Компьютерный психофизиологический тест. Психофизиологические тесты

1. Новое направление психофизиология получила официальный статус в:
а) 1982 году;
б) 1970 году;
в) 1973 году;
г) 1975 году.

2. Выявить участки мозга с активно работающими нейронными клетками позволяет метод:
а) магнитоэнцефалография;
б) электроэнцефалография;
в) магнито-резонансной томографии;
г) позитронно-эмиссионной томографии

3. Регистрация движений глаз называется:
а) томография;
б) электроэнцефалография;
в) окулорафия;
г) магнитоэнцефалография.

4. Регистрация суммарной электрической активности мозга с поверхности головы:
а) магнитоэнцефалография;
б) электроэнцефалография;
в) окулография;
г) позитронно-эмиссионно томография.

5. Основной ритм бодрствования человека в спокойном состоянии:
а) альфа ритм;
б) бета ритм;
в) гамма ритм;
г) тета ритм.

6. Нервные волокна, передающие информацию от рецептора в центральную нервную систему называются:
а) афферентными;
б) эфферентными;
в) двигательными;
г) центробежными.

7.Ориентировочный рефлекс составляет основу:
а) непроизвольного внимания;
б) произвольного внимания;
в) постпроизвольного внимания.

8. Ориентировочный (исследовательский) рефлекс был открыт:
а) И.М.Сеченовым;
б) И.П. Павловым;
в) Л.С. Выготским;
г) Ю. М. Конорским.
9. Внимание можно исследовать методом (исключить один неправильный ответ):
а) локальным мозговым кровотоком;
б) позитронно-эмиссионной томографией;
в) электроэнцефалографией;
г) окулографией.

10. Непроизвольное внимание формируется:
а) с рождения;
б) с 1 года;
в) с 6 месяцев;
г) с 2 -3 месяцев.

11. Непроизвольное внимание оперирует:
а) в настоящем времени;
б) в прошедшем времени;
в) в будущем времени.

12. Антиципирующее внимание обращено:
а) в будущее;
б) в настоящее;
в) в прошлое.

13. Релевантное сообщение это:
а) информация через наушники;
б) информация на оба уха;
в) информация на одно ухо;
г) доминирующее сообщение.

14. Декларативная память это:
а) эксплицитная память;
б) процедурная память;
в) иксплицитная память;
г) семантическая память.

15. Семантическая память это знания:
а) на цифры;
б) на слова;
в) на образы;
г) на действия.

16. Негативное научение это:
а) привыкание;
б) простое научение;
в) ассоциативное научение;
г) сложное научение.

17. Центр речи расположен:
а) в стволе мозга;
б) в ретикулярной формации;
в) в височной зоне;
г) в левом полушарии.

18. Конкретно-образное мышление обеспечивает:
а) правое полушарие;
б) левое полушарие;
в) ретикулярная формация;
г) варолиев мост.

19. Циркадианные ритмы с периодом:
а) более суток;
б) один год;
в) равные суткам;
г) меньше суток.

20. Медленный сон составляет от общего времени сна:
а) 10%;
б) 20 %;
в) 50%;
г) 80%.

21. Нервы, которые проводят возбуждение от центра к периферии, называются:
а) афферентными;
б) эфферентными;
в) двигательными;
г) центробежными.

22. Проекция зрительного анализатора находится:
а) в лобной доле;
б) в височной доле;
в) в затылочной доле;
г) в теменной доле.

23. Основоположник изучения доминанты:
а) И.П. Павлов;
б) И.М. Сеченов;
в) П.Я. Гальперин;
г) А.А. Ухтомский.

24. Угнетение страха и агрессии наблюдается при поражении или удалении:
а) лобных долей;
б) гипофиза;
в) таламуса;
г) миндалины.

25. Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении) – это:
а) внимание;
б) концентрация внимания;
в) внимательность

26. Улыбка Дачена появляется:
а) с рождения;
б) с двух месяцев;
в) с шести месяцев;
г) с 1 года.

27. Сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными явлениями – это:
а) шок
б) аффект
в) эйфория

28. Проекция какого анализатора находится в височной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;

г) вкусового анализатора.

29. Проекция какого анализатора находится в затылочной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.

30. Проекция какого анализатора находится в теменной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.

31. Проекция какого анализатора находится в лобной зоне:
а) зрительного анализатора;
б) слухового анализатора;
в) двигательного анализатора;
г) вкусового анализатора.

32. Психофизиология изучающая поведение как результат взаимодействия биологических и социальных факторов называется …
а) социальная
б) экономическая
в) психологическая

33. Изучением психофизиологических механизмов воздействия на человека экологически вредных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение человека, занимается … психофизиология
а) экологическая
б) экономическая
в) социальная

34. Художественный тип характеризуется преобладанием функций … сигнальной системы.
а) первой
б) второй
в) третьей

35. У мыслительного типа преобладает … сигнальная система.
а) первая
б) вторая
в) третья

36. Повышенная тревожность и пессимизм меланхолического темперамента – интеллектуальная особенность «…» типа.
а) художественного
б) эстетического
в) эмофионального

37. У «художников» доминирует функция … полушария как основа их образного мышления…
а) правого
б) левого
в) и того и другого

38. Какой метод дает возможность выключать любое полушарие и исследовать изолированную работу оставшегося:
а) электроэнцефалограмма;
б) ПЭТ;
в) метод локального мозгового кровотока;
г) «наркоза полушарий».

39. Синапс:
а) обрабатывает информацию;
б) передает информацию;
в) место контакта;
г) окончание аксона.

40. Модель организации двух типов памяти разработал:
а) И.П. Павлов;
б) И.С. Бериташвили;
в) М. Мишкин;
г) Э. Тульвигин.

41. Впервые декларативную память стал исследовать известный физиолог Иван Соломонович Бериташвили в:
а) 1960 г.;
б)1930 г.;
в) 1911 г.;
г) 1940 г.

42. Храниться годами может след в … памяти.
а) процедурной;
б) эскплицитной;
в) декларативной;
г) семантической.

43. Обучение происходит быстро, иногда после первого «урока»:
а) эксплицитное;
б) иксплицитное;
в) процедурное.

44. Память при неупотреблении и без поддержки соответствующим подкреплением склонна к угасанию:
а) декларативная;
б) процедурная;
в) эксплицитная;
г) непроизвольная.

45. След хранится 30 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.

46. След хранится 45 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.

47. След хранится 10 минут:
а) в кратковременной памяти;
б) в промежуточной памяти;
в) в долговременной памяти.

48. Энграмма — это …памяти
а) след
б) способность
в) возможность

49. Распознают чужеродный антиген, реагируют на него:
а) Т-киллеры;
б) В-лимфоциты;
в) Т-хелперы;
г) Т-лимфоциты.

50. Контролируемый и осознаваемый процесс, обладающий пропускной способностью, обеспечивающий последовательную обработку информации:
а) произвольное внимание;
б) непроизвольное внимание;
в) постпроизвольное внимание;
г) предвнимание.

51. Прибор для измерения силы мышц — …
а) динамометр
б) термометр
в) тонометр

52. Пульс в покое в норме составляет 80 уд/мин. у:
а) новорожденный;
б) 7 лет;
в) 14 лет;
г) взрослый.

53. Нормальное давление студента составляет:
а) 130/90 мм. рт. ст.
б) 110/70 мм. рт. ст.
в) 90/60 мм. рт. ст.
г) 105/75 мм. рт. ст.

54. Угасание – особая форма обучения, получившая название … научения.
а) негативного
б) позитивного
в) отрицательного
г) положительного

55. Вегетативные компоненты ориентировочного рефлекса (отметить правильные ответы):
а) расширение зрачков;
б) увеличение кожной проводимости;
в) снижение чсс;
г) изменение дыхания;
д) сужение сосудов головы.

56. Нейроны … избирательно реагируют на появление целевого объекта: на вид, запах пищи.
а) вида
б) цели
в)запаха

57. Школа электрофизиков во главе с А. Эдрианом в Англии сложилась в:
а) 1920 г.;
б)1927 г.;
в) 1934 г.;
г) 1938 г.

58. Восприятие лица человека с выражением счастья вызывает активацию:
а) левого полушария;
б) правого полушария;
в) миндалины;
г) ретикулярной формации.

Некоторые специалисты применяют психофизиологические тесты, при помощи которых физиологические реакции измеряются как возможные показатели психологических проблем (Stoyva & Budzynski, 1993). Интерес к подобным тестам возник, когда в некоторых исследованиях стали высказываться мысли о том, что состояния тревожности обычно сопровождаются физиологическими изменениями, а именно учащением ритма сердца, повышением артериального давления крови, повышением температуры, изменением кожно-гальванического рефлекса и сокращением мышц. Измерение физиологических изменений с тех пор стало играть важную роль при оценке многих психологических нарушений.

Психофизиологический тест - тест, при помощи которого измеряют физиологические реакции (такие как сердцебиение и напряжение мышц), в качестве возможных показателей психологических проблем.

Психофизиологические процедуры помогают при выявлении и решении медицинских проблем, таких как головные боли и гипертония (повышенное артериальное давление), которые связаны с психологическим состоянием человека. Как мы узнаем их 8-й главы, исследователи открыли, что подобные проблемы можно решить при помощи биологической обратной связи, методики, при которой пациенты получают точную информацию о том, как происходят основные физиологические реакции, а затем их постепенно обучают, как эти реакции контролировать (Blanchard, 1994; Stoyva & Budzynski, 1993). Например, когда пациенты с частыми приступами головной боли, связанной с напряжением мышц головы, подробно узнают об уровнях этого напряжения и учатся произвольно расслаблять данные мышцы, то приступы головной боли происходят реже.

Биологическая обратная связь - лечебная методика, при которой пациент получает точную информацию о том, как происходят основные физиологические реакции и его обучают, как можно их контролировать произвольно.

При проведении психофизиологических тестов, как и при проведении других клинических тестов, возникают некоторые проблемы. Многие из этих тестов требуют дорогостоящего оборудования, которое необходимо тщательно настраивать и обслуживать (Nelson, 1981). Помимо этого, психофизиологические измерения могут быть неточными и ненадежными. Лабораторное оборудование само по себе необычно, оно впечатляет, а иногда и пугает, что может возбудить нервную систему пациента и таким образом изменить его обычные физиологические реакции. Показатели физиологических реакций могут измениться и в том случае, когда измерения проводятся неоднократно в течение одного сеанса. Например, гальваническая реакция кожи часто снижается при повторном тестировании.

<Психологические заметки. Примерно 95% из того, что известно о мозге, получено за последние 10 лет (Roan, 1995).>

Нейрологические и нейропсихологические тесты

Некоторые проблемы личности или поведения индивида первоначально возникают из-за повреждений мозга или при изменениях мозговой деятельности. Травмы головы, опухоли мозга, дисфункция мозга, алкоголизм, инфекции и другие нарушения - все это может вызвать органические нарушения. Если предстоит серьезно лечить психическое расстройство, необходимо знать, не лежат ли в его основе какие-либо физиологические нарушения в мозгу (Mattis & Wilson, 1997).

Неврологический тест - тест, непосредственно измеряющий структуру или активность мозга.

Нейропсихологический тест - тест, при помощи которого выявляются мозговые нарушения измерением когнитивных и моторных характеристик, а также способности восприятия.

Существуют методики, которые могут помочь при выявлении патологий мозга. В последнее время разработано несколько неврологических тестов , направленных на прямое измерение структуры мозга и его активности. Сюда относятся аксиальная компьютерная томография (computerized axial tomogram, CAT scan), при которой рентгеновские лучи принимаются от мозга под разными углами; электроэнцефалография, при этой процедуре электрические импульсы мозга собираются при помощи проводов, прикрепленных к голове; позитронная эмиссионная томография (positron emission tomogram, PET scan), компьютерная запись уровня химической активности мозга, а также магнитно-резонансная томография (МРТ) (magnetic resonance imaging, MRI), при этой процедуре используется особое магнитное свойство определенных атомов, входящих в состав тканей, чтобы воссоздать подробную картину структуры мозга (Janicak & Winans, 1997).

Будучи очень тонкими, подобные неврологические процедуры все-таки не всегда способны выявить скрытые патологии мозга. Нейропсихологические тесты , разработанные в последнее время, хотя и имеют менее непосредственный подход при обследовании, могут выявить больше результатов. При проведении нейропсихологических тестов, для выявления более широких проблем, связанных с мозгом, в качестве показателей оцениваются когнитивные и моторные характеристики, а также способность восприятия (Butters et al., 1995; Matarazzo, 1992). Повреждения мозга особенно сильно влияют на зрительное восприятие, кратковременную память и визуально-моторную координацию, поэтому при проведении тестов в основном обращается внимание на данные области.

<Электроэнцефалограмма . Электроды, прикрепленные к черепной коробке, выявляют электрические импульсы мозга. Затем эти импульсы превращаются в чернильные линии на вращающейся разграфленной бумаге, чтобы воспроизвести электроэнцефалограмму. Электроэнцефалограмма в приведенном примере измеряла колебания мозга 4-месячного ребенка, которого стимулировали показом игрушек, и она оказалась единственным значительным показателем активности мозга.>

Грусть и мозг. Позитронная эмиссионнная томограмма (PET scan) человека с грустными мыслями показывает, какие области активности мозга соответствуют подобным изменениям настроения.

Визуально-моторный гештальт-тест Бендера (Bender Visual-Motor Gestalt Test), один из наиболее широко используемых нейропсихологических тестов, состоит из 9 карточек, на каждой из которых изображен простой рисунок (Bender, 1938) (см. рис. 3.3). Участвующие в гештальт-тесте Бендера рассматривают по одному рисунки на карточках и копируют их на листке бумаги. Позже они пытаются вновь нарисовать по памяти эти рисунки. К 12-ти годам большинство людей способны запомнить и воспроизвести эти рисунки. Заметные ошибки в точности изображения считаются отражением органических нарушений мозга. Данный тест способен выявить людей с органическими нарушениями в 75% случаев, что служит показателем высокой валидности (Heaton, Baade, & Johnson, 1978). Однако ни один нейропсихологический тест не способен точно отличить один специфический тип нарушений мозга от другого (Goldstein, 1990). Это является основным недостатком всех нейропсихологических тестов: в лучшем случае они оказываются довольно грубыми и общими сканирующими средствами при изучении нейрологических проблем. Для того чтобы добиться большей точности и четкости, специалисты часто применяют серию, или батарею ,нейропсихологических тестов, каждый из которых направлен на выявление специфических нейрологических свойств.


Рис. 3.3. Гештальт-тест Бендера (The Bender Gestalt Test). В процессе данного теста испытуемые копируют на листке бумаги каждый из 9 рисунков, а затем рисуют их вновь по памяти. Значительные ошибки в рисунке (как это видно справа на рисунке, сделанном человеком с повреждением мозга) могут отражать некие органические дисфункции мозга. (Взято из книги Lacks, 1984, р. 33.)

Нейропсихологическая батарея тестов Халстеда-Рейтана (Halstead-Reitan Neuropsychology Battery) и Лурия-Небрасская батарея тестов (Luria-Nebraska Battery) - это две наиболее широко применяемые серии тестов (Reitan & Wolfson, 1985; Halstead, 1947).

Батарея - серия тестов, каждый из которых измеряет проявления специфической области.

Психология всегда пыталась решить одну из самых интересных задач - найти признаки, по которым можно определить, что представляет собой данный конкретный человек. Такая информация дает возможность предсказать поведение человека в той или иной ситуации, что представляется очень важным и в бизнес-практике, в частности.

История наиболее мощного психодиагностического инструмента - тестов интеллекта - перевалила уже за 100 лет, считая от пионерской работы Бине и Симона. Долгую историю имеют и личностные опросники, и проективные тесты. За это время создано много полезных инструментов и сложилась разработанная психометрическая теория. Ни первое, ни второе, однако, не избавляют психологическое тестирование от некоторых серьезных проблем. Ниже речь пойдет об одной из них, особенно существенной в плане практического применения. Эта проблема заключается в том, что у тестируемого при существовании на то желания есть немало способов ввести тестирующего в заблуждение.

Начнем рассмотрение этой проблемы с личностных опросников. Для них отработаны способы внешней валидизации по группам населения с высокой выраженностью соответствующего признака, для чего особенно часто используется психопатология. Например, шкала паранояльности оценивается по группе параноиков, а опросник эмоционального интеллекта - по группе алексетимиков. Способ этот, безусловно, весьма эффективен, однако не учитывает одного обстоятельства - мотивация заполнения опросника параноиком, находящимся в кабинете психолога психиатрической клиники, совсем не та, что, например, у кандидата на должность менеджера по продажам или руководителя службы безопасности фирмы, который проходит тестирование для поступления на работу или в порядке ассесмента персонала. Во втором случае совершенно естественным является желание предстать перед работодателем в наиболее выигрышном свете, продемонстрировать наличие у себя тех качеств, которые обеспечивают эффективную работу на соответствующей должности (профессионально важных качеств, если воспользоваться более профессиональной терминологией). В первом случае аналогичное желание отнюдь не очевидно. Можем ли мы заранее отрицать здесь даже прямо противоположное - выставить в наиболее ярком виде симптомы своего недуга? Вряд ли. Во всяком случае, необходимо очень осторожно подходить к проблеме сравнения результатов тестирования при разной мотивации. Студенты-психологи, на которых проводится обкатка многих тестов, мотивированы принципиально иначе, чем тестируемые в бизнес структурах. Отсюда возникает то мнение о психологическом тестировании, которое выразил один мой знакомый, прошедший тестирование при поступлении на работу в банк: «Мне дали тест, в котором на 100 разных ладов спрашивалось, не буду ли я воровать. Ну, конечно, ответил, что не буду. Что они на дураков рассчитывают, что ли?» К сожалению, понять смысл психологических опросников часто не составляет проблемы для тестируемого. Возможно, в этом заключена основная причина невысоких корреляций показателей психологических опросников и индексов эффективности на рабочем месте.

Задачные тесты интеллекта и креативности, как и проективные личностные тесты, лишены отмеченного выше недостатка. Сколь хорошо ни понимает тестируемый, что оценивается, допустим, его интеллект, это не поможет ему найти правильный ответ. Результаты тестов интеллекта не зависят от осознания тестируемым их направленности. Здесь, однако, есть другая проблема, особенно остро стоящая в нашей стране - проблема отсутствия защищенности теста от раскрытия. Стоит тестируемому получить заранее доступ к тому же тесту интеллекта и его ключам, как ничто не помешает показать ему тот результат, который он пожелает.

В нашей стране проблема приобретает дополнительную остроту. Во-первых, у нас очень невелико количество тестов интеллекта, используемых на практике. В 80% случаев это Векслер, Равен, Амтхауер, Кеттелл или КОТ (о тестах Г. Айзенка, публикуемых с советского времени в популярных книжках самого автора, говорить не стоит). Стоит познакомиться с этим инструментарием, и Вы будете поражать воображение потенциальных работодателей заоблачными высотами интеллекта. Во-вторых, наши психологи в 90-е годы сами лишили себя орудий, опубликовав сборники тестов с ключами, о чем уже неоднократно говорилось как в научных, так и популярных изданиях. А.Г. Шмелев приводит следующий типичный пример: «В 90-е гг. ... в журнале «Космополитен» были опубликованы материалы, раскрывающие сотням тысяч читательниц этого журнала секретные ключи к таким методикам, как «Рисунок несуществующего животного». Узкий круг разработчиков этого теста мог десятилетиями нарабатывать тонкий слой проверенных экспериментально диагностических признаков («размеры зубов», «размеры глаз» и т.п.), но достаточно всего одной публикации, чтобы ключи к тесту были разглашены, и он тут же из инструмента профессионала превратился в игрушку-забаву для любителей салонных развлечений.

Итак, проблема может быть сформулирована следующим образом: у психологов есть сегодня достаточно серьезный репертуар тестов, в отношении которого, однако, тестируемый при желании может пустить в ход противооружие. Это особенно актуально в сфере бизнес-тестирования, где у тестируемого есть все основания, чтобы стремиться к приукрашиванию своего результата.

Психолог, применяя сегодня самый надежный и валидный по идее тест и получая результат путем корректных и тщательных процедур, не может быть уверен, что против его теста не было использовано противооружие, и полученный в конечном счете результат не собьет с толку работодателя.

Сегодня появляются несколько путей к разрешению этой проблемы, причем все пути основаны на развитии компьютерных технологий.

Тесты интеллекта, генерируемые компьютером

Представим себе, что мы имеем несколько параллельных версий теста интеллекта. Другими словами, у нас есть несколько тестов интеллекта, построенных по одному принципу и измеряющих одно и то же свойство (например, общий интеллект), но реализуемых разными задачами. В этом случае попытка заранее подготовиться к тестированию будет существенно затруднена. Эта попытка станет невозможной, если мы располагаем бесконечным количеством вариантов. К сожалению, уже наличие двух параллельных вариантов теста представляет непростую проблему, поскольку для каждого варианта необходимо проведение трудоемких исследований. Тесты, генерируемые компьютером — это замечательная возможность в плане создания объективных, нефальсифицируемых методов тестирования, однако, к сожалению, не универсальная. Вряд ли возможно сконструировать этим путем личностные тесты, поскольку на сегодня не существует способа автоматического создания вопросов, отражающих определенную личностную черту. Даже в сфере тестирования интеллекта применение принципов компьютерного генерирования достаточно ограниченном эквивалентности заданий и т.д. Иметь хотя бы десяток вариантов - крайне дорогое, фактически недостижимое удовольствие.

Однако есть и другой путь - попытка подготовиться к тестированию невозможна также в том случае, если теста нет до тестирования, а он генерируется в момент, когда тестируемый принимается за решение. В этом идея тестов интеллекта, генерируемых компьютером. Представьте, что Вы садитесь перед компьютером, который предъявляет Вам сгенерированную им задачу, причем ему заранее известен уровень сложности этой задачи. В зависимости от Ваших ответов он генерирует и предъявляет Вам новые задачи, определяя доступную Вам степень трудности. Этим, с одной стороны, открывается возможность многоразового использования теста одним испытуемым и снимается вопрос о его защищенности, с другой стороны, уровень интеллекта определяется при помощи предъявления минимального числа заданий, поскольку их сложность корректируется в зависимости от работы испытуемого и отпадает необходимость предъявления лишних, слишком простых и слишком сложных, заданий.

Хотя в предшествующем изложении идея тестов, генерируемых компьютером, может показаться простой, для их создания потребовалась огромная работа. Вся проблема заключается в том, чтобы по структуре задачи заранее знать степень ее трудности. Ведь компьютер, конструируя задачу, должен заранее, ни разу не предъявив ее испытуемому, знать, насколько она сложна и за какой промежуток времени ее должен решить (или вообще не решить) испытуемый с определенным уровнем интеллекта.

Психофизиологическое тестирование

Психофизиологическое тестирование, обладая столь же полной объективностью и возможностью противостоять фальсификации, как и генерируемые компьютером тесты, является в то же время более универсальным, но также основано на внедрении компьютерных технологий. Основоположником компьютерного анализа электрофизиологических данных и их соотнесения с психологическими характеристиками является «живой классик» американской психофизиологии Е. Рой Джон. В наши дни персональный компьютер при помощи соответствующего программного обеспечения может не только провести Фурье-анализ электромагнитной активности мозга и построить на его основе спектрограммы, но и соотнести особенности электроэнцефалограммы человека с его психологическими особенностями. Рой Джон установил, например, в обширном исследовании такой любопытный факт: частота альфа-ритма человека положительно коррелирует с его интеллектом. Другими словами, чем выше у человека частота альфа-ритма, тем больше вероятность, что он продемонстрирует высокий интеллект.

В нашей стране исследование в этой области на протяжении нескольких десятилетий ведет проф. А.Н. Лебедев. В его первых исследованиях в центре внимания был все тот же альфа-ритм. А.Н. Лебедев предложил так называемую «теорию динамической памяти», согласно которой электроэнцефалограмма (ЭЭГ) человека отражает циклические разряды нейронов, кодирующие психические образы. Чем больше групп нейронов могут давать разряды, не «слипаясь» между собой, тем больше элементов образа может держать человек в голове, тем больше объем его сознания, или, в когнитивистских терминах, «рабочей памяти». Рабочая же память, как известно, сильно коррелирует с интеллектом (Kyllonen). В более поздних работах А.Н. Лебедев стал привлекать большее количество характеристик электромагнитной активности мозга, но идти менее теоретическим путем. Он использует множественный регрессионный анализ, в котором независимыми переменными выступают частотные и амплитудные характеристики ЭЭГ, а также синхронизированность отведений, а зависимыми - различные психологические характеристики.

Давно известно, что динамика электрических потенциалов головного мозга имеет яркие индивидуальные особенности. Одна из самых важных личностных особенностей человека — его способность к обучению — также индивидуальна. Каждому со школьной скамьи известно, что одним легче дается обучение, другим — труднее. Электроэнцефалограмму можно читать, как правдивую книгу о самом себе, о психологических особенностях каждого из нас. Мы смотримся в обычное зеркало, чтобы проверить свои представления о внешнем облике. Электроэнцефалограмма — такое же зеркало для отражения нашей внутренней сути, для объективной оценки особенностей нашей личности, наших возможностей.

Достаточно расслабиться на 20 минут с закрытыми глазами и электродами, размещенными на голове, чтобы оценку не только медицинских показателей, но и психологических особенностей человека выполнил с приемлемой точностью «железный» эксперт, неподкупный компьютер.

Таким образом, не задавая ни одного вопроса испытуемому, только записав его электроэнцефалограмму, притом в состоянии релаксации, при закрытых глазах, в отсутствие какой-либо заданной или произвольной деятельности, можно выявить психологический портрет человека, узнать, например, насколько он умен, энергичен, предприимчив, совестлив, тревожен и т.д.

Эта диагностика является полностью защищенной от попыток каких-либо манипуляций со стороны испытуемого. Знакомство с этим видом диагностики, опыт ее предыдущего прохождения не помогут испытуемому что-либо изменить в своих результатах. Вы сажаете тестируемого на полчаса в кресло, накладываете электроды, просите расслабиться. Остальное делают энцефалограф и компьютер, обрабатывающий результаты.

Психофизиологическая диагностика к тому же не имеет тех ограничений по сфере применения, какие имеют тесты, генерируемые компьютером. Она может использоваться как в плане интеллекта, так и личностных особенностей. Правда, получение психодиагностических уравнений предполагает проведение большой предварительной работы. Использование в множественном регрессионном анализе более 300 параметров ЭЭГ выдвигает высокие требования к статистической значимости связей, что делает необходимым использование выборок испытуемых в 400 и более человек. Учитывая, что речь идет не просто о психологическом исследовании, а об аппаратурном снятии электрофизиологических параметров, объем работы получается весьма значительным. Тем не менее, на сегодняшний день в Институте психологии РАН уже проведена серьезная работа, позволяющая осуществлять электрофизиологическую диагностику как интеллектуальных, так и личностных характеристик испытуемых.

Диагностика по речи

Еще одним перспективным источником информации о тестируемом является его речь. Речь, конечно, продуцируется человеком в большей или меньшей степени произвольно, однако мы отнюдь не контролируем всего, что проявляется в нашей речи. С середины 50-х гг. прошлого века в США Готтшалком и Глезер начала разрабатываться методика диагностики осознанных и неосознанных аффектов по речи. Пока что корреляции объективных характеристик содержания речи с особенностями, выявленными в процессе традиционной личностной диагностики, оказываются весьма скромными. В то же время сохраняется надежда, что путем совершенствования методов обработки, а также оптимизации процедуры получения текста удастся достичь больших результатов. Если это будет сделано, то возникнет новая ветвь диагностики - психолингвистическая. Таким образом, в отличие от двух предыдущих направлений третье представляет собой лишь перспективу, однако перспективу вполне реальную, дополняющую непростую картину высокотехнологичных психодиагностических методов будущего.

Пока что корреляции объективных характеристик содержания речи с особенностями, выявленными в процессе традиционной личностной диагностики, оказываются весьма скромными. В то же время сохраняется надежда, что путем совершенствования методов обработки, а также оптимизации процедуры получения текста удастся достичь больших результатов. Если это будет сделано, то возникнет новая ветвь диагностики - психолингвистическая. Таким образом, в отличие от двух предыдущих направлений третье представляет собой лишь перспективу, однако перспективу вполне реальную, дополняющую непростую картину высокотехнологичных психодиагностических методов будущего.

Сравнительная характеристика новых подходов к тестированию, или Что день грядущий нам готовит?

Для сравнения перечисленных новых подходов к тестированию в плане их практической применимости следует оценить их с позиций нескольких критериев. Такими критериями являются: широта применения, объективность (защищенность от фальсификации), простота проведения, доступность на рынке и, наконец, стоимость.

Достоинствами тестов, генерируемых компьютером, являются полная на сегодняшний день защита от фальсификации и простота проведения. Для проведения теста достаточно посадить испытуемого за компьютер, и через полчаса - час можно получить надежный результат. Однако, как уже отмечалось, область применения этих тестов, хотя и очень важная, но пока ограниченная - оценка общего интеллекта. Общий интеллект является часто самым важным предиктором профессиональной успешности человека (Ушаков, 2004; Gotfredson,), однако о многих аспектах поведения человека он не дает информации. Например, работодатель может интересоваться информацией о надежности, верности потенциального сотрудника. Тест общего интеллекта, к сожалению, здесь не скажет решающего слова.

Тесты, генерируемые компьютером, на нашем рынке еще не появились, хотя при большом желании доступ к ним получить уже можно. Стоимость еще не определилась, но это продукт современных западных технологий, который при соблюдении прав интеллектуальной собственности достаточно дорог.

Психофизиологическая диагностика так же, как и генерируемые компьютером тесты, обладает полной защитой от фальсификации, но при этом имеет и значительно более широкую сферу приложения. Дополнительным преимуществом психофизиологической диагностики является возможность ее параллельного проведения с психологическим тестированием. В этом случае возникает дополнительный контроль - расхождение результатов служит сигналом к дополнительной проверке на предмет возможной необъективности результатов. Недостатком психофизиологического тестирования является сложность проведения. Хотя процедура и не очень длительна, она достаточно трудоемка. Тестируемому на голову нужно наложить электроды, что предполагает уже определенную психофизиологическую квалификацию, что не всегда доступно «чистому» психологу. Энцефалограф стоит на порядок дороже компьютера. Кроме того, все это железо не будет работать без специальных программ, полученных в результате длительных исследований и составляющих «ноу-хау» разработчиков. В стандартный набор поставки энцефалографов эти программы естественно не входят. Как следствие, психофизиологическая диагностика оказывается существенно дороже психологической. В то же время она уже доступна на отечественном рынке.

Сказанное о разных видах высокотехнологичного тестирования можно свести в следующую таблицу.

Психофизиологическое тестирование представлено в программе «Бослаб» отдельной закладкой и включает сессии, предназначенные для оценки физиологических параметров и их динамики при проведении стресс-тестов, т.е. при выполнении заданий, содержащих когнитивную, эмоциональную или сенсорную нагрузку.

В сессиях этой группы сохраняется следующий набор сигналов:

· Кардиоинтервалы (КИ)

· Дыхание 1, Длительность дыхания 1, Длительность выдоха 1

· Кожная проводимость (ПрК), Кожная проводимость (логарифм) (Ln ПрК)

· Фотоплетизмограмма (ФПГ)

· Амплитуда систолической волны (АСВ)

· Время распространения пульсовой волны (ВРПВ)

Стресс-тест – Когнитивная задача

Мониторирование физиологических параметров во время выполнения когнитивного задания. В качестве когнитивной нагрузки используется арифметический счет, подбор слов по смысловому критерию сходство/различие (синонимы, антонимы) и т.д. Терапевт может выбрать любое задание, активно задействующее функции мышления, памяти и внимания.

Сессия содержит два экрана пациента: нейтральное изображение (пейзаж) для выполнения устных заданий и стимульный материал – красно-черная таблица Горбова.

Стресс-тест – Ситуация

Пациенту предлагается вспомнить и описать ситуацию, носящую стрессирующий характер. Ситуация должна быть значимой для обследуемого, в то же время не являясь психотравмирующей. Рекомендуется описывать ситуацию вслух, поскольку вербализация помогает актуализировать переживания, испытанные «там и тогда». Для многих людей проговаривание подобной ситуации вслух уже будет достаточным для того, чтобы проявились характерные психофизиологические реакции на стресс. Обычно имеются видимые признаки: учащается дыхание, изменяется тембр голоса, поза становится более напряженной и т.д. Длительность тестирования должна составлять 3-5 минут. Используется экран пациента «фотозаставка», содержащий нейтральное изображение.

Экран пациента «Сюжеты» использует инструмент СЛАЙД-ШОУ, позволяя предъявлять тестируемому стимульный материал (фотографии). Такая форма работы рекомендуется при тестировании профессиональных групп и позволяет предъявлять стимульные изображения на профессиональную тематику.

Стресс-тест - видеосюжет

Мониторирование параметров во время просмотра тематического видеоматериала стрессирующего характера. С помощью редактора экранов пользователь может задавать для предъявления в данной сессии различные видеосюжеты.

Отдых

Мониторирование параметров во время отдыха. Это минутные сессии, которые используются для оценки способностей к восстановлению. Тестируемому дается задание не просто пассивно сидеть, а максимально эффективно использовать предстоящую минуту отдыха для того, чтобы восстановиться и подготовиться к следующему заданию.

Мониторинг физиологических параметров - визуальный стимул

Сессия используется для мониторинга физиологических показателей на фоне предъявления визуального стимула. Предъявление стимула в программе «Бослаб» реализовано с помощью экрана СЛАЙД-ШОУ и системы меток. При запуске сессии на экране пациента появляется фоновое изображение, которое в определенный момент сменяется визуальным стимулом, после чего снова отображается фон.

Мониторинг физиологических параметров - звуковой стимул

Сессия используется для мониторинга физиологических показателей на фоне предъявления звукового стимула. При запуске сессии на экран пациента выводится нейтральное изображение. В определенный момент программа подает звуковой сигнал. Пользователь может самостоятельно настроить время возникновения и длительность предъявления звукового стимула, а также выбрать звуковой эффект.

Мониторинг физиологических параметров - произвольный стимул

Сессия используется для мониторинга физиологических показателей на фоне предъявления произвольного стимула. Под произвольными понимаются внешние (по отношению к программной среде) стимулы, например, тактильный или холодовой раздражитель.

Эта сессия использует интегрированную в программу «Бослаб» систему меток. Во время записи сигналов пользователь «ставит метку» в момент предъявления стимула. Эта метка затем отображается на графике при просмотре записи.


Оценка результатов тестирования

Полученные данные оцениваются по трем критериям: 1) исходные значения параметра, 2) динамика его изменений в процессе стресс-тестирования (реакция на стрессовое воздействие) и 3) качество восстановления показателя во время отдыха.

Сначала оцениваются психофизиологических показателей в состоянии покоя, затем анализируется их динамики в процессе выполнения стресс-тестирования, для этого строится график изменения показателя по средним значениям за сессию. В идеальном случае график будет иметь следующий вид:

То есть любой показатель из тестируемых должен: во-первых, реагировать на стрессовое воздействие, во-вторых, возвращаться к исходному уровню во время отдыха. Оценка реактивности и восстановления проводится с учетом фоновых значений параметра. Следует обращать внимание на следующие моменты:

· был ли завышен/занижен фоновый уровень?

· было ли такое изменение фонового уровня реакцией на процедуру или же это хроническое нарушение?

· насколько выраженно изменялся показатель при воздействиях?

· какие воздействия вызывали наибольшую реакцию?

· восстанавливался ли показатель за сессию отдыха?

· было ли восстановление полным (до исходного уровня, либо до нормальных значений, если фон был изменен)?

· наблюдаются ли отсроченные реакции, «застревание» в фазе напряжения (ситуации, когда реакция проявляется не на стресс-тесте, а в последующем отдыхе)?

· как вел себя показатель в течение тестирования, как он изменился в последней сессии относительно начала тестирования (прогрессивное нарастание реактивных изменений с некачественным восстановлением или, наоборот, адаптация, эффективное восстановление)?