и т.д.), а также к получению лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию вашего объекта (для ОПО 1-3 классов опасности).

В соответствии с требованиями федерального законодательства в области промышленной безопасности эксплуатирующая газифицированную котельную организация не позднее десяти рабочих дней с момента ввода котельной в эксплуатацию обязана обратиться в Ростехнадзор с заявлением о регистрации котельной в качестве ОПО.

Газифицированные котельные классифицируются как опасные производственные объекты по следующим признакам опасности:

  • использование опасного вещества (природный газ);
  • использование оборудования, работающего под избыточным давлением (свыше 0,07 МПа).

"С какой мощности котельная поднадзорна Ростехнадзору?" – с таким вопросом к нам регулярно обращаются заказчики.
Такие параметры, как «установленная мощность», «количество МВт» - не рассматриваются в целях квалификации котельной, как ОПО.

Для квалификации газифицированной котельной в качестве ОПО должно соблюдаться хотя бы одно из двух условий:

Сеть газопотребления (газопровод), работающая под давлением природного или сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 МПа (за исключением сети газопотребления жилых зданий);

Использование природного или сжиженного углеводородного газа в количестве, превышающем 1 тонну. Масса газа рассчитывается путем произведения объема сети, вычисленного посредством суммирования отдельных участков сети, на максимально возможное давление газа в сети, умноженное на плотность природного газа.

Газифицированная котельная является ключевым элементом производственно-технологического комплекса, куда входят наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства (ГРП, ГРПШ, ШРП и т.д.), газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий в зданиях и сооружениях на территории организации.

В целях применения законодательства о промышленной безопасности сети газопотребления и газораспределения идентифицируются по следующим существенным признакам, рассматриваемым исключительно в совокупности:

  • назначение,
  • состав объектов, входящих в сети газопотребления и газораспределения,
  • давление природного газа.

Наши специалисты проводят идентификацию газового оборудования. Какие документы рассматриваются при идентификации?

  • проектная документация объекта;
  • обоснование безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано);
  • декларация промышленной безопасности (в случае её разработки);
  • технологические регламенты;
  • генеральный план расположения зданий и сооружений;
  • сведения о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
  • спецификация установленного оборудования;
  • документация на технические устройства, установленные на объекте;
  • данные о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находится на объекте.

На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, эксперт обобщает полученную информацию и составляет сведения, характеризующие опасный производственный объект. Какие документы для этого потребуются?

  • акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, газопровода-ввода и т.д.;
  • внутрицеховой строительный паспорт (ф14 или 14а);
  • паспорта на газораспределительное оборудование ГРУ, ГРП(Б), МРП и т.д.;
  • паспорта на газопотребляющее оборудование (горелки, котлы и тд.);
  • исполнительная схема внутренних газопроводов (из проекта);
  • акт приемки узла учета газа;
  • акт приемки сигнализаторов загазованности с указанием заводских номеров;
  • документация на автоматику безопасности и автоматику регулирования;
  • акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

По результатам идентификации эксперт присваивает опасному производственному объекту наименование (именной код объекта) в соответствии с регламентными требованиями Ростехнадзора, а также устанавливает класс опасности. Присвоение наименования опасному производственному объекту осуществляется в соответствии с признаком опасности, наиболее полно характеризующем деятельность, осуществляемую на объекте.

Сведения, характеризующие опасный производственный объект, в двух экземплярах предоставляются в Ростехнадзор одновременно с заявлением на регистрацию ОПО. Впоследствии, второй экземпляр сведений с отметкой Ростехнадзора возвращается заявителю вместе со свидетельством о регистрации ОПО.

Какие документы необходимы нашим специалистам для регистрации ОПО?

  • фирменный бланк организации в формате MS-Word;
  • устав организации;
  • свидетельство ИНН;
  • свидетельство ОГРН;
  • учетная карточка предприятия;
  • правоустанавливающие документы на земельные участки, здания, строения и сооружения, на (в) которых размещаются ОПО;
  • текстовая часть подраздела «Технологические решения» проектной документации на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы) – в случае отсутствия - раздел ПЗ;
  • экспертиза проектной документации;
  • в случае отсутствия свидетельств на право владения строением, сооружением - справка о постановке на баланс предприятия.

Мы регистрируем в Ростехнадзоре газифицированные котельные, расположенные на территориях Москвы или Московской области.

Срок регистрации ОПО - 30 р.д.

Стандартная стоимость услуги – 50 000р.

На сегодняшний день широкое распространение получило использование модульных котельных для обеспечения зданий горячим водоснабжением и отоплением. Их применение распространено как на различных произодственных объектах и на объектах сельчкохозяйственного назначения, так и для отопление административных и жилых зданий.

Низкие затраты на модульную котельную и ее транспортабельные габаритные размеры делают данный вид отопления наиболее популярным.

Однако после проведения работ по пуско-наладке и перед вводом модульной котельной в эксплуатацию необходимо произвести ее регистрацию в Ростехнадзоре, так как здания этого типа относится к классу объектов с повышенной опасностью производственных процессов. Необходимость регистрации находится в соответствии с разделом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Федерального Закона № 116. Согласно данному требованию собственник либо арендатор БМК должен зарегистрировать котельную до пуска в эксплуатацию или в срок не позднее месяца с момента ввода БМК в эксплуатацию.

Регистрация котельной установки должна производиться в соответствии с регламентированными Постановлением №1371 этапами:

    необходимо идентифицировать модульную котельную как опасный производственный объект,

    оформить карты учета и предоставить основные характеристики объекта, а именно: структуру объекта, генплан, опасные производственные факторы,

    подать в Ростехнадзор документы на котельную (полис страхования, заявление, уславные документы и др.),

    после согласования полученных документов и сведений Ростехнадзор выдает собственнику или арендатору Свидетельство о регистрации данной котельной в Государственном реестре объектов повышенной опасности.

Однако получение регистрации на использование модульной котельной еще последний шаг в узаконивании ввода БМК в эксплуатацию. Для получения полноправных оснований на эксплуатацию тепловой котельной является получение лицензии.

После подачи владельцем заявления, органом лицензирования должна быть проведена обязательная проверка соответствия сведений, представленных в документах, реальным данным о лицензируемом объекте. Данный процесс в соответствии требованиями законодательства РФ обязывает заплатить владельца госпошлину.

Обязательное лицензирование введено для того, чтобы государство могло осуществлять контроль взрыво- и пожароопасных объектов, а также оно обепечивает защиту персонала производственных объектов от потенциально опасного влияния промышленнй предприятий.

Читайте также:

Этапы развития окон
Сегодня, проходя улицами родного города, каждый из вас может наблюдать, как в большинстве квартир красуются новенькие пластиковые окна.

Полочные стеллажи
Для любой семьи, в состав которой входит хотя бы один «мастер на все руки» хорошо известны проблемы, связанные с захламлением квартиры или дома массой совершенно непонятных предметов – деталей, запчастей, инструментов и крепежных элементов.

Решение в системе вентиляции для жилого помещения
Вентиляционные системы по праву считаются важным этапом проектирования любого помещения, где доступ воздуха будет затруднен. Именно вентилятор создает движение воздуха, чтобы в доме или офисе легко было дышать.

Ремонт ванной комнаты – боремся с влажностью
Статья рассказывает о нескольких удобных способах борьбы с влажностью в ванной комнате. Также Вы узнаете, что необходимо для установки дополнительной вентиляционной системы, и для каких помещений она необходима.

Как эксплуатировать кондиционер зимой
Большинство моделей кондиционеров изготавливается в странах, где минимальная температура зимой несколько выше, чем в России, поэтому на эксплуатацию в наших зимних условиях они часто и не рассчитаны.


Сети газопотребления - один из самых распространенных типов опасных производственных объектов. По разным оценкам он составляет порядка 76-80% от общего числа ОПО, зарегистрированных на территории РФ. Согласно нашим исследованиям, каждая третья организация, сведения о которой содержатся в реестре Ростехнадзора, имеет в числе прочих объектов сети газопотребления.

Согласно Техническому регламенту о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010 г.):

«сеть газопотребления » - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием».

Идентификация сетей газопотребления при регистрации в качестве ОПО

С 1 сентября 2016 года изменился порядок идентификации сетей газораспределения и газопотребления в качестве ОПО.

Так, к числу опасных производственных объектов теперь не относятся сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно (абзац 27 Приложения №1 к ФЗ 116).

Также изменился принцип определения и порядок присвоения класса опасности сетям газопотребления и газораспределения. В частности, в п. 1 Приложения 2 к ФЗ 116 уточняется, что «классы опасности ОПО, указанных в пунктах 2 (объекты по хранению, уничтожению химического оружия и ОПО спецхимии), 3 (объекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата) и 4 (газовые сети) настоящего приложения, устанавливаются в соответствии с критериями, указанными в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения».

Данная поправка очень важна для однозначной классификации сетей газопотребления и газораспределения в зависимости от степени опасности. Ранее владельцы ОПО этого типа при определении класса опасности брались за подсчет количества опасного вещества и обращались к Таблице 2 Приложения №2 к ФЗ 116. В связи с этим они ошибочно полагали, что газовым сетям можно присвоить 4 класс опасности. В новой редакции ФЗ №116 такая путаница исключается.

А именно - в обновленной версии п. 4 Приложения 2 к ФЗ №116 указано:

«4. Для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:

1) II класс опасности - для ОПО, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 МПа;

2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,2 МПа включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,6 МПа включительно .

Информацию о параметрах рабочего давления в сетях газопотребления и газораспределения, которое является критериям отнесения указанных сетей к категории ОПО и конкретному классу опасности, владелец опасного объекта может найти в таких документах, как:

  • Техническая документация на элементы газовых сетей (газопроводы, котлы и другое газоиспользующее оборудование).
  • Сведения, характеризующие опасный производственный объект.
  • Акт ввода в эксплуатацию ОПО и т.д.
C 1 сентярбря 2016 года сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно, подлежат исключению из госреестра ОПО, в том числе по результатам проведения в отношении их владельцев надзорных мероприятий (статья 2 ФЗ от 02.06.2016 № 170). Также предполагается, что Ростехнадзор продолжит контролировать выведенные из реестра газовые сети на предмет соответствия Техническому регламенту о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010 г.).

Сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 МПа остаются поднадзорными и подлежат регистрации в качестве ОПО. При этом в составе этих объектов учитываются наружные и внутренние газопроводы организации, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий в зданиях и сооружениях на территории организации.

Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности…» регистрация в Ростехнадзоре сетей газопотребления, принадлежащих к категории ОПО, является обязательной. Однако Свидетельство о регистрации ОПО - это лишь первый шаг на пути законной эксплуатации опасных объектов этого типа. Каждый владелец ОПО должен иметь комплект обязательных нормативно-технических и разрешительных документов, перечень которых мы приведем в рамках данной статьи.

Какие документы нужны для законной эксплуатации сетей газопотребления

Каждая организация, эксплуатирующая сети газопотребления, должна обязательно разработать и/или получить следующие нормативные, технические и разрешительные документы:

1. Свидетельство о регистрации ОПО - документ, подтверждающий внесение сведений о сети газопотребления в государственный реестр ОПО. К нему прилагаются согласованные с территориальным управлением Ростехнадзора Карты учета и Сведения, характеризующие ОПО.

Необходимость регистрировать ОПО в Ростехнадзоре регламентирована Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…», а также созданными на его основе нормативно-правовыми актами.

2. Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности - основной разрешительный документ, который дает право эксплуатировать сеть газопотребления на законных основаниях.

Получать лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО (сетей газопотребления) обязывают:

  • Федеральный закон № 99 от 04.03.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • Федеральный закон № 116 от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Постановление Правительства РФ № 492 от 10.06.2013г. «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
3. Положение о производственном контроле (ППК) - нормативный документ, который устанавливает единые требования к выполнению руководителями и инженерно-техническим персоналом своих должностных обязанностей по обеспечению промышленной безопасности при обслуживании ОПО. ППК необходимо для всех опасных производственных объектов, включая сети газопотребления. Об этом говорит ст. 11 ФЗ № 116 «О промышленной безопасности…».

При разработке Положения о производственном контроле для сетей газопотребления должны учитываться требования таких нормативных актов, как:

  • Приказ Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013г. «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления».
  • Постановление Правительства РФ № 870 от 29.10.2010г. «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».
  • Постановление Правительства РФ № 263 от 10.03.1999г. «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО».
4. Положение о техническом расследовании причин аварий, инцидентов на ОПО - обязательный нормативный документ, цель которого - закрепить порядок выяснения причин аварийных ситуаций на ОПО, определить формы ведения статистики, подачи отчетов о принятых мерах для устранения последствий аварий и инцидентов т.д. (статья 9.1 ФЗ №116).

Порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО, основные пункты которого находят отражение в документе, закреплен Приказом Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011г. Обращаем ваше внимание, что согласно пункту 32 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов…» Положение о расследовании инцидентов утверждается эксплуатирующей объект организацией и согласовывается с территориальным управлением Ростехнадзора .

5. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО - обязательный нормативно-технический документ, который разрабатывается для взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов. Именно к этой категории относится сеть газопотребления.

  • Необходимость и порядок разработки Плана мероприятий определяются:
  • Постановлением Правительства № 730 от 26.08.2013г. «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
  • Приказом Ростехнадзора № 781 от 26.12.2012г. «Об утверждении рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах».
Срок действия Плана мероприятий для сетей газопотребления - 5 лет. Документ утверждается руководителем эксплуатирующей организации и согласовывается с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), с которой заключен договор на обслуживание ОПО. Как следствие, владельцам сетей газопотребления нужен:

5.1. Договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием (АСФ) на оказание услуг по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Как правило, АСФ выбирается по местонахождению объекта. Это делается для того, чтобы спасатели могли оперативно прибыть на место аварии и своевременно ликвидировать ее последствия.

6. Паспорт безопасности опасного объекта - документ, направленный на предупреждение чрезвычайных ситуаций, уменьшение риска возникновения ЧС техногенного характера на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих взрывопожароопасные и химически опасные вещества. В сетях газопотребления используется и транспортируется взрывопожароопасное вещество (газ), поэтому владельцам таких объектов нужно разрабатывать Паспорт безопасности. Документ тесно связан с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

Документ разрабатывается 1 раз в 5 лет, при условии отсутствия изменений в составе ОПО и его характеристик. После разработки Паспорт безопасности согласовывается с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ, а после согласования - утверждается владельцем объекта.

7. Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Необходимость оформления договора на страхование ОПО , в частности, сети газопотребления, регламентирована:

  • Федеральным законом № 225-ФЗ от 27.07.2010г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…».
  • Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…» (статья 15).
Базовая страховая премия (стоимость полиса) для сетей газопотребления составляет 16 500 рублей. Тарифы и страховые суммы даны в Указании Центрального банка РФ от 19 декабря 2016 г. № 4234-У. Договор заключается сроком не менее чем на 1 года с последующим продлением.

8. Протоколы аттестации (проверки знаний) по промышленной безопасности , заверенные аттестационной комиссией Ростехнадзора, не менее чем на 2-х сотрудников организации.

Для предприятий, эксплуатирующих сети газопотребления, нужно аттестовать как минимум руководителя (заместителя руководителя) и лицо, ответственное за газовое хозяйство (за безопасность эксплуатации сетей газопотребления), по направлениям А1 «Основы промышленной безопасности» и Б7.1. «Эксплуатация систем газораспределения и газопотребления».

Необходимость проведения аттестации по промбезопасности определяется требованиями:

  • Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Приказа Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007г. «О порядке подготовки и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
9. Заключения экспертизы промышленной безопасности на газопровод, газоиспользующее оборудование (например, котлы), дымовую трубу (если речь идет о котельной), здания или сооружения, в которых располагается сеть газопотребления. Экспертиза промышленной безопасности проводится планово (1 раз в 5 лет), по истечении срока безопасной эксплуатации, указанного в проектной документации (технического устройства, здания), после аварии на ОПО и т.д.

Необходимость проведения Экспертизы регламентирована:

  • Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Приказом Ростехнадзора № 538 от 14.11.2013г. «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» и другими нормативно-правовыми актами.
10. Положение о внутренней газовой службе или договор с организацией, имеющей опыт проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту сети газопотребления (Раздел II Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Приказом Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013г.).

Надзор за сетями газопотребления

Надзор за сетями газопотребления осуществляет территориальное управление Ростехнадзора по месту нахождения объекта. Сети газопотребления принадлежат к 3 классу опасности (Приложение 2 к ФЗ №116), следовательно, плановые проверки в отношении данных ОПО проводятся не чаще чем один раз в течение трех лет (п. 5.1. ст. 16 ФЗ №116).

В ходе надзорных мероприятий инспекторы Ростехнадзора проверят наличие в организации указанных выше документов, техническую документацию на оборудование, проведут визуальный осмотр технических устройств и зданий (сооружений) на предмет их исправности и эксплуатационной безопасности. Будет проведен анализ соблюдения требований нормативных актов в сфере промышленной безопасности, требований Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010 г.) и Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Приказом Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013г.).

Так, согласно разделу II Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления и разделу VI Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, организация, эксплуатирующая сети газопотребления, должна:

  • выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
  • выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газопотребления;
  • хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации ОПО и т.д.