Основные свойства и характеристики ощущений. Характеристики основных видов ощущений Основные свойства и характеристики ощущений

1. Познавательная сфера личности включает в себя …

Варианты ответов:

а) воображение;

б) темперамент;

г) характер.

2. Специфическая особенность данного ощущения, отличающая его от всех других видов ощущений и варьирующаяся в пределах конкретной модальности, – это _____________ ощущения.

Варианты ответов:

а) длительность;

б) интенсивность;

в) пространственная локализация;

г) качество.

3. К проприорецептивным относятся ощущения …
Варианты ответов:

а) горького вкуса;

б) яркого света;

в) расслабления и сокращения мышц;

г) громкого звука.

4. Характеристика зрительного ощущения, соответствующая интенсивности стимула, называется …

Варианты ответов:

а) насыщенностью;

б) яркостью;

в) длительностью;

5. Повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя называется…

Варианты ответов:

а) адаптацией;

б) апперцепцией;

в) синестезией;

г) сенсибилизацией.

6. Согласно систематической классификации видов ощущений к интероцептивным ощущениям относится ощущение…

Варианты ответов:

б) равновесия;

в) движения;

7. Ощущения движения, тепла, холода и боли являются разновидностями _____ чувствительности.

Варианты ответов:

а) зрительной;

б) кожной;

в) вкусовой;

г) слуховой.

8. Рефлекторная природа восприятия была раскрыта в трудах …

Варианты ответов:

а) Л. М. Веккера;

б) И. П. Павлова;

в) Н. Н. Ланге;

г) В. М. Бехтерева.

9. Идея о _________ характере восприятия принадлежит известному физиологу И. Мюллеру.

Варианты ответов:

а) рефлекторном;

б) цветовом;

в) рецепторном;

г) символическом.

10. Аккомодация и конвергенция глаз участвуют в восприятии…

Варианты ответов:

б) движения;

в) глубины;

г) величины.

11. Свойством восприятия является…

Варианты ответов:

а) критичность;

б) длительность;

в) интенсивность;

г) константность.

12. Явление ложного или искаженного восприятия называется…

Варианты ответов:

а) перцепцией;

б) иллюзией;

в) ошибкой;

г) апперцепцией.

13. Искаженное восприятие реально существующей действительности называется…

Варианты ответов:

а) галлюцинацией;

б) мечтой;

в) иллюзией;

г) грезами.

14. Апперцепцией называется(-ются) …

Варианты ответов:

а) подсознательные обобщения на основе идеального образа;

б) отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности;

в) преимущественное выделение объекта из фона;

г) зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов, установок личности.

15. Свойство восприятия, характеризующееся зависимостью восприятия от прежнего опыта человека, называется…

Варианты ответов:

а) константностью;

б) целостностью;

в) апперцепцией;

г) осмысленностью.

16. Численная характеристика среднего объема внимания людей равна __________ единицам информации.

Варианты ответов:

17. Теория памяти, в основе которой лежит понятие связей между отдельными психическими феноменами, – ___________ теория.

Варианты ответов:

а) ассоциативная;

б) информационная;

в) смысловая;

г) деятельностная.

18. Прибор, с помощью которого В. Вундт измерял объем внимания, называется …

Варианты ответов:

а) тахистоскопом;

б) эстезиометром;

в) стробоскопом;

г) аномалоскопом.

19. Критерием внимания, связанным с организацией деятельности и контролем за ее выполнением, является…

Варианты ответов:

а) сосредоточенность;

б) отчетливость;

в) ясность;

г) избирательность.

20. Идея о том, что внимание представлено контрольной частью действий человека, принадлежит

Варианты ответов:

а) Л. С. Выготскому;

б) Д. Н. Узнадзе;

в) П. К. Анохину;

г) П. Я. Гальперину.

21. Удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального называется _________внимания.

Варианты ответов:

а) объемом;

б) сосредоточенностью;

в) переключаемостью;

г) распределением.

22. Свойства и особенности раздражителей являются факторами, обусловливающими _______ внимание.

Варианты ответов:

а) послепроизвольное;

б) непроизвольное;

в) произвольное;

г) внутреннее.

23. Оценки частоты колебаний и сдвигов характеризуют ________ внимания к данному объекту.

Варианты ответов:

а) распределение;

б) устойчивость;

г) концентрацию.

24. Длительность времени, в течение которого сохраняется сосредоточенность внимания на объекте, характеризует _______ внимания.

Варианты ответов:

б) распределение;

в) переключаемость;

г) устойчивость.

25. В норме у взрослого человека объём внимания ограничивается _____ объектами.

Варианты ответов:

26. Сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой – это свойство…

Варианты ответов:

а) отвлекаемости;

б) концентрации;

в) переключаемости;

г) распределенности.

27. Корректурный тест, позволяющий исследовать устойчивость внимания, был предложен французским психологом …

Варианты ответов:

а) Ж. Пиаже;

б) А. Бине;

в) П. Жане;

г) Б. Бурдоном.

28. К процессам памяти относится …

Варианты ответов:

а) забывание;

б) концентрация;

в) распределение;

г) абстрагирование.

29. Объем механической памяти (в единицах), характерный для среднестатистического человека, равен …
Варианты ответов:

30. Явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности, было описано Б. В. Зейгарник как эффект …

Варианты ответов:

а) новизны;

в) незавершенного действия;

г) сбережения.

31. Условием успешного непроизвольного запоминания является (-ются) …

Варианты ответов:

а) искусство запоминания;

б) осознание значимости материала;

в) установка на необходимость воспроизведения;

г) сильные и значимые физические раздражители.

32. Неспособность к запоминанию событий на будущее называется _____________ амнезией.

Варианты ответов:

а) прогрессивной;

б) антероградной;

в) ретроградной;

г) ретардированной.

33. Понятие «мнемоника» относится к психическому процессу…

Варианты ответов:

а) мышления;

б) памяти;

в) восприятия;

г) воображения.

34. К качествам памяти относятся…

Варианты ответов:

а) оперативность, произвольность, индивидуальность, динамичность;

б) индивидуальность, образность, устойчивость, динамичность;

в) устойчивость, длительность, образность, готовность;

г) объем, скорость, прочность, готовность.

35. В онтогенезе со вторым годом жизни ребенка связывается начало ___________ памяти.

Варианты ответов:

а) логической;

б) аффективной;

в) двигательной;

г) образной.

36. Характеристика памяти, основанная на длительности хранения материала, нашла отражение в делении памяти на…

Варианты ответов:

а) произвольную и непроизвольную;

б) имплицитную и эксплицитную;

в) зрительную и слуховую;

г) кратковременную и долговременную.

37. Объем памяти от 5 до 9 единиц информации характерен для ___________ памяти.

Варианты ответов:

а) кратковременной;

б) оперативной;

в) долговременной;

г) мгновенной.

38. В классификации видов памяти, основанной на различиях в характере запоминаемого материала, выделяют _______ память.

Варианты ответов:

а) непроизвольную и произвольную;

б) непосредственную, опосредствованную;

в) сенсорную, кратковременную, долговременную;

г) образную, вербальную, двигательную и эмоциональную.

39. Вид памяти, связанный со способностью запоминать и воспроизводить чувства, называется _________ памятью.

Варианты ответов:

а) эпизодической;

б) эмоциональной;

в) семантической;

г) образной.

40. Воображение, при котором действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, называется …

Варианты ответов:

а) фантастическим;

б) пассивным;

в) продуктивным;

г) репродуктивным.

41. Фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью, называются…

Варианты ответов:

а) мечтами;

б) грезами;

в) галлюцинациями;

г) сновидениями.

42. Механизмом создания образов, в основе которого лежит своеобразное «склеивание», является…

Варианты ответов:

а) гиперболизация;

в) схематизация;

г) агглютинация.

43. К способам создания образов воображения относится…

Варианты ответов:

а) агглютинация;

б) классификация;

в) сравнение;

г) апперцепция.

44. Операцией, обратной обобщению, является …

Варианты ответов:

а) абстрагирование;

б) синтез;

в) конкретизация;

г) анализ.

45. Вид мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач и заключающийся в поиске множества решений одной и той же проблемы, –

Варианты ответов:

а) панорамное;

б) саногенное;

в) дивергентное;

г) репродуктивное.

46. Основными формами словесно-логического мышления являются: понятие, суждение и …

Варианты ответов:

Каким бы ни было ощущение, его можно описать с помощью нескольких характеристик, свойств, присущих ему. Первая из них - модальность.

Модальность является качественной характеристикой, в которой проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала по сравнению с сигналом нервным (Л.М. Веккер). Прежде всего, выделаются такие виды ощущений, как зрительные, слуховые, обонятельные и т.д. Однако и каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых - высота тона, тембр, громкость; для тактильных - твердость, шероховатость и т.д. Характеристики ощущения могут совпадать или не совпадать с физическим описанием качеств раздражителя, которые соответствуют этим модальным характеристикам. Пример совпадения - твердость и упругость, а несовпадения - цветовой тон, соответствующий частоте электромагнитных колебаний.

Еще одна (пространственная) характеристика ощущений - их локализация. Иногда (как, например, в случае болевых и интероцептивных, «внутренних» ощущений) локализация затруднена, неопределенна. Другая проблема состоит в объяснении «объективированности» ощущений, их «вынесенности» вне нас, хотя вызывающие их физиологические процессы протекают в анализаторе. Этот вопрос подробно обсуждает А.Н. Леонтьев. Именно предметность, т.е. отнесенность к действительности, создает ощущение как психическое явление. Умение «проецировать» ощущения во вне приобретается, вероятно, очень рано, и решающую роль играют при этом практические действия, моторика. Сначала предметная действительность выступает как объект приспособления организма, осуществляющегося в реальных контактах с ней. Интересна в этом отношении «проблема зонда»: когда мы пишем или режем что-то, ощущения локализованы на кончике ручки или ножа, т.е. совсем не там, где зонд контактирует с кожей, воздействует на нее.

Интенсивность - это классическая количественная характеристика. Проблема измерения интенсивности ощущения является одной из главных в психофизике. Г. Фехнер считал, что субъект не может непосредственно количественно оценить свои ощущения. Однако С. Стивене не согласился с этим. Им были разработаны так называемые прямые методы оценки интенсивности ощущения, например, когда испытуемый должен оценить в каких-то единицах (баллах, процентах и т.д.) величину раздражителя по сравнению с образцом.

Основной психофизический закон отражает связь между величиной ощущения и величиной действующего раздражителя. Известны такие варианты основного психофизического закона, как логарифмический закон Г. Фехнера, степенной закон С. Стивенса, а также предложенный Ю.М. Забродиным обобщенный психофизический закон. Законы Фехнера и Стивенса оказываются при этом частными случаями последнего.

Следующая (временная) характеристика ощущения - его длительность. Ощущение возникает позже, чем начинает действовать раздражитель, и не исчезает сразу с его прекращением. Период от начала действия раздражителя до возникновения ощущения называют латентным (скрытым) периодом ощущения. Он неодинаков для разных видов ощущений (для тактильных - 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - 50 мс) и может резко меняться при заболеваниях нервной системы.

После прекращения действия раздражителя его след некоторое время сохраняется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками, например, окрашенным в дополнительный цвет). Положительные последовательные образы мы обычно не замечаем из-за их кратковременности. Лучше всего изучены зрительные последовательные образы, хотя они имеют место и в ощущениях других модальностей. Последовательные образы в основном определяются процессами на периферии анализатора, но зависят также и от нейродинамики в его центральном отделе. Например, его длительность в зрительной сфере резко увеличивается у больных, страдающих галлюцинациями.

Возможности анализаторов отражать отдельные свойства раздражителей или тонкие различия между ними характеризуют пороги ощущений. Нижний абсолютный порог - это минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение. Верхним абсолютным порогом называют максимальную величину раздражителя, при которой ощущение исчезает либо качественно меняется (например, превращается в болевое). Минимальное изменение интенсивности раздражителя или его другого свойства, вызывающее изменение ощущения, - это разностный (или дифференциальный) порог. Величина, обратно пропорциональная порогу ощущения, называется чувствительностью. Наличие порогов предохраняет нас от информационной перегрузки и некоторых биологически вредных воздействий.

Частное от деления разностного порога на исходную величину раздражителя, от которой он увеличивается или уменьшается, называют иногда относительным порогом. Эта величина (в отличие от разностного порога) в широком диапазоне изменения стимула является постоянной для ощущений определенной модальности. Например, для ощущения давления она равна приблизительно , для силы звука -, а для силы света -
. Последнее означает, что к 100 одинаковым лампочкам нужно добавить еще одну такую же, чтобы изменение освещения стало заметным.

От порога осознанного ощущения необходимо отличать физиологический порог. Он оказывается преодоленным, когда энергии воздействия достаточно для мозгового возбуждения. Порог осознанного ощущения всегда выше физиологического: для возбуждения рецептора в сетчатке достаточно 1 фотона, но светящаяся точка может быть видна лишь при действии 5-8 фотонов. Между этими порогами лежит подпороговая зона, или область субсенсорных раздражителей, которые не ощущаются, однако вызывают ряд объективно регистрируемых реакций (например, таких как кожно-гальванический или улитко-зрачковый рефлекс). Физиологический порог - это величина достаточно стабильная, поскольку он в основном определяется генетически.

Изучением и измерением порогов ощущений занимается психофизика, основателем которой считают Г. Фехнера (1860). Острая дискуссия развернулась вокруг понятия нижнего абсолютного порога. Пороговая концепция считала сенсорный ряд дискретным. Нижний абсолютный порог при этом рассматривается как ноль на шкале ощущений, и, начиная с этой границы, раздражитель всегда вызывает ощущение. Такому взгляду противоречили факты непостоянства получаемого в опыте значения порога. Возникла концепция непрерывности сенсорного ряда, согласно которой от теоретического понятия порога как определенной точки на континууме следует отказаться. Изменение же операционального порога, получаемого в процессе измерения, объяснялось постоянно меняющимся соотношением между благоприятными и неблагоприятными факторами, влияющими на порог. При этом сколь угодно слабый раздражитель иногда может вызывать ощущение. К.В. Бардин подробно анализирует разные подходы к решению пороговой проблемы. Лучшим ее решением сейчас является, вероятно, психофизическая модель теории обнаружения сигнала, по которой сенсорный эффект от раздражителя всегда суммируется с обусловленным собственным возбуждением в сенсорной системе. Для принятия решения о том, был ли сигнал на фоне шума, испытуемый использует критерий, который выбирается им в зависимости от ряда факторов (например, от цены ошибок типа «пропуск сигнала» и «ложная тревога»).

При измерении порогов ощущений они в разное время у одного и того же человека могут значительно различаться. Это объясняется действием многих факторов. Одни из них - экстренные - изменяют пороги быстро, но не надолго. Другие -длительного действия - вызывают постепенное и устойчивое изменение порогов ощущений. Примером первых факторов может быть сенсорная адаптация, а ко вторым относится возраст. Кроме того, все эти факторы иногда делят на внешние (влияние окружения) и внутренние (изменения в организме).

Сенсорная адаптация - это изменение порогов ощущений при действии постоянного раздражителя. При полной адаптации ощущение вообще отсутствует. Таким образом, не допускается перераздражение анализаторов и обеспечивается чувствительность к очень слабым воздействиям. Особенно ярко адаптация выражена в тактильных, температурных, обонятельных и зрительных ощущениях. Например, после пребывания в темноте в течение часа световая чувствительность увеличивается примерно в 200 000 раз. Практически отсутствует адаптация к звуковым и болевым воздействиям. Адаптация идет с отрицательным ускорением, т.е. в первое время наиболее быстро. Она зависит от интенсивности раздражителя и площади, на которую он действует.

Чувствительность возрастает при действии слабого околопорогового (или порогового) раздражителя соответствующей модальности. Это явление было изучено А.И. Бронштейном и названо им сенсибилизация, хотя часто данный термин используют в другом значении. Например, А.Р. Лурия относит к сенсибилизации случаи повышения чувствительности под влиянием физиологических или психологических изменений организма.

На пороги ощущений влияет мотивация, биологическая или социальная значимость раздражителя. Например, при создании интересной игровой ситуации дети демонстрируют более высокую остроту зрения по сравнению с ее измерением в обычных лабораторных условиях. Очень слабо светящаяся точка становится видимой лишь после того, как ей придается сигнальное значение (в эксперименте Г.В. Гершуни испытуемые, заметив точку, могли избежать удара током).

Пороги ощущений можно значительно понизить специальными упражнениями, тренировкой. А.Н. Леонтьев, используя пропевание испытуемыми предъявляемых им для различения звуков, добивался того, что за несколько часов тренировки пороги снижались в 6-8 раз. При накоплении профессионального опыта к длительной тренировке добавляется фактор значимости, поэтому результаты особенно впечатляющи. Например, опытный шлифовальщик на глаз замечает просвет в 0,0005 мм, а непрофессионал - 0,01 мм.

С возрастом, под влиянием роста и созревания соответствующих структур мозга, пороги ощущений у ребенка понижаются. В частности, хорошо известно, что по мере взросления значительно улучшается цветоразличение и повышается острота зрения. При старении процесс идет в обратном направлении. Так же постепенно теряется чувствительность к высокочастотным звукам.

Изменения в обменных процессах, эндокринные расстройства (в частности, гиперфункция щитовидной железы) тоже влияют на пороги. У беременных обостряется обонятельная чувствительность, но повышаются пороги зрительных и слуховых ощущений, что биологически полезно.

К экстренным факторам можно отнести утомление, снижающее чувствительность, и воздействие некоторых фармакологических препаратов и химических веществ.

Изменить пороги ощущений могут «побочные» раздражители, т.е. воздействия другой модальности. Наконец, еще один способ - создание условной временной связи. Если слово «темнота» сопровождать включением света, вырабатывается второсигнальный условный рефлекс, когда произнесение этого слова будет повышать световую чувствительность.

Мозг человека функционирует как единая, целостная система, поэтому процессы, протекающие в одном анализаторе, зависят от процессов в других органах чувств. Эту идею целостности организма (и нервной системы в частности) анализирует Б.Г. Ананьев, обсуждая сенсорно-перцептивную организацию человека и называя головной мозг единым гигантским анализатором. Рассмотрим два проявления взаимодействия органов чувств.

В результате действия раздражителей на один анализатор могут повышаться или понижаться пороги ощущений другой модальности. Это явление изучено С.В. Кравковым, и, по его данным, оно наблюдается в отношении всех видов ощущений. Например, сильный шум снижает остроту центрального зрения, а слабый - повышает. Под влиянием сладкого, соленого и кислого чувствительность зрения повышается, а под влиянием горького - снижается. Изменения могут достигать нескольких десятков процентов от первоначальной величины и сохраняться долго. При психической патологии и поражении мозга (в частности, после сотрясения мозга) взаимодействие анализаторов часто усиливается, ослабляется или извращается, что целесообразно использовать в целях диагностики. Результат изменения порогов при воздействии на другой анализатор легко заметить и без лабораторных исследований. Еще М.В. Ломоносов писал, что на морозе цвета ярче. Более громким кажется голос лектора в темноте, когда он использует диапозитивы.

Предложено несколько теорий, объясняющих механизмы данного явления: взаимодействие процессов в близко расположенных афферентных нервных волокнах разных анализаторов; вегетативная нервная система как главный посредник в межанализаторных влияниях. Еще один подход отводит решающую роль межцентральным влияниям в коре головного мозга, активации центральных отделов анализаторов (например, нюханье веществ, не имеющих запаха, также повышает зрительные пороги). Единая общая теория пока отсутствует.

Другое проявление взаимодействия анализаторов - явление синестезии. В узком (строгом) значении - это возникновение ощущений одной модальности при действии раздражителя другой модальности. Истинная синестезия встречается очень редко (один случай на несколько тысяч человек).

Синестезией иногда также называют появление целостных образов-представлений при действии раздражителя другой модальности. Наконец, о синестезичности говорят и при характеристике стимула одной модальности в терминах качеств другой модальности ощущений (острый звук, прохладный цвет и т.д.) или когда удается легко подбирать устойчивое соответствие между запахом и цветом, запахом и звуком и т.д.

Для объяснения синестезии часто ссылаются на выработку устойчивых условных временных связей между анализаторами (обычно в детском возрасте). Это соответствует, в частности, большим качественным индивидуальным различиям, когда у разных людей какой-то ззук связан с разными цветами. В то же время есть данные о том, что в основе синестезии лежат объективные свойства раздражителей (как правило, более темные оттенки серого цвета подбирают к запахам веществ, в молекулах которых больше атомов углерода). Известно также, что синестезии ярче выражена у людей с повышенной возбудимостью подкорковых образований, она может повышаться в период беременности и при приеме наркотиков.

Интересен один аспект синестезии, изучаемый А.П. Журавлевым в русле так называемой фоносемантики. Были установлены типичные зуко-цветовые соответствия: А - густо-красный, Е - зеленый, И - синий и т.д. Анализ стихотворений известных поэтов показал, что во многих случаях цветовая палитра, описанная словами, хорошо соответствует цветовому значению звукобукв, встречающихся в тексте значительно чаще среднего показателя.

Абсолютный порог ощущения - это минимальная интенсивность стимула, которая создает соответствующее чувство. Дифференциальный порог - это минимальное различие интенсивностей, которое воспринимается субъектом. Это означает, что анализаторы способны дать количественную оценку прироста ощущения в сторону его увеличения или уменьшения.

Пространственные характеристики действующих стимулов, необходимые для их различения, зависят от: 1) специфических особенностей каждой сенсорной системы и 2) величины рецептивных полей. Например, прикосновение к коже дистальной фаланги пальца руки двух ножек циркуля с расстоянием между ними 2 мм ощущается раздельно, но чтобы ощутить раздельное прикосновение к коже спины, ножки циркуля необходимо раздвинуть до 60 мм. Две точки зрительного поля не сливаются в одну, если отражаемые ими световые лучи попадут на разные рецептивные поля сетчатки. Имеет значение и степень контраста между действующим стимулом и его фоном: хорошо контрастируемые объекты (например, черное на белом) различаются легче, чем мало контрастируемые (черное на сером). Временная характеристика восприятия действующих стимулов у человека имеет абсолютный порог различения коротких временных отрезков, который соответствует примерно 1/18секунды. Например, 18 зрительных изображений, предъявленных в течение 1 секунды, сливаются в непрерывное движение, 18 прикосновений к коже за 1 секунду воспринимаются как одно, а 18 звуковых колебаний в секунду воспринимаются как один очень низкий звук. Разрешающая способность сенсорных систем для восприятия действующих через малые промежутки времени стимулов ограничена рефрактерным периодом, во время которого система не способна реагировать на предъявленный стимул.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЦЕПТОРОВ

В основу классификации рецепторов положены следующие принципы:

1. Среда, в которой рецепторы воспринимают информацию (экстеро-, интеро-, проприо- и другие рецепторы).

2. Природа адекватного раздражителя (механо-, термо-, фото-и другие рецепторы).

3. Характер ощущения после контакта с рецепторами (тепловые, холодовые, болевые и др.).

4. Способность воспринимать раздражитель, находящийся на расстоянии от рецептора - дистантный (обонятельный, зрительный) или при непосредственном контакте с ним - контактный (вкусовой, тактильный).

5. По количеству воспринимаемых модальностей (раздражителей) рецепторы могут быть мономодальными (например, световой) и полимодальными (механический и температурный).

6. Морфологические особенности и механизмы возникновения возбуждения. Различают первичночувствующие (обонятельные, тактильные) и вторичночувствующие рецепторы (зрения, слуха, вкуса).

Этапы деятельности анализаторной системы


Кодирование информации в рецепторах

Кодирование качества осуществляется за счет избирательной чувствительности рецептора к адекватному с низким порогом возбуждения раздражителю, т.е. рецептор «узнает» свой стимул (глаз - свет, ухо - звук) и за счет существования цепей модально-специфичных нейронов, соединенных синапсами в определенную жесткую цепь, передающую информацию только от своего рецептивного поля. Интенсивность или сила стимула кодируется увеличением частоты ПД, которая, в свою очередь, зависит от величины рецепторного потенциала. Пространственное кодирование. Каждое рецептивное поле имеет свое представительство в определенных структурах центральной нервной системы. Кроме того, рецептивные поля перекрываются, что обеспечивает надежность в работе системы и позволяет слабым раздражителям вступать в контакт с наиболее чувствительными рецепторами и вовлекать в возбуждение менее чувствительные. Кодирование во времени происходит за счет изменения частоты импульсов и продолжительности межимпульсных интервалов.

ФИЗИОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

Прежде чем попасть на сетчатку, световые лучи последовательно проходят через роговицу, жидкость передней камеры глаза, хрусталик и стекловидное тело, вместе образующие оптическую систему глаза. На каждом из этапов этого пути свет преломляется и в результате на сетчатке возникает уменьшенное и перевернутое изображение наблюдаемого предмета, этот процесс называется рефракцией .

Особенность топографии палочек и колбочек состоит в том, что они обращены своими наружными светочувствительными сегментами к слою пигментных клеток, т.е. в сторону, противоположную свету. Палочки более чувствительны к свету, чем колбочки. Так, палочку может возбудить всего один квант света, а колбочку - больше сотни квантов. При ярком дневном свете максимальной чувствительностью обладают колбочки, которые сконцентрированы в области желтого пятна или центральной ямки. При слабом освещении в сумерках наиболее чувствительна к свету периферия сетчатки, где находятся в основном палочки. При действии кванта света в рецепторах сетчатки происходит цепь фотохимических реакций, связанных с распадом зрительных пигментов родопсина и йодопсина и их ресинтез в темноте.

Родопсин - пигмент палочек-высокомолекулярное соединение, состоящее из ретиналя - альдегида витамина А и белка опсина. При поглощении кванта света молекулой родопсина 11 - цис-ретиналь выпрямляется и превращается в транс-ретиналь. Это происходит в течение 1 -12 ceк. Белковая часть молекулы обесцвечивается и переходит в состояние метародопсина II, который взаимодействует с примембранным белком трансдуцином. Последний запускает реакцию обмена гуанозиндифосфата (ГДФ) на гуанозинтрифосфат (ГТФ), чтоприводит к усилению светового сигнала. ГТФ вместе с трансдуцином активирует молекулу примембранного белка - фермента фосфодиэстеразы, который разрушает молекулу циклического гуанозинмонофосфата (цГМФ), вызывая еще большее усиление светового сигнала. Падает содержание цГМФ и закрываются каналы для Na + и Са 2+ , что приводит к гиперполяризации мембраны фоторецептора и возникновению рецепторного потенциала. Возникновение гиперполяризации на мембране фоторецептора отличает его от других рецепторов, например слуховых, вестибулярных, где возбуждение связано с деполяризацией мембраны. Гиперполяризационный рецепторный потенциал возникает на мембране наружного сегмента, далее распространяется вдоль клетки до ее пресинаптического окончания и приводит к уменьшению скорости выделения медиатора - глутамата . Для того чтобы рецепторная клетка могла ответить на следующий световой сигнал, необходим ресинтез родопсина, который происходит в темноте (темновая адаптация) из цис-изомера витамина А, поэтому при недостатке в организме витамина А развивается недостаточность сумеречного зрения («куриная слепота »).

Фоторецепторы сетчатки связаны с биполярной клеткой с помощью синапса. При действии света уменьшение глутамата в пресинаптическом окончании фоторецептора приводит к гиперполяризации постсинаптической мембраны биполярной нервной клетки, которая также синаптически связана с ганглиозными клетками. В этих синапсах выделяется ацетилхолин, вызывающий деполяризацию постсинаптической мембраны ганглиозной клетки. В аксональном холмике этой клетки возникает потенциал действия. Аксоны ганглиозных клеток образуют волокна зрительного нерва, по которым в мозг устремляются электрические импульсы.

Чтобы фокусировать на сетчатке световые лучи, отраженные от близко расположенных предметов, оптическая система глаза должна преломлять их тем сильней, чем ближе расположен наблюдаемый объект. Механизм, с помощью которого глаз настраивается на рассмотрение удаленных или близких предметов и в обоих случаях фокусирует их изображение на сетчатку, называется аккомодацией .

Гладкие мышцы ресничного тела, управляемые парасимпатическими нейронами, регулируют натяжение цинновой связки: при полном расслаблении мышц связка натягивает капсулу хрусталика, заставляя его принимать максимально уплощенную форму, необходимую для рассмотрения далеких предметов.

МЕХАНИЗМ АККОМОДАЦИИ ГЛАЗА

СХЕМА ХОДА ЛУЧЕЙ ЧЕРЕЗ ПРЕЛОМЛЯЮЩИЕ СРЕДЫ ГЛАЗА

Движения глаз. При наблюдении за движущимися в зрительном поле объектами, а также при движении человека относительно окружающего мира происходят следящие движения глаз, благодаря которым изображение в одной и той же области сетчатки сохраняется неизменным. При зрительном восприятии неподвижных объектов, имеющих многочисленные детали формы, а также во время чтения происходят быстрые движения глаз, предназначенные для фиксации наиболее информативных деталей объекта. Изображения глаз проецирует не вообще на сетчатку, а на ту ее область, которая обладает максимальной разрешающей способностью. Это центральная ямка, представляющая собой небольшое углубление диаметром около 3 мм в центре сетчатки.

При рассматривании любых объектов глаза ежесекундно совершают около трех очень быстрых непроизвольных и субъективно не ощущаемых движений, которые называются саккадами . Благодаря таким движениям изображение на сетчатке регулярно смещается, вызывая раздражение разных фоторецепторов. Необходимость саккад объясняется свойством зрительной системы сильнее реагировать на изменяющееся раздражение (появление или исчезновение стимула), тогда как на постоянную стимуляцию она отвечает слабо.

РЕЦЕПТИВНЫЕ ПОЛЯ КЛЕТОК СЕТЧАТКИ

Существуют два пути для передачи сигналов от фоторецепторов к ганглиозной клетке:

1. Прямой путь начинается от фоторецепторов, расположенных в центре рецептивного поля и образующих синапс с биполярной клеткой, которая через другой синапс действует на ганглиозную клетку.

2. Непрямой путь берет начало от фоторецепторов периферии рецептивного поля, которая с центром состоит в реципрокных отношениях, обусловленных тормозным действием горизонтальных и амакриновых клеток (латеральное торможение).

Примерно половина ганглиозных клеток возбуждается действием света на центр рецептивного поля и тормозится при действии светового стимула на периферию рецептивного поля. Такие клетки принято называть оn-нейронами .

Д ругая половина ганглиозных клеток возбуждается действием светового раздражителя на периферию рецептивного поля и тормозится в ответ на световую стимуляцию центра рецептивного поля - они получили название оff-нейронов .
Рецептивные поля ганглиозных клеток обоих типов в сетчатке представлены поровну, чередуясь друг с другом. Оба типа клеток очень слабо отвечают на равномерную диффузную засветку всего рецептивного поля, а наиболее сильным раздражителем для них является световой контраст, т. е. различная интенсивность засветки центра и периферии. Именно контрастирование деталей изображения дает необходимую информацию для зрительного восприятия в целом, тогда как абсолютная интенсивность отраженного от наблюдаемого объекта света не столь важна. Восприятие граней, т. е. восприятие контраста между соседними поверхностями с разной освещенностью, является наиболее информативным признаком изображения, определяющим протяженность и позиции разных объектов.

Общее понятие об ощущении.

Ощущение-простейший из познавательных психических процессов. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс - возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности. Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным.Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания - это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т. е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Различные ученые и философы по-разному трактовали связь ощущений с психическим развитием. Представители идеалистического направления: подлинным источником сознательной деятельности явл.не ощущения,а внутр.сост.сознания, независимо от инф.извне. Философы-идеалисты и психологи пытались доказать, что ощущения не только связывают чел.с внешним миром, но и отделяют его от мира (Юм, Беркли-субъективный идеализм). Мюллер-теория смецифической энергии чувств (вышла из субъективного идеализма+ немного материализма «каждый орган чувств имеет свою внутр.энергию, не отражает внешние процессы, но получает толчки, возбуждающие собств.процессы»). Гельмгольц –возникающие вследствие воздействия предметов психич.образы не имеют ничего общего с предметами, это-«символы» или «знаки».Эти подходы значили,что чел.не может воспринимать окруж.мир. Теория солипсизма-чел.может познать только себя самого. На противоположных позициях стояли материалисты. Они считали возможным объективное отражение мира. Ощущения чел-ка-это продукт исторического развития и отличаются от ощущений у животных.



2.Виды ощущений .

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна различают 5 основных видов-зрение,обоняние,осязание,вкус,слух. У Б.Г.Ананьева 11 видов. Лурия делил по 2-м принципам:систематическому (по модальности) и генетическому(по сложности). Систематическая классификация по Шеррингтону. Делил на 3 группы:интероцептивные(сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими.); Проприоцептивпые ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение.

Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха; экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы:контактные(вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.) и дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств, К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но " в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету.Существуют интермодальные ощущения (вибрационная чувствительность=тактильная+слуховая). Генетическая классификация Хеда позволяет выявить:1) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.); 2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью. Известный отечественный психолог Б. М. Теплов, рассматривая виды ощущений, разделял все рецепторы на две большие группы: экстероцепторы (внешние рецепторы), расположенные, на поверхности тела или близко к ней и доступные воздействию внешних раздражителей, и интероцепторы (внутренние рецепторы), расположенные в глубине тканей, например мышц, или на поверхности внутренних органов. Группу ощущений, названных нами «проприоцептивные ощущения», Б. М. Теплов рассматривал как внутренние ощущения.

Основные свойства и характеристики ощущений.

К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета:

сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый.патентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс.

Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности. Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию - способность ощущать слабые различия между раздражителями. Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Мы не слышим тиканья часов, находящихся в другой комнате. Мы не видим звезд шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения(может быть верхний и нижний). Начало изучения порогов чувствительность положил Фехнер. Он считал, что человек не может непосредственно оценивать свои ощущения количественно, поэтому он разработал «косвенные» методы, с помощью которых можно количественно представить отношения между величиной раздражителя (стимула) и интенсивностью вызванного им ощущения. Предположим, нас интересует, при какой минимальной величине звукового сигнала испытуемый может слышать этот сигнал, т. е. мы должны определить нижний абсолютный порог громкости. Измерение методом минимальных изменений проводится следующим образом. Испытуемому дают инструкцию говорить «да», если он сигнал слышит, и «нет», - если не слышит. Сначала испытуемому предъявляют стимул, который он явно может расслышать. Затем при каждом предъявлении величина стимула уменьшается. Эту процедуру проводят до тех пор, пока не изменятся ответы испытуемого. Величина стимула, при которой изменяются ответы испытуемого, соответствует порогу исчезновения ощущения (Р 1). На втором этапе измерения в первом предъявлении испытуемому предлагают стимул, который он никак не может слышать. Затем на каждом шаге величина стимула возрастает до тех пор, пока ответы испытуемого перейдут от «нет» к «да» или «может быть, да». Это значение стимула соответствует порогу появления ощущения (Р 2). S = (P 1 + P 2)/ 2. Абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. Порог различения имеет постоянную относительную величину, т. е. всегда выражается в виде отношения, показывающего, какую часть первоначальной величины раздражителя надо прибавить к этому раздражению, чтобы получить едва заметное различие в ощущениях. Это положение было названо законом Бугера-Вебера. Закон Фехнера: если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то ощущения будут расти в арифметической прогрессии. Интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее.Закон Бугера-Вебера(основной психофизический закон)-S = K * LgI +C, (где S - интенсивность ощущения; I - сила раздражителя; K и C - константы). Американский ученый С. Стивенс пришел к выводу о том, что основной психофизический закон выражается не логарифмической, а степенной кривой- S = K * R^n.

Источником наших знаний о внешнем мире и собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле.

Ощущения определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Классификация ощущений :

· По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах, сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная), проприоцепцию (ощущение в мышцах и сухожилиях), интероцепцию (ощущения во внутренних органах).

· В зависимости от модальности выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и другие виды ощущений.

Зрительные ощущения могут быть: ахроматическими (отражают переход от белого к черному, через массу оттенков серого цвета); хроматическими (отражают цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов).

Слуховые ощущения могут быть: речевыми, музыкальными, ощущения шумов и шорохов.

Вибрационные ощущения примыкают к слуховым ощущения и отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют контактным слухом.

Обонятельные ощущения относятся к дистантным ощущениям. Функция обоняния подавлена зрением, слухом, вкусом. Данные ощущения помогают распознать качество пищи, предупреждают об опасности для организма воздушной среды, позволяют в ряде случаев определить состав химического вещества.

Вкусовые ощущения возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Выделяют 4 основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое.

Кожные ощущения включают в себя: тактильную систему (ощущения прикосновения); температурную систему (ощущения тепла и холода); болевую систему.

Статические (гравитационные) ощущения отражают положение нашего тела в пространстве.

Кинестетические ощущения - это ощущения движения и положения отдельных частей тела. В результате этих ощущений складывается знание о силе, скорости, траектории движения частей тела.

Органические ощущения возникают от внутренних органов, образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

Свойства ощущений:

1. Модальность является качественной характеристикой, в которой проявляется специфичность ощущения. Выделяются такие виды ощущений, как зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых - высота тона, тембр, громкость; для тактильных - твердость, шероховатость и т. д.


2. Локализация - пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (болевые, интероцептивные ощущения) локализация затруднена, неопределенна.

3. Интенсивность - количественная характеристика ощущений. Основной психофизический закон отражает связь между величиной ощущения и величиной действующего раздражителя. Психофизика объясняет многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний прежде всего различиями вызывающих их физических ситуаций.

4. Продолжительность - временная характеристика ощущения, зависящая от функционального состояния органа чувств, от времени действия раздражителя и его интенсивности. Установлено, что ощущение возникает и исчезает позже, чем начинает или заканчивает действовать раздражитель. Период от начала действия раздражителя до возникновения ощущения называют латентным (скрытым) периодом ощущения (для тактильных - 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - 50 мс и т.д.). После прекращения действия раздражителя его след некоторое время сохраняется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками).

5. Пороги чувствительности. Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Нижний и верхний пределы ощущений называются абсолютной чувствительностью. Она измеряется нижним и верхним порогом чувствительности. Минимальная величина раздражения, которая необходима для возникновения едва заметного ощущения, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Верхний абсолютный порог ощущений - это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущений. Наряду с абсолютной различают относительную чувствительность - это чувствительность к изменению интенсивности воздействия. Относительная чувствительность измеряется порогом различения - это минимальное различение в силе двух раздражителей, необходимое для изменения интенсивности ощущения.

6. Сенсорная адаптация - это изменение порогов ощущений при действии постоянного раздражителя. Адаптация (в переводе с латинского языка означает “приспособление”) - это приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю. Такое приспособление проявляется в понижении или повышении порогов чувствительности. Полная сенсорная адаптация вызывает отсутствие ощущения.

7. Синестезия (в переводе с греческого языка означает “соощущения”) - это переход ощущений одного вида в другой. Синестезия - проявление взаимодействия анализаторов. Явление синестезии - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражителей, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители. Явление синестезии - свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма.

8. Сенсибилизация (в переводе с латинского языка означает “чувствительность”) - это повышенная чувствительность анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация может быть вызвана: взаимодействием ощущений (слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность); физиологическим фактором (состоянием организма); ожиданием того или иного воздействия; значимостью такого воздействия; специальной установкой на различение раздражителей; упражнениями (например, дегустатор вин). Компенсаторная сенсибилизация отмечается у людей, лишенных какого-либо вида чувствительности.

Основные закономерности ощущений:

1. Абсолютная чувствительность (E) численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу (P) ощущений, то есть Е= 1/P.

2. Закон Бугера-Вебера. Порог различения имеет постоянную относительную величину, то есть всегда выражается в виде отношения, показывающего, какую часть первоначальной величины раздражителя надо прибавить к этому раздражителю, чтобы получить едва заметное различение в ощущениях.

3. Закон Г.Фехнера. Интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее, то есть увеличивается в геометрической прогрессии интенсивность, а ощущения растут в арифметической прогрессии.

4. Закон Стивенса: соотношение между минимально возможным изменением ощущений и первичным ощущением есть величина постоянная…

3. Восприятие

Человек воспринимает окружающий его мир и ориентируется в нем при помощи анализаторов. Раздражение анализаторов теми или иными предметами и явлениями внешнего мира обуславливает возникновение восприятий - отражений предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

Классификация восприятий :

· В зависимости от участия воли и целенаправленности выделяют непроизвольное (не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и произвольное (преднамеренное и целенаправленное) восприятие.

· В зависимости от модальности рецепторов выделяют слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные и т.д. восприятия.

· В зависимости от сложности, развернутости перцептивной деятельности выделяют симультанное (одноактное) и сукцессивное (поэтапное, последовательное) восприятие.

· В зависимости от формы существования материи выделяют восприятия пространства, времени, движения

свойства восприятия :

· Целостность - это свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое.

· Структурность - это вычленение из общей структуры предмета его частей и определенных сторон.

· Избирательность - это преимущественное выделение человеком одних объектов по сравнению с другими, зависящее от особенностей его личности.

· Константность - это относительная независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия (освещенности, расстояния, угла зрения).

· Предметность - это соответствие образов восприятия реальным предметам действительности, это относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств.

· Осмысленность - это причисление воспринимаемого предмета к основной группе, классу, обобщение его в слове. Восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, в результате чего возникают перцептивные образы, всегда имеющие определенное смысловое значение. Восприятие связано с мышлением и речью. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его и отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

· Активность проявляется участием в процессе восприятия двигательных элементов анализаторов (возможностью активного перемещения тела или его частей).

· Апперцепция - это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Апперцепция может быть личностной (зависит от индивидуальных особенностей человека) и ситуативной (например, ночью дерево кажется страшным существом).

4. Внимание

Внимание - это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека. Внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. Виды внимания : непроизвольное, послепроизвольное и произвольное. Свойства внимания : устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость, объем, рассеянность. Теории внимания : 1) Н. Ланге классифицировал теории в 7 групп (внимание как результат двигательного приспособления, как ограниченность объема сознания, как результат эмоций, как результат апперцепции, как особая активная способность духа, как усилие нервной системы, как теория нервного подавления). 2) Т.Рибо связывал внимание с эмоциями, зависящими от их интенсивности и продолжительности. 3) концепция установки Д.Н.Узнадзе устанавливала прямую связь внимания и установки. 4) П. Я. Гальперин определил внимание как один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, которое представляет собой психологическое действие. Главную функцию внимания он считал контроль. По его мнению, все акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий. До сих пор существуют споры о природе внимания.

Память

Память - психический процесс накопления, сохранения и воспроизведения информации, воспринятой человеком в различные периоды жизни.

Изучением механизмов памяти занимались многие известные психологи. В 80-х годах прошлого века немецкий психолог Г.Эббингауз предложил прием, с помощью которого, по его мнению, можно было изучить закономерности памяти, независимо от деятельности мышления (заучивание бессмысленных слогов). Классические исследования Г.Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э.Крепелина, использовавшего сходные приемы при изучении нарушений процессов запоминания у психически больных, а также немецкого психолога Г.Э.Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

В конце XIX и в начале XX вв. появились исследования известного американского психолога Торндайка, который изучал формирование навыков у животных в процессе выхода из лабиринта.

В начале XX в. исследования процессов памяти были продолжены И.П.Павловым, которым были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условнорефлекторные связи. Учение о высшей нервной деятельности стало в дальнейшем основой представлений о физиологических механизмах памяти.

Высшие формы памяти у детей впервые изучил выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский, который показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению.

Исследования А.А. Смирнова и П.И. Зинченко раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.

Наибольшее распространение в психологии получили ассоциативные теории памяти, которые предусматривают, что предметы и явления действительности запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, когда воспроизведение одних влечет за собой воспроизводство других. Под действием реальных объективных связей предметов и явлений возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения (ассоциации). Одни ассоциации являются отражением пространственно-временных отношений предметов и явлений (ассоциации по смежности), другие отражают их сходство (ассоциации по сходству), третьи - противоположность (ассоциации по контрасту), четвертые - причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности).

Основные виды памяти .

1. По продолжительности хранения информации:

· Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия) материала. В кратковременной памяти информация хранится не более 20 с. Кратковременная память связана прежде всего с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания.

· Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия.

· Долговременная память хранит информацию впрок, для предстоящей деятельности. Информация в долговременной памяти может храниться дни, месяцы и годы.

2. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память подразделяется на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

3. По характеру целей деятельности память подразделяется на непроизвольную и произвольную;

К основным процессам функционирования памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а также сохранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко проявляется связь памяти с деятельностью.

Теории памяти: ассоциативная, бихевиористская (подкрепление памяти соответствующими стимулами), психоаналитическая (на процесс памяти влияют потребности, эмоции, мотивация), гештальтпсихология (акцент на целостность воспроизведения информации), деятельностное направление (процессы памяти обусловлены степенью их важности для деятельности, особенно практической).

Законы памяти: ассоциативный закон, закон осознания, закон эмоциональной окраски, закон актуальных потребностей, закон речевого и образного сопровождения памяти...