Установка постаматов. Постаматы

Создание сети постаматов, где покупатели книг, сапог и секс-игрушек могут забрать свои товары, выглядит хорошей бизнес-идеей. Но не заручившись поддержкой крупного логистического оператора за это браться не стоит.

Как придумали постаматы PickPoint

Идея создать в России сеть постаматов - автоматизированных пунктов выдачи заказов посетила коммерческого директора компании «СПСР Экспресс» Надежду Романову на выставке Post Expo 2009 в Ганновере, где она увидела терминалы для выдачи посылок, разработанные компанией KEBA для Deutsche Post. В июне 2010 года было учреждено ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи», которое стало работать под торговой маркой PickPoint. «Технология заинтересовала нас, потому что автоматическое оборудование имеет лучшую производительность и себестоимость, чем классические пункты выдачи», - вспоминает глава PickPoint Надежда Романова, покинувшая «СПСР Экспресс».

Инвестиции в PickPoint составили $10 млн. Их вложили акционеры «СПСР Экспресс» - венчурные фонды и несколько частных инвесторов. «Компания сразу создавалась как отдельный бизнес-проект», - рассказывает Романова. По данным ЕГРЮЛ, сейчас ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» на 100% принадлежит кипрской PickPoint Delivery Sistem Ltd. В числе ее совладельцев значится только одно физлицо - Олег Царьков, управляющий партнер Svarog Capital Advisors, у которого 15%. Он отказался общаться с РБК для этой статьи. Другие совладельцы - компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, их бенефициары неизвестны. Крупнейший совладелец PickPoint Delivery Sistem с долей 43% - Festina Trading Ltd, она же крупнейший совладелец «СПСР Экспресс» с долей 40%.

В 2010 году на быстрорастущем рынке интернет-торговли не хватало компаний, которые делали бы упор на доставку покупок частным лицам. «Тогда многие интернет-магазины создавали собственные курьерские службы - это была вынужденная мера», - вспоминает Романова. Но, по ее словам, у курьерской доставки есть несколько недостатков: во-первых, необходимость договариваться с клиентом о времени доставки, что не всегда удается сделать оперативно, а значит сроки затягиваются. Во-вторых, в условиях больших городов очень сложно обеспечить приезд курьера к точно назначенному времени. «В результате страдает качество сервиса, а стоимость самой услуги растет», - объясняет Романова.

Открытие собственной сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) основателей PickPoint тоже не привлекало: там кто-то должен работать по 12–14 часов в день, тогда как посылки наиболее активно забирают, как правило, утром и вечером. «Себестоимость выдачи заказа через постамат на 30–50% ниже, чем через пункт выдачи», - утверждает Романова. «В России неквалифицированный труд оплачивается очень скромно, поэтому экономика пункта выдачи может быть не менее прибыльной, чем экономика постамата в силу довольно высокой стоимости автоматизированных терминалов», - парирует гендиректор экспресс-доставщика Hermes Татьяна Ямпольская.

Pickpoint в цифрах

  • 1455 точек выдачи заказов в сети PickPoint
  • Более 3 млн отправлений было доставлено через PickPoint в 2015 году
  • 2,2 млн человек - число уникальных пользователей PickPoint
  • 3,4 тыс. руб. - средняя стоимость заказа, доставляемого через PickPoint
  • 1,2 кг - средняя масса одной посылки
  • 120 ячеек - размер среднего постамата в Москве, 80 ячеек - в других регионах
  • 40 тыс. отправлений в сутки доставлялось через PickPoint в декабре 2015 года

Источник: данные компании

PickPoint предложила трем мировым производителям постаматов - австрийской KEBA, польской InPost и эстонской Smart Post (сейчас Cleveron) доработать их модели, чтобы выйти на российский рынок. «Европейские терминалы не имели нужных нам опций оплаты, поскольку там заказы предоплачивают, тогда как в России любят платить при получении, преимущественно наличными, - рассказывает Романова. - Кроме того, стандартная высота ячеек в ЕС - 8 см, а у нас отправления по высоте больше - 10–15 см». Проектом заинтересовались эстонцы: они предоставили постаматы с возможностью оплаты пластиковыми картами, программное обеспечение к ним писалось в России. В Эстонии закупили 115 постаматов, потом их производство было налажено в России.

Как запускали сеть постаматов PickPoint

На момент открытия первого терминала 29 ноября 2010 года в «Москва-Сити» у PickPoint было подписано около 40 договоров с интернет-магазинами. Самыми крупными из них стали производитель косметики Yves Rocher, который уже работал с «СПРС Экспресс» и доставлял заказы через постаматы в родной Франции, а также интернет-магазин одежды Wildberries. Сейчас доставкой через PickPoint активно пользуются свыше 2 тыс. компаний, в том числе Otto Group, LaModa, Oriflame и Ozon. На старте, как вспоминает Романова, конечно, были проблемы: молодая компания, предлагающая неизвестный ранее клиенту способ доставки. Но постепенно постаматами стали пользоваться все крупнейшие российские онлайн-магазины и даже иностранные, отправляющие товар в Россию (на китайские Ali Express и JD.com в 2015 году у PickPoint пришлось 6% заказов).

Для секс-шопов доставка через постаматы и вовсе стала революцией. «Многие наши клиенты стесняются выбирать курьерскую доставку или заходить в розничный магазин», - говорит Юлия Атрощенко, старший менеджер сети магазинов интимных товаров «Он и она», которая сотрудничает с PickPoint уже четыре года.

Однако у постаматов есть и недостатки: они не дают подержать товар в руках, прежде чем купить. «Этот способ доставки не предполагает услугу примерки перед покупкой, а значит не может быть единственным для сегмента моды в e-commerce», - сообщил РБК управляющий директор Lamoda Флориан Янсен. Несмотря на это, 38% посылок, доставленных через PickPoint в 2015 году, были с одеждой и обувью.

Гораздо сложнее было уговорить арендодателей, чем продавцов, вспоминает Романова. Поначалу торговые центры с подозрением относились к постаматам и не хотели сдавать под них площадь, хотя стандартный постамат на 80 ячеек занимает всего 4 кв. м. «Многие даже рассматривали нас как угрозу трафику: мол, зачем это люди в интернете будут покупать, а не в ТЦ?» - говорит Романова. Только к 2013 году, когда технология стала популярной, торговые центры увидели в постаматах конкурентное преимущество. «Они поняли, что постаматы могут работать как платежный терминал и генерировать новых покупателей», - говорит Романова (постамат принимает платежи не только за посылки, но и за сотовую связь и пр.). Правда, теперь ТЦ не основной арендодатель для PickPoint: около 65% постаматов установлено в супермаркетах. «Нам больше интересны магазины, в которые человек идет за хлебом, молоком и одновременно забирает свою посылку, - место, которое находится по пути домой», - объясняет Романова. По ее словам, самые загруженные постаматы находятся именно в спальных районах.

Как работает сеть постаматов PickPoint

Подключить небольшой интернет-магазин к PickPoint достаточно просто: нужно заключить договор и встроить на сайт модуль для покупательской корзины, что занимает в среднем 1,5–2 часа работы программиста. Покупатель при оформлении заказа выбирает удобный для него постамат или партнерский пункт выдачи заказов. Каждый вечер с помощью партнерских курьерских служб PickPoint забирает у интернет-магазина все свои заказы и привозит в сортировочный центр на Волгоградском проспекте, где трудятся 50 из 120 сотрудников компании. Ночью отправления сортируют по направлениям и либо передают на магистральную доставку, либо с помощью партнерских курьерских служб рано утром развозят по постаматам и пунктам выдачи заказов в Москве и Московской области.

В момент закладки в постамат либо доставки до пункта выдачи потребителю отправляется СМС, email или push-уведомление, что его заказ доставлен, а также сообщается срок хранения, режим работы точки, сумма к оплате и пр. Сроки доставки варьируются: в Москве и Московской области товар кладут в постамат, как правило, на следующий день после отправки из магазина, в других регионах этот срок от трех дней. Товар хранится в среднем трое суток, однако, если клиент не успел забрать заказ, постамат может продлить срок хранения на точке или переадресовать его на другую точку.

Кроме того, выяснилось, что клиенты, которые получают посылки в ПВЗ и в терминалах, - это разная целевая аудитория: первые старше, консервативнее и не всегда доверяют технике, а вторые моложе, мобильнее и не хотят тратить время на лишнее общение. В PickPoint приняли решение сотрудничать с независимыми сетями пунктов выдачи (Maxima Express, Boxberry) и «Ростелекомом», дав возможность подключенным интернет-магазинам доставлять товары не только в постаматы, но и в ПВЗ. На конец 2015 года таких партнерских ПВЗ было уже 715, а постаматов - 740.

В 2015 году PickPoint осуществил доставку более 3 млн отправлений (рост в 1,66 раза к 2014 году). Компания не раскрывает финансовых показателей. «Мы вышли на окупаемость осенью 2014 года», - объясняет Романова. В нескольких интернет-магазинах Москвы, сотрудничающих с PickPoint, заявили, что базовый тариф на доставку в столичный постамат составляет для клиента 236 руб., а в регионы дороже, зависит от массы и расстояния. Если бы все 3 млн отправлений были доставлены PickPoint в Москве, то выручка компании должна была бы составить не менее 700 млн руб. без учета услуг по забору товара и приема платежей. Выручка компании в 2015 году близка к 1 млрд руб., подтвердила РБК ее пресс-служба.

Не пытайтесь это повторить

За пять лет работы PickPoint сумел создать крупнейшую в стране сеть постаматов. По данным компании J’son & Partners, PickPoint удерживает примерно 50–60% рынка постаматов в России. «Лидерство PickPoint на рынке объясняется тем, что в проект проинвестировали акционеры «СПСР Экспресс», самой крупной службы экспресс-доставки в России, - считает эксперт J’son & Partners Евгений Ицаков. - Фактически PickPoint выросла на базе сети СПСР: компания не выбивалась в лидеры, она сразу имела лидерское положение и сохраняет его до сих пор».

Вскоре после PickPoint на рынок в России вышли сети InPost (совместное предприятие Qiwi и польской InPost), а также Logibox, но ни одна из них не достигла больших успехов. По словам нескольких участников рынка, сеть Logibox переживает трудности. Корреспондент РБК убедился в том, что ее сайт не грузится, а телефоны не работают. InPost открыла 380 точек (на июнь 2015 года вторая по размерам сеть, после PickPoint). Гендиректор InPost Андрей Чечин объясняет, что запустить проект на рынке постаматов без очень тесных партнерских отношений с логистическими компаниями невозможно. InPost работает со СДЭК, DPD, «Пони Экспресс». «Нужна интеграция логистических процессов и информационных систем, а это дело затратное, долгое по времени и требующее ресурсов на поддержание», - предупреждает Чечин.

«Наши коллеги столкнулись с теми же проблемами, что и мы, сделав ставку на партнеров, а также не смогли решить главную проблему - эффективной магистральной доставки», - объясняет Романова. Около 70% магистральной доставки для PickPoint осуществляет «СПСР Экспресс» (по рыночным тарифам, подчеркивает Романова).

Перспективы применения постаматов связаны не только с ростом российского рынка интернет-торговли (сильно замедлившимся из-за кризиса), но и с внедрением возможности для простых граждан посылать через них посылки. Романова говорит, что PickPoint технически давно может принимать посылки от частных лиц в пользу других частных лиц, но все упирается в идентификацию клиента. «Иначе через сеть пойдет наркотрафик, а нам это не нужно», - объясняет она. Четкой и простой технологии идентификации клиента пока в России не придумали, а способ, который внедрял Logibox в сотрудничестве с «Почтой России», не сработал. «Они предлагали клиентам выпустить специальную банковскую карту для пользования постаматами с целью отправки посылок - это очень сложно», - считает Романова. Постаматы могут стать альтернативой «Почте России» для пересылки посылок от одного частного лица к другому, считает Алексей Федоров, президент Ассоциации компаний интернет-торговли. Над запуском такой услуги в России уже задумывается и InPost, сообщил ее глава Чечин.

Несчастливы вместе

Сети постаматов в Москве и городах-миллионниках PickPoint развивала сама, а региональные столицы и города поменьше отдала партнерам, работавшим с PickPoint по агентскому договору. В начале 2013 года компания, у которой на тот момент было 440 постаматов, строила планы к концу 2015 года поставить 6,5 тыс. терминалов. Но не получилось: «Оказалось, что нет столько мест и таких партнеров в регионах», - объясняет Надежда Романова. Из 740 постаматов 210 принадлежат партнерам PickPoint. «Это бизнес для ленивых: агенты покупают оборудование, заключают договор аренды, устанавливают постамат, подключают его к интернету и электричеству и по большому счету забывают о нем, - рассказывает Романова. - Дальше мы их подключаем в единую сеть, осуществляем все логистические процессы, проводим все приемы платежей через наш модуль и платим агенту за выдачу заказа».

Романова отказалась раскрыть финансовые условия партнерства, но РБК нашел презентацию 2013 года, в которой потенциальным агентам рассказывается об условиях сотрудничества. Стоимость постамата на 58 ячеек в документе оценивается в 600 тыс. руб., а вознаграждение агента - в 65 руб. за выдачу каждого отправления. Компания утверждает, что текущая окупаемость наступает через 3–6 месяцев, а возврат инвестиций - в пределах двух лет.

Но, по словам Романовой, ставка на агентов себя не оправдала: многие из них плохо изучали трафик мест для установки терминалов, долго искали подходящие помещения: «Бывали случаи, что проходило по 4–5 месяцев от продажи терминала до начала его работы». Агент, с которым поговорил РБК, тоже недоволен: «Нерентабельный бизнес: иногда комиссия не покрывает расходы на аренду, - жалуется Андрей Мершиев из Новороссийска, ставший партнером PickPoint в начале 2014 года. - Проще деньги на депозит в банк положить».

Юлия Денисова

Как происходит оплата и доставка товара посредством постаматов?

  1. Ваш покупатель выбирает доставку товара в постамат.
  2. Оплачивает заказ или выбирает постоплату заказа.
  3. В момент доставки заказа в постамат покупателю приходит СМС с кодом получения заказа.
  4. Покупатель в удобное ему время приходит к выбранному терминалу, вводит код, вносит деньги (при постоплате) и забирает свой товар из ячейки. Сдача поступает на мобильный телефон, в личный кабинет (QIWI) или на электронный кошелек.
Удобства этой системы самообслуживания для покупателя очевидны: постаматы работают круглосуточно (у некоторых операторов), ежедневно и находятся в крупных торговых центрах. Отправляясь с семьей в выходные за покупками, можно забрать свой заказ в ближайшем супермаркете, в удобное для вас время.

Выгодно ли владельцам интернет-магазинов включать в свою логистическую цепочку подобные автоматизированные системы?

1. Какие задачи в системе доставки интернет-магазина помогают решать постаматы?

Наши эксперты сошлись в том, что это очень удобно, в первую очередь, покупателю.

Кузьма Феськов: «Они экономят время покупателя: нет нужды целый день ждать курьера, бояться его пропустить. Вы можете выбрать постамат рядом с удобным вам местом. Вы заранее знаете время работы терминала и уверены, что заберете свой заказ тогда, когда удобно вам».

Но решают ли постаматы бизнес-задачи?

Дмитрий Назаров: «Основное - это клиентский сервис магазина: чем удобнее, доступнее и вариативнее предлагает магазин способы доставки, тем выше вероятность, что клиент будет удовлетворен покупкой и вернется в магазин за следующей».

Степан Чельцов: «Постамат для нас как автоматизированный пункт выдачи заказов. Здесь исключен человеческий фактор, нет грубости оператора, но есть автоматизация приема и выдачи заказа. Сервис постаматов сопутствует и с СМС уведомлением, у нас отпадает нужда звонить каждому клиенту для напоминания о заказе».

Евгений Данилик считает, что отсутствие человеческого фактора в цепочке «интернет-магазин - покупатель», наоборот, говорит не в пользу постаматов: «Постаматы не решают самую важную проблему в сфере услуг - построение личных коммуникаций с клиентами. Сегодняшний житель мегаполиса по 8-12 часов в день «общается» с компьютером и гаджетами, и со временем торговые терминалы, постаматы перестают восприниматься как преимущество одного сервиса перед другим.

Снова в цене человеческое общение, разговор «лицом к лицу». Личное общение с клиентами и искреннее внимание к ним - залог успеха бизнеса в сфере услуг».

Сергей Пузанов отметил немаловажный для нашей страны нюанс. По его мнению, постаматы - это часто дополнительные пункты самовывоза в тех городах, где, кроме почты России, ничего приемлемого по цене нет.

2. Какие проблемы постаматы плохо или не решают вообще?

Казалось бы, что доставка в постаматы должны быть у каждого интернет-магазина. Но всем ли подходит такая система доставки?

Дмитрий Назаров: «Ячейки почтоматов более всего заточены под доставку некрупного, негабаритного товара. Поэтому, например, напольные колонки через почтоматы мы не доставляем. Второе - это невыкуп товара в случае наложенного платежа. В своей практике мы с этой проблемой не сталкиваемся, поскольку с почтоматами работаем по предоплаченному заказу».

С Дмитрием согласен Степан Чельцов: «Для нас только одна проблема пока не решена - габаритные отправления. Если посылка больше 60 см по одному из измерений - мы не можем ее отправить. И сроки хранения для некоторых заказов слишком маленькие. Люди просто не успевают иногда их получить. Но это редкость».

Кузьма Феськов: «Несмотря на большое количество городов на карте, постаматов все же гораздо меньше, чем хотелось бы. Бывают технические сбои в работе постаматов».

Сергей Пузанов: «У нас одежда, постаматы не решают проблемы примерки. Также многие хотят обязательно увидеть товар, перед тем как его оплатить».

Евгений Щепелин затронул важный момент в работе постаматов: «Если у тебя нет резерва в постамате (ячейка не закреплена за тобой), скорее всего в пик продаж все постаматы будут переполнены. Расширение постаматов - это не такой быстрый процесс. Если 200 клиентов захотят забрать одномоментно свои заказы на Курском вокзале - есть шанс, что они их будут забирать месяц».

Плюсы и минусы постаматов (для интернет-магазинов)

Расширение клиентского сервиса
+ Исключение человеческого фактора
+ Снижение нагрузки на колл-центр
+ Расширение зон доставки
+ Автоматизация доставки

Ограниченная емкость ячейки
- Невыкуп товара (в случае наложенного платежа)
- Короткий срок хранения заказа (обычно 3 дня)
- Неразвитая сеть постаматов
- Товар нельзя увидеть перед покупкой
- Технические сбои
- Нет возможности построить личные коммуникации с клиентами

3. Как часто ваши покупатели выбирают этот способ получения заказов?

В интернет-магазинах, где доставка в постаматы является альтернативным сервисом, традиционные способы доставки (курьерами, почтой) пользуются большей популярностью.

Дмитрий Назаров: «В проценте от доставки по регионам в среднем у нас на почтоматы приходится около 9%. В Москве и Санкт-Петербурге у нас работает собственная курьерская служба, также у нас есть услуга бесплатной доставки от 8 000 руб. по всем регионам, включая Москву и Питер. Две эти наши услуги влияют на % доставки через почтоматы опосредованно».

Сергей Пузанов: «Порядка 10%».

Евгений Щепелин: «Редко, по некоторым клиентам менее 1% от объема».

Однако не у всех экспертов наблюдается такое соотношение доставки через постаматы к другим службам. Связано это с тем, что они предлагают на выбор только доставку в постаматы и почтой, причем стараются ориентировать покупателей на пользование постаматами.

Степан Чельцов: «Сейчас примерно поровну разделены заказы на постаматы и Почту России, и, если есть возможность, мы отговариваем людей от почты и просим получить через постамат».

Кузьма Феськов: «У нас почти всегда покупатель заказывает через постаматы, потому что мы работаем только с ними и почтой».

4. Могут ли постаматы стать альтернативой почте?

Мнения наших экспертов разделились: некоторые считают, что это невозможно в нынешних условиях, другие уверены, что постаматы уже потеснили Почту России.

Евгений Щепелин категоричен: «Точно нет».

Дмитрий Назаров считает, что «это очень амбициозные планы, учитывая, что у Почты России свыше 40 тыс. отделений по стране. Но побороться за клиента реально уже сейчас, поскольку качество работы Почты России - это большая головная боль для многих интернет-магазинов. Мы решаем эту проблему предложением клиенту альтернативных способов доставки. Например, клиент живет в городе Вельске, куда возможна доставка только Почтой России - за 140 рублей и курьерской службой за 1000 рублей условно. Очевидно, что при стоимости товара в 500 рублей доставка курьерской службой совсем не интересна. В этом случае наш клиент может выбрать доставку до ближайшего крупного города, где он бывает часто по делам или может специально съездить, чтобы забрать заказ. В этом случае альтернативным вариантом получения заказа мы, в том числе, предлагаем получение товара в почтомате Logibox или PickPoint. Такая доставка будет стоить для клиента около 300 рублей. Кроме прочего - клиент у нас видит пользовательский рейтинг всех служб. Например, у Почты России **, а у почтоматов по ***** из 5. Таким образом, клиент меньше беспокоится, что он не получит свой заказ вообще или в срок».

Степан Чельцов: «Почта выполняет много разных функций, как, например, прием отправлений. С этим вопросом постамат не справится, боюсь, никогда. Потому он не станет альтернативой, но свою нишу они создали успешно».

Евгений Данилик: «Полностью заменить почту постаматы не смогут. Если человек стремится упрощать свою жизнь в бытовых вопросах, то что может быть проще, чем получить заказ прямо дома/в офисе/на даче?»

Сергей Пузанов: «Только если постаматы будут в каждом отделении. Но пока таких планов у почты, насколько я знаю, нет».

Кузьма Феськов: «Они уже стали реальной альтернативой. И более успешной, на мой взгляд».

5. Могут ли постаматы заменить курьеров и в чем?

В этом вопросе тоже не все эксперты сошлись во мнениях. Превалирует мнение, что постаматы могут только расширить способы доставки, но полностью курьеров не заменят.

Дмитрий Назаров: «Почтоматы - это все-таки альтернативный способ, а не панацея. Останутся клиенты, которым будет удобнее получить заказ с курьером дома или на работе, в первую очередь, это актуально для магазинов одежды/обуви, где можно заказать три размера, дождаться курьера, примерить, выкупить один, а два вернуть».

Сергей Пузанов: «Нет, могут только дополнить».

Евгений Щепелин: «Постамат удобен, если он в шаговой доступности от дома или офиса, и не важно время его работы (т.е. не привязан к работе торговых центров)».

Евгений Данилик: «Какую-то часть рынка, безусловно, постаматы уже заняли, «отобрав» эту долю у курьерских служб. Постамат заменяет, скорее, не услугу курьера, а услугу «самовывоза». Давайте рассуждать логически: человек заказывает курьерскую доставку, чтобы максимально сэкономить своё время, никуда не ехать за заказом. К постамату нужно всё-таки добираться, даже если он находится на соседней улице, потратить кое-какое время придётся. Поэтому на вопрос «могут ли постаматы заменить курьеров?» - отвечаю, что не могут».

Аргументы в пользу постаматов звучат следующим образом.

Степан Чельцов: «Могут и уже это делают. Основной плюс постамата - он стоит на месте и ждет. А курьер может приехать, может не приехать, его могут ограбить, он окажется непредусмотрителен».

Кузьма Феськов: «Могут и заменяют. На текущий момент курьерские службы работают, как попало: они требуют интервал ожидания минимум 4 часа, часто опаздывают или не приезжают. Постаматы же отправляют вам СМС, когда заказ прибыл, и вам не нужно нервничать. Вы всегда знаете, что ваш заказ уже можно получить».

6. Какие товары можно доставлять с помощью постаматов?

Все эксперты подтвердили, что главное ограничение у постаматов - габариты ячеек терминала. Что здесь важно учесть?

Дмитрий Назаров: «Если товар хрупкий, например, то это решается отправителем в момент упаковки товара на складе».

Степан Чельцов: «Практически любые товары доставляются, ограничения идут только по габаритам и массе. Ограничения по содержанию есть, но в нашей нише ограничений нет».

Кузьма Феськов: «Все зависит от компании. У QIWI Post, например, все постаматы на улице. Что в зиму, а они у нас холодные, вводит очень много ограничений на товары. У PickPoint постаматы в помещениях, круг товаров велик».

Евгений Щепелин: «Постаматы отлично подходят для сегмента Fashion. Также, на мой взгляд, постаматы прекрасно подходят для товаров для взрослых, когда получение посылки происходит анонимно без участия курьера».

Какие товары подходят для доставки с помощью постаматов?

  • Все, кроме габаритных товаров (максимальный размер заказа 58х33х35 см - Logibox, 64х38х41 см - QIWI Post, 60х36х36 см - PickPoint).
  • Все, кроме тяжелых товаров (более 15 кг, кроме PickPoint - 10 кг).
  • Особое внимание хрупким, бьющимся товарам.
  • Интимные товары, товары для взрослых.
7. За счет чего формируется цена на услуги по использованию автоматизированных терминалов?

Дмитрий Назаров: «Объемный вес посылки + услуги логистических операторов, с которыми работают службы почтоматов».

Степан Чельцов: «В цену заложен тариф на пересылку каждого килограмма отправления, комиссия за прием и перечисление оплаты и габаритные ограничения. Мы устраиваем сезонные скидки и берем часть стоимости доставки на себя, таким образом, стимулируя выбор постаматов, как способа доставки заказов».

Евгений Щепелин: «Затраты на аренду места, на оборудование и на магистраль (в основном постаматы используют транспортные компании для забора объемов у крупных игроков)».

8. Выгодно ли малому бизнесу использовать этот формат доставки?

Почти все эксперты ответили на этот вопрос утвердительно.

Дмитрий Назаров: «С точки зрения затрат - это внутренний вопрос бизнеса: Почта России дешевле, но желание у магазинов и клиентов пользоваться ее услугами снижается за счет, в том числе, появления почтоматов. Если отталкиваться от сервиса интернет-магазина - а это один из ключевых аспектов, почему клиент возвращается в магазин, то, безусловно, выгодно».

Степан Чельцов: «Это значительно облегчает коммуникацию с клиентом и обеспечивает качественный стандартизированный сервис. В наших проектах мы в обязательном порядке подключаем постаматы, потому что считаем их коммерчески эффективными».

Кузьма Феськов: «Нам очень выгодно!»

Сергей Пузанов: «Да, почему нет? Выгодно использовать все виды доставки».

Евгений Щепелин: «Выгодно, но пока этот сегмент не развит. Сеть постаматов должна быть более развита, тогда клиенты будут пользоваться этой услугой чаще.

С точки зрения бизнеса, постаматы (как и пункты выдачи товаров) на текущий момент примерно на 50% дешевле, чем курьерская доставка. Это экономически эффективный способ доставки.
Также постаматы можно использовать для приема возвратов от клиента, это следующий шаг в развитии сервиса. Более сложный, но не менее интересный для бизнеса».

9. Развита ли система доставки в постаматы в нашей стране? Есть ли конкуренция на рынке операторов этой услуги?

Как ни странно, но и в этом вопросе мнения разошлись, возможно, это связано с разным опытом использования постаматов в своем бизнесе.

Мнение «система мало развита, конкуренции нет»

Дмитрий Назаров: «Хотя количество операторов и как следствие почтоматов растет, конкурируют они больше не между собой, а с офисами выдачи заказов и курьерской доставкой. Также, поскольку услуга молодая, свойственное россиянам определенное недоверие ограничивает темпы ее развития».

Степан Чельцов: «Есть несколько операторов на этом рынке, и друг друга они считают конкурентами. На мой взгляд, конкуренции нет. Выбор постамата на сайте происходит не потому, что кому-то нравится оранжевый постамат, а кому-то зеленый. Люди выбирают удобный для себя пункт выдачи, а тот факт, что он еще и технологичный, современный, без очередей и с хорошим сервисом -добавляет ему ценность, но никак не делает лучше другого пункта выдачи среди постаматов».

Евгений Щепелин: «Конкуренции по факту нет. Система не развита».

Мнение «система развита, но конкуренция не сильная»

Кузьма Феськов: «Система очень развита. И радует то, что она с каждым днем все растет. На рынке уже есть конкуренция, но не достаточно большая».

Сергей Пузанов: «PickPoint очень активно развиваются, уже под 500 постаматов. QIWI Post сделали, но сначала только в Москве - тут больше любят курьеров, в этом их ошибка. Думаю, PickPoint будет монополистом, если и будет продолжать так же хорошо и четко работать».

Итак, в борьбе «машины против людей» побеждают… люди - и как покупатели, и как владельцы интернет-магазинов, и как операторы постаматов. Постаматы, в основном - один из альтернативных способов доставки. Пока такие терминалы не появятся в каждом городе, а лучше - в шаговой доступности от работы или дома, вряд ли они заменят другие каналы доставки. Да и доверять алюминиевой ячейке покупку своей мечты не все готовы! Так что за елками к Новому году мы привычно пойдем на елочный базар.

Презентация: Постаматы - решения под ключ для бизнеса (PDF)

Производство постаматов является одним из инновационных направлений бизнеса. Эти устройства разработаны и используются для выдачи и приема товаров, заказанных в Интернете, что в конечном итоге позволяет значительно оптимизировать затраты на их доставку. Это особенно актуально в настоящее время, когда рынок заказов в Интернете ежегодно растет на 30%. Поспешить и купить постамат сейчас - значит сэкономить огромное количество времени и денег в будущем!

Постамат – это программируемое устройство, представляющее собой электронный терминал со множеством ячеек. Отправка почтовых отправлений с его помощью предполагает регистрацию в системе путем ввода логина и пароля, после которой и осуществляется отправка посылок. Получение заказа происходит при помощи введения специального индивидуального пин-кода, который отправляется клиенту в смс-сообщении или электронном письме.

Функционирование постамата предполагает возможность его полной адаптации к требованиям клиента.

Фотографии изготовленных нами постаматов:










Основные функции и преимущества постаматов

Как правило, данные автоматы устанавливаются в общественных местах с большим количеством людей, чтобы обеспечить максимальный доступ пользователей к их возможностям. Постаматы позволяют:

  • получать и отправлять посылки;
  • приобретать и получать продукцию, реализуемую интернет-магазинами;
  • арендовать ячейки для кратковременного хранения получаемой корреспонденции.

Одно из главных качеств постаматов – значительное снижение издержек на услуги курьерских компаний и доставку клиентских заказов. В зависимости от конфигурации оборудования и программного обеспечения, в одно устройство можно заложить от 40 до 200 и более заказов.

Почтоматы выгодны и с точки зрения экономии времени на доставке разнообразных товаров и позволяют использовать их потенциал круглосуточно. При наличии разветвленной сети пользователи могут выбирать для себя наиболее удобно расположенные постоматы, например, в ближайшем ТЦ.

Эти устройства оснащены платежными модулями, значительно ускоряющими и упрощающими расчет за приобретенный товар непосредственно на месте его получения. Кроме того, они дают возможность отправлять посылки самостоятельно.

ПО для постаматов разрабатывается и устанавливается конкретно под требования заказчиков оборудования. Помимо этого, имеется возможность использования дополнительных модулей, таких, к примеру, как принтеры этикеток.

Сферы применения постаматов

Наша компания предлагает не только стандартные постаматы для выдачи интернет-заказов, но и специфические решения для различных сфер бизнеса.

Постаматы для химчисток и прачечных

С помощью данного оборудования вы сможете вывести вашу компанию на качественно новый уровень. Как это работает:

  • Устанавливаете постамат в месте с большой проходимостью (например, в торговом центре или супермаркете);
  • Оповещаете ваших постоянных и потенциальных клиентов о возможности оставить вещи для чистки в этом постамате;
  • Клиенты, с помощью интерфейса постамата, сдают грязные вещи, выбирают необходимую услугу и оплачивают её стоимость (наличными или банковской картой);
  • Вам приходит оповещение о поступлении нового заказа. Забираете вещи, выполняете заказанные клиентом услуги и возвращаете вещь в постамат;
  • Клиенту приходит оповещение о том, что его одежда готова к выдаче. Он может забрать её в удобное для него время!

В итоге: вам потребуется нанять курьера для забора и доставки вещей, но при этом вы сократите расходы на аренду площади, увеличите количество и лояльность клиентов.

Постаматы для жилищных комплексов

Это предложение подойдёт строительным и управляющим компаниям, а также ТСЖ. В наше время люди постоянно заказывают различные товары из интернет-магазинов с доставкой на дом, но зачастую им приходится подстраиваться под курьера, чтобы принять свой заказ. После установки постамата во дворе или подъезде жилищного комплекса, его жители навсегда забудут об этой проблеме!

Благодаря установке постамата, строительная компания может повысить привлекательность продаваемого жилья для покупателей, а ТСЖ - получать дополнительный доход за пользование постаматом и сделать жизнь своих собственников немного лучше!

Почтоматы для выдачи еды

Решение для кафе, заведений формата "стрит-фуд". Устанавливается непосредственно в вашем заведении. Принцип работы очень прост:

  • Клиент оформляет заказ через мобильное приложение и ожидает оповещения о готовности;
  • Вы готовите заказ и размещаете его в постамате;
  • Клиенту приходит оповещение о готовности заказа;
  • Он приходит и забирает свой заказ, оплата производится наличными, с помощью банковской карты или онлайн прямо в приложении!

Каждая ячейка постамата для еды может быть оборудована системой подогрева или охлаждения, для поддержания необходимой температуры!


Почему стоит купить постамат именно у нас?

Компания "Виоланта" лично занимается разработкой и производством постаматов. Наши специалисты производят настройку и оптимизацию камер хранения под любые проекты, что позволит существенно уменьшить расходы на содержание курьерской службы, организацию доставки товаров, значительно сократить очереди при отправлении посылок и их получении в пунктах выдачи товаров. Только у нас вы можете купить постамат по цене производителя, без каких-либо переплат и дополнительных издержек!

Наши почтовые автоматы изготовляются сварным способом в антивандальном исполнении. Стандартная толщина применяемой стали – 1,5 мм. Возможно использование материала с иными параметрами.

Что такое постаматы или почтаматы, как их иногда называют? В общем-то, это еще один способ доставки заказа интернет-магазина до конечного покупателя. Они отличаются от других способов доставки тем, что доставка в постамат полностью автоматизированна. Простой пример: в вариантах доставки вашего интернет-магазина указаны постаматы компании PickPoint. Клиент, оформляя заказ, просто выбирает их из списка, потом также выбирает удобный для себя постамат по определенному адресу - и все. Заказ пришел - клиент получил сообщение с кодом, отправился к выбранному постамату, оплатил заказ картой или наличкой, получил код, открыл ячейку, забрал заказ. Быстро, современно, удобно и относительно недорого.

Доставка постаматом

Многие покупатели, не желающие, что бы посторонние видели содержимое их заказов, выбирают именно интернет-магазины с доставкой в постамат . Так что, если ассортимент ваших товаров может нанести моральный вред пуританским взглядам некоторых товарищей, постаматы очень даже придутся по душе вашим покупателям. Да и вообще, такой способ получения заказа немного напоминает шпионские игры с получением секретного кода от банковской ячейки и добычей из него ценного груза.

Как пользоваться постаматом

Если серьезно, то для многих и многих покупателей наиболее удобный способ получения своих заказов - именно постаматы интернет-магазина . Обычно они расположены в крупных торговых центрах, поэтому заодно можно сделать покупки, покупатель не зависит от курьера, не стоит в очередях на Почте России или в ПВЗ, весь процесс получения заказа занимает от силы две минуты. Кроме того, если покупатель не успел вовремя забрать свой заказ, он может просто продлить срок хранения заказа, и прийти за ним в удобное для себя время. Все это вместе и делает постаматы таким удобным и недорогим способом доставки заказов для покупателей интернет-магазинов.

Постамат PickPoint

Компания Axelion внимательно отслеживает пожелания и требования своих клиентов, поэтому вариант доставки товаров интернет-магазинов постаматами появился у нас достаточно давно. Мы сотрудничаем с несколькими компаниями, предоставляющими такую услугу, как постамат. PickPoint , как надежный и проверенный партнер компании Axelion дает нашим клиентам возможность использовать более 1800 постаматов во всех крупных и средних городах России.

Услуги доставки

Кроме того, у нас есть и другие партнеры, предоставляющие возможность использовать свои постаматы нашим клиентам. Обращаясь в компанию Axelion, вы избавляете себя от необходимости заключать отдельные договора с каждой транспортной компанией. Вам достаточно позвонить в компанию Axelion, и вы получите в свое распоряжение сеть постаматов в более чем шестистах городах России. Ваши покупатели смогут выбирать наиболее удобные для них адреса нахождения постаматов, сроки и условия доставки, и ее стоимость. Кроме того, компания Axelion может предложить вам и другие способы доставки ваших товаров до покупателей, включая экспресс-доставку, доставку курьерами и пункты самовывоза. Вместе с услугами доставки товаров мы можем предложить вам услугу хранения ваших товаров на нашем собственном складе.

Мы не делаем наценки на тарифы наших партнеров, мы просто помогаем сделать ваш бизнес успешным. Более подробно о наших услугах и о наших тарифах вы можете узнать в соответствующих разделах сайта.

А лучше просто позвоните в компанию Axelion и развивайте свой бизнес вместе с нами!

Создание сети постаматов, где покупатели книг, сапог и секс-игрушек могут забрать свои товары, выглядит хорошей бизнес-идеей. Но не заручившись поддержкой крупного логистического оператора за это браться не стоит

За пять лет работы PickPoint (на фото — директор компании Надежда Романова) сумела создать крупнейшую в стране сеть постаматов (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Как придумали

Идея создать в России сеть постаматов — автоматизированных пунктов выдачи заказов посетила коммерческого директора компании «СПСР Экспресс» Надежду Романову на выставке Post Expo 2009 в Ганновере, где она увидела терминалы для выдачи посылок, разработанные компанией KEBA для Deutsche Post. В июне 2010 года было учреждено ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи», которое стало работать под торговой маркой PickPoint. «Технология заинтересовала нас, потому что автоматическое оборудование имеет лучшую производительность и себестоимость, чем классические пункты выдачи», — вспоминает глава PickPoint Надежда Романова, покинувшая «СПСР Экспресс».

Инвестиции в PickPoint составили $10 млн. Их вложили акционеры «СПСР Экспресс» — венчурные фонды и несколько частных инвесторов. «Компания сразу создавалась как отдельный бизнес-проект», — рассказывает Романова. По данным ЕГРЮЛ, сейчас ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» на 100% принадлежит кипрской PickPoint Delivery Sistem Ltd. В числе ее совладельцев значится только одно физлицо — Олег Царьков, управляющий партнер Svarog Capital Advisors, у которого 15%. Он отказался общаться с РБК для этой статьи. Другие совладельцы — компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, их бенефициары неизвестны. Крупнейший совладелец PickPoint Delivery Sistem с долей 43% — Festina Trading Ltd, она же крупнейший совладелец «СПСР Экспресс» с долей 40%.

В 2010 году на быстрорастущем рынке интернет-торговли не хватало компаний, которые делали бы упор на доставку покупок частным лицам. «Тогда многие интернет-магазины создавали собственные курьерские службы — это была вынужденная мера», — вспоминает Романова. Но, по ее словам, у курьерской доставки есть несколько недостатков: во-первых, необходимость договариваться с клиентом о времени доставки, что не всегда удается сделать оперативно, а значит сроки затягиваются. Во-вторых, в условиях больших городов очень сложно обеспечить приезд курьера к точно назначенному времени. «В результате страдает качество сервиса, а стоимость самой услуги растет», — объясняет Романова.

Открытие собственной сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) основателей PickPoint тоже не привлекало: там кто-то должен работать по 12-14 часов в день, тогда как посылки наиболее активно забирают, как правило, утром и вечером. «Себестоимость выдачи заказа через постамат на 30-50% ниже, чем через пункт выдачи», — утверждает Романова. «В России неквалифицированный труд оплачивается очень скромно, поэтому экономика пункта выдачи может быть не менее прибыльной, чем экономика постамата в силу довольно высокой стоимости автоматизированных терминалов», — парирует гендиректор экспресс-доставщика Hermes Татьяна Ямпольская.

Pickpoint в цифрах

1455 точек выдачи заказов в сети PickPoint

Более 3 млн отправлений было доставлено через PickPoint в 2015 году

2,2 млн человек — число уникальных пользователей PickPoint

3,4 тыс. руб. — средняя стоимость заказа, доставляемого через PickPoint

1,2 кг — средняя масса одной посылки

120 ячеек — размер среднего постамата в Москве, 80 ячеек — в других регионах

40 тыс. отправлений в сутки доставлялось через PickPoint в декабре 2015 года

Источник: данные компании

PickPoint предложила трем мировым производителям постаматов — австрийской KEBA, польской InPost и эстонской Smart Post (сейчас Cleveron) доработать их модели, чтобы выйти на российский рынок. «Европейские терминалы не имели нужных нам опций оплаты, поскольку там заказы предоплачивают, тогда как в России любят платить при получении, преимущественно наличными, — рассказывает Романова. — Кроме того, стандартная высота ячеек в ЕС — 8 см, а у нас отправления по высоте больше — 10-15 см». Проектом заинтересовались эстонцы: они предоставили постаматы с возможностью оплаты пластиковыми картами, программное обеспечение к ним писалось в России. В Эстонии закупили 115 постаматов, потом их производство было налажено в России.


Как запускали

На момент открытия первого терминала 29 ноября 2010 года в «Москва-Сити» у PickPoint было подписано около 40 договоров с интернет-магазинами. Самыми крупными из них стали производитель косметики Yves Rocher, который уже работал с «СПРС Экспресс» и доставлял заказы через постаматы в родной Франции, а также интернет-магазин одежды Wildberries. Сейчас доставкой через PickPoint активно пользуются свыше 2 тыс. компаний, в том числе Otto Group, LaModa, Oriflame и Ozon. На старте, как вспоминает Романова, конечно, были проблемы: молодая компания, предлагающая неизвестный ранее клиенту способ доставки. Но постепенно постаматами стали пользоваться все крупнейшие российские онлайн-магазины и даже иностранные, отправляющие товар в Россию (на китайские Ali Express и JD.com в 2015 году у PickPoint пришлось 6% заказов).

Для секс-шопов доставка через постаматы и вовсе стала революцией. «Многие наши клиенты стесняются выбирать курьерскую доставку или заходить в розничный магазин», — говорит Юлия Атрощенко, старший менеджер сети магазинов интимных товаров «Он и она», которая сотрудничает с PickPoint уже четыре года.

Однако у постаматов есть и недостатки: они не дают подержать товар в руках, прежде чем купить. «Этот способ доставки не предполагает услугу примерки перед покупкой, а значит не может быть единственным для сегмента моды в e-commerce», — сообщил РБК управляющий директор Lamoda Флориан Янсен. Несмотря на это, 38% посылок, доставленных через PickPoint в 2015 году, были с одеждой и обувью.

Гораздо сложнее было уговорить арендодателей, чем продавцов, вспоминает Романова. Поначалу торговые центры с подозрением относились к постаматам и не хотели сдавать под них площадь, хотя стандартный постамат на 80 ячеек занимает всего 4 кв. м. «Многие даже рассматривали нас как угрозу трафику: мол, зачем это люди в интернете будут покупать, а не в ТЦ?» — говорит Романова. Только к 2013 году, когда технология стала популярной, торговые центры увидели в постаматах конкурентное преимущество. «Они поняли, что постаматы могут работать как платежный терминал и генерировать новых покупателей», — говорит Романова (постамат принимает платежи не только за посылки, но и за сотовую связь и пр.). Правда, теперь ТЦ не основной арендодатель для PickPoint: около 65% постаматов установлено в супермаркетах. «Нам больше интересны магазины, в которые человек идет за хлебом, молоком и одновременно забирает свою посылку, — место, которое находится по пути домой», — объясняет Романова. По ее словам, самые загруженные постаматы находятся именно в спальных районах.


Как работает PickPoint

Подключить небольшой интернет-магазин к PickPoint достаточно просто: нужно заключить договор и встроить на сайт модуль для покупательской корзины, что занимает в среднем 1,5-2 часа работы программиста. Покупатель при оформлении заказа выбирает удобный для него постамат или партнерский пункт выдачи заказов. Каждый вечер с помощью партнерских курьерских служб PickPoint забирает у интернет-магазина все свои заказы и привозит в сортировочный центр на Волгоградском проспекте, где трудятся 50 из 120 сотрудников компании. Ночью отправления сортируют по направлениям и либо передают на магистральную доставку, либо с помощью партнерских курьерских служб рано утром развозят по постаматам и пунктам выдачи заказов в Москве и Московской области.

В момент закладки в постамат либо доставки до пункта выдачи потребителю отправляется СМС, email или push-уведомление, что его заказ доставлен, а также сообщается срок хранения, режим работы точки, сумма к оплате и пр. Сроки доставки варьируются: в Москве и Московской области товар кладут в постамат, как правило, на следующий день после отправки из магазина, в других регионах этот срок от трех дней. Товар хранится в среднем трое суток, однако, если клиент не успел забрать заказ, постамат может продлить срок хранения на точке или переадресовать его на другую точку.

Кроме того, выяснилось, что клиенты, которые получают посылки в ПВЗ и в терминалах, — это разная целевая аудитория: первые старше, консервативнее и не всегда доверяют технике, а вторые моложе, мобильнее и не хотят тратить время на лишнее общение. В PickPoint приняли решение сотрудничать с независимыми сетями пунктов выдачи (Maxima Express, Boxberry) и «Ростелекомом», дав возможность подключенным интернет-магазинам доставлять товары не только в постаматы, но и в ПВЗ. На конец 2015 года таких партнерских ПВЗ было уже 715, а постаматов — 740.

В 2015 году PickPoint осуществил доставку более 3 млн отправлений (рост в 1,66 раза к 2014 году). Компания не раскрывает финансовых показателей. «Мы вышли на окупаемость осенью 2014 года», — объясняет Романова. В нескольких интернет-магазинах Москвы, сотрудничающих с PickPoint, заявили, что базовый тариф на доставку в столичный постамат составляет для клиента 236 руб., а в регионы дороже, зависит от массы и расстояния. Если бы все 3 млн отправлений были доставлены PickPoint в Москве, то выручка компании должна была бы составить не менее 700 млн руб. без учета услуг по забору товара и приема платежей. Выручка компании в 2015 году близка к 1 млрд руб., подтвердила РБК ее пресс-служба.

Не пытайтесь это повторить

За пять лет работы PickPoint сумел создать крупнейшую в стране сеть постаматов. По данным компании J’son & Partners, PickPoint удерживает примерно 50-60% рынка постаматов в России. «Лидерство PickPoint на рынке объясняется тем, что в проект проинвестировали акционеры «СПСР Экспресс», самой крупной службы экспресс-доставки в России, — считает эксперт J’son & Partners Евгений Ицаков. — Фактически PickPoint выросла на базе сети СПСР: компания не выбивалась в лидеры, она сразу имела лидерское положение и сохраняет его до сих пор».

Вскоре после PickPoint на рынок в России вышли сети InPost (совместное предприятие Qiwi и польской InPost), а также Logibox, но ни одна из них не достигла бо льших успехов. По словам нескольких участников рынка, сеть Logibox переживает трудности. Корреспондент РБК убедился в том, что ее сайт не грузится, а телефоны не работают. InPost открыла 380 точек (на июнь 2015 года вторая по размерам сеть, после PickPoint). Гендиректор InPost Андрей Чечин объясняет, что запустить проект на рынке постаматов без очень тесных партнерских отношений с логистическими компаниями невозможно. InPost работает со СДЭК, DPD, «Пони Экспресс». «Нужна интеграция логистических процессов и информационных систем, а это дело затратное, долгое по времени и требующее ресурсов на поддержание», — предупреждает Чечин.

«Наши коллеги столкнулись с теми же проблемами, что и мы, сделав ставку на партнеров, а также не смогли решить главную проблему — эффективной магистральной доставки», — объясняет Романова. Около 70% магистральной доставки для PickPoint осуществляет «СПСР Экспресс» (по рыночным тарифам, подчеркивает Романова).

Перспективы применения постаматов связаны не только с ростом российского рынка интернет-торговли (сильно замедлившимся из-за кризиса), но и с внедрением возможности для простых граждан посылать через них посылки. Романова говорит, что PickPoint технически давно может принимать посылки от частных лиц в пользу других частных лиц, но все упирается в идентификацию клиента. «Иначе через сеть пойдет наркотрафик, а нам это не нужно», — объясняет она. Четкой и простой технологии идентификации клиента пока в России не придумали, а способ, который внедрял Logibox в сотрудничестве с «Почтой России», не сработал. «Они предлагали клиентам выпустить специальную банковскую карту для пользования постаматами с целью отправки посылок — это очень сложно», — считает Романова. Постаматы могут стать альтернативой «Почте России» для пересылки посылок от одного частного лица к другому, считает Алексей Федоров, президент Ассоциации компаний интернет-торговли. Над запуском такой услуги в России уже задумывается и InPost, сообщил ее глава Чечин.


Несчастливы вместе

Сети постаматов в Москве и городах-миллионниках PickPoint развивала сама, а региональные столицы и города поменьше отдала партнерам, работавшим с PickPoint по агентскому договору. В начале 2013 года компания, у которой на тот момент было 440 постаматов, строила планы к концу 2015 года поставить 6,5 тыс. терминалов. Но не получилось: «Оказалось, что нет столько мест и таких партнеров в регионах», — объясняет Надежда Романова. Из 740 постаматов 210 принадлежат партнерам PickPoint. «Это бизнес для ленивых: агенты покупают оборудование, заключают договор аренды, устанавливают постамат, подключают его к интернету и электричеству и по большому счету забывают о нем, — рассказывает Романова. — Дальше мы их подключаем в единую сеть, осуществляем все логистические процессы, проводим все приемы платежей через наш модуль и платим агенту за выдачу заказа».

Романова отказалась раскрыть финансовые условия партнерства, но РБК нашел презентацию 2013 года, в которой потенциальным агентам рассказывается об условиях сотрудничества. Стоимость постамата на 58 ячеек в документе оценивается в 600 тыс. руб. , а вознаграждение агента — в 65 руб. за выдачу каждого отправления. Компания утверждает, что текущая окупаемость наступает через 3-6 месяцев, а возврат инвестиций — в пределах двух лет.

Но, по словам Романовой, ставка на агентов себя не оправдала: многие из них плохо изучали трафик мест для установки терминалов, долго искали подходящие помещения: «Бывали случаи, что проходило по 4-5 месяцев от продажи терминала до начала его работы». Агент, с которым поговорил РБК, тоже недоволен: «Нерентабельный бизнес: иногда комиссия не покрывает расходы на аренду, — жалуется Андрей Мершиев из Новороссийска, ставший партнером PickPoint в начале 2014 года. — Проще деньги на депозит в банк положить».