Официальная терминология Что такое Вариативность образования, что означает и как правильно пишется. Вариативный Что значит вариативный прием

ВАРИАТИВНОСТЬ

ВАРИАТИВНОСТЬ (англ. variation, variety) – это 1) представление о разных способах выражения какой-либо языковой единицы как о ее модификации, разновидности или как об отклонении от некоторой нормы; 2) термин, характеризующий способ существования и функционирования единиц языка и языковой системы в целом.

В. – фундаментальное свойство языковой системы (как и другой семиотической системы) и всех единиц языка, которое характеризуется с помощью понятий «вариант» (изменяемая часть системы или структуры), «инвариант» (устойчивая, неизменяемая часть языковой системы или структуры), «варьирование» (процесс изменения). Инвариант может быть обнаружен не во всех случаях. Например, окончание глаголов английского языка в прошедшем неопределенном времени представлено следующими фонетическими вариантами: /-t/, /-d/, /-ed/, инвариантная форма при этом не устанавливается. Идея В. языка обусловлена коммуникативной ориентированностью языкового процесса, его содержательностью и семантической цельностью.

Термин В. введен в социолингвистику Е. Германном и У. Лабовым применительно к языковым единицам, подверженным стилистическому варьированию. В генеративной грамматике и семантике термин В. используется для описания переменных некоторой категории (например, некоторое свойство, или переменная X присуща категориям существительного, прилагательного, местоимения, но не присуща другим категориям) (см, например, в ).

В. свойственна любому языку и проявляется на всех уровнях его функционирования. На морфологическом и синтаксическом уровнях одна и та же грамматическая форма может быть использована для выражения различного содержания, а также одно и то же содержание может быть выражено различными грамматическими формами. На фонетическом или фонологическом уровне использование звуковых комплексов подвержено влиянию множества как лингвистических, так и экстралингвистических факторов, например, регистра речи.

В целом выделяют следующие виды В.: социолингвистическая (влияние социальных изменений и социальной мобильности, социальных отношений и степени официальности на выбор языковых средств), дискурсивная (взаимодействие жанра и темы, влияние лингвистической экспрессии, типа дискурсивного события и способа передачи информации), региональная (влияние региональных разновидностей языка, а также последствий языковых контактов), индивидуальная (этническая, возрастная, гендерная В.), временнáя (проявляется в диахроническом развитии языка).

В. присуща всем существующим языкам, как словесным, так и жестовым. Например, в Американском жестовом языке (ASL) выявлены следующие виды В.: региональная, фонологическая, стилевая, акцентно-мелодическая, этническая, возрастная / историческая, контекстуальная, гендерная, социальная .

Когнитивная В. проявляется в разнообразии проявления перцептивных схем, схем конструирования знания, возможностей организации памяти, лингвокультурных концептов и категорий .

Ярцева В.Н . Проблема вариативности и взаимоотношение уровней грамматической системы языка // Вопросы языкознания. - 1983. - № 5. - С. 17–24.

Lucas C., Bayley R., Valli C . Sociolinguistic Variation in American Sign Language. – Gallaudet: Gallaudet University Press, 2001.

Hermann E . Lautveranderungen in der individualsprache einer Mundart. Nachrichten der Gesellsch. der Wissenschaften zu Gottingen, № 11, 1929. – P. 195-214.

Labov W . The social motivation of a sound change // Word 19, 1963. – P. 273-309.

Labov W . Sociolinguistic patterns. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1972.

Lloyd G . Cognitive Variations: Reflections on the Unity and Diversity of the Human Mind. – Oxford: Oxford University Press, 2009.

Tarski A . The concept of truth in formalized languages // Logic, Semantics, Metamathematics. – Indianapolis: Hackett Publishing Company, 1986. – P. 152-278. (First edition by Oxford University Press, 1956, Revised translation of Tarski 1933, 1935.

И. Тимофеева, М. Киосе

1. Понятие вариативности образования.

ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ - 1) один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образования; 2) результат реализации принципа и политики развития В.о. - свойство, способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории. В.о., в конечном счёте, нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. Реализация идей В.о. осуществляется различными путями и способами: через создание более широкого многообразия образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий. Многие из этих путей и способов могут реализовываться и в условиях отдельного образовательного учреждения. При этом реальные возможности школы в плане предоставления вариативных образовательных услуг и разнообразия образовательных траекторий являются одним из важнейших показателей качества образования в школе. Образовательные системы, построенные на принципе В.о., требуют адекватного построения организационной структуры школы и специфического подхода со стороны систем внутришкольного управления (см. Управление школой). В частности, в таких системах необходимы органы, службы и формы работы, которые могли бы взять на себя диагностику различных образовательных потребностей и возможностей школьников, оценку существующих образовательных траекторий и их соответствия имеющимся и перспективным потребностям школьников, выявление потребностей в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, выстраивание различных образовательных траекторий, разработку и осуществление принципов комплектования классов, групп, потоков учащихся (например, педагогические консилиумы, годичные команды учителей). При существенных различиях между имеющимися в школе вариантами образования эти новые варианты требуют отражения в специальной группировке учителей в общей организационной структуре школы и структуре управления.



Вариативность - один из основных путей гуманитаризации не только содержания, но и самого процесса обучения. Вариативность проявляется в способах получения образования, типах и видах образовательных учреждений, разновидностях учебных курсов (обязательные, элективные и факультативные), в применяемых учителем методах и организационных формах обучения. Вариативность - основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений. При этом важно обеспечить каждому ученику не только право, но и реальную возможность выбора.

2. Вариативность форм получения образования. Вариативность образовательных учреждений.

Вариативность форм получения образования предусмотрена ст. 10 Закона РФ "Об образовании", которая, в частности, предусматривает очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы, а также семейное образование, самообразование, экстернат. Допускается сочетание различных форм получения образования. Это дает человеку возможность, используя разные формы образования, освоить образовательные программы независимо от возраста, материального положения, состояния здоровья, занятости и других обстоятельств, исходя из его потребности в образовании.

Семейное образование - организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.

Самообразование - самостоятельное освоение образовательной программы.

Экстернат - аттестация лиц, самостоятельно изучающих дисциплины, согласно образовательной программе.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Правительством Российской Федерации утверждаются перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается.

Вариативность образовательных учреждений предусматривается разнообразием типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений (см. табл. 1). Они могут быть выбраны родителями (лицами, их заменяющими) или самими детьми в зависимости от особенностей здоровья, специфики интересов, склонностей, способностей.

3. Вариативность методов и организационных форм обучения.

Вариативность методов и организационных форм обучения не сразу была признана необходимой в современном образовании. Еще Я.А. Коменский стремился найти единый метод, отвечающий единым законам человеческой природы, чтобы обучение не потребовало бы ничего иного, кроме "искусного распределения времени, предметов и метода". Тогда "все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте". С тех пор попытки найти единый совершенный метод не прекращались. Однако параллельно крепли и позиции приверженцев вариативности.

Основные причины, восстребующие вариативность, по словам М. В. Кларина, - это многообразие учебных (точнее, учебно-воспитательных) задач, разнообразие элементов содержания образования и видов учебного материала, неоднозначность проявления закономерностей его усвоения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их стиля познавательной деятельности и множества других факторов, вплоть до обстановки в классе, взаимоотношений учащихся друг с другом и с учителем. Идея многовариантности моделей жизни и развития школы, ее учебного процесса получает все большее признание во всем мире.

Первым примером построения дидактических технологий стало программированное обучение. Его характерными чертами явились уточнение учебных целей и последовательная, поэлементная процедура их достижения. Ориентация всего построения учебного процесса на четкие цели привлекла к программированному обучению внимание педагогов во всем мире.

Профильное обучение - один из вариантов реализации идеи вариативности в приближении ее к гуманитарным интересам обучаемого.

Следует разграничить понятия "профильное обучение" и "профильная школа". Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа - одна из форм реализации этой цели.

В соответствии с "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования", утвержденной приказом Минобразования РФ № 2783 от 18.07.2002 г., переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает комбинации следующих типов учебных предметов:

базовые общеобразовательные предметы - обязательны для всех учащихся во всех профилях обучения: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей);

профильные общеобразовательные предметы -предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения (например: физика, химия, биология - профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле.) и обязательные для учащихся, выбравших данный профиль обучения;

элективные курсы-обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы; реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции: "поддерживать" изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне и обеспечивать внутрипрофильную специализацию обучения для построения индивидуальных образовательных траекторий.

Возможные формы организации профильного обучения:

1) Модель внутришколъной профилизации. Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам возможность (в том числе в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2) Модель сетевой организации. Профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах:

объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль "ресурсного центра" и обеспечивает профильную подготовку обучаемых;

кооперация общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечение дополнительных образовательных ресурсов, когда получение профильного обучения возможно не только там, где учится старшеклассник, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования).

Как подготовка к профильному обучению предусматривается введение курсов по выбору на второй ступени общего образования.

Вариативность

Вариативность ВАРИАТИ́ВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна. В лингвистике: представленный несколькими вариантами, состоящий из вариантов. Вариативные связи.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Синонимы :

Смотреть что такое "вариативность" в других словарях:

    Изменчивость Словарь русских синонимов. вариативность сущ., кол во синонимов: 3 вариабельность (3) … Словарь синонимов

    вариативность - kaitumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Gebėjimas keistis, kintamumas, nepastovumas. atitikmenys: angl. changeability; variability vok. Variation, f rus. вариативность … Sporto terminų žodynas

    Ж. Наличие вариантов; вариантность. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    вариативность - вариат ивность, и … Русский орфографический словарь

    Вариативность - в статистике степень отличия от среднего показателя или значения … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ВАРИАТИВНОСТЬ - 1. В статистике – степень, в которой значения в выборке отличаются друг от друга или, как чаще выражаются, отличаются от среднего выборки. Подробнее см. дисперсия. 2. В эволюционной биологии – степень, в которой проявляются изменения в виде от… … Толковый словарь по психологии

    Вариативность - теоретическое признание объективного многообразия технологий обучения и их практической реализации … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    вариативность - см. вариативный; и; ж … Словарь многих выражений

    Вариативность - в фольклористике одно из качеств фольклора как культурного феномена. На уровне синхронии В. проявляется в том, что фолькл. тексты, мотивы, образы, эл ты поэтич. языка одноврем. существуют в разнообразии конкретных выражений вариантов. В.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Вариативность образования - обучение по образовательным программам различного уровня (для талантливых и одаренных детей повышенный уровень, общеобразовательный уровень, коррекционно развивающий уровень для детей, испытывающих затруднения в обучении)... Источник:… … Официальная терминология

Книги

  • , Федорова Л.Л.. Сборник статей включает материалы конференции Вариативность в языке и коммуникации, состоявшейся в Институте лингвистики в октябре 2010 г., а также статьи авторов по близкой тематике.…
  • Вариативность в языке и коммуникации. Сборник статей , . Сборник статей включает материалы конференции "Вариативность в языке и коммуникации", состоявшейся в Институте лингвистики в октябре 2010 г., а также статьи авторов по близкой тематике.…
] Похожая статья: Принцип разнообразия

Разнообразие тренировочных воздействий - требование принципа адаптации . Правило аккомодации гласит: чем более привычна тренировочная нагрузка , тем слабее реакция спортсмена и, следовательно, ниже воздействие, стимулирующее спортивное совершенствование. Даже здравый смысл диктует необходимость большего разнообразия тренировочного процесса для большей привлекательности программы подготовки. Однако природа современного спорта высших достижений значительно ограничивает разнообразие тренировочных средств. Суть этого ограничения - в специфике тренировочного эффекта , то есть в особенностях переноса двигательных способностей и технических навыков. Поэтому желательное и такое важное разнообразие подготовки спортсменов должно достигаться в рамках общепринятого спектра средств, форм и методов тренировки .

Способность находить варианты в рамках высокоспециализированной подготовки - составная часть творческого потенциала тренера. Тем не менее, можно рекомендовать некоторые подходы к созданию подобных разнообразных тренировочных условий (табл.).

Как уже было упомянуто, обновление упражнений в значительной степени ограничено требованиями специфичности. Тем не менее, развитие силы, скорости и выносливости могут быть целенаправленно акцентированы посредством принятия соответствующих мер. Например, облегчение и упрощение выполнения упражнения даёт возможность перейти на более высокую скорость движения, использование дополнительного сопротивления требует проявления большей силы и т.д. Точно так же модификация тренировочных методов позволяет и концентрироваться на специфической двигательной способности , и предотвращать чрезмерную приспособительную реакцию на очень знакомые упражнения. Для этой цели все компоненты нагрузки могут изменяться: интенсивность (скорость), количество повторений , продолжительность и интервалы отдыха внутри и между сериями упражнений.

Источники и подходы к увеличению вариативности процесса подготовки спортсменов

Источники вариативности

Способы достижения вариативности

Обновление

упражнений

Изменение обычных правил и условий.

Использование необычного оборудования.

Облегчение и/или затруднение выполнения упражнения

Изменение размера игрового поля, количества игроков и т.д.

Изменение веса ядра, диска, копья, лодки и т.д.

Бег на спуске, бег в подъём, использование дополнительной тяги при езде на велосипеде, плавании и беге на коньках

Модификация

тренировочного

Варьирование скорости (мощности) в серии и в нескольких последовательных сериях упражнений.

Изменение количества повторений в последовательных сериях упражнений.

Изменение условий отдыха между упражнениями серии и между сериями

Планирование серий упражнений с возрастающей и снижающейся нагрузкой.

Комбинация длинных, средних и коротких серий упражнений в пределах одной тренировки. Включение заданий на выполнение упражнений с низкой интенсивностью, переключение на другую активность и т.д.

Использование элементов массажа, растяжки, встряхивание мышц

Модификация

организационной

Изменение состава команды. Включение в тренировку элемента соревновательности.

Добавление других эмоциональных воздействий

Привлечение новых партнёров. Формирование конкурирующих подгрупп, раздача наград и призов. Приглашение родителей, зрителей, специалистов, представителей СМИ

Изменение

программы

соревнований

Организация соревнований в необычных видах или дисциплинах. Организация соревнований в других видах спорта

Смена дисциплины в пределах легкоатлетической программы. Лыжные гонки для гребцов, игра в футбол для бегунов или велосипедистов

Изменение

программы

восстановления

Расширение набора средств восстановления.

Создание привлекательной программы свободного дня и других дней отдыха

Использование массажа, гидротерапии, физиотерапии, ментальной тренировки, экскурсий, пикников, дискотек, рыбной ловли, катания на лошадях, дайвинга и т.д.

Изменение организационных форм дает тренерам дополнительные возможности для обновления их тренировочных программ. Смена состава команды помогает создавать эффект новизны; более опытные спортсмены могут стимулировать активность своих партнёров; при этом уровни концентрации и внимания могут быть повышены. Необычные эмоциональные воздействия способны существенно повлиять на уровни мотивации и усилий. Это достигается за счёт введения соревновательных элементов в однообразную тренировочную практику, выдачи призов за лучшие выступления, приглашения соперников или зрителей для создания эмоционального фона и даже подключения представителей СМИ. Все эти меры особенно уместны в течение соревновательного периода.

Соревнование - обязательная часть подготовки. Её можно разнообразить двумя основными способами: участием в дополнительных видах или дисциплинах и участием в соревнованиях в других видах спорта. Участие в дополнительных дисциплинах особенно популярно в плавании и лёгкой атлетике ; наиболее широко это используется в подготовительном периоде для борьбы с монотонностью общепринятых упражнений и для превращения тренировочной программы в разнообразную и привлекательную. Участие в соревнованиях в других видах спорта также типично для перерыва между сезонами подготовки и начала подготовительного периода. Это может сочетаться с общеподготовительной программой и приспособливаться к индивидуальным нуждам спортсменов. Другая возможность - использование соревновательных попыток в других видах спорта для определения уровня общей подготовленности. Например, бег на длинные дистанции и бег на лыжах очень популярны среди спортсменов-игровиков, представителей единоборств и видов спорта на выносливость. В различных видах спорта широко используются тестирования с элементами тяжёлой атлетики: например приседания , взятие штанги на грудь, жим лёжа и тяга лёжа.

Важно обратить внимание, что применение принципа вариативности может отличаться в зависимости от сложившейся ситуации. Факторы, влияющие на его применение: специфика вида спорта; возраст спортсменов, их пол и опыт; финансовые возможности команды или клуба и другие. Необходимо также принимать во внимание степень риска и факторы надёжности.

Например, на стимул “ситуация, вызывающая страх” у одного человека может быть только одна реакция — “бежать”. У другого человека может быть несколько реакций, например, “бежать”, “преодолеть страх”, “не обращать на страх внимания”.

В первом случае можно говорить о низкой вариативности поведения, а во втором случае — о высокой вариативности применительно к ситуации.

Вариативность поведения диктуется опытом и знаниями. Сколько путей решения проблемы человек знает? Может показаться парадоксальным, но вариативность поведения человека, который совсем не знает, как действовать в определенной ситуации, может быть выше, чем у человека более опытного.

Проведу аналогию. Вариант решения проблемы как тропинка, по которой мы можем пройти. Для человека, который не имеет опыта и знаний, не существует “тропинок”, и поэтому ему всё равно, куда идти, а человеку, который имеет опыт, легче пойти по уже известному пути. Именно поэтому вариативность поведения опытного человека ниже, чем у новичка. Однако у новичка намного выше шанс совершить ошибку.

Мастера своего дела отличаются тем, что знают множество способов решения одних и тех же задач. Вариативность их поведения достаточно высока, но при этом у них еще и низкая вероятность совершить ошибку.

Вариативность поведения — это хорошо?

Зависит от ситуации. Чем больше человек прибегает к какому-то варианту решения проблемы, тем быстрее и эффективней у него это получается. Но не факт, что сам вариант решения наилучший.

Есть люди, которые действуют всегда одинаково, они имеют один способ решения проблемы (в какой-то области). Это необязательно плохо, ведь, возможно, они идут по самому оптимальному пути, да еще и быстро. Иногда сниженная вариативность поведения позволяет не делать ошибок. С другой стороны, такой человек может не увидеть чего-то ценного под самым носом.

А есть люди, которые любят ходить неизведанными тропами. Думают и действуют медленнее, но зато обладают очень высокой вариативностью поведения и могут находить очень оригинальные решения. Это не всегда хорошо, ведь многие варианты решения могут быть ошибочными.

Как и зачем развивать вариативность поведения?

Всех нас в школе учили умножать числа в столбик. Это хороший способ решения, однако существуют и другие. Предположим, что у нас нет возможности посчитать на калькуляторе и нет бумаги, чтобы посчитать произведение в столбик. Неплохо было бы иметь в своем арсенале способ умножения больших чисел в уме. Еще один вариант. Всегда лучше иметь несколько вариантов достижения успеха, чем один.

Конечно, не в каждой области деятельности стоит развивать вариативность. В конце концов, большинству людей хватает умножения в столбик. Однако, людям, которые профессионально занимаются математикой, умение умножать числа в уме было бы полезным.

Имеет смысл развивать вариативность поведения в ведущей деятельности человека. В конце концов, наше время и наши силы ограничены, а в любой новый навык нужно вложить достаточно много того и другого. Но только так можно достичь мастерства.

Как развить вариативность? Не стоит удовлетворяться одним способом решения задачи, нужно постоянно искать новые пути. Такая практика делает наше видение вопроса более объемным.

Это достаточно сложно, ведь часто приходится учиться с нуля тем вещам, которые мы уже умеем. Этому противится наше подсознание, но такая практика чрезвычайно полезна. Чем более вариативно наше поведение, тем более сложно мы устроены, и тем эффективней мы можем действовать.