Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I). Гришка Отрепьев - не Лжедмитрий

Григорий (Юрий) Богданович Отрепьев родился в конце XVI века. Время его появления на свет известно лишь приблизительно – по мнению историков, это 1580-й год. Считается, что именно Отрепьев был самозванным царём Лжедмитрием Первым. Так полагал Николай Карамзин (1766 – 1826), автор фундаментальной «Истории государства Российского». Александр Пушкин и Алексей Толстой (писатель, поэт и драматург середины XIX века) придерживались той же точки зрения и отразили её в своём творчестве. Советский и российский учёный-историк Руслан Скрынников (1931 – 2009) также утверждал, что Лжедмитрий I – это и есть Григорий Отрепьев.

Профессор Николай Костомаров (1817 – 1885) оспаривал мнение об идентичности Отрепьева и самозванца. Василий Ключевский и Сергей Платонов полагали, что за давностью лет установить истину уже практически невозможно. Платонов осторожно высказывал мнение, что воспользовавшийся поддержкой поляков Лжедмитрий I был на самом деле плодом антигодуновских интриг, «заквашенных в самой Москве».

Так или иначе, но наиболее распространено предположение, что Лжедмитрий Первый – это беглый монах Григорий Отрепьев.

Юность будущего самозванца

Настоящая фамилия предков авантюриста –Нелидовы. Род не принадлежал к числу богатых и знатных. Богдан Нелидов, отец Григория, владел имением в Галиче (современная Костромская область) площадью примерно 40 гектаров. Служил стрельцом в чине сотника, получал жалование –
14 рублей.

У Богдана Нелидова росло два сына – Юрий (Григорий) и Василий. К сожалению, их отец пристрастился к «зелёному змию» и погиб в кабацкой драке. Поэтому мальчиков воспитывала мать.

Первенец Юрий проявил недюжинную тягу к наукам и целеустремлённость. Ему удалось попасть в Москву, где он служил дяде и неполному тёзке будущего основателя царской династии – Михаилу Никитичу Романову. Это была знатная боярская династия.

Карьера юноши шла успешно, пока конкуренты не стали интриговать против представителей «романовского кружка». В то смутное время интриги для их объекта заканчивались обычно печально. Юрий сбежал в монастырь Железный Борок, принял монашество (это произошло в 1601 г.) и получил иноческое имя Григорий, под которым и вошёл в историю.

Монастырская жизнь показалась скучной и бесперспективной способному и амбициозному юноше, поэтому он часто переходил из одной обители в другую. В итоге дед будущего правителя Руси Михаила Фёдоровича Никита Захарьин помог ему попасть в кремлёвский Чудов монастырь, считавшийся в то время средоточием богословских и научных знаний. Позднее в стенах обители крестили царей Алексея Михайловича и Петра Алексеевича (Петра Первого).

Образованный монах был на хорошем счету у архимандрита Пафнутия, который восхитился составленной им «Похвалой московским чудотворцам». Так скромный инок превратился в «крестового дьяка» – переписчика книг (книгопечатание с трудом приживалось на Руси и в монастырях книги по старинке переписывали вручную).

Рождение заговора

Считается, что именно тогда в душе авантюриста поселилась мечта завоевать царский трон. Такого мнения придерживалось окружение Бориса Годунова, которому пришлось бороться с самозванцем в 1604 году.

Чудовские монахи на допросах утверждали, что Григория чрезвычайно интересовали подробности убийства несчастного царевича Дмитрия (сына Ивана Васильевича) в Угличе 15 мая 1591 года. Также он усиленно изучал придворный этикет и исторические хроники.

Митрополит ростовский Иона даже донёс Борису Годунову, что монах Гришка хвастался другим инокам, что обязательно займёт русский престол. Годунов якобы собирался сослать зарвавшегося «чернеца Гришку» в Кириллов монастырь – подальше от столицы, на север России.

Но судьба улыбнулась опальному монаху – дьяки Смирной-Васильев и Семён Ефимьев не спешили исполнять царский приказ. Григория кто-то успел предупредить о грозящей ему ссылке, и он сбежал в родной Галич, а потом в Муром. Там беглец ненадолго поселился в Борисоглебском монастыре, который покинул на подаренном настоятелем коне. Пройдя всю Россию, опальный инок попадает в Речь Посполитую, где представляется чудом выжившим царевичем Дмитрием.

Историки полагают, что в то же время происходил разгром «романовского кружка». Возможно, у Гришки Отрепьева имелся сильный покровитель, потому юноша и смог спастись от ареста и выиграть время для побега. Считается, что помощником будущего Лжедмитрия был дьяк по имени Василий Щелкалов, также попавший в немилость к Борису Годунову.

Польская шляхта, искавшая любые предлоги, чтобы насолить восточному соседу, с восторгом встретила нежданный подарок судьбы. Отрепьев стал желанным гостем на великосветских приёмах в Варшаве, его принимали в королевском дворце и замках вельможных панов.

Современники отмечали с одной стороны нескладность царевича Дмитрия (одна рука его была короче другой, большая голова с рыжей шевелюрой сидела на короткой «бычьей» шее, на лице выделялись крупные бородавки), а с другой – его превосходное образование, живой ум, сексуальную неутомимость, физическую силу, умение прекрасно ездить верхом, что для русских было не характерно. Некоторые западные историки приписывали Лжедмитрию польское, шведское и даже португальское происхождение, но оснований этому нет никаких.

Завоевание московского престола

Настал 1604 год. Лжедмитрий Первый перешёл границу России вместе с поляками и бросил вызов царю Борису. Причём окружение Годунова прекрасно знало и официально заявляло, что «царевич» – самозванец, сбежавший монах по имени Гришка Отрепьев. Расстриге даже объявили анафему.

Позже сторонники сына Бориса Годунова – Фёдора (погибшего в 1605 году во время «зачистки» родственников прежнего царя), внесли в текст присяги обязательство не признавать царём Гришку – того, кто именует себя Дмитрием» (на ум сразу же приходит современное «человек, похожий на…»). Такая формулировка укрепила скептически настроенный народ во мнении, что перед ними не беглый монах, а действительно выживший царевич. Как известно, чем больше нас в чём-то уверяет пропаганда непопулярной власти, тем больше мы уверены, что дело обстоит с точностью до наоборот. Это и помогло самозванцу занять московский трон в качестве сына покойного Ивана Грозного.

Отлучение от церкви не опечалило проходимца. Он нашёл человека, который согласился прилюдно называть себя Григорием Отрепьевым, а Лжедмитрия-Гришку – подлинным царевичем. Эту роль сыграл другой беглый монах по имени Леонид. Хотя его называли старцем, истинный возраст сообщника Гришки неизвестен. Ведь в шестнадцатом-семнадцатом веках старцами именовались все без исключения монахи без обозначения возраста.

На фоне недовольства народа правлением Бориса Годунова, скончавшегося в марте 1605 года, у его сына Фёдора шанса унаследовать престол не было. Протестные настроения толпы и интриги противников Годуновых привели к ожидаемому результату. 1 июня 1605 года самозванец Лжедмитрий был возведён на русский престол в качестве царя Дмитрия Иоанновича.

Ни монашеские обеты, ни анафема не помешали проходимцу обвенчаться с обворожительной полькой Мариной Мнишек. Свадьба состоялась 8 мая 1606 года. Для этого жених принял католичество. Дочь польского воеводы Ежи Сандомирского теперь стала гордо называть себя русской царицей.


Справедливости ради заметим, что гордая панночка с большой неохотой согласилась на брак с безродным, не отличавшимся физической красотой, но невероятно падким до женщин Гришкой. По легенде, в бытность царём он содержал гарем из боярских жён и дочерей, причём в списке наложниц состояла даже дочь Бориса Годунова Ксения – сластолюбивый самозванец вырезал практически всех родственников своего предшественника на престоле, но красавицу пощадил.

Польские аристократы и духовенство посулили Марине золотые горы в виде необозримых русских земель. 8 мая 1606 года в Москве состоялась пышная свадьба и коронация. Увы, в Москве Марину встретили неприветливо. Особое раздражение бояр вызвала привычка утончённых поляков трапезничать с помощью ножа и вилки. До этого пищу на Руси ели руками или хлебали ложками.

Вместе с Мариной на свадьбу прибыли несколько сотен польских дворян и наёмников-гайдуков, которые принялись творить пьяные безобразия. Царю неоднократно жаловались на грабежи и насилие, но он отмахивался от доносчиков. В народе зрело недовольство, которым решил воспользоваться Василий Шуйский.


Через две недели после женитьбы Лжедмитрий Первый был убит во дворце людьми Шуйского. Окончательным поводом к убийству стало то, что вдовствующая царица Марфа отказалась признавать в притворщике родного сына. Самозванец пытался спастись через окно, но упал с высоты 15 саженей. Уже еле живого Лжедмитрия вытащили во двор и добили с помощью огнестрельного и холодного оружия.

17 мая 1606 года по Москве прокатилась волна резни – убивали сторонников Лжедмитрия, поляков и вообще иностранцев. Марине Мнишек удалось спастись. Это положило начало её восьмилетним скитаниям по Руси, в ходе которых она успела выйти замуж за нового самозванца (Тушинского вора Лжедмитрия Второго) и родить ему сына Ивана Ворёнка. В 1615 году эпопее, которая достойна отдельного рассказа, пришёл конец – Марину с малолетним сыном тайно казнили в Москве.

Обнаженные трупы Лжедмитрия и его ближайшего соратника и телохранителя Петра Басманова три дня лежали в грязи и на специально сколоченных прилавках на Красной площади – такая посмертная экзекуция называлась торговой казнью.


После публичного поругания тела похоронили. Но буквально на следующий день на Москву обрушился небывалый заморозок, погубивший урожай пшеницы. По народу прошёл слух, что это происки нечистой силы. Могилу разрыли, останки извлекли и сожгли, прах развеяли по ветру.

После гибели Лжедмитрия Первого Василий Шуйский и его придворные вновь стали утверждать: погибший был Григорием Отрепьевым, а не спасшимся сыном Ивана Грозного. Причём после воцарения династии Романовых эта версия также считалась официальной. И анафема с Гришки не снималась и читалась ежегодно в первую неделю Великого поста. Снять церковное проклятие с Лжедмитрия Первого решились только при Александре Втором (правил с 1855 по 1881 год).

Однако история «выжившего царевича» на этом не заканчивается.

Второе пришествие Дмитрия Иоанновича

Поляки не отказались от идеи посадить на русский престол человека, которого народ считал бы спасшимся царевичем Дмитрием. Спустя семь дней после смерти Отрепьева по Руси вновь поползли слухи, что «царь Дмитрий Иоаннович» жив.

При польской поддержке часть России взял под контроль ещё один проходимец, известный в истории как Лжедмитрий Второй. Двор Шуйского называл его «царьком» и «Тушинским вором».


Происхождение мошенника неизвестно, как и дата его рождения. Различные источники называют его то евреем-выкрестом из Шклова, то боярским сыном (отпрыском Андрея Курбского), то литовским дьяком, то сыном православного священника из-под Новгорода Северского Матвеем Верёвкиным. Также встречается версия, будто аферист был поповским сыном из Москвы, и его действительно звали Дмитрием. Сомнению не подлежит лишь одно: авантюрист знал грамоту, прекрасно владел русским и польским языками. Руслан Скрынников полагает, что второй «Дмитрий Угличский» знал ещё и иврит, поскольку был евреем по происхождению и иудеем по вероисповеданию.

В фантастическом романе Бориса Акунина «Детская книга» Лжедмитрий Второй предстаёт вообще... советским школьником, попавшим через временной портал в далёкое прошлое и за счёт знаний XX века сумевшим организовать заговор.

Триумфальное шествие прохиндея началось со Стародуба – город присягнул самозваному «правителю» в 1607 году. Эстафету подхватили Севск, Чернигов, Путивль, пригороды Рязани, Калуга с Тулой и даже далёкая Астрахань.

Однако Тулу вскоре привели к покорности отряды Василия Шуйского. Также Лжедмитрию Второму отказались подчиняться Дедилов, Епифань и Крапивна.

На счету авантюриста осада Брянска, Тульский и Московский походы и другие успешные военные операции. Войска самозванца состояли из рокошей, казаков, татар, южнорусских дворян и польских шляхтичей, взбунтовавшихся против Сигизмунда Третьего – тогдашнего короля.

Причём от своего предшественника Григория Отрепьева авантюрист унаследовал не только власть над частью России и роль «сына Ивана Грозного», но и жену. Он тайно венчался с Мариной Мнишек – вдовой Гришки Отрепьева. От этого брака родился сын, которого прозвали Ивашкой Ворёнком. К сожалению, судьба мальчика и обоих родителей оказалась трагична: Лжедмитрия Второго в 1610 году убил крещёный татарин князь Урусов, о судьбе Марины сказано выше: она окончила свои дни в заточении в Москве (1614 или 1615), а трёхлетний Иван был повешен вблизи Серпуховских ворот в 1614 году…

Так любовь коварной польки и обоих её супругов-самозванцев к авантюрам и жажда власти привели к плачевному финалу. Наверное, власть важно не столько получить, сколько удержать. И обман не приносит счастья, хотя это не помешало через некоторое время возникнуть Лжедмитрию Третьему, но это новая страница в истории Смутного времени.

Период русской истории 1604-1613 годов, когда государство сотрясалось от внутренних неурядиц и иноземных вторжений, называют «смутным временем». Начало «смуте» положил человек, которого звали Гришкой Отрепьевым, но кто он был на самом деле, так и осталось тайной. В историю он вошел как Лжедмитрий I. В 1601 году в Польше появился молодой человек, который выдавал себя за царевича Дмитрия — сына Ивана Грозного. Он рассказывал, что в детстве «чудесно» спасся от подосланных Борисом Годуновым убийц, затем воспитывался у чужих людей, был монахом, но, боясь преследований, бежал за границу, а теперь хочет отвоевать свои права на престол. Польша, находившаяся в то время с Россией во враждебных отношениях, решила поддержать самозванца. Король выделил ему целый военный отряд, а Лжедмитрий в свою очередь обещал, что, став царем, уступит Польше Северскую и Смоленскую земли и введет в России католичество.

Осенью 1604 года самозванец, поддерживаемый польско-литовским военным отрядом, перешел границу и начал продвижение по России. Страна переживала тяжелые времена. Неурожаи, голод и помещичий гнет совершенно разорили крестьянство. Во всех бедах, конечно же, обвиняли Бориса Годунова. Поэтому Лжедмитрий повсюду встретил поддержку. К нему примкнули не только крестьяне и казаки из южных районов, но и горожане, служивые люди и даже феодалы, недовольные политикой нового царя. Войско самозванца росло, и он, захватив несколько областей, укрепился на юге страны, в Путивле. Для завоевания Москвы сил пока не хватало. Знающее, что к чему, правительство Бориса Годунова объявило народу, что самозванец — это расстрига, беглый монах Чудова монастыря Гришка Отрепьев. Священники проклинали Гришку, но народ не верил властям и надеялся, что с приходом «доброго царя Дмитрия» жить станет лучше. Сам же Борис был уверен, что самозванца подготовили и переправили враждебные ему бояре.

Для отпора Лжедмитрию царь выслал армию, которая более-менее успешно отражала атаки самозванца. Положение резко изменилось после внезапной смерти Бориса в апреле 1605 года. Престол перешел к его сыну Федору, умному и способному юноше. Но правительство Годуновых оказалось бессильным перед дальнейшими событиями. Армия перешла на сторону Лжедмитрия, а 1 июня в Москве вспыхнуло народное восстание. Толпа ворвалась в Кремль. Вдова Бориса Годунова и царь Федор Борисович были арестованы и вскоре убиты, народу же было объявлено, что они отравили себя ядом. Затем спешно выкопали гроб царя Бориса и всю семью зарыли в убогом Варсонофьевском монастыре, что на Сретенке. Ныне прах Годуновых покоится в Троице-Сергиевой лавре. 20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно вступил в Москву и занял царский престол. Вызванная из ссылки мать царевича Дмитрия признала самозванца своим «сыном», что еще больше укрепило его положение.

Скорее всего ее к этому принудили. Став царем, Лжедмитрий пытался проводить самостоятельную политику и не торопился выполнять свои обещания Польше. Вскоре его отношения с королем ухудшились. В то же время самозванец допустил ряд ошибок, он плохо относился к русским обычаям, не соблюдал постов, делами управлял с помощью немногих любимцев, предавался разврату. Бояре, отстраненные от участия в управлении, затаили злобу. Самозванец был нужен им только для того, чтобы избавиться от самостоятельного Бориса, а теперь они ждали подходящего случая, чтобы убрать и его самого. В мае 1606 года Лжедмитрий женился на польке Марине Мнишек, которая не приняла православия, что вызвало недовольство в народе. К тому же прибывшие на свадьбу поляки вели себя по отношению к москвичам нагло и грубо, допускали бесчинства и насилия. Этим и воспользовались бояре во главе с князем Василием Шуйским. Заговорщики без труда натравили на поляков простой народ.

17 мая 1606 года, пока шли погромы польских жилищ, бояре обманным путем проникли в Кремль и убили Лжедмитрия, а его труп сожгли, пепел смешали с порохом и выстрелили из пушки в ту сторону, откуда он вступил в Москву.

Родители: Богдан Отрепьев;

ЛЖЕДМИТРИЙ I (ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ) (? — 1606х)

Дети: Нет.
Жена — Марина Мнишек (ок. 1588-1614+), дочь польского воеводы Юрия Мнишек, впоследствии — жена Лжедмитрия II.

Основные моменты жизни

Русский царь (1605-1606);

В 1602 году самозванно объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного (1530-1584) — Дмитрия. В 1604 году с польско-литовскими отрядами перешел русскую границу. Был поддержан частью горожан, казаков и крестьян. Став царем, пытался лавировать между русскими и польскими феодалами. Убит боярами-заговорщиками.

Примечание

Истории самозванства Смутного времени посвящена обширная литература. Первоначально все внимание историков было сосредоточено на вопросе о том, кто скрывался под личиной Лжедмитрия I. Большинство историков придерживалось мнения, что имя Дмитрия принял беглый чудовский монах Григорий Отрепьев. Но самый крупный знаток Смутного времени С.Ф.Платонов пришел к заключению, что вопрос о личности самозванца не поддается решению. Подводя итог, историк с некоторой грустью писал: "Нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть: истина от нас пока скрыта" (Платонов С.Ф. Вопрос о происхождении первого Лжедмитрия. Статья по русской истории, Спб, 1912г. с.276).

Столь же осторожной была точка зрения В.О.Ключевского, который отмечал, что личность неведомого самозванца остается загадосной, несмотря на все усилия ученых разгадать ее; трудно сказать, был ли то Отрепьев или кто другой, хотя последнее менее вероятно. Анализируя ход Смуты, В.О.Ключевский с полным основанием утверждал, что важна была не личность замозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу.

К.В.Чистов рассматривал самозванство в России "как проявление определенных качеств социальной психологии народных масс, ожидавших прихода "избавителя", их веры в "доброго" царя, способного защитить народ от притеснений "лихих бояр" и оградить его от социальной несправедливости.

Розыск о самозванце

Как отмечает Р.Г.Скрынников в указанной ниже книге, "неверно мнение, будто Годунов назвал самозванца первым попавшимся именем. Разоблачению предшествовало самое тщательное расследование, после которого в Москве объявили, что имя царевича принял беглый чернец Чудова монастыря Гришка, в миру — Юрий Отрепьев. Московские власти сконцентрировали внимание на двух моментах биографии Отрепьева: его насильственном пострижении и соборном осуждении "вора" в московский период его жизни. Но в их объяснениях по этим пунктам были серьезные неувязки".

Официальная версия излагалась в дипломатических наказах, адресованных польскому двору. В них значилось буквально следующее: Юшка Отрепьев, "як был в миру, и он по своему злодейству отца своего не слухал, впал в ересь, и воровал, крал, играл в зернью, и бражничал, и бегал от отца многажда, и заворовався, постригсе у черницы…". После пострижения он "отступил от бога, впал в ересь и в чорнокнижье, и призыване духов нечистых и отъреченья от бога у него выняли". Узнав об этих преступлениях, патриарх осудил его на пожизненное заключение в тюрьму.

Посольский приказ сфальсифицировал биографию Отрепьева в двух самых важных пунктах. Цели фальсификации предельно ясны. Важно было представить Отрепьева как одиночку, за спиной которого нет никаких серьезных сил, а заодно изобразить его изобличенным преступником, чтобы иметь основание потребовать от поляков выдачи "вора".

В действительности ситуация была гораздо опаснее и фактическая биография Отрепьева существенно отличается от приведенной версии.

Юрий Богданович Отрепьев родился на рубеже 70-80-х годов (примерно одного возраста с Дмитрием) в небогатой дворянской семье. Предки Отрепьевых выехали на службу в Москву из Литвы. Отец Юрия служил в стрелецких войсках и рано умер в чине стрелецкого сотника, воспитанием Юрия занималась мать. Учение давалось Юрию очень легко и его послали в Москву, где он поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову. При Борисе Годунове многие считали братьев Никитичей единственными законными претендентами на царский трон в качестве ближайших родственников — двоюродных братьев последнего царя из династии Рюриковичей.

За несколько лет службы Отрепьев занял при дворе Никитичей достаточно высокое положение. Это едва не погубило Юрия в тот момент, когда Романовых постигла царская опала в результате событий 1600 года.
В 1600 году здоровье Бориса Годунова резко ухудшилось и в городе по этому поводу поднялась большая тревога, была спешно созвана Боярская дума, на которую Годунова принесли на носилках.
Романовы, ожидая скорой кончины Бориса, собрали на своем подворье многочисленную вооруженную свиту. Стремясь пресечь возможный переворот, Годунов в ночь на 26 октября 1600 года послал несколько сот стрельцов к усадьбе Романовых. Дом был подожжен, оказавшие сопротивление были убиты, многие арестованы. Ближние слуги Романовых были казнены. Подобная участь ожидала и Отрепьева. Спасаясь "от смертные казни", двадцатилетний Юрий постригся в монахи под именем Григория и бежал в провинцию.

Григорий Отрепьев побывал в нескольких монастырях, но нигде подолгу не задерживался и очень скоро решил вернуться в столицу. По протекции своего деда Елизария Замятни Григорий был принят в аристократический московский Чудов монастырь. Вскоре Григория отличил архимандрит и перевел в свою келью, где Отрепьев занимался перепиской книг и получил чин дьякона. В штате писцов и помощников он присутствовал и на государевой думе.

Нет достоверных сведений о причинах и обстоятельствах побега Отрепьева в 1602 году за границу, во всяком случае версия об обличении Григория на соборе и осуждении на смерть за еретичество и чернокнижие родилась позднее, когда в Польше объявился самозванец, которого в Москве назвали Отрепьевым. Вполне вероятно, что завязка авантюры родилась в стенах Чудова монастыря, где Отрепьев мог узнать обстоятельства жизни и гибели в Угличе истинного Дмитрия. Кроме того, в Угличе жили ближайшие родственники Отрепьева.

Опасная игра

Маршрут бегства Григория через Киев в Польшу можно достаточно точно проследить по сведениям спутника Отрепьева — монаха Варлаама. Превращение бродячего монаха в царя произошло в районе г.Брачина. Самозванец далеко не сразу приноровился к избранной им роли, в которой впервые выступил, вероятно, в имении польского магната Адама Вишневецкого. Признание со стороны Вишневецкого, известного защитника православия, имело для Лжедмитрия неоценимое значение. Покровительство князя Адама сулило самозванцу большие выгоды, поскольку эта семья состояла в дальнем родстве с Иваном Грозным. Интрига вступила в новую фазу развития.

Из имения Вишневецкого Лжедмитрий ездил в Запорожскую Сечь, пытаясь привлечь на свою сторону казаков, но поддержки не получил. Однако запорожцы помогли установить связь с донскими казаками, которые немедленно отозвались на его обещания. Донцы были первыми в России, кто решительно заявил о поддержке "законного монарха".

В 1600 году Россия и Польша договор о перемирии на 20 лет. Военные планы Вишневецкого не получили поддержки коронного гетмана Замойского и большинства других сенаторов. Зато король Сигизмунд III давно вынашивал планы похода на восток. Его замыслы разделял сенатор Юрий Мнишек, связанный с влиятельными католическими кругами. Лжедмитрий решил порвать со своим православным покровителем и перебрался к Юрию Мнишеку в Самбор. Зная замыслы короля, Мнишек надеялся с помощью самозванца завоевать милость короля и поправить неважное финансовое положение. Он не только принял Лжедмитрия с царскими почестями, но и решил породниться с ним. Лжедмитрий сделал предложение его дочери Марине. Сватовство дало благовидный предлог для обращения самозванца в католичество. Обещания относительно перехода московского "царевича" в католичество усилили интерес Сигизмунда III к интриге.

Сигизмунд III согласился предоставить Лжедмитрию помощь на условиях значительных территориальных уступок и военной помощи Москвы для овладения шведской короной. Лжедмитрий обязался уступить Речи Посполитой Чернигово-Северскую и половину Смоленской землю.

Отрепьев, Григорий

Другая половина Смоленской земли была обещана Юрию Мнишек. Одним из условий был обязательный брак Лжедмитрия с подданной короля (имя Марины Мнишек упомянуто не было, но подразумевалось).

Выполнение Самборских обязательств Лжедмитрием I привело бы к расчленению России. Однако интересы собственного народа и государства мало заботили самозванца. Подобно азартному игроку, он думал лишь о ближайшей выгоде.

Путь к престолу

Воевода Мнишек набрал для будущего зятя небольшое войско из польских авантюристов, к которым присоединилось 2 тысячи малороссийских казаков и небольшой отряд донцов. С этими силами Лжедмитрий 15 августа 1604 года открыл поход, а в октябре перешел российскую границу.

Обаяние имени царевича Дмитрия и недовольство Годуновым сразу дали себя знать. Моравск, Чернигов, Путивль и др. города без боя сдались Лжедмитрию; держался только Новгород-Северский, где воеводой был П.Ф.Басманов. Пятидесятитысячное московское войско, под начальством Мстиславского на пришедшее на выручку этого города, было наголову разбито Лжедмитрием, хотя численность его войска была меньше более чем в 3 раза. Русские люди неохотно сражались против человека, которого в душе считали истинным царевичем.

Большинство поляков, недовольных задержкой платы, оставило в это время Лжедмитрия, но зато к нему явилось 12 000 казаков. В.И.Шуйский разбил 21 января 1605 года Лжедмитрия при Добрыничах, но затем московское войско занялось бесплодной осадой Рыльска и Кром, а тем временем Лжедмитрий, засевший в Путивле, получил новые подкрепления. Недовольный действиями своих воевод, Борис Годунов послал к войску П.Ф.Басманова, но тот уже не мог остановить разыгравшейся смуты. 13 апреля 1605 года внезапно умер царь Борис, а 7 мая все войско с Басмановым во главе, перешло на сторону Лжедмитрия.

20 июня Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Провозглашенный перед тем царем Федор Борисович Годунов еще раньше был убит посланными Лжедмитрием, вместе со своей матерью, а уцелевшую сестру его, Ксению, Лжедмитрий сделал своей наложницей; позднее она была пострижена.

Через несколько дней после въезда Лжедмитрия в Москву обнаружились замыслы бояр против него. В.И.Шуйский был уличен в распускании слухов о самозванстве нового царя и, отданный Лжедмитрием на суд собора, состоявшего из духовенства, бояр и простых людей, приговорен к смертной казни. Однако под давлением боярской думы Лжедмитрий заменил казнь ссылкой братьев Шуйских в галицкие пригороды, а затем, вернув их с дороги, простил совершенно, возвратив им имения и боярство. Патриарх Иов был низложен и на его место был возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий, который 21 июля и венчал Лжедмитрия на царство.

Правление и гибель

Как правитель Лжедмитрий, согласно всем современным отзывам, отличался недюжинной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами и крайне высоким понятием о своей власти.

Отступления от старых обычаев, которые допускал Лжедмитрий, и явная любовь Лжедмитрия к иноземцам раздражали некоторых ревнителей старины среди приближенных царя, но народные массы относились к нему доброжелательно и москвичи сами избивали немногих, говоривших о самозванстве Лжедмитрия. Он погиб исключительно вследствие боярского заговора, возглавляемого В.И.Шуйским.

Удобный повод заговорщикам доставила свадьба Лжедмитрия. Еще 10 ноября 1605 года в Кракове состоялось обручение, а 8 мая 1606 года совершился и брак Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Воспользовавшись раздражением москвичей против поляков, наехавших в Москву с Мариной и позволявших себе разные бесчинства, заговорщики в ночь с 16-го на 17-е мая, ударили в набат и объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя. Направив толпы на поляков, сами заговорщики прорвались в Кремль. Захваченный врасплох, Лжедмитрий пытался сначала защищаться, затем бежал к стрельцам, но стрельцы выдали его и он был застрелен. Народу объявили, что, по словам царицы Марфы, Лжедмитрий был самозванец. Тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в ту сторону, откуда он пришел.

Народ, особенно в провинции, не желал верить в смерть "доброго законного" царя. Толки о том, что он спасся от "лихих" бояр не прекращались ни на один день. Массовые восстания на южной окраине государства положили начало новому этапу гражданской войны, появились новые самозванцы. Наиболее известным из них является Лжедмитрий II.
См. также "Самозванство в России".

Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев . Новосибирск, "Наука", 1990.
Алексеев Н.Н. Лжецаревич . М., "Армада", 1995.
Тумасов Б.Е. Лихолетье . М., "Армада", 1995.

Григорий Отрепьев (мирское имя и отчество - Юрий Богданович , «полуимя» - Гришка Отрепьев ) - монах, дьяк Чудова монастыря (в московском Кремле), одно время выполнял секретарские обязанности при патриархе Иове. Сын галичского дворянина Богдана Отрепьева.

Биография григорий отрепьев

Был близок к семейству бояр Романовых, служил у Михаила Никитича. Около 1601 года бежал из монастыря. По распространённой версии, именно Григорий Отрепьев впоследствии выдавал себя за царевича Дмитрия и взошёл на русский престол под именем Дмитрия I.

Установленные факты

Отрепьев принадлежал к небогатому роду Нелидовых, один из представителей которого, Давид Фарисеев, получил от Ивана III нелестную кличку Отрепьев. Считается, что Юрий был на год или два старше царевича. Отец Юрия, Богдан, имел поместье в Галиче (Костромская волость) недалеко от Железно-Боровского монастыря, величиной в 400 четей (около 40 гектаров) и 14 рублей жалования за службу сотником в стрелецких войсках. Имел двоих детей - Юрия и его младшего брата Василия. Для того чтобы прокормить семью и обеспечить, как ему было предписано по должности, коня с саблей, пару пистолей и карабин, а также одного холопа с пищалью и долгою, которого он был обязан полностью снарядить за свой счёт. Доходов, вероятно, не хватало, так как Богдан Отрепьев вынужден был арендовать землю у Никиты Романовича Захарьина (деда будущего царя Михаила), чье имение находилось тут же по соседству. Погиб он очень рано, в пьяной драке, зарезанный в Немецкой слободе неким «литвином», так что воспитанием сыновей занималась его вдова.

Ребёнок оказался весьма способным, легко выучился чтению и письму, причем успехи его были таковы, что решено было отправить его в Москву, где он в дальнейшем поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову. Здесь он опять же показал себя с хорошей стороны и дослужился до высокого положения - что едва не погубило его во время расправы с «романовским кружком». Спасаясь от смертной казни, он постригся в монахи в том же монастыре Железный Борок под именем Григория. Однако простая и непритязательная жизнь провинциального монаха его не привлекала, часто переходя из одного монастыря в другой, он в конечном итоге возвращается в столицу, где по протекции своего деда Елизария Замятни, поступает в аристократический Чудов монастырь. Грамотного монаха вскоре замечает архимандрит Пафнутий, затем после того, как Отрепьев составил похвалу московским чудотворцам, он делается «крестовым дьяком» - занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе»..

Именно там, если верить официальной версии, выдвинутой правительством Годунова, будущий претендент начинает подготовку к своей роли; сохранились свидетельства чудовских монахов, что он расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже, опять же если верить официальной версии, «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту ростовский митрополит Иона доносит до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но дьяк Смирной-Васильев, которому было это поручено, по просьбе другого дьяка Семёна Ефимьева отложил исполнение приказа, потом же совсем забыл об этом, пока неизвестно кем предупреждённый Григорий бежит в Галич, затем в Муром, в Борисоглебский монастырь и далее - на лошади, полученной от настоятеля, через Москву в Речь Посполитую, где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем».

Проблема отождествления

Когда в 1604 году самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий I), перешёл русскую границу и начал войну против Бориса Годунова, правительство Бориса официально объявило, что под именем царевича скрывается беглый монах, расстрига Гришка Отрепьев. Григорию была объявлена анафема. Узнав об этом, Лжедмитрий в некоторых занятых им городах показывал народу человека, который утверждал, что он и есть Григорий Отрепьев, а тот, кто выдаёт себя за Дмитрия - не Отрепьев, а истинный царевич. По некоторым данным, роль Отрепьева играл другой монах, «старец» Леонид (старцами в то время называли монахов не обязательно пожилого возраста).

Лжедмитрий I

Установленные факты

Юрий (в иночестве - Григорий) Отрепьев принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых, выходцев из Литвы, один из представителей которого, Давид Фарисеев, получил от Ивана III нелестную кличку Отрепьев. Считается, что Юрий был на год или два старше царевича. Отец Юрия, Богдан, имел поместье в Галиче (Костромская волость) недалеко от Железно-Боровского монастыря, величиной в 400 четей (около 40 гектар) и 14 рублей жалования за службу сотником в стрелецких войсках. Имел двоих детей - Юрия и его младшего брата Василия. Для того чтобы прокормить семью, и обеспечить, как ему было предписано по должности, коня с саблей, пару пистолей и карабин а также одного холопа с пищалью з долгою, которого он был обязан полностью снарядить за свой счёт, доходов, вероятно, не хватало, так как Богдан Отрепьев вынужден был арендовать землю у Никиты Романовича Захарьина (деда будущего царя Михаила), чье имение находилось тут же по соседству. Погиб он очень рано, в пьяной драке, зарезанный в Немецкой слободе неким «литвином», так что воспитанием сыновей занималась его вдова. Ребёнок оказался весьма способным, легко выучился чтению и письму, причем успехи его были таковы, что решено было отправить его в Москву, где он в дальнейшем поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову. Здесь он опять же, показал себя с хорошей стороны, и дослужился до высокого положения - что едва не погубило его во время расправы с «романовским кружком». Спасаясь от смертные казни он постригся в монахи в том же монастыре Железный Борок под именем Григория. Однако, простая и непритязательная жизнь провинциального монаха его не привлекала, часто переходя из одного в другой, он в конечном итоге возвращается в столицу, где по протекции своего деда Елизария Замятни, поступает в аристократический Чудов монастырь. Грамотного монаха вскоре замечает архимандрит Пафнутий, затем после того, как Отрепьев составил похвалу московским чудотворцам, он делается «крестовым дьяком» - занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе»..

Именно там, если верить официальной версии, выдвинутой правительством Годунова, будущей претендент начинает подготовку к своей роли; сохранились свидетельства чудовских монахов, что он расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже, опять же если верить официальной версии, «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту ростовский митрополит Иона доносит до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но дьяк Смирной-Васильев, которому было это поручено, по просьбе другого дьяка Семёна Ефимьева отложил исполнение приказа, потом же совсем забыл об этом, пока неизвестно кем предупреждённый Григорий бежит в Галич, затем в Муром, в Борисоглебский монастырь и далее - на лошади, полученной от настоятеля, через Москву в Речь Посполитую, где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем».

Отмечается, что бегство это подозрительно совпадает со временем разгрома «романовского кружка», также замечено, что Отрепьеву покровительствовал кто-то достаточно сильный, чтобы спасти его от ареста и дать время бежать. Сам Лжедмитрий, будучи в Польше, однажды оговорился, что ему помог дьяк Василий Щелкалов, также подвергшийся затем гонению от царя Бориса.

Проблема отождествления

Когда в 1604 году самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий I) перешёл русскую границу и начал войну против Бориса Годунова, правительство Бориса официально объявило, что под именем царевича скрывается беглый монах, расстрига Гришка Отрепьев. Григорию была объявлена анафема. Узнав об этом, Лжедмитрий в некоторых занятых им городах показывал народу человека, который утверждал, что он и есть Григорий Отрепьев, а тот, кто выдаёт себя за Дмитрия - не Отрепьев, а истинный царевич. По некоторым данным, роль Отрепьева играл другой монах, «старец» Леонид (старцами в то время называли монахов не обязательно пожилого возраста).

Правительство Фёдора Годунова в связи с этим внесло (апрель 1605 г.) в формулу присяги царю отказ от поддержки «тому, кто именует себя Дмитрием» - а не «Отрепьеву». Это вызвало у многих уверенность в том, что версия об Отрепьеве - ложь, а царевич Дмитрий - настоящий. Вскоре Лжедмитрий I воцарился на московском престоле и был признан, искренне или нет, истинным сыном Ивана Грозного.

После убийства Лжедмитрия I правительство Василия IV Шуйского вернулось к версии о том, что самозванец был Григорий Отрепьев, как к официальной. Такое положение дел сохранялось и при Романовых. Имя «Гришки (со времён Павла I - Григория) Отрепьева» сохранялось в перечне анафематствуемых, читаемых каждый год в Неделю православия, вплоть до царствования Александра II.

Уже многие современники (разумеется, в расчёт принимаются только те, кто считал Дмитрия самозванцем, а не настоящим царевичем) не были уверены в том, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев - одно лицо. В историографии новейшего времени этот вопрос дискутируется с XIX в. Решительным защитником отрепьевской версии выступил Н. М. Карамзин. Вместе с тем, например, Н. И. Костомаров возражал против отождествления самозванца с Отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению Лжедмитрий I напоминал скорее польского шляхтича того времени, а не костромского дворянина, знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. Кроме того, Отрепьева, как секретаря Патриарха Иова, московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича.

Оба эти мнения воплощены в написанных в XIX веке драматических произведениях о Борисе Годунове; мнение Карамзина обессмертил А. С. Пушкин в пьесе «Борис Годунов», мнению Костомарова последовал А. К. Толстой в пьесе «Царь Борис».

В. О. Ключевский придерживался следующего мнения: «Важна не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу».

Дискуссия между представителями обеих точек зрения активно продолжалась и в XX в.; были обнаружены новые сведения о семье Отрепьевых, которые, как утверждается сторонниками версии тождества этих персонажей, объясняют благожелательное отношения Лжедмитрия I к Романовым. Историк Руслан Григорьевич Скрынников придерживается мнения о тождестве личности Отрепьева и Лжедмитрия. В подтверждение этой гипотезы он приводит большое количество доказательств.

«Произведем несложный арифметический подсчёт. Отрепьев бежал за рубеж в феврале 1602 г., провёл в Чудове монастыре примерно год, то есть поступил в него в самом начале 1601 г., а надел куколь незадолго до этого, значит, он постригся в 1600 году. Цепь доказательств замкнулась.

Григорий Отрепьев

В самом деле, Борис разгромил бояр Романовых и Черкасских как раз в 1600 году. И вот ещё одно красноречивое совпадение: именно в 1600 году по всей России распространилась молва о чудесном спасении царевича Дмитрия, которая, вероятно и подсказала Отрепьеву его роль».

«По-видимому, Отрепьев уже в Киево-Печерском монастыре пытался выдать себя за царевича Дмитрия. В книгах Разрядного приказа находим любопытную запись о том, как Отрепьев разболелся „до умертвия“ и открылся печерскому игумену, сказав, что он царевич Дмитрий».

Установленные факты

Юрий (в иночестве - Григорий) Отрепьев принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых, выходцев из Литвы , один из представителей которого, Давид Фарисеев, получил от Ивана III нелестную кличку Отрепьев. Считается, что Юрий был на год или два старше царевича. Отец Юрия, Богдан, имел поместье в Галиче (Костромская волость) недалеко от Железно-Боровского монастыря , величиной в 400 четей (около 40 гектар) и 14 рублей жалования за службу сотником в стрелецких войсках. Имел двоих детей - Юрия и его младшего брата Василия. Для того чтобы прокормить семью, и обеспечить, как ему было предписано по должности, коня с саблей, пару пистолей и карабин а также одного холопа с пищалью з долгою , которого он был обязан полностью снарядить за свой счёт, доходов, вероятно, не хватало, так как Богдан Отрепьев вынужден был арендовать землю у Никиты Романовича Захарьина (деда будущего царя Михаила), чье имение находилось тут же по соседству. Погиб он очень рано, в пьяной драке, зарезанный в Немецкой слободе неким «литвином», так что воспитанием сыновей занималась его вдова. Ребёнок оказался весьма способным, легко выучился чтению и письму, причем успехи его были таковы, что решено было отправить его в Москву, где он в дальнейшем поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову . Здесь он опять же, показал себя с хорошей стороны, и дослужился до высокого положения - что едва не погубило его во время расправы с «романовским кружком». Спасаясь от смертные казни он постригся в монахи в том же монастыре Железный Борок под именем Григория. Однако, простая и непритязательная жизнь провинциального монаха его не привлекала, часто переходя из одного в другой, он в конечном итоге возвращается в столицу, где по протекции своего деда Елизария Замятни, поступает в аристократический Чудов монастырь . Грамотного монаха вскоре замечает архимандрит Пафнутий, затем после того, как Отрепьев составил похвалу московским чудотворцам, он делается «крестовым дьяком» - занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе». .

Именно там, если верить официальной версии, выдвинутой правительством Годунова, будущей претендент начинает подготовку к своей роли; сохранились свидетельства чудовских монахов, что он расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже, опять же если верить официальной версии, «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту ростовский митрополит Иона доносит до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь , но дьяк Смирной-Васильев, которому было это поручено, по просьбе другого дьяка Семёна Ефимьева отложил исполнение приказа, потом же совсем забыл об этом, пока неизвестно кем предупреждённый Григорий бежит в Галич, затем в Муром , в Борисоглебский монастырь и далее - на лошади, полученной от настоятеля, через Москву в Речь Посполитую, где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем».

Отмечается, что бегство это подозрительно совпадает со временем разгрома «романовского кружка», также замечено, что Отрепьеву покровительствовал кто-то достаточно сильный, чтобы спасти его от ареста и дать время бежать. Сам Лжедмитрий, будучи в Польше, однажды оговорился, что ему помог дьяк Василий Щелкалов , также подвергшийся затем гонению от царя Бориса.

Проблема отождествления

Уже многие современники (разумеется, в расчёт принимаются только те, кто считал Дмитрия самозванцем, а не настоящим царевичем) не были уверены в том, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев - одно лицо. В историографии новейшего времени этот вопрос дискутируется с XIX в. Решительным защитником отрепьевской версии выступил Н. М. Карамзин . Вместе с тем, например, Н. И. Костомаров возражал против отождествления самозванца с Отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению Лжедмитрий I напоминал скорее польского шляхтича того времени, а не костромского дворянина, знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. Кроме того, Отрепьева, как секретаря Патриарха Иова , московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича.

Оба эти мнения воплощены в написанных в XIX веке драматических произведениях о Борисе Годунове; мнение Карамзина обессмертил А. С. Пушкин в пьесе «Борис Годунов», мнению Костомарова последовал А. К. Толстой в пьесе «Царь Борис».

В. О. Ключевский придерживался следующего мнения: «Важна не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу».

С. Ф. Платонов писал так: «Нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть: истина от нас пока скрыта».

Дискуссия между представителями обеих точек зрения активно продолжалась и в XX в.; были обнаружены новые сведения о семье Отрепьевых, которые, как утверждается сторонниками версии тождества этих персонажей, объясняют благожелательное отношения Лжедмитрия I к Романовым . Историк Руслан Григорьевич Скрынников придерживается мнения о тождестве личности Отрепьева и Лжедмитрия. В подтверждение этой гипотезы он приводит большое количество доказательств.

«Произведем несложный арифметический подсчёт. Отрепьев бежал за рубеж в феврале 1602 г., провёл в Чудове монастыре примерно год, то есть поступил в него в самом начале 1601 г., а надел куколь незадолго до этого, значит, он постригся в 1600 году. Цепь доказательств замкнулась. В самом деле, Борис разгромил бояр Романовых и Черкасских как раз в 1600 году. И вот ещё одно красноречивое совпадение: именно в 1600 году по всей России распространилась молва о чудесном спасении царевича Дмитрия, которая, вероятно и подсказала Отрепьеву его роль».

«По-видимому, Отрепьев уже в Киево-Печерском монастыре пытался выдать себя за царевича Дмитрия. В книгах Разрядного приказа находим любопытную запись о том, как Отрепьев разболелся „до умертвия“ и открылся печерскому игумену, сказав, что он царевич Дмитрий».

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Григорий Отрепьев" в других словарях:

    См. Лжедимитрий I … Биографический словарь

    См. Лжедимитрий. {Брокгауз} … Большая биографическая энциклопедия

    См. Лжедимитрий … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Григорий Отрепьев ("Бор. Год.") - Смотри также … Словарь литературных типов

    - (в миру Юрий Богданович), по утверждению правительства Бориса Годунова (см. БОРИС ГОДУНОВ), беглый монах, выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича сына Ивана Грозного (Лжедмитрий I). Сын галичского дворянина, Григорий был дьяком Чудова… … Энциклопедический словарь

    Лжедмитрий I предположительно Григорий Отрепьев Григорий Отрепьев (мирское имя и отчество Юрий Богданович, «полуимя» Гришка Отрепьев) монах, дьяк Чудова монастыря (в московском Кремле), одно время выполнял секретарские обязанности при… … Википедия

Григорий Отрепьев (мирское имя и отчество - Юрий Богданович, «полуимя» - Гришка Отрепьев ) - монах, дьяк Чудова монастыря (в московском Кремле), одно время выполнял секретарские обязанности при патриархе Иове. Сын галичского дворянина Богдана Отрепьева. Был близок к семейству бояр Романовых, служил у Михаила Никитича. Около 1601 года бежал из монастыря.

Установленные факты

Юрий (в иночестве - Григорий) Отрепьев принадлежал к знатному но обедневшему роду Нелидовых, выходцев из Литвы, один из представителей которого, Давид Фарисеев, получил от Ивана III нелестную кличку Отрепьев. Считается, что Юрий был на год или два старше царевича. Отец Юрия, Богдан, имел поместье в Галиче (Костромская волость) недалеко от Железно-Боровского монастыря, величиной в 400 четей (около 40 гектар) и 14 рублей жалования за службу сотником в стрелецких войсках. Имел двоих детей - Юрия и его младшего брата Василия. Для того чтобы прокормить семью, и обеспечить, как ему было предписано по должности, коня с саблей, пару пистолей и карабин а также одного холопа с пищалью з долгою , которого он был обязан полностью снарядить за свой счёт, доходов, вероятно, не хватало, так как Богдан Отрепьев вынужден был арендовать землю у Никиты Романовича Захарьина (деда будущего царя Михаила), чье имение находилось тут же по соседству. Погиб он очень рано, в пьяной драке, зарезанный в Немецкой слободе неким «литвином», так что воспитанием сыновей занималась его вдова. Ребёнок оказался весьма способным, легко выучился чтению и письму, причем успехи его были таковы, что решено было отправить его в Москву, где он в дальнейшем поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову. Здесь он опять же, показал себя с хорошей стороны, и дослужился до высокого положения - что едва не погубило его во время расправы с «романовским кружком». Спасаясь от смертные казни он постригся в монахи в том же монастыре Железный Борк под именем Григория. Однако, простая и непритязательная жизнь провинциального монаха его не привлекала, часто переходя из одного в другой, он в конечном итоге возвращается в столицу, где по протекции своего деда Елизария Замятни, поступает в аристократический Чудов монастырь. Грамотного монаха вскоре замечает архимандрит Пафнутий, затем после того, как Отрепьев составил похвалу московским чудотворцам, он делается «крестовым дьяком» - занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе».

Именно там, если верить официальной версии, выдвинутой правительством Годунова, будущей претендент начинает подготовку к своей роли; сохранились свидетельства чудовских монахов, что он расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже, опять же если верить официальной версии, «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту ростовский митрополит Иона доносит до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но дьяк Смирной-Васильев, которому было это поручено, по просьбе другого дьяка Семёна Ефимьева отложил исполнение приказа, потом же совсем забыл об этом, пока неизвестно кем предупреждённый Григорий бежит в Галич, затем в Муром, в Борисоглебский монастырь и далее - на лошади, полученной от настоятеля, через Москву в Речь Посполитую, где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем».

Отмечается, что бегство это подозрительно совпадает со временем разгрома «романовского кружка», также замечено, что Отрепьеву покровительствовал кто-то достаточно сильный, чтобы спасти его от ареста и дать время бежать. Сам Лжедмитрий, будучи в Польше, однажды оговорился, что ему помог дьяк В. Щелкалов, также подвергшийся затем гонению от царя Бориса.

Проблема отождествления

Когда в 1604 году самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий I) перешёл русскую границу и начал войну против Бориса Годунова, правительство Бориса официально объявило, что под именем царевича скрывается беглый монах, расстрига Гришка Отрепьев. Григорию была объявлена анафема. Узнав об этом, Лжедмитрий в некоторых занятых им городах показывал народу человека, который утверждал, что он и есть Григорий Отрепьев, а тот, кто выдаёт себя за Дмитрия - не Отрепьев, а истинный царевич. По некоторым данным, роль Отрепьева играл другой монах, «старец» Леонид (старцами в то время называли монахов не обязательно пожилого возраста).

Правительство Фёдора Годунова в связи с этим внесло (апрель 1605 г.) в формулу присяги царю отказ от поддержки «тому, кто именует себя Дмитрием» - а не «Отрепьеву». Это вызвало у многих уверенность в том, что версия об Отрепьеве - ложь, а царевич Дмитрий - настоящий. Вскоре Лжедмитрий I воцарился на московском престоле и был признан, искренне или нет, истинным сыном Ивана Грозного.

После убийства Лжедмитрия I правительство Василия IV Шуйского вернулось к версии о том, что самозванец был Григорий Отрепьев, как к официальной. Такое положение дел сохранялось и при Романовых. Имя «Гришки (со времён Павла I - Григория) Отрепьева» сохранялось в перечне анафематствуемых, читаемых каждый год в Неделю православия, вплоть до царствования Александра II.

Уже многие современники (разумеется, в расчёт принимаются только те, кто считал Дмитрия самозванцем, а не настоящим царевичем) не были уверены в том, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев - одно лицо. В историографии новейшего времени этот вопрос дискутируется с XIX в. Решительным защитником отрепьевской версии выступил Н. М. Карамзин. Вместе с тем, например, Н. И. Костомаров возражал против отождествления самозванца с Отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению Лжедмитрий I напоминал скорее польского шляхтича того времени, а не костромского дворянина, знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. Кроме того, Отрепьева, как секретаря Патриарха Иова, московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича.

Оба эти мнения воплощены в написанных в XIX веке драматических произведениях о Борисе Годунове; мнение Карамзина обессмертил А. С. Пушкин в пьесе «Борис Годунов», мнению Костомарова последовал А. К. Толстой в пьесе «Царь Борис».

В. О. Ключевский придерживался следующего мнения: «Важна не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу».

Дискуссия между представителями обеих точек зрения активно продолжалась и в XX в.; были обнаружены новые сведения о семье Отрепьевых, которые, как утверждается сторонниками версии тождества этих персонажей, объясняют благожелательное отношения Лжедмитрия I к Романовым. Историк Руслан Григорьевич Скрынников придерживается мнения о тождестве личности Отрепьева и Лжедмитрия. В подтверждение этой гипотезы он приводит большое количество доказательств.

«Произведем несложный арифметический подсчёт. Отрепьев бежал за рубеж в феврале 1602 г., провёл в Чудове монастыре примерно год, то есть поступил в него в самом начале 1601 г., а надел куколь незадолго до этого, значит, он постригся в 1600 году. Цепь доказательств замкнулась. В самом деле, Борис разгромил бояр Романовых и Черкасских как раз в 1600 году. И вот ещё одно красноречивое совпадение: именно в 1600 году по всей России распространилась молва о чудесном спасении царевича Дмитрия, которая, вероятно и подсказала Отрепьеву его роль».

«По-видимому, Отрепьев уже в Киево-Печерском монастыре пытался выдать себя за царевича Дмитрия. В книгах Разрядного приказа находим любопытную запись о том, как Отрепьев разболелся „до умертвия“ и открылся печерскому игумену, сказав, что он царевич Дмитрий».

Лжедмитрий I

Установленные факты

Юрий (в иночестве - Григорий) Отрепьев принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых, выходцев из Литвы, один из представителей которого, Давид Фарисеев, получил от Ивана III нелестную кличку Отрепьев. Считается, что Юрий был на год или два старше царевича. Отец Юрия, Богдан, имел поместье в Галиче (Костромская волость) недалеко от Железно-Боровского монастыря, величиной в 400 четей (около 40 гектар) и 14 рублей жалования за службу сотником в стрелецких войсках. Имел двоих детей - Юрия и его младшего брата Василия. Для того чтобы прокормить семью, и обеспечить, как ему было предписано по должности, коня с саблей, пару пистолей и карабин а также одного холопа с пищалью з долгою, которого он был обязан полностью снарядить за свой счёт, доходов, вероятно, не хватало, так как Богдан Отрепьев вынужден был арендовать землю у Никиты Романовича Захарьина (деда будущего царя Михаила), чье имение находилось тут же по соседству. Погиб он очень рано, в пьяной драке, зарезанный в Немецкой слободе неким «литвином», так что воспитанием сыновей занималась его вдова. Ребёнок оказался весьма способным, легко выучился чтению и письму, причем успехи его были таковы, что решено было отправить его в Москву, где он в дальнейшем поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову. Здесь он опять же, показал себя с хорошей стороны, и дослужился до высокого положения - что едва не погубило его во время расправы с «романовским кружком». Спасаясь от смертные казни он постригся в монахи в том же монастыре Железный Борок под именем Григория. Однако, простая и непритязательная жизнь провинциального монаха его не привлекала, часто переходя из одного в другой, он в конечном итоге возвращается в столицу, где по протекции своего деда Елизария Замятни, поступает в аристократический Чудов монастырь. Грамотного монаха вскоре замечает архимандрит Пафнутий, затем после того, как Отрепьев составил похвалу московским чудотворцам, он делается «крестовым дьяком» - занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе»..

Именно там, если верить официальной версии, выдвинутой правительством Годунова, будущей претендент начинает подготовку к своей роли; сохранились свидетельства чудовских монахов, что он расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже, опять же если верить официальной версии, «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту ростовский митрополит Иона доносит до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но дьяк Смирной-Васильев, которому было это поручено, по просьбе другого дьяка Семёна Ефимьева отложил исполнение приказа, потом же совсем забыл об этом, пока неизвестно кем предупреждённый Григорий бежит в Галич, затем в Муром, в Борисоглебский монастырь и далее - на лошади, полученной от настоятеля, через Москву в Речь Посполитую, где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем».

Отмечается, что бегство это подозрительно совпадает со временем разгрома «романовского кружка», также замечено, что Отрепьеву покровительствовал кто-то достаточно сильный, чтобы спасти его от ареста и дать время бежать. Сам Лжедмитрий, будучи в Польше, однажды оговорился, что ему помог дьяк Василий Щелкалов, также подвергшийся затем гонению от царя Бориса.

Проблема отождествления

Когда в 1604 году самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий I) перешёл русскую границу и начал войну против Бориса Годунова, правительство Бориса официально объявило, что под именем царевича скрывается беглый монах, расстрига Гришка Отрепьев. Григорию была объявлена анафема. Узнав об этом, Лжедмитрий в некоторых занятых им городах показывал народу человека, который утверждал, что он и есть Григорий Отрепьев, а тот, кто выдаёт себя за Дмитрия - не Отрепьев, а истинный царевич. По некоторым данным, роль Отрепьева играл другой монах, «старец» Леонид (старцами в то время называли монахов не обязательно пожилого возраста).

Правительство Фёдора Годунова в связи с этим внесло (апрель 1605 г.) в формулу присяги царю отказ от поддержки «тому, кто именует себя Дмитрием» - а не «Отрепьеву». Это вызвало у многих уверенность в том, что версия об Отрепьеве - ложь, а царевич Дмитрий - настоящий. Вскоре Лжедмитрий I воцарился на московском престоле и был признан, искренне или нет, истинным сыном Ивана Грозного.

После убийства Лжедмитрия I правительство Василия IV Шуйского вернулось к версии о том, что самозванец был Григорий Отрепьев, как к официальной. Такое положение дел сохранялось и при Романовых. Имя «Гришки (со времён Павла I - Григория) Отрепьева» сохранялось в перечне анафематствуемых, читаемых каждый год в Неделю православия, вплоть до царствования Александра II.

Уже многие современники (разумеется, в расчёт принимаются только те, кто считал Дмитрия самозванцем, а не настоящим царевичем) не были уверены в том, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев - одно лицо. В историографии новейшего времени этот вопрос дискутируется с XIX в. Решительным защитником отрепьевской версии выступил Н. М. Карамзин. Вместе с тем, например, Н. И. Костомаров возражал против отождествления самозванца с Отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению Лжедмитрий I напоминал скорее польского шляхтича того времени, а не костромского дворянина, знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. Кроме того, Отрепьева, как секретаря Патриарха Иова, московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича.

Оба эти мнения воплощены в написанных в XIX веке драматических произведениях о Борисе Годунове; мнение Карамзина обессмертил А. С. Пушкин в пьесе «Борис Годунов», мнению Костомарова последовал А. К. Толстой в пьесе «Царь Борис».

В. О. Ключевский придерживался следующего мнения: «Важна не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу».

Дискуссия между представителями обеих точек зрения активно продолжалась и в XX в.; были обнаружены новые сведения о семье Отрепьевых, которые, как утверждается сторонниками версии тождества этих персонажей, объясняют благожелательное отношения Лжедмитрия I к Романовым. Историк Руслан Григорьевич Скрынников придерживается мнения о тождестве личности Отрепьева и Лжедмитрия. В подтверждение этой гипотезы он приводит большое количество доказательств.

«Произведем несложный арифметический подсчёт. Отрепьев бежал за рубеж в феврале 1602 г., провёл в Чудове монастыре примерно год, то есть поступил в него в самом начале 1601 г., а надел куколь незадолго до этого, значит, он постригся в 1600 году. Цепь доказательств замкнулась. В самом деле, Борис разгромил бояр Романовых и Черкасских как раз в 1600 году. И вот ещё одно красноречивое совпадение: именно в 1600 году по всей России распространилась молва о чудесном спасении царевича Дмитрия, которая, вероятно и подсказала Отрепьеву его роль».

«По-видимому, Отрепьев уже в Киево-Печерском монастыре пытался выдать себя за царевича Дмитрия. В книгах Разрядного приказа находим любопытную запись о том, как Отрепьев разболелся „до умертвия“ и открылся печерскому игумену, сказав, что он царевич Дмитрий».